Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является:
Проанализировать современную ситуацию на рынке государственного долга, состав, структуру и динамику внешней задолженности в последние годы;
Проанализировать механизм управления государственным долгом, основные методы управления внешней задолженностью, а также использование экономико-математических моделей для всестороннего подхода к изучению внешней задолженности;

Файлы: 1 файл

Государственный долг.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)


                                               Содержание

 

 

                                                    Введение

 

Будущее российской экономики, восстановление политической и социальной стабильности в стране в огромной степени зависит от успешной политики управления внешним долгом. В этой связи одной из самых актуальных проблем является управление внешней задолженностью такими финансовыми методами, которые бы позволили перейти к курсу на сокращение долга и продолжить реформирование экономики.

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.

Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Набор применяемых  российским правительством финансовых методов управления накопленным внешним долгом невелик. Вне поля зрения остаются многие новые явления и тенденции в международной финансовой системе, опыт крупных должников, добившихся существенного облегчения долгового бремени за счет комплексного подхода и использования нетрадиционных методов. Успешные финансовые методы управления внешней задолженностью России должны не только решать проблему задолженности, но также способствовать реализации более общих задач экономической и финансовой политики государства.

Большая практическая значимость проведения всестороннего исследования управления внешним долгом России, недостаточная разработанность методики управления внешним государственным долгом, в том числе финансовых методов урегулирования накопленной внешней задолженности применительно к условиям России, и испытываемый недостаток практических рекомендаций определили выбор и обусловили актуальность темы настоящей работы.

В данной работе рассмотрим понятие государственного долга и его классификацию на внутренний и внешний долг,

Широкое использование  мирового опыта управления внешним  долгом позволило бы России с меньшими издержками решить собственные долговые проблемы,  поэтому в работе представлен зарубежный опыт управления внешней задолженностью.

Целью работы является:

  1. Проанализировать современную ситуацию на рынке государственного долга, состав, структуру и динамику внешней задолженности в последние годы;
  2. Проанализировать механизм управления государственным долгом, основные методы управления внешней задолженностью, а также использование экономико-математических моделей для всестороннего подхода к изучению внешней задолженности;
  3. Выявить наиболее целесообразные и приемлемые направления сокращения долговой зависимости;
  4. Выявить основные проблемы управления внешней задолженностью и пути их решения.

Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.

Актуальность  рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственный долг: сущность, понятие  виды

 

1.1. Понятие государственного долга

Государственным долгом в Российской Федерации являются долговые обязательства РФ и субъектов РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Долг может  быть оформлен ценными бумагами или  определяться договором между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти, с одной стороны, и инвестором - с другой. В последнем случае долг существует в форме несекьюритизированных кредитов или займов и оформляется, как правило, путем регистрации в Государственной долговой книге РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Государственная долговая книга - это перечень, в который заносится информация о долговых обязательствах РФ.

Отрицательные последствия государственного долга  связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Наибольшим бременем на страну ложится внешний долг, так как в этом случае страна вынуждена отдавать наиболее ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Однако от бремени государственного долга страдают в большей степени слаборазвитые страны. В преуспевающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как частный, так и государственный, играет в целом положительную роль.

 

                                 1.2. Сущность и виды государственного долга

 

В категорию "государственный долг" включаются все признанные долги Российской Федерации. Государственный долг оценивается  по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а ее изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).

Необходимо  также учитывать и федерально-региональную структуру государственного долга. На практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации с госзаимствованиями. Но более правильно было бы говорить о консолидированном, государственном долге, включающем задолженность региональных и муниципальных органов власти1.

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства  в следующих формах:

- кредитные  соглашения и договоры, заключенные  от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственные  ценные бумаги, выпускаемые от  имени РФ;

- договоры  о предоставлении государственных  гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформленные  долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

- соглашения  и договоры, в том числе международные,  заключенные от имени РФ, о  пролонгации и реструктуризации (это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения) долговых обязательств прошлых лет.

Сложность объекта  требует выработки определенного  подхода к классификации состава долга. При этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование принятой бюджетной классификации (в этом случае в структуре долга появляется ряд статей конъюнктурно-оперативного порядка); во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению, и в этом случае преобладают институциональные признаки долговых статей2.

Классификация государственного долга:

  1. по сроку погашения: основной (капитальный) и текущий. Основным государственным долгом выступает сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не подлежит предъявлению к оплате в течение данного периода. Текущим государственным долгом является задолженность государства по обязательствам, по которым срок платежа уже наступил;
  2. по времени: краткосрочные (сроком до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до тридцати лет);
  3. по характеру задолженности: внутренний и внешний долг. В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга;
  4. по типу кредитора: внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям); внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков);
  5. по типу долгового обязательства: внутренний долг (долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям); внешний долг (аналогично перечню статей внутреннего долга).

 

 

 

     1.3. Внешний долг  РФ: источники заимствования и порядок погашения

 

Система международной  задолженности начала формироваться в начале  70-х годов. Отправными ее точками можно считать крах Бреттон-вудской системы в 1971 году и первый нефтяной шок в 1973 году. К тому времени банковская деятельность во многих странах была сильно зарегулирована, что объяснялось, в первую очередь, уроками кризисов и великой депрессии 30-х годов. На первом месте стояла безопасность, и прибыль не рассматривалась как самоцель, отсюда и сами банковские акции не являлись привлекательным инструментом прироста капитала. Катализаторами идей агрессивного поведения на рынке выступали First International Citibank of New York и Bank of America. Последнему, например, удалось привлечь средства в объеме, в 20 раз превышающем его капитал, что было неслыханно по тем временам. Рост банковских акций начался уже в 1972 году, однако сразу же после этого по несчастливой случайности начала набирать силу инфляция. Затем стали ощущаться последствия первого нефтяного шока, и приток капитала в нефтедобывающие страны значительно вырос. Указанные страны не знали, что им делать с деньгами. Возникали ситуации, когда некоторые банки (Bankers Trust, например) вынуждены были прекращать прием депозитов. На повестке дня стоял трудноразрешимый вопрос, как запустить в оборот нефтедоллары. И как раз в этот момент в игру вступили банки. Начался бум международных займов. Причем крупными заемщиками выступали не только развивающиеся страны, не имеющие нефти для финансирования своих дефицитов, но и страны, обладающие нефтью для финансирования программ расширения экономики.

В первую очередь  банками были запушены в оборот избыточные средства ОПЕК. Причем средства, взятые в кредит в одном месте, депонировались в другом, так что банки получали средства и затем снова их одалживали. Спрос на банковские кредиты рос не по дням, а по часам. Поскольку рынок евродолларов не был регулируемым, банки не обязаны были подчиняться требованиям о минимально необходимом резерве против обязательств своих оффшорных филиалов, поэтому ничто не мешало им создавать кажущийся тогда бесконечный поток кредитов.

Регулирующие  органы не успевали за развитием событий, а сами коммерческие банки не утруждали себя скрупулезным анализом положения заемщика. Причем банки переводили средства менее развитым странам в гораздо большем объеме, чем к этому были готовы сами бреттон-вудские институты - Международный валютный фонд и Всемирный банк. Самым удивительным было то, что страны-заемщики продолжали отвечать традиционным меркам оценки их кредитоспособности: отношению внешнего долга в процентах к экспорту, отношению объема текущих дефицитов в процентах к экспорту и т.д. Более того, благодаря этим отношениям с ростом долгов увеличивались возможности по обслуживанию займов. Объяснением этому служат преобладавшие в течение 70-х годов очень низкие (впоследствии ставшие отрицательными) реальные процентные ставки. Так как рынок евровалют оставался за пределами контроля центральных банков,  рост его объемов не влиял напрямую на монетаристскую политику ни в одной из стран. В процессе перехода от использования избыточных средств ОПЕК к созданию кредита банки успели воспользоваться и падением доллара, и несоответствием процентных ставок росту цен. Для заемщиков же падение реальных процентных ставок снижало расходы по обслуживанию займов и увеличивало их кредитоспособность, что, в свою очередь, усиливало их желание и дальше привлекать внешние средства. Кредит становился катализатором торговли. Экспортные показатели развивающихся стран улучшались за счет повышения спроса на их товары во всем мире.

Таким образом, в период с 1973 по 1979 годы имел место  настоящий взрыв международного кредита, что и заложило основы для мирового инфляционного процесса 70-х годов, пиком которого стал второй нефтяной шок. Двоякость эры мирового экономического процветания выражалось в следующем. С одной стороны, высокий уровень потребления и активная инвестиционная деятельность, с другой - иллюзорная кредитоспособность должников, перекосы (дефицит или избыток) в платежных балансах, ухудшение структуры банковских балансовых отчетов, опережающий рост цен и заработной платы, отсутствие роста сбережений. Центр тяжести переместился от денежных активов к материальным. Отрицательные процентные ставки делали хранение энергоресурсов в месторождениях более выгодным, чем хранение наличности в банках - Благодаря всему этому и была создана обстановка, при которой перебои с нефтедобычей в Ираке в 1979 году вызвал второй нефтяной кризис и второй скачок цен на нефть.1

Информация о работе Государственный долг