Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является:
Проанализировать современную ситуацию на рынке государственного долга, состав, структуру и динамику внешней задолженности в последние годы;
Проанализировать механизм управления государственным долгом, основные методы управления внешней задолженностью, а также использование экономико-математических моделей для всестороннего подхода к изучению внешней задолженности;

Файлы: 1 файл

Государственный долг.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Расплата  не заставила себя ждать. Пострадали в той или иной степени, как кредиторы, так и должники. Континентальной Европы и Японии инфляция коснулась в меньшей степени, поскольку они придерживались более жесткой монетаристской политики и содействовали повышению курсов своих валют.  Для этих стран цена на нефть (фиксируемая в долларах) упала, а их экспортные товары, не затронутые инфляцией (даже несмотря на рост курсов их валют), остались конкурентоспособными. Наибольший бюджетный и торговый дефицит оказался у США и Великобритании, причем последняя вынуждена была прибегнуть к помощи МВФ Соединенные Штаты, как страна резервной мировой валюты, ограничились лишь ужесточением кредитно–финансовой политики. И если до описываемой ситуации центральные банки еще пытались влиять на экономическую активность, контролируя процентные  ставки, то теперь политика целиком окрасилась в монетаристский цвет, и центр тяжести сместился к контролю над общим объемом денежной массы. Почувствовав свободу, процентные ставки резко взлетели вверх, что вкупе с трехкратным увеличением цен на нефть и почти таким же снижением цен на потребительские товары, усилением доллара и общемировой рецессией сильнейшим образом ударило по развивающимся странам. Последующие займы, увеличившие объем их общей задолженности еще на 30%, загнали их в ловушку, так как измеряющие их кредитоспособность соотношения заметно ухудшились. Таким образом, если раньше во время бума международных займов банкиры не сразу осознали, что их собственная деятельность по предоставлению займов благоприятно сказалась на коэффициенте покрытия (debt ratio) стран-должников, то теперь они проспали уже обратный процесс.

Как видно  из табл. 1 размеры внешнего государственного долга сокращаются. Вместе с тем, экономика России остро нуждается в крупных инвестициях. Согласно "Основным положениям энергетической стратегии России на период до 2020 года", инвестиционные потребности только газовой отрасли составят 180 млрд долл., а электроэнергетики - 130-160 млрд долл.

Таблица 1. Структура накопленного внешнего долга3

Наименование

01.01.2007

01.01.2010

01.01.2009

 

$млрд

$ млрд.

$ млрд.

Государственный внешний  долг РФ 
(включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

143,4

137,8

30

Задолженность странам-участницам Парижского клуба

47,5

42,9

4,12

Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб

19,5

19,6

1,58

Коммерческая задолженность

6,7

6,5

6,5

Еврооблигационные займы, ОВГВЗ и ОГВЗ

47,2

47

4,52

Задолженность по кредитам Банка России

6,4

6,4

6,4

Задолженность перед международными финансовыми организациями, в т.ч.

16,1

15,4

1,49

 МВФ

8,8

8,1

 

 Мировой банк

7,1

7,1

 

ЕБРР

0,2

0,2

 

 

Вместе с  тем сегодня не оправдываются надежды на массированный приток частного российского и иностранного капитала. За 2008 год инвестиции сократились с учетом инфляции почти на 10 проц. Если инвестиции и дальше будут сокращаться, то в следующем году темпы экономического роста России могут заметно снизиться. Решение инвестиционной проблемы - в новой бюджетной философии, считают авторы статьи, опубликованной газетой "Известия", профессор Академии бюджета и казначейства Минфина Борис Алехин и генеральный директор ММВБ Александр Захаров.

Как показывает мировой  опыт, основным способом финансирования государственных инвестиций является выпуск рыночных, торгуемых ценных бумаг. Россия занимает последнее место среди 35 наиболее развитых стран мира по стоимости государственных ценных бумаг, обращающихся на внутреннем рынке. В среднем для этих стран с ростом ВВП на 1 млрд долл. стоимость ГЦБ увеличивается почти на 0,9 млрд. Если исходить только из этой зависимости, то российский внутренний долг мог бы равняться примерно 150 млрд долл. А фактически - лишь около 20 млрд долл. или около 7 проц. ВВП.

