Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:39, курсовая работа
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля.
2. Раскрыть значение финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике.
3. Определить виды финансового контроля.
Введение………………………………………………………………………….
1. Теоретические основы государственного финансового контроля……….
1.1 История развития государственного финансового контроля в России…………………………………………………………………………….
1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля…….
1.3 Виды, формы и методы государственного финансового контроля…
2 Государственный финансовый контроль в Российской Федерации……..
2.1 Правовые основы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации……………………………………………..
2.2 Тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Система
финансового контроля в СССР была
ориентирована на экономику, в которой
основная роль принадлежала государственной
собственности, управляемой административно-
Фактический
крах в России на рубеже последнего
десятилетия ХХ века административно-командной
экономики и вынужденный
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации провозгласила построение в России демократического общества. Началось коренное преобразование структуры государственной власти, основанное на принципах бюджетного федерализма и разделения властей. В частности, в Конституции 1993 г. были законодательно закреплены государственная и муниципальная формы собственности, в том числе и финансовые ресурсы как объект, входящий в понятие «имущество» (ч.2 ст. 8 Конституции), а также разделение государственной собственности на государственную собственность Российской Федерации и государственную собственность субъектов Российской Федерации (п. «д» ст. 71, п. «г» ст. 72 Конституции). Однако вопросы финансового контроля в Конституции 1993 года в свете указанных принципов не нашли должного отражения. Например, в Конституции отсутствуют указания на контрольные полномочия парламента, очень кратко и фрагментарно освещен вопрос организации контроля за исполнением федерального бюджета (ст. 101-103).
В
этих условиях реальный контроль за государственными
финансами продолжал
Вместе с тем, несмотря на свою краткость, указание в Конституции 1993 года (п. 5 ст. 101), что «Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом» имеет огромное значение. Впервые в истории России открылась возможность организовать принятый во всех демократических странах внешний, независимый от исполнительной власти контроль за управлением государственными финансовыми средствами.
11
января 1995 года в соответствии
с Конституцией был принят
Федеральный закон № 4-ФЗ «О
Счетной палате Российской
В своем выступлении на Совещании руководителей высших контрольно-ревизионных органов государств — участников СНГ заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин так охарактеризовал ее роль в государственном финансовом контроле: «Честно вам скажу, Правительство, Минфин почти некому по-настоящему проверить, кроме Счетной палаты. Но а бюджетные средства — это 80-90% работы Правительства, контроль за всеми основными расходами: и операционными и выполнение программ. Поэтому роль Счетной палаты переоценить нельзя».
Контроль
за состоянием экономики, развитием
социально-экономических
Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает, так как он является формой реализации контрольной функции финансов, которая определяет его назначение и содержание. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации1. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:
Финансовый контроль, в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.), связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением , динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.
Конкретные формы и методы организации финансового контроля – это практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.
Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:
Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый постаудит2, который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшение методов финансового прогнозирования.
Следовательно, финансовый контроль – важный элемент системы управления финансами. Экономические и политические преобразования в РФ в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке системы контрольных органов. В частности, в 1990 г. были упразднены органы народного контроля, в связи с новой политической властью во главе с Президентом РФ возник президентский контроль.
Появились
новые органы финансового контроля:
Федеральное казначейство, Министерство
Российской Федерации по налогам
и сборам, Счетная палата, Федеральная
служба налоговой полиции и другие.
Перестроена структура
Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов и за деятельность самих коммерческих банков со стороны Центрального банка РФ, так и за деятельностью самого Банка России со стороны законодательных органов.
В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике, в частности, сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т.д. и меняется его содержание; происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного.
Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующих органов представительской власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков.
Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля.
Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективности во многом зависит от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне
Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям. В частности, по субъектам проведения выделяют:
По сфере финансовой деятельности различают: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль и контроль за денежной массой.
По форме проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов, внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки микроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т.д.