Государственный сектор и государственное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в государстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1: Государственный сектор экономики и его структура……………..4
1.1 Понятие и сущность государственного сектора экономики …...………4
1.2 Причины государственного регулирования экономики. Экономические функции государства…………………………………………………………..7
1.3 Методы государственного регулирования госсектора…………………14

Глава 2: Сущность государственного предпринимательства……….…..…16
2.1 Понятие государственное предпринимательства………………………16
2.2 Методы государственного воздействия на рынок……………………...19

Глава 3: Проблемы государственного сектора и государственного предпринимательства и пути их преодоления…………………………..…..23
3.1 Механизмы взаимодействия государственного и частного секторов в экономике. Приватизация…………………………………………………….23
3.2 Повышение эффективности государственного сектора в экономике………………………………………………………………….…..24
3.3 Повышение эффективности государственного предпринимательства как метода регулирования экономики…………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………....36
Список использованной литереатуры…………………………………….…37

Файлы: 1 файл

Гос сектор.docx

— 101.97 Кб (Скачать файл)

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина «Макроэкономика»

Тема:

«Государственный сектор и государственное предпринимательство»

 

                                             

   Выполнила:

   2 курс, 251 учебная  группа

   очная форма обучения 

  

                                                     

 Научный руководитель:

 должность

 ученая степень, ученое  звание

 Ф.И.О.

                

            Дата защиты: _________________

             Оценка: ______________________

______________________

                                       (подпись научного руководителя)

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………….…….3

Глава 1: Государственный сектор экономики и его структура……………..4

1.1  Понятие и сущность  государственного сектора экономики  …...………4

1.2 Причины государственного регулирования экономики. Экономические функции государства…………………………………………………………..7

1.3 Методы государственного регулирования госсектора…………………14

 

Глава 2:  Сущность государственного предпринимательства……….…..…16

2.1  Понятие государственное предпринимательства………………………16

2.2  Методы государственного  воздействия на рынок……………………...19

 

Глава  3:  Проблемы государственного сектора и государственного предпринимательства и пути их преодоления…………………………..…..23

3.1 Механизмы взаимодействия  государственного и частного секторов в экономике. Приватизация…………………………………………………….23

3.2 Повышение эффективности государственного сектора в экономике………………………………………………………………….…..24

3.3 Повышение эффективности государственного предпринимательства как метода регулирования экономики…………………………………………...30

Заключение…………………………………………………………………....36

Список использованной литереатуры…………………………………….…37

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства  общество осознавало необходимость  государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства  государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства  является его роль в экономической  системе. Эта проблема определяет необходимость  изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в  государстве.

Также стоит отметить, что в современном рынке государственное предпринимательство играет важную роль. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений.

Уже в период свободной  конкуренции значительная часть  производительных сил перерастает  рамки классической частной собственности  и государство вынуждено было брать на себя содержание больших  экономических структур. С развитием  рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет  претерпевать изменения и государственное  регулирование экономики.

Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования  системы государственного регулирования  рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Государственный  сектор экономики и его структура

1.1  Понятие  и сущность государственного  сектора экономики 

Современная действительность дает немало поводов для анализа  места и роли государства в  экономике. Рыночная экономика и  экономические функции государства  неразрывно связаны между собой. Принцип свободной конкуренции  нельзя понимать абсолютно, т.е. как  полное разгосударствление экономики, полное освобождение последней от государственной  организации. Данный принцип говорит  об особой хозяйственной государственности, позволяющей существовать конкуренции  и рынку и обеспечивающей их инфраструктуры. Действительно, есть мало оснований  считать, что рынок мог бы функционировать  в ситуации предполагающей негосударственную  экономику. Лишь описание такого общественного  строя, и, вероятно, весьма реалистичное описание, должно резюмироваться словом хаос.

Поэтому основной функцией государства в современной экономике  становится обеспечение условий  хозяйственной деятельности для  экономических субъектов. Выполнение данной функции реализуется посредством  функционирования государства в  следующих основных сферах: 1) управление макроэкономическими процессами; 2) управление государственной собственностью и 3) непосредственная хозяйственная деятельность.

При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике  государственного сектора наблюдается  отсутствие единой терминологии и разногласия  в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к  трактовке соотношения понятий  государственная собственность  и государственный сектор. К определению  данных понятий существует несколько  подходов.

В самом общем виде государственный  сектор можно представить как  совокупность элементов, которые связаны  между собой принадлежностью  к государственной собственности, выполняющая свои функции для  достижения установленных государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности. Однако содержание указанных  критериев может меняться.

Некоторые авторы под понятием государственной собственности  подразумевают предприятия, принадлежащие  государству полностью или частично (смешанная собственность), а под  государственным сектором объем  вмешательства государства в  экономическую жизнь. В рамках данного  подхода рассматривает расширенная  трактовка государственного сектора, согласно которой он представляет собой  совокупность ресурсов экономики, находящихся  в распоряжении государства. При  этом ресурсы, которыми распоряжается  государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке.

