Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:07, курсовая работа
Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в государстве.
Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1: Государственный сектор экономики и его структура……………..4
1.1 Понятие и сущность государственного сектора экономики …...………4
1.2 Причины государственного регулирования экономики. Экономические функции государства…………………………………………………………..7
1.3 Методы государственного регулирования госсектора…………………14
Глава 2: Сущность государственного предпринимательства……….…..…16
2.1 Понятие государственное предпринимательства………………………16
2.2 Методы государственного воздействия на рынок……………………...19
Глава 3: Проблемы государственного сектора и государственного предпринимательства и пути их преодоления…………………………..…..23
3.1 Механизмы взаимодействия государственного и частного секторов в экономике. Приватизация…………………………………………………….23
3.2 Повышение эффективности государственного сектора в экономике………………………………………………………………….…..24
3.3 Повышение эффективности государственного предпринимательства как метода регулирования экономики…………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………....36
Список использованной литереатуры…………………………………….…37
Переходя к функциям государства, стоит начать с нейтрализацией провалов рынка.
Провал (несовершенство, изъян) рынка - это такая экономическая ситуация, в которой рациональное поведение людей, адекватно реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает достижения Парето-эффективной аллокации ресурсов.
Традиционная классификация провалов рынка включает монополию (а также монопсонию), недостаток и асимметрию информации, а также внешние эффекты (экстерналии). Рассмотрим подробней их особенности.
В условиях монополии фирма
не приспосабливается к стихийно
складывающимся на рынке ценам, а
выбирает наиболее выгодное для себя
сочетание цены и объема выпуска
(продаж). При прочих равных условиях
монопольная цена превосходит цену
совершенной конкуренции, а объем
продаж (выпуска) монополии не достигает
уровня, который имел бы место при
наличии совершенной
При наличии этого, как и других провалов рынка, существуют только две альтернативы: либо смириться с потерями эффективности, либо принудительно исключить некоторые из вариантов аллокации ресурсов, достижимых на основе добровольного взаимодействия, что в свою очередь также может вызывать потери.
Имея дело с монополизированными рынками, в том числе с естественными монополиями, государство обычно прибегает к регулятивным мерам, в частности к регулированию цен. Наряду с этим возможна принудительная корректировка условий доступа на рынок. В сущности, именно она имеет место при законодательном запрете монополизации. В результате такого запрета государство может само принимать участие в производстве.
Вместе с тем встречаются
случаи, когда государство
Ассиметрия информации возникает тогда, когда потребитель вынужден доверять производителю, не имея полной информации о продукте или услуге.
Иными словами, потребитель
услуги не имеет возможности
Обычно государство не
в состоянии полностью
При наличии внешних эффектов
- экстерналий часть выгод или
издержек, связанных с конкретным
видом деятельности или фактором
производства, достается посторонним
лицам. Внешние эффекты возникают,
когда на значение функции полезности
индивида или производственной функции
предприятия непосредственно
При отрицательных экстерналиях
индивид или фирма
При положительных экстерналиях
посторонние лица бесплатно получают
некоторые выгоды. Например, если человеку
сделана профилактическая прививка
от инфекционного заболевания, вероятность
заболеть снижается не только для
него лично, но и для тех, с кем
он контактирует. Если бы сферы, порождающие
позитивные экстерналий, развивались
исключительно под влиянием рынка,
имело бы место недопроизводство
соответствующих товаров и
Известно, что неэффективность, порождаемая экстерналиями, могла бы, в принципе, преодолеваться на основе добровольных соглашений между заинтересованными сторонами. Однако согласно теореме Коуза для этого требуется предельно четкая спецификация прав собственности и отсутствие транзакционных издержек по соответствующим сделкам. Поскольку в действительности транзакционные издержки не равны нулю и, более того, зачастую очень высоки, рынки, способные обеспечивать интернализацию внешних эффектов, складываются сравнительно редко. Собственно говоря, в каждом отдельном случае само наличие внешнего эффекта свидетельствует об отсутствии подобного рынка.
Альтернативой рынку выступают действия государства. Нередко оно берет на себя миссию интернализации внешних эффектов. Естественно, государство способно добиваться этого только с использованием присущего ему права принуждения, а также стимулирующие и финансовые меры.
Формирование государственных
финансов также относится к
Государственное вмешательство в ход экономической жизни, направляемой рынком, предполагает наличие некоторых ресурсов. Государство должно располагать трудовыми, материальными и денежными ресурсами, необходимыми для производства и распределения товаров и услуг которые на него возложены, и организовывать эффективное использование этих ресурсов.
Во многих случаях ресурсы могут быть получены за счет прямого участия государства в рыночных сделках. Здесь возможно несколько вариантов: первый - это когда государство получают выручку, которая способна обеспечивать возмещение затрат и осуществлять расширение производства; второй - когда государственные организации намеренно используют цены, не покрывающие издержек для стимулирования спроса социально незащищенных слоев населения; третий - когда некоторые виды экономической активности государства вообще не направлены на производство продукции, которую можно было бы реализовать на рынке.
Основным источником денежных средств для государства служит налогообложение. Государство обязывает лиц, на которых распространяется его юрисдикция, участвовать в финансировании его расходов. Государство выступает не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективной аллокации своих ресурсов.
Проблема налогообложения
состоит в том, что нужно одновременно
обеспечить необходимый уровень
государственных расходов, и с
другой стороны стимулировать
Следующей функцией государства является производство общественных благ.
Общественное благо отличается
двумя свойствами: несоперничеством
в потреблении и
Создание общественных благ предполагает согласованные коллективные действия. Они могут выражаться либо в прямом участии в производстве, либо в совместном финансировании.
В связи с производством общественных благ возникает проблема безбилетника. Её существование обусловлено характерной для общественных благ неисключаемостью. Если общественное благо будет создано, то пользу от него получат не только участники производства и финансирования.
Еще одну проблему коллективного
действия принято характеризовать
с помощью теоретико-игровой
Для смешанных общественных
благ существует теория клубов. Суть её
в том, что для данных благ характерно
потенциальное переполнение. Переполнение
означает, что при достаточно значительном
числе пользователей этого
Итак, государственный сектор
экономики представляет собой совокупность
ресурсов, с помощью которых государство
осуществляет своё функционирование.
Эти ресурсы распределены в обществе
в соответствии с потребностями
государственного регулирования. Основные
функции государства
1.3 Методы государственного регулирования госсектора
Методы государственного
регулирования госсектора являются
составной частью методов государственного
вмешательства в экономику. Границы
госсектора позволяют разбить совокупность
методов регулирования
Под прямыми методами стоит понимать, такие методы, которые непосредственно влияют на объем и структуру госсектора, и обеспечены принуждающей силой государства. К ним относятся:
Законодательные методы. Нормативно-правовые
акты определяющие возможность или
невозможность тем или иным субъектам
осуществлять хозяйственную и иные
виды деятельности. Государство также
организует барьеры для входа
в отрасль, чтобы обеспечит возможность
вести деятельность только для надежных
и ответственных организаций, регламентирует
порядок регистрации, ликвидации и
банкротства. Антимонопольное
Прямое (а также долевое)
участие государства в процессе
производства товаров и услуг, на
основе госсобственности. Госкомпании
призваны действовать в тех отраслях
и сферах, где рыночные методы создания,
распределения и потребления
благ не удовлетворяют общественные
потребности в необходимом
Информация о работе Государственный сектор и государственное предпринимательство