Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля.
2. Раскрыть значение финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике.
3. Определить виды финансового контроля.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
1. Теоретические основы государственного финансового контроля……….
1.1 История развития государственного финансового контроля в России…………………………………………………………………………….
1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля…….
1.3 Виды, формы и методы государственного финансового контроля…
2 Государственный финансовый контроль в Российской Федерации……..
2.1 Правовые основы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации……………………………………………..
2.2 Тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

финансвы - государственный фин контроль.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

     Нормативную базу государственного финансового контроля составляет ряд соответствующих документов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации. В первую очередь, это Положение о Министерстве финансов Российской Федерации. Положение определяет в том задачи, функции и полномочия Министерства финансов в области государственного финансового контроля. Одновременно в Положении Министерству делегируются полномочия по дальнейшему развитию правового обеспечения финансово контроля. Министерство финансов наделяется компетенцией издавать на основе законодательства Российской Федерации самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

     Более сложную структуру образует правовое обеспечение контрольных функций Федерального казначейства. Эти вопросы были первоначально освещены в Указе Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе», а в последствии развиты в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о федеральном казначействе Российской Федерации».

     Конкретные  вопросы подготовки и проведения контрольных мероприятий финансовыми  органами, их взаимодействия с другими  контрольными, надзорными и правоохранительными  органами подробно регламентированы в  многочисленных инструкциях и положениях.

     Одним из направлений государственного финансового  контроля является налоговый контроль. Налоговый контроль отличается существенными  особенностями, поэтому его правовое регулирование рассматривается, как  правило, обособленно, в качестве отдельного блока, хотя главная задача такого контроля – обеспечение интересов государства по наполнению государственных фондов денежных средств.

     Законодательство  по налоговому контролю является наиболее динамичной подотраслью финансово  – контрольного законодательства. Нормы налоговых законодательных актов регулируют те финансовые отношения, которые складываются в процессе аккумулирования денежных средств публичными субъектами (государственными налоговыми органами) в виде налогов и в процессе осуществления контроля за сбором налогов. Однако Налоговый кодекс Российской Федерации и действующее законодательство не содержат определения сущности «налоговый контроль», а только рассматривают его виды (камеральную и выездную налоговые проверки) [3, с. 43].

     Однако, до настоящего времени не существует кодифицированного законодательного акта, который устанавливал бы единые правовые и методологические основы осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации, систему органов государственного финансового контроля и механизм их взаимодействия. 

     2.2 Тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации

     финансовый  контроль законодательство государственный

     Роль  государственного финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования государственного финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности деятельности органов его осуществляющих, то есть увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов).

     Главные проблемы, стоящие перед государственным финансовым контролем в настоящее время [40, с. 32]:

     – отсутствие полноценной и качественной законодательной базы контроля. Государственный финансовый контроля не стандартизирован, отсутствуют общие для унификации полномочий контрольно-надзорных органов правила контроля, не регламентирована его периодичность;

     – несоответствие контрольной деятельности государственных органов требованиям сегодняшнего дня. При этом существующая система отчетности в некоторых контрольных органах не позволяет судить о реальном исполнении ими своих функций;

     – не определены место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе. В результате отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, имеет место нерациональное разделение обязанностей между субъектами контроля;

     – пересечение направлений в деятельности контролирующих органов, отсутствие соответствующей координации, что порождает неоправданное дублирование. Органы государственного финансового контроля в реальной практике слабо взаимодействуют, коммуникационные системы между ними не организованы, имеет место разобщенность и раздробленность при проведении финансового контроля [37, с. 42].

     Ключевым  направлением совершенствования государственного финансового контроля и повышение его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в Российской Федерации, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. Отсутствие общих подходов к классификации государственного финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативных правовых актов, способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

     В современных условиях отсутствует  механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля, законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих ор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в Российской Федерации, о статусе контрольно-счетных органов.

     В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

     Значительную  долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления  государственного финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств [19, c. 184].

     Важной  проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных  средств по результатам проведенных  ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд.

     Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной  деятельности как одного из основных методов государственного финансового  контроля необходимо в законодательном  порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций.

     Важным  направлением повышения эффективности деятельности органов государственного финансового контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, – Министерства финансов Российской Федерации, органов федерального казначейства, Счетной палаты Российской Федерации, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего контроля [52, с. 27].

     Органы  налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палаты Российской Федерации. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок.

     Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности деятельности органов государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий в обеспечении обмена соответствующей информацией между контрольными органами.

     Актуальными остаются вопросы координации деятельности органов государственного финансового  контроля и уточнения перечня  его объектов. Особую значимость имеет  разработка единой системы учета  и оценки качественных и количественных параметров эффективности государственного финансового контроля и деятельности его органов [49, с. 36].

     Практика  финансового контроля предлагает все  более сложные задачи: нарушения  становятся все более изощренными, с использованием новейших финансовых, банковских, информационных технологий. Увеличение численности ревизоров и создание новых служб не решат задачу усиления контроля в полном объеме, поэтому нужно совершенствовать систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации ревизоров-профессионалов.

     Для усиления государственного финансового  контроля и определения реальной картины сохранности и использования  государственных средств необходимо создание общегосударственной системы  учета результатов деятельности органов государственного финансового контроля.

     Выявление и разработка показателей эффективности  государственного финансового контроля, их систематизация, установление взаимосвязи  и взаимозависимости между различными показателями контроля и его результатами является задачей, требующей проведения целенаправленной методологической работы с использованием единых подходов при разработке стандартов государственного финансового контроля.

     Также следует установить уголовную и  административную ответственность  за коррупцию, нецелевое использование государственных средств, внести поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации и закон «О Счетной палате Российской Федерации», дополнить банковское законодательство [5, с. 38].

     В среднесрочной перспективе органам  государственного финансового контроля требуется существенно перестроить свою работу по мере перехода на бюджетирование, ориентированное на результат. Оно позволит достаточно четко определять результативность бюджетных расходов, а следовательно, даст возможность рассчитывать эффективность использования средств. В связи с этим одной из основных задач контрольно-ревизионных органов станет разработка методических материалов по формализации контрольных процедур и оценке эффективности государственных расходов по достигнутым результатам.

     В связи с этим в ближайшей перспективе  необходимо осуществить следующие  мероприятия:

Информация о работе Государственный финансовый контроль