Государственный сектор и государственное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в государстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1: Государственный сектор экономики и его структура……………..4
1.1 Понятие и сущность государственного сектора экономики …...………4
1.2 Причины государственного регулирования экономики. Экономические функции государства…………………………………………………………..7
1.3 Методы государственного регулирования госсектора…………………14

Глава 2: Сущность государственного предпринимательства……….…..…16
2.1 Понятие государственное предпринимательства………………………16
2.2 Методы государственного воздействия на рынок……………………...19

Глава 3: Проблемы государственного сектора и государственного предпринимательства и пути их преодоления…………………………..…..23
3.1 Механизмы взаимодействия государственного и частного секторов в экономике. Приватизация…………………………………………………….23
3.2 Повышение эффективности государственного сектора в экономике………………………………………………………………….…..24
3.3 Повышение эффективности государственного предпринимательства как метода регулирования экономики…………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………....36
Список использованной литереатуры…………………………………….…37

Файлы: 1 файл

Гос сектор.docx

— 101.97 Кб (Скачать файл)

В качестве общей цели создание АО со 100-процентным государственным  капиталом призвано решить задачу совмещения достаточно плотной зависимости  предприятия от структур государственного управления и достаточной самостоятельности  для достижения коммерческих целей.

Государственное влияние  на промышленную политику предприятия  обеспечивается отходом от традиционной организационной структуры управления АО. Выпадает один из главных ее элементов - собрание акционеров. Его функции  должен, видимо, выполнять совет  директоров, состав которого определяется собственником - государством.

Целесообразно ввести в состав совета директоров наряду с представителями  отраслевого органа управления представителей администрации предприятия, трудового  коллектива, местных органов власти. И конечно, высококвалифицированных  специалистов (менеджеров, финансистов  и т.п.). Представители трудящихся избираются трудовым коллективом, представители  местного органа управления назначаются  этим органом, все остальные назначаются  отраслевым органом управления. АО со 100-процентным государственным капиталом  несет самостоятельную имущественную  ответственность. Создается возможность  обращения взыскания по долгам на имущество такого предприятия.

Наделение хозяйственной  самостоятельностью и установление ответственности по своим долгам создает объективные предпосылки "рыночного поведения" соответствующих  фирм. Тем не менее достаточная  эффективность деятельности таких  АО сомнительна, имея в виду, что  решения, принимаемые органом, в  котором доминируют представители  государства, могут тормозить действия администрации в улучшении коммерческих результатов. Таким образом, государственная  промышленная политика может проводиться  с помощью рассмотренной организационно-правовой формы достаточно эффективно, но должна корректироваться с учетом коммерческих задач АО.

Более перспективны АО, в  которых государству принадлежит  контрольный пакет акций. Такое  акционирование при его правильном проведении решит три основные задачи.

Во-первых, поскольку оно  проводится применительно к крупным  предприятиям с высокой стоимостью основных фондов, на рынок ценных бумаг  поступает значительное количество акций и создаются условия  для реализации ваучеров через чековые  аукционы.

Во-вторых, сохраняется возможность  воздействия на стратегию и тактику  акционированных предприятий в  целях обеспечения общественных интересов.

В частности, являясь крупным  инвестором, государство может оказывать  решающее влияние на объем и направление  инвестиций. Вопреки мелким инвесторам и менеджерам, которые предпочитают проекты с большей отдачей  в ближайшей перспективе, государство-инвестор заинтересовано в реализации крупных  долгосрочных программ.

В-третьих, создаются предпосылки  нормальных (в отличие от ранее  существовавших) взаимоотношений между  собственником, менеджером и трудовым коллективом.

Контрольный пакет акций  позволяет государству осуществлять права собственника через своих  представителей в управлении АО (собрание акционеров, совет директоров), поскольку  в течение по крайней мере трех лет состав совета директоров образуемых АО должен включать не менее 51 процента представителей государства. Правительство  и Госкомимущество России вправе поручать на контрактной основе представление  интересов государства в совете директоров определенным лицам, в том  числе должностным лицам органов  государственного управления по представлению  соответствующего министерства, ведомства, региона. При таком составе совета директоров проведение государственной  промышленной политики обеспечивается достаточно четко.

Существующие правомочия государственных органов можно  было бы признать оптимальными, если бы не порядок формирования совета директоров и правления, а также назначения генерального директора (президента) АО.

