Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля.
2. Раскрыть значение финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике.
3. Определить виды финансового контроля.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
1. Теоретические основы государственного финансового контроля……….
1.1 История развития государственного финансового контроля в России…………………………………………………………………………….
1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля…….
1.3 Виды, формы и методы государственного финансового контроля…
2 Государственный финансовый контроль в Российской Федерации……..
2.1 Правовые основы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации……………………………………………..
2.2 Тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

финансвы - государственный фин контроль.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

     Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.

     Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, сопоставление финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

     По  методам проведения, т.е. приемам и способам осуществления финансового контроля, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.

     В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных  документов рассматриваются отдельные  вопросы финансовой деятельности и  намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

     Обследование, в отличие от проверки, охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

     Надзор  производится контролирующими органами за хозяйствующими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ РФ за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России – за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящие к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

     Анализ  финансовой деятельности как разновидность  финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или готовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования.

     Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций  за использование выданной ссуды  и финансовым состоянием предприятия-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности могут привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

     Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий  метод финансового контроля. Это  полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

     Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные  и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и  наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Федеральным казначейством, Банком России, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

     Государственный и негосударственный контроль тесно  взаимосвязаны и различаются  лишь по субъектам контроля, а также целями и методами. В первом преобладает правовая и количественная сторона контроля, а во втором – аналитическая.

     Государственный контроль направлен а отслеживание стоимостных пропорций распределения  ВВП, движение во всех каналах денежных средств, связанных с формированием государственных финансовых ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и использования, преследуя цель увеличения поступления ресурсов в государственную казну и сокращение государственных издержек управления.

     Негосударственный контроль (главным образом внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный)), напротив, преследует цель сократить отчисления в пользу государства и другие издержки с тем, чтобы повысить норму прибыли на вложенный капитал.

     При этом, конечно государственный и негосударственный контроль ограничены рамками действующего законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2 Государственный  финансовый контроль  в Российской Федерации 

     2.1 Правовые основы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации 

     Правовая  составляющая государственного финансового  контроля является важнейшим условием его осуществления, исходя из принципа законности его организации. Правовое регулирование государственного финансового  контроля является неотъемлемой частью финансового права любого государства. В любой сфере финансовой деятельности правовому регулированию контроля должно отводиться особое место.

     Источниками правового регулирования государственного финансового контроля может быть множество. Как и в любой другой сфере государственной деятельности, источниками правового регулирования могут быть кодексы, законы, принятые представительными органами власти в виде решений, приказов, писем и так далее, решения судов. Важнейшим условием действенной реализации норм, содержащихся в этих источниках, является их взаимосвязь, преемственность, простота понимания и возможность реализации.

     Структура законодательной базы государственного финансового контроля в Российской Федерации представлена на рисунке 1.

     Правообеспечение  финансовой и, в частности, бюджетной деятельности государства охватывает широкий круг вопросов. Особенно важным аспектом этого процесса, обеспечивающего законность и обратную связь в финансовой деятельности государственных органов, является государственный финансовый контроль, выполняющий превентивную функцию, не только дающий гарантию принятия правильных решений в сфере управления финансами, но и служащий одним из условий и основой корректировки тактики и стратегии финансовой деятельности государственных органов. В целом, в системе управления контрольные функции государства всегда были в числе наиболее важных, во многом определяющих задачи реализации государственной внутренней и внешней политики. Поэтому эффективный и действенный государственный контроль является необходимым условием сильной власти, сильнейшим фактором результативности государственного механизма.

     Не  случайно проблема правового регулирования  организации и деятельности органов  государственного финансового контроля в настоящее время стоит весьма остро. Контрольная деятельность в Российской Федерации еще недостаточно организованна и эффективна. Законодательная база государственного финансового контроля находится в стадии формирования. В настоящий момент она представляет собой во многом противоречивый набор разноуровневых правоустановлений, не складывающихся в единую, более или менее организованную систему [54, c. 108]. Официальная концепция осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации до сих пор не сформулирована. Формы и методы осуществления государственного финансового контроля пока не получили четкого легального определения.

     Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются государственным устройством Российской Федерации, Конституцией страны. Важность конституционного закрепления основ государственного финансового контроля заключается в том, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, составляет базис правовой системы российского государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, развивают и детализируют конституционные принципы и положения и не должны противоречить Конституции Российской Федерации. При этом важнейшей функцией Конституции является безусловное нормативное закрепление единства правового поля при наличии федеративного государственного устройства. Ее положения имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. Эти конституционные принципы чрезвычайно важны для обеспечения эффективной финансовой деятельности государственных органов и адекватного государственного финансового контроля за использованием общественных финансовых и материальных ресурсов.

     Принципиальные  основы деятельности органов государственного финансового контроля базируются на важнейших положениях Конституции Российской Федерации. Главные задачи, поставленные Конституцией Российской Федерации, а именно обеспечение и защита прав и свобод человека, демократия и гражданское общество, реализация принципов правового государства, являются основой деятельности всех органов государственного финансового контроля.

     В Конституции Российской Федерации  заложены принципиальные основы правового  обеспечения государственного финансового  контроля, включая ряд процессуальных и материальных норм, которые подверглись дальнейшей конкретизации и детализации законодательных и нормативных актах различного уровня.

     Наряду  с основополагающими принципами демократии, правового государства, гражданского общества Конституция закрепляет принцип гласного и публичного контроля, поскольку носителем верховной власти провозглашается народ, который осуществляет свою власть либо непосредственно, либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это предполагает, что граждане, налогоплательщики вправе реализовать свои властные полномочия, в том числе и в области публичного контроля над финансовой деятельностью государства, через контрольные органы, образованные представителями населения в Федеральном Собрании и законодательных собраниях субъектов Российской Федерации, то есть посредством контрольно-счетных органов, представляющих интересы населения и работающих в условиях гласности. Это означает также, что финансовые органы исполнительной власти, образуемые ими контрольные и контрольно-ревизионные органы должны в максимальной степени строить свою работу на принципах публичности и гласности. Ограничения в этой области должны диктоваться исключительно соображениями соблюдения государственной или иной, охраняемой законом тайны [58, с. 46].

     В государственном строительстве  конституционные принципы организации  финансового контроля и функционирования органов государственного финансового  контроля получают дальнейшее развитие, конкретизируются и детализируются в соответствующих федеральных законодательных актах.

     Очень важным является то, что в Бюджетном  Кодексе Российской Федерации уделяется  серьезное внимание вопросам государственного и муниципального финансового контроля. Бюджетный Кодекс Российской Федерации  устанавливает, что контроль над исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов является частью бюджетного процесса. В Бюджетный Кодекс Российской Федерации предпринята попытка выстроить более или менее организованную систему финансового контроля.

     Вопросы контрольных органов нашли отражение  в главе 18 Бюджетного Кодекса Российской Федерации «Полномочия участников бюджетного процесса», а также в  специальной главе 26 «Основы государственного и муниципального контроля».

     В Бюджетный Кодекс впервые были законодательно закреплены формы государственного финансового контроля [2, с. 224].

     В Бюджетном кодексе в законодательном  порядке сформулирован и решен  целый ряд нормативных правовых проблем содержания и организации  государственного финансового контроля. Однако этот документ не решил и не мог решить все вопросы правового регулирования государственного финансового контроля.

     Конституция и Бюджетный Кодекс Российской Федерации  составляют лишь малую часть в  правовом обеспечении и регулировании  государственного финансового контроля.

     Стратегическое  значение имеют Указы Президента Российской Федерации по тематике государственного финансового контроля. Мощный импульс  развитию правовой базы финансового  контроля был придан с подписанием  Указа Президента «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», который определил органы государственного финансового контроля, основные задачи контроля и направления развития соответствующего законодательства.

     Указами Президента образованы и некоторые органы, наделенные функциями государственного финансового контроля, в частности Контрольное управление Президента, в задачи которого входит контроль исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, в том числе по бюджетным и финансовым вопросам.

     Важную  роль в нормативном правовом обеспечении  государственного финансового контроля играют законы. Особое место в системе  законодательства о государственном  финансовом контроле занимает Федеральный  закон «О Счетной палате Российской Федерации». Это единственный правовой акт на уровне закона, регулирующий деятельность специализированного органа государственного финансового контроля. Закон определяет статус Счетной палаты как высшего органа внешнего финансового контроля, устанавливает его организационную и функциональную самостоятельность, закрепляет принципы его организации и деятельности, функции и полномочия Счетной палаты и ее должностных лиц, их ответственность и гарантии правового статуса.

     Достаточно  стройная с точки зрения юридической логики и техники система правовых актов регулирует деятельность органов государственного финансового контроля исполнительной власти. Во главе этой системы стоит Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Все вопросы финансового контроля в рамках этой ветви власти входят в компетенцию Правительства. Поэтому все последующее нормативное регулирование финансового контроля исполнительной власти осуществляется на уровне подзаконных актов.

Информация о работе Государственный финансовый контроль