Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:39, курсовая работа
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля.
2. Раскрыть значение финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике.
3. Определить виды финансового контроля.
Введение………………………………………………………………………….
1. Теоретические основы государственного финансового контроля……….
1.1 История развития государственного финансового контроля в России…………………………………………………………………………….
1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля…….
1.3 Виды, формы и методы государственного финансового контроля…
2 Государственный финансовый контроль в Российской Федерации……..
2.1 Правовые основы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации……………………………………………..
2.2 Тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Нормативную базу государственного финансового контроля составляет ряд соответствующих документов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации. В первую очередь, это Положение о Министерстве финансов Российской Федерации. Положение определяет в том задачи, функции и полномочия Министерства финансов в области государственного финансового контроля. Одновременно в Положении Министерству делегируются полномочия по дальнейшему развитию правового обеспечения финансово контроля. Министерство финансов наделяется компетенцией издавать на основе законодательства Российской Федерации самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.
Более
сложную структуру образует правовое
обеспечение контрольных
Конкретные
вопросы подготовки и проведения
контрольных мероприятий
Одним из направлений государственного финансового контроля является налоговый контроль. Налоговый контроль отличается существенными особенностями, поэтому его правовое регулирование рассматривается, как правило, обособленно, в качестве отдельного блока, хотя главная задача такого контроля – обеспечение интересов государства по наполнению государственных фондов денежных средств.
Законодательство по налоговому контролю является наиболее динамичной подотраслью финансово – контрольного законодательства. Нормы налоговых законодательных актов регулируют те финансовые отношения, которые складываются в процессе аккумулирования денежных средств публичными субъектами (государственными налоговыми органами) в виде налогов и в процессе осуществления контроля за сбором налогов. Однако Налоговый кодекс Российской Федерации и действующее законодательство не содержат определения сущности «налоговый контроль», а только рассматривают его виды (камеральную и выездную налоговые проверки) [3, с. 43].
Однако,
до настоящего времени не существует кодифицированного
законодательного акта, который устанавливал
бы единые правовые и методологические
основы осуществления государственного
финансового контроля в Российской Федерации,
систему органов государственного финансового
контроля и механизм их взаимодействия.
2.2 Тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации
финансовый контроль законодательство государственный
Роль государственного финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования государственного финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности деятельности органов его осуществляющих, то есть увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов).
Главные проблемы, стоящие перед государственным финансовым контролем в настоящее время [40, с. 32]:
– отсутствие полноценной и качественной законодательной базы контроля. Государственный финансовый контроля не стандартизирован, отсутствуют общие для унификации полномочий контрольно-надзорных органов правила контроля, не регламентирована его периодичность;
– несоответствие контрольной деятельности государственных органов требованиям сегодняшнего дня. При этом существующая система отчетности в некоторых контрольных органах не позволяет судить о реальном исполнении ими своих функций;
– не определены место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе. В результате отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, имеет место нерациональное разделение обязанностей между субъектами контроля;
– пересечение направлений в деятельности контролирующих органов, отсутствие соответствующей координации, что порождает неоправданное дублирование. Органы государственного финансового контроля в реальной практике слабо взаимодействуют, коммуникационные системы между ними не организованы, имеет место разобщенность и раздробленность при проведении финансового контроля [37, с. 42].
Ключевым
направлением совершенствования
В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля, законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих ор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в Российской Федерации, о статусе контрольно-счетных органов.
В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.
Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления государственного финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств [19, c. 184].
Важной
проблемой осуществления
Для
повышения эффективности
Важным направлением повышения эффективности деятельности органов государственного финансового контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, – Министерства финансов Российской Федерации, органов федерального казначейства, Счетной палаты Российской Федерации, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего контроля [52, с. 27].
Органы налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палаты Российской Федерации. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок.
Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности деятельности органов государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий в обеспечении обмена соответствующей информацией между контрольными органами.
Актуальными
остаются вопросы координации
Практика финансового контроля предлагает все более сложные задачи: нарушения становятся все более изощренными, с использованием новейших финансовых, банковских, информационных технологий. Увеличение численности ревизоров и создание новых служб не решат задачу усиления контроля в полном объеме, поэтому нужно совершенствовать систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации ревизоров-профессионалов.
Для
усиления государственного финансового
контроля и определения реальной
картины сохранности и
Выявление
и разработка показателей эффективности
государственного финансового контроля,
их систематизация, установление взаимосвязи
и взаимозависимости между
Также следует установить уголовную и административную ответственность за коррупцию, нецелевое использование государственных средств, внести поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации и закон «О Счетной палате Российской Федерации», дополнить банковское законодательство [5, с. 38].
В
среднесрочной перспективе
В связи с этим в ближайшей перспективе необходимо осуществить следующие мероприятия: