Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:39, курсовая работа
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля.
2. Раскрыть значение финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике.
3. Определить виды финансового контроля.
Введение………………………………………………………………………….
1. Теоретические основы государственного финансового контроля……….
1.1 История развития государственного финансового контроля в России…………………………………………………………………………….
1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля…….
1.3 Виды, формы и методы государственного финансового контроля…
2 Государственный финансовый контроль в Российской Федерации……..
2.1 Правовые основы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации……………………………………………..
2.2 Тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Содержание
Введение…………………………………………………………1. Теоретические
основы государственного
|
2
4 4 10 15 19 19 25 34 36 |
Введение
Задача
создания эффективной, работоспособной
и действенной системы
Это оказалось настолько сложным, что до сих пор не выработан единый подход к реализации экономической стратегии. Бесспорно одно - успешное движение России по пути прогресса невозможно без наведения должного порядка во всех жизненно важных сферах, и, прежде всего в финансово-экономической сфере.
Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. И, прежде всего такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, являющейся главным индикатором экономического здоровья. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.
Для
России в высшей степени актуальна
организация эффективной
Данная курсовая работа и посвящена, прежде всего, изучению ситуации на примере российского государства.
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1.
Рассмотреть понятие и
2. Раскрыть значение финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике.
3. Определить виды финансового контроля.
4.
Выявить основные проблемы в
области государственного
5.
Раскрыть основных направлений
для совершенствования в этой
области.
История российских органов государственного финансового контроля берет свое начало с 1654 года — с момента учреждения Счетного приказа Алексея Михайловича Романова, созданного для контроля сумм, которые поступали в приход и расход по разным государевым учреждениям.
Петр I вместо Счетного приказа учредил Ревизион-коллегию, «дабы крепкое смотрение было за приходами и расходами».
При Екатерине II были организованы контрольные учреждения в губерниях.
28
января 1811г. на базе
До
1864 г. ревизия государственных
С переходом России к началу XX века к монополистическому капитализму сфера государственного хозяйства России существенно расширилась и в большей мере стала источником доходных статей бюджета.
Государственный контроль стал близко соприкасаться со всеми отраслями государственного хозяйства. Публикуемые его органами ежегодные отчеты об исполнении государственной росписи были рассчитаны на то, чтобы внушать доверие к платежеспособности России в глазах ее иностранных кредиторов.
С образованием в октябре 1905 г. Совета министров России Государственный контроль оказался включенным в его состав. Согласно опубликованных 20 февраля 1906 года манифеста и новых положений о Государственном Совете и Государственной Думе к компетенции Думы относилась государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и отчетом по исполнению росписи.
Сразу возник вопрос о преобразовании Государственного контроля на началах, которые приблизили бы его к типу контрольных ведомств тех стран, где представительным учреждениям обеспечено участие в законодательном процессе. При таком преобразовании участие Государственного контролера в составе Совета министров уже не являлось бы целесообразным, а с контрольного органа необходимо было снять административные обязанности. Хотя проект преобразования Государственного контроля по западноевропейскому образцу в Счетную палату был отклонен, однако в Положение о Совете министров и в Положение о Государственном контроле было включено разъяснение, что ревизионная деятельность Государственного контроля ни в каком отношении не входит в компетенцию Совета министров.
Таким образом, в царской России Государственный контроль входил в структуру правительства, но обладал широкими полномочиями и определенными гарантиями самостоятельности.
В марте 1918 г. Государственный контроль был упразднен.
В СССР ведущая роль в государственном, в том числе в финансовом контроле, согласно Конституции СССР, принадлежала Советам народных депутатов, важное место отводилось также органам народного контроля. Система, компетенция и порядок деятельности органов народного контроля определялись Законом о народном контроле в СССР от 30 ноября 1979 г. Комитеты народного контроля имели широкие права, в том числе право налагать на виновных должностных лиц взыскания, производить денежные начеты, отстранять от занимаемой должности. Однако, хотя органы народного контроля действительно реализовывали некоторые функции финансового контроля, считалось, что эти функции не являются для них определяющими в социалистическом государстве. Органы народного контроля не имели даже специального аппарата финансового контроля. При очевидной массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля.
Основная нагрузка в сфере бюджетно-финансового контроля ложилась на Министерство финансов СССР, его контрольно-ревизионное управление, включая органы на местах. Одной из главных задач Минфина СССР был контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины, за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями финансовых обязательств перед государством. Кроме того, Минфин СССР должен был осуществлять контроль за точным и неуклонным исполнением государственного бюджета министерствами и ведомствами СССР, союзных и автономных республик, бюджетными учреждениями и хозяйственными организациями и предприятиями, Госбанком СССР и Стройбанком СССР.
Для выполнения этих функций Минфину СССР были предоставлены широкие права, в том числе право ограничивать и приостанавливать финансирование из бюджета учреждений, предприятий и организаций, нарушающих финансовую дисциплину; право взыскивать с плательщиков своевременно не перечисленные налоговые и неналоговые платежи в бюджет; право проводить документальные ревизии и обследования финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
Часто можно встретить суждения, что в советское время финансовый контроль был весьма действенный. То, что финансовых нарушений в то время было несравнимо меньше — факт бесспорный. Но трудно однозначно ответить, являлась ли причиной этого успешная деятельность органов государственного финансового контроля или же основной причиной были особенности самой советской системы, фактически исключавшей частную собственность, частное предпринимательство и, соответственно, возможности передачи государственных средств в частное пользование, жестко пресекавшей все попытки хищения государственных средств.
Контрольная
функция советского государства
на всех этапах истории СССР считалась
наивысшей задачей
Вместе с тем, на определенном этапе советской истории система контроля начала проявлять сбои. Ориентированный только на выявление фактов нарушения законодательства советский финансовый контроль, который, в условиях абсолютного преобладания в стране государственной собственности, охватывал практически всю экономику, не смог добиться от руководителей органов власти, министерств, предприятий и организаций хозяйского отношения к государственной собственности, экономного и эффективного расходования государственных средств. Несмотря на многочисленные директивы руководства страны, лозунг «экономика должна быть экономной» так и остался только лозунгом. Хищения так называемой социалистической собственности — как весьма крупные, так и мелкие, но осуществляемые повсеместно — стали привычным явлением образа жизни советского общества. Неэффективное распоряжение государственной собственностью и государственными финансовыми ресурсами привело к развалу экономики страны и, как следствие этого, к краху советского строя. Историки разберутся в чем причина, а в чем следствие, но вполне очевиден факт: крах советского строя сопровождался сломом механизмов государственного финансового контроля.