Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля.
2. Раскрыть значение финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике.
3. Определить виды финансового контроля.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
1. Теоретические основы государственного финансового контроля……….
1.1 История развития государственного финансового контроля в России…………………………………………………………………………….
1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля…….
1.3 Виды, формы и методы государственного финансового контроля…
2 Государственный финансовый контроль в Российской Федерации……..
2.1 Правовые основы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации……………………………………………..
2.2 Тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

финансвы - государственный фин контроль.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

     Система финансового контроля в СССР была ориентирована на экономику, в которой  основная роль принадлежала государственной  собственности, управляемой административно-командными методами. Государственный контроль за деятельностью исполнительной власти принадлежал Советам народных депутатов. Им были подконтрольны все другие государственные органы и их должностные лица. Другими важными элементами системы финансового контроля были органы народного контроля, которые сочетали в себе государственный и общественный контроль.

     Фактический крах в России на рубеже последнего десятилетия ХХ века административно-командной  экономики и вынужденный переход  страны к рыночным методам хозяйствования, следствием чего стал отказ от преобладания государственной формы собственности и ликвидация в 1990 году органов народного контроля, подорвали прежние позиции государственного финансового контроля, разрушили его целостную систему. Упразднение механизмов контроля за деятельностью исполнительной власти создало почву для многочисленных злоупотреблений и даже хищений государственных средств.

     Принятая  в 1993 году Конституция Российской Федерации  провозгласила построение в России демократического общества. Началось коренное преобразование структуры  государственной власти, основанное на принципах бюджетного федерализма и разделения властей. В частности, в Конституции 1993 г. были законодательно закреплены государственная и муниципальная формы собственности, в том числе и финансовые ресурсы как объект, входящий в понятие «имущество» (ч.2 ст. 8 Конституции), а также разделение государственной собственности на государственную собственность Российской Федерации и государственную собственность субъектов Российской Федерации (п. «д» ст. 71, п. «г» ст. 72 Конституции). Однако вопросы финансового контроля в Конституции 1993 года в свете указанных принципов не нашли должного отражения. Например, в Конституции отсутствуют указания на контрольные полномочия парламента, очень кратко и фрагментарно освещен вопрос организации контроля за исполнением федерального бюджета (ст. 101-103).

     В этих условиях реальный контроль за государственными финансами продолжал осуществлять только Минфин России, но это был  внутренний контроль исполнительной власти и ему подлежали, в основном, только средства федерального бюджета. Региональные органы исполнительной власти, которые согласно Конституции получили право самостоятельно распоряжаться государственной собственностью субъектов Российской Федерации, стали создавать собственные финансовые органы и органы финансового контроля. Но это также был только внутренний контроль исполнительной власти. Деятельность же самой исполнительной власти в финансово-материальной сфере, особенно в условиях масштабной приватизации, — оставалась абсолютно бесконтрольной

     Вместе  с тем, несмотря на свою краткость, указание в Конституции 1993 года (п. 5 ст. 101), что  «Для осуществления контроля за исполнением  федерального бюджета Совет Федерации  и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок  деятельности которой определяются федеральным законом» имеет огромное значение. Впервые в истории России открылась возможность организовать принятый во всех демократических странах внешний, независимый от исполнительной власти контроль за управлением государственными финансовыми средствами.

     11 января 1995 года в соответствии  с Конституцией был принят  Федеральный закон № 4-ФЗ «О  Счетной палате Российской Федерации», согласно которому был создан  контрольно-счетный орган федерального  уровня — Счетная палата Российской  Федерации — единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи, полномочия, порядок и виды деятельности которого определены отдельным законом.

     В своем выступлении на Совещании  руководителей высших контрольно-ревизионных органов государств — участников СНГ заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин так охарактеризовал ее роль в государственном финансовом контроле: «Честно вам скажу, Правительство, Минфин почти некому по-настоящему проверить, кроме Счетной палаты. Но а бюджетные средства — это 80-90% работы Правительства, контроль за всеми основными расходами: и операционными и выполнение программ. Поэтому роль Счетной палаты переоценить нельзя».

     1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля

 

     Контроль  за состоянием экономики, развитием  социально-экономических процессов  в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы  контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечений процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

     Роль  финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает, так как он является формой реализации контрольной функции финансов, которая определяет его назначение и содержание. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.

     Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации1. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:

  • контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств;
  • оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

     Финансовый  контроль, в отличие от других видов  контроля (экологического, санитарного, административного и др.), связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением , динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.

     Конкретные  формы и методы организации финансового  контроля – это практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

     Финансовый  контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и  его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

     Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

     Финансовый  контроль за деятельностью предприятий  включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:

  • проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов – собственных, заемных и привлеченных;
  • анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми;
  • финансовую оценку результатов инвестиционных проектов;
  • правильность и достоверность финансовой отчетности;
  • контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

     Финансовый  менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый постаудит2, который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшение методов финансового прогнозирования.

     Следовательно, финансовый контроль – важный элемент  системы управления финансами. Экономические  и политические преобразования в РФ в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке системы контрольных органов. В частности, в 1990 г. были упразднены органы народного контроля, в связи с новой политической властью во главе с Президентом РФ возник президентский контроль.

     Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство, Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам, Счетная палата, Федеральная  служба налоговой полиции и другие. Перестроена структура Министерства финансов РФ, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый контроль.

     Разгосударствление  банковской системы и появление  коммерческих банков и других кредитных  организаций вызвали к жизни  новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов и за деятельность самих коммерческих банков со стороны Центрального банка РФ, так и за деятельностью самого Банка России со стороны законодательных органов.

     В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике, в частности, сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т.д. и меняется его содержание; происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного.

     Развитие  демократии и парламентаризма в  России, повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующих органов представительской власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков.

     Важную  роль в осуществлении финансового  контроля играет уровень организации  учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового  контроля.

     Дальнейшее  развитие финансового контроля и  его эффективности во многом зависит  от создания новой концептуальной и  законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом  уровне

 

     1.3 Виды, формы и методы  государственного  финансового контроля

 

     Финансовый  контроль можно условно классифицировать по разным критериям. В частности, по субъектам проведения выделяют:

  • государственный, реализуемый через общегосударственный контроль (президентский, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов) и ведомственный (структуры подразделений министерств и других органов государственного управления);
  • негосударственный (внутренний – внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный)) и внешний – аудиторский (независимый, вневедомственный).

     По  сфере финансовой деятельности различают: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль и контроль за денежной массой.

     По  форме проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

     Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов, внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки микроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т.д.

Информация о работе Государственный финансовый контроль