Российский  рынок государственных ценных бумаг  не только мал, но и используется не в полной мере. Основная причина "узости" рынка государственных ценных бумаг заложена в самой конструкции бюджета. В России бюджет - унитарный, единый, а не двойной. При двойном бюджете текущие расходы покрываются налоговыми доходами, а капитальные, инвестиционные - заемными средствами. Капитальные расходы - это накопление активов, приносящих доход. Любое увеличение долга компенсируется равноценным увеличением активов, и чистая стоимость государства остается неизменной. Это и есть "золотое правило" в бюджетном контексте. Причем "золотое правило" просматривается в законодательстве некоторых крупных государств4.

Одной из центральных  проблем, стоящих перед Россией  на современном этапе развития, является обеспечение экономического роста. Несмотря на значимость и четкость формулировки, не существует однозначного решения данной задачи. Вместе с тем мировой опыт показывает, что необходимым условием достижения этой цели является привлечение инвестиционных ресурсов и создание механизма их максимального использования. В силу этого наличие эффективно функционирующего рынка ценных бумаг - важнейшая черта любой развитой экономики.

Как правило, рынок ценных бумаг называют фондовым рынком. Однако, по мнению многих авторов, рынок ценных бумаг - более широкое  понятие, чем понятие фондовый, так как последний включает в себя не все ценные бумаги, а лишь фондовые ценности, то есть инвестиционные бумаги. Между тем, рынок ценных бумаг  понимается более как рынок инвестиционных ценных бумаг, поэтому в дальнейшем понятие фондовый рынок и рынок ценных бумаг будем употреблять как равнозначные. Рынок предполагает наличие финансовых инструментов, торговой системы и участников рынка ценных бумаг.

Во всех без  исключения странах развитию рынка  капиталов предшествовало формирование денежного рынка. Основным институтом по его обслуживанию являлись и являются банки. На рынке капитала перечень обслуживающих институтов значительно расширяется. Его развитие, как показывает мировой опыт, шло по двум сценариям: германская модель и американская модель. Первая, или германская модель, характеризуется преобладанием банков в системе распределения финансовых ресурсов, вторая - американская - более развитой системой институтов, обслуживающих финансовый рынок (брокерско-дилерские компании, инвестиционные фонды, банки с ограниченными правами). Особенностью развивающихся рынков (в том числе России) является одновременное становление и развитие денежного рынка и рынка капитала. Однако, на практике формирование рынка капитала отстает от развития денежного рынка. В течение последних 10 лет в России сформировалась фактически новая кредитная и платежная система с участием коммерческих банков в обслуживании денежного обращения, охватывающая практически все российские регионы. Между тем, преобладание банков на финансовом рынке не означает, что в России формируется германская модель. Существующие небанковские финансовые институты, а также сами банки, выходя на фондовый рынок, обеспечивают конкуренцию рынка ценных бумаг с рынком банковского кредита и в этом смысле Россия находится ближе к американской модели. Ценные бумаги выполняют функции сбора временно свободных ресурсов.

При благоприятных  условиях банки могут осуществлять вложение значительной части привлеченных ресурсов в ценные бумаги. Главная функция рынка при первичном размещении ценных бумаг заключается в мобилизации денежных средств инвесторов в крупный капитал, в переливе капитала из одной сферы экономики в другую, которая на момент эмиссии ценных бумаг является наиболее привлекательной для инвесторов, обеспечивает большую доходность вложений. Как правило, централизуют капитал вновь создаваемые компании, для которых денежные ресурсы акционеров являются основным источником финансовых ресурсов для начала осуществления предпринимательской деятельности. Для компаний с акционерным капиталом эмиссия акций традиционно являлась способом привлечения инвестиций. Однако в последнее время к выпуску акций компании прибегают лишь в том случае, когда исчерпаны все внутренние и внешние источники. Вторичный рынок ценных бумаг является эффективным способом межотраслевого и межрегионального перелива капитала, при котором акционерный капитал инвестора приобретает денежную форму с целью последующего его вложения в более прибыльный вариант своего размещения.

Таким образом, второй основной функцией рынка ценных бумаг является предоставление возможности  инвестиционному капиталу перетекать в те отрасли, которые обеспечивают в данный момент наибольшую прибыль. За счет перелива капитала в более доходную для инвестора отрасль создаются новые компании, что усиливает конкуренцию производимых товаров и услуг, следствием чего является снижающаяся ценовая политика, результаты которой сказываются на прибыльности компаний, курсе акций. В свою очередь, колебание курса ценных бумаг оказывает влияние на динамику межотраслевого перелива капиталов, создание вновь или ликвидацию компаний, стратегию компаний по привлечению заемных средств. То есть рынок ценных бумаг выступает в некотором роде в роли регулятора экономики. Кроме того, при покупке акций у инвестора возникает право собственности, что предполагает участие в управлении компанией, получение части прибыли, получение части имущества при реорганизации или ликвидации компании. При концентрации акций в руках одного инвестора (небольшой группы инвесторов) появляется реальная возможность оказывать непосредственное воздействие как на сам процесс управления предприятием, так и на ход производства5.

В мировой  практике основным способом привлечения  инвестиций является заемное финансирование, которое позволяет привлечь инвестиции на предприятие без изменения структуры контроля над ним. В последнее время наблюдается секъюритизация этого сектора рынка: кредитные ресурсы и синдицированные займы поступают к потребителю через выпуск облигаций. В России объемы такого рынка незначительны, тогда как в развитых западных странах основная часть финансирования экономики (70-80 процентов) через рынок ценных бумаг осуществляется за счет выпуска облигаций корпораций и компаний. Кроме того, выданные кредиты (том числе в форме лизинга) могут быть секъюритизированы с целью реструктуризации долга для увеличения сроков, на которые привлекаются финансовые ресурсы.

Глава 2. Анализ внутреннего и внешнего государственных долгов РФ

за  период 2006-2008 гг.

2.1. Анализ структуры внутреннего государственного долга

и источники его погашения

 

 Государственный долг формируется как результат внутренней и внешней долговой политики. Объем внешнего долга СССР в конце 1990г. при обсуждении проекта бюджета на 1991г. был представлен величиной, которую надо увеличить до 39 млрд. руб. по официальному курсу Госбанка СССР. В то время он составлял 55 коп. за 1 долл. Следовательно, величина задолженности в пересчете на доллары должна была составить около 71 млрд. долл. Поскольку Россия не смогла после распада Советского Союза "распределить" между республиками его внешний долг и стала его правопреемницей, общая величина формирующегося суверенного долга включала и это наследие. Углубление кризиса потребовало новых заимствований. Для них была создана институциональная основа - в 1992 г. Россия вступила в МВФ и могла обслуживаться Всемирным банком (МБРР), а также Европейским банком реконструкции и развития (вместо СССР). Поэтому история суверенных интенсивных заимствований России у названных международных организаций связывается с 1992 г. После 1992 г. полученные Россией кредиты состоят из кредитов международных финансовых институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов.

Заимствования Всемирного банка включают следующие  группы задолженности:

- компенсирующие снижение доходов бюджета реабилитационные займы (14,7% общей суммы портфеля); займы: на структурную перестройку (23,3%),

- для развития нефтяной промышленности, энергетики и строительства (19,6%), транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства (21,0%).


Меньшими  по объему являются займы для развития рыночной инфрастуктуры (5,0%), здравоохранения (5,0%), образования (3,8%), сельского хозяйства (3,6%), на нужды государственного управления (2,0%), охраны окружающей среды (1,3%), социальной политики (0,7%). Около половины портфеля займов приходится на связанные кредиты (для финансирования заранее обусловленных проектов). В общей сложности на 1 января 2005 г. России было предоставлено по этой линии 37 займов на общую сумму более 9 млрд. долл.

Параллельно и последовательно получаемые кредиты  МБРР и ЕБРР были представлены соглашениями, связанными с рыночной трансформацией экономики и социальной сферы - с оплатой дорогих консультационных услуг. Все они отражают так называемые рыночные институциональные преобразования. Это проекты развития контор, институциональных новообразований, заведений, мало значимых для социально-экономического развития организационных структур. Производственная или социальная направленность их была слабой. К производственным относится, например, соглашение о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (первый нефтяной восстановительный заем) на 300 млн. долл. и соглашение (проект по закупке медицинского оборудования) на сумму 270 млн. долл. Развал угольной отрасли обошелся казне дорого. Речь идет о соглашении (проект структурной перестройки угольной промышленности) на 500 млн. долл. Немного позднее было заключено новое соглашение (второй заем на перестройку угольной отрасли) на сумму - 800 млн. долл. Заключено также соглашение (проект по поддержке осуществления реформ в угольной отрасли) на 25 млн. долл. "Забота" внешних кредиторов о социальном благополучии в России была отражена в соглашении о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (заем на структурную перестройку системы социальной защиты населения) на 800 млн. долл.

Аналогичное стремление деформировать систему  образования нашло отражение в соглашении о займе между Российской Федерацией и МБРР (инновационный проект развития образования) на 71 млн. долл. Весьма характерно "трансформационное" соглашение (второй заем на структурную перестройку экономики) на 800 млн. долл.

Алгоритм  управления внешним долгом при помощи модели финансового планирования:

Информация о работе Государственный долг