Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 19:19, курсовая работа
Целью работы является:
Проанализировать современную ситуацию на рынке государственного долга, состав, структуру и динамику внешней задолженности в последние годы;
Проанализировать механизм управления государственным долгом, основные методы управления внешней задолженностью, а также использование экономико-математических моделей для всестороннего подхода к изучению внешней задолженности;
Внешний долг РФ можно условно разделить на шесть составляющих:
На начало 2009 года внешний долг России (по международной методологии) составил $153,5 млрд, в том числе внешний долг органов государственного управления – $104,7 млрд, банковской системы (без участия в капитале) – $15,2 млрд и нефинансовых предприятий (без участия в капитале) – $33,6 млрд. Такие данные приводит Центр макроэкономических исследований (ЦМЭИ) компании БДО ЮниконРуф со ссылкой на Банк России.
В целом внешний долг России за 2008 год вырос на $2,7 млрд (+1,8%), в том числе объем долгосрочных долговых обязательств – на $5,1 млрд (+4,2%), тогда как объем краткосрочных долговых обязательств сократился на $2,5 млрд (+8,1%), что свидетельствует об улучшении временной структуры внешнего долга России.
За 2008 год долговые обязательства органов государственного управления сократились на 7,5%, причем сократились как долгосрочные, так и краткосрочные долговые обязательства. На 1 января 2009 года удельный вес краткосрочных долговых обязательств составил 14,2% против 15,2% год назад.
Таблица 2. Выплаты по внешнему долгу в мае 2009 года
$млн. | ||
Выплаты странам-официальным кредиторам, банкам и фирмам |
104.08 | |
Из них | ||
Основной долг |
90.378 | |
Проценты |
13.70 | |
Выплаты Международным финансовым организациям |
107.331 | |
Из них | ||
Основной долг |
102.633 | |
Проценты |
4.698 | |
Выплаты по еврооблигациям |
2271,182 | |
Итого |
2 482.59 |
Источник: Минэкономразвития РФ
В случае ухудшения ситуации на мировом и российском финансовых рынках ухудшаться и условия для российских банков, предприятий и организаций по рефинансированию задолженности перед нерезидентами. Это в свою очередь может привести к резкому росту давления на рубль на российском валютном рынке. При этом одним из стабилизирующих факторов будут являться золотовалютные резервы России. Стоит отметить, что если на начало 2008 года золотовалютные резервы России составляли 22,9% от размера внешнего долга страны, то на начало 2009 года – уже 31,1%. При этом золотовалютные резервы России на начало 2009 года превышали объем краткосрочных долговых обязательств перед нерезидентами на 69,5% (на начало 2008 года – 12,4%).
Задолженность перед МВФ. Урегулирование задолженности перед Международным Валютным Фондом является краеугольным камнем в решении всей долговой проблемы (фактически урегулирование означает одобрение Фондом текущего экономического курса и выделение России очередного кредита; устав МВФ запрещает реструктуризацию задолженности), что обусловлено следующими причинами:
Высокую цену вопроса определяет крупный размер предстоящих в текущем году выплат - $4.6 млрд.
Предстоящие
выплаты Фонду не были
Позиция МВФ в значительной степени определяет
дальнейшие возможности России как заемщика.
В частности, от решения МВФ зависит судьба
межгосударственного кредита со стороны
Японии в размере $800 млн.
От позиции
МВФ существенным образом
В мировой финансовой истории еще не возникало финансовый кризиса по обязательствам перед Валютным фондом. Прецедент может привести не только к временной финансовой изоляции России, но и способен создать серьезные проблемы в прочих областях внешнеэкономической деятельности. Экономическая изоляция может оказаться достаточно болезненной для страны в силу высокой импортозависимости российской экономики.
Можно выделить
несколько путей решения пробле
Вероятность
этого сценария развития
Россия
объективно не в состоянии осуществить
необходимые платежи. Жесткая позиция
Фонда по существу толкает страну на разрыв
отношений с мировым финансовым сообществом.
Помимо дестабилизирующего воздействия
на хрупкое внутриполитическое равновесие
в России, действия Фонда фактически создают
новое качество в развитии мирового финансового
кризиса.
Финансовый кризис по долгам России перед МВФ станет констатацией полного провала его кредитной программы. Учитывая нарастающий вал критики и обвинений в адрес МВФ руководство Фонда вряд ли заинтересовано в экстремальном варианте развития ситуации в России.
Такой
сценарий развития событий
B. Россия добивается краткосрочной
(ежеквартальной) отсрочки платежей.
Достаточно сложный и болезненный для
российской экономики сценарий, но в любом
случае он является лишь промежуточным
этапом реструктуризации и, в конечном
счете, сводится к прочим базовым вариантам.
С. Экономическая программа правительства получает принципиальное одобрение Фонда, Россия получает кредит на рефинансирование задолженности (в пределах $4.6 млрд.).
Вариант мягкого
компромисса между левым
D. МВФ продолжает финансировать экономические реформы в России и выделяет расширенный кредит.
Выделение
расширенного кредита
Еврооблигации. Несмотря на то, что кредитные рейтинги суверенных еврооблигаций максимально приблизились к уровню финансовый кризиса (ССС-; S&P), вероятность погашения данного вида задолженности своевременно и в полном объеме в текущем году достаточно высока, даже в случае не самого оптимистичного сценария исхода переговоров с МВФ. Для этого есть следующие объективные предпосылки: Объем погашения не слишком велик ("$1.7 млрд.).
Платежи
по еврооблигациям заложены в
бюджет РФ, причем "неформально" имеют
наиболее высокий приоритет среди процентных
платежей государства.
Еврооблигации, как и задолженность перед
МВФ принадлежат к тем видам долгов, которые
не подлежат реструктуризации в мировой
финансовой практике.
В мировой финансовой истории еще не было
случаев финансовый кризиса по суверенным
евробондам. (Формально еврооблигационные
займы не имеют особого статуса по сравнению,
например, с двусторонними кредитными
соглашениями или долгами международным
кредитным организациям, однако кредиторы
предпочитали выполнять все свои обязательства
по еврооблигациям из-за весьма сложной
процедуры ее реструктуризации - они распределены
среди значительного числа владельцев.)
Определенные
опасения у держателей
Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Наиболее вероятна реструктуризация этого вида задолженности с частичным погашением текущего долга. Параметры реструктуризации будут существенно зависеть от результатов переговоров с Международным валютным Фондом. Ниже рассмотрены возможные пути погашения:
С "неформальной"
точки зрения среди заложенных
в бюджет платежей по валютным
обязательствам ОВВЗ имеют
Мировое сообщество уже готово к менее оптимистическому сценарию развития событий, а нынешнее правительство не намерено платить лишнего, уже в течении длительного времени балансируя на грани финансовый кризиса (об этом свидетельствует практика урегулирования отношений с владельцами ГКО и Лондонским клубом).
В случае если данный сценарий все же будет реализован доходность инвестиций в ОВВЗ будет беспрецедентно высока. По ОВВЗ-3 транша - 200-300% в валюте, по ОВВЗ 4 транша - более 100% в валюте.
Этот сценарий
представляется наиболее
Данный
сценарий возможен лишь в
Такое развитие событий приведет к падению курса ОВВЗ-3 ниже уровня 10% от номинала, т.е. более чем в три раза. Возможно некоторое снижение котировок средних и длинных выпусков (десятки процентов). Конкретные параметры потерь инвестора будут зависеть от условий реструктуризации (возможна частичная оплата процентной задолженности "живыми" деньгами).