Другие авторы, понимают под государственной собственностью все материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства, а под государственным  сектором совокупность государственных  организаций и учреждений, либо комплекс хозяйственных объектов, целиком  или частично принадлежащих центральным  и местным государственным органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.

Из проведенного анализа  видно, что хотя категории государственный  сектор и государственная собственность  являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны.

Вместе с тем встречается расширенная трактовка госсектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система финансов. В этом случае функции государственного сектора в экономике отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.

В современных условиях особо  следует обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсов, которые выступают в современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить роль данного ресурса в повышении эффективности всей экономической системы страны.

Таким образом, государственный сектор экономики представляет собой, системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею.

Итак, из всего выше перечисленного можно сделать вывод о том, что государственный сектор является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом. Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, ФГУПы, госучреждения.

 

_________________________________________________________________

 

Интернет-источник: http://do.gendocs.ru/docs/index-237845.html?page=4

1.2 Экономические функции государства

Экономические функции государства  интересовали исследователей, с давних времен. Великие экономисты признавали необходимость государственного вмешательство, определяли его границы и принципы.

Адам Смит выделял три  задачи, которые, по его мнению, призвано решать государство. Во-первых, это  защита от внешней угрозы, покушений  со стороны зарубежных государств. Во-вторых, это охрана законных прав индивидов от посягательств со стороны  других членов общества. В-третьих, А. Смит указывал, что существуют такие блага, частные вложения, в производство которых не способны окупаться, и  поэтому производство таких благ должно брать на себя государство. Д. Рикардо много занимался проблемами налогообложения. У Дж.С. Милля можно  обнаружить попытку изучения того, что впоследствии получило название изъянов рынка. Объясняя причины, по которым свободное действие рыночных сил не всегда приводит к желательным  результатам, он указывал и в основном на недостаток информации. А. Маршалл  исследовал некоторые варианты перемещения  налогового бремени.

Однако в наибольшей степени  предшественниками современной  экономики государственного сектора  можно считать работавших на рубеже XIX и XX вв. итальянских экономистов  Пантелеони, Маццолу и де Вити де Марко, а также шведского исследователя  Кнута Викселя. Ими был предложен  целостный взгляд, с одной стороны, на благосостояние индивидов, складывающееся под воздействием потребления, как  частных, так и общественных благ, а с другой стороны, на государство  как хозяйствующий субъект со своими доходами и расходами. Этот подход был впоследствии существенно развит учеником Викселя Эриком Лиидалем.

В первой половине XX в. наиболее заметное продвижение имело место  в теории государственных финансов, на базе которой впоследствии выросла  экономика государственного сектора  в своем нынешнем виде. Во-первых, следует указать на теорию налогов, вехами развития которой явились, в  частности, концепции А. Пигу, увязывавшего налоги с экстерналиями, и Ф. Рамсея, заложившего основы теории оптимального налогообложения. Во-вторых, кейнсианская революция дала мощный импульс изучению макроэкономической роли государства .

В результате теория в целом  существенно преобразилась. Становлению  экономики государственного сектора  способствовало также интенсивное  развитие микроэкономики, что привело, в частности, к созданию стройной концепции общественных благ П. Самуэльсона  и многим другим достижениям.

Теория государственного сектора с одной стороны, исследует  внутреннюю логику и фактические  образцы экономического поведения  государства и реагирующих на это поведение звеньев хозяйства, а с другой - обосновываются эффективные  решения, которые целесообразно  принимать во внимание при разработке экономической политики государства.

Изучая экономику государственного сектора, её границы, необходимо сконцентрировать внимание на экономических функциях государства, которые реализуются  с помощью ресурсов, сосредоточенных  в этом секторе.

Стоит заметить, что все  экономические функции государства  реализуются через главную особенность  государства - способность к узаконенному принуждению (иными словами, власть, право налагать обязательства). Так, государство обязывает участников сделок выполнять принимаемые на себя обязательства. Гарантии соблюдения условий сделки - частный случай выполнения государством функций по обеспечению прав собственности. Если права собственности четко не определены и не защищены принуждающей силой государства, регулярная экономическая  деятельность невозможна.

Государство представляет собой  форму организации принуждения. Принуждение - это прежде всего ограничение  доступа к некоторым экономическим  возможностям, способным, в принципе, приносить выгоды тем или иным индивидам .

Использование принуждения  оправданно, только когда отказ от одних возможностей открывает доступ к другим, более значимым с точки  зрения индивидуального или общественного  благосостояния. Если принуждение необходимо, то его следует минимизировать, во-первых, обеспечивая его недоступность  для всех, кроме законных носителей  государственной власти, и, во-вторых, отсекая лишь те возможности, которые  непосредственно признаются неприемлемыми.

Информация о работе Государственный сектор и государственное предпринимательство