Дело в том, что на всех предприятиях, преобразованных в  АО открытого типа в соответствии с Указом Президента от 1 июля 1992 года № 721, должностные лица не избираются собранием акционеров, а назначаются  государственными органами и не на конкурсной основе, а по усмотрению соответствующего должностного лица (исключая представителей трудового коллектива). Установленный порядок продолжает традицию, когда судьба хозяйственного руководителя зависит от структур (ранее  партийных, теперь - государственных), которые не несут ответственности  за провалы и не стимулируются  в случае успешной работы вновь созданного АО.

В Указе от 10 июня 1994 года "О некоторых мерах по обеспечению  государственного управления экономикой" порядок назначения главного менеджера  в АО с государственным капиталом  не выделен особо. В нем речь идет о "представителях государства в  органах управления “АО” вообще. Согласно Указу такими представителями могут  быть государственные служащие либо иные граждане РФ.

В последнем случае Госкомимущество  России или Фонд федерального имущества  заключают с ними договор гражданско-правового  характера. Указом резко ограничена самостоятельность представителей государства. По коренным вопросам управления АО ("управление капиталом") они  обязаны в письменной форме согласовывать  с федеральными органами исполнительной власти или Фондом федерального имущества, от имени которого они действуют, вносимые ими проекты решений, либо свое будущее голосование по проектам решений, предложенным другими членами  органов управления АО. Таким образом, фактически решения по достаточно широкому кругу важнейших вопросов управления АО принимает аппаратный работник, не несущий ответственности и  не заинтересованный материально в  деятельности общества. Нетрудно заметить, что под новым словесным покровом реанимируется один из основных пороков  административно-командной системы. Поэтому представляется, что решение  данной проблемы в действующих нормативных  актах далеко от совершенства.

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, государственный сектор экономики занимает существенное место  в экономической системе страны. Он включает в себя госкорпорации, компании с долевым участием государства, финансы государства и муниципальных  образований, властные и исполнительные полномочия государственных и муниципальных  органов власти. Результаты деятельности госсектора носят сложный, многофункциональный  и разнообразный характер (политический, экономический, социальный, экологический  и др.) и проявляется на макро - и микроуровнях. При этом государство  выполняет следующие функции: Нейтрализует провалы рынка, такие как монополия, ассиметричность информации, действие внешних эффектов; формирование государственных  финансов; производство общественных благ; перераспределение отдельных  благ.

Государственное предпринимательство  необходимо в условиях рыночной экономики  для эффективного функционирования экономики страны. Государственное  предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Его основное отличие  от частного предпринимательства состоит  в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении  социально-экономических задач, таких  как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических  колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.

Во-вторых, приоритетно государственное  предпринимательство, в условиях рыночной экономики, должно осуществляться в  следующих отраслях: обеспечение  развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей; стратегическое прогнозирование развития науки  и техники, долгосрочное прогнозирование  развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий  научно-технического прогресса с  общенациональных позиций; координация  усилий общества по охране и

оздоровлению окружающей среды; создание производственной и  социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение; выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом; поддержание в нормальном состоянии  денежной и финансовой системы.

Говоря о государственном  предпринимательстве относительно России необходимо отметить, что в  современной законодательной базе еще недостаточно актов, направленных на обеспечение предпринимательства

 

Список использованной литературы:

 

  1.  Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 2007.
  2. 7. Андрианов В.Д. Экономический потенциал России // Вопросы экономики. - 2008.
  3. Борисов Е.Ф. и др. Экономика: Справочник. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2008.
  4. Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. - М., 2006.
  5. Булатова  А.С.. – М : Экономика: / 2006.
  6. Волкова О.И. и О.В. Девяткина. 3-е изд., перераб. и доп. М. Экономика предприятия (фирмы): учебник / ИНФРА–М, 2011.
  7. Горфинкеля В.Я, В.А. Швандара. 4-е изд., перераб. и доп. М.Экономика предприятия: учебник /: ЮНИТИ–ДАНА, 2012.
  8. Лапустина М.Г. «Предпринимательство», ИНФРА-М, 2008
  9. Нещадин А., Кузнецов О., Кашин В. Государственный сектор экономики: нынешняя российская специфика // Экономика. 2008 - №1, с.8 - 23
  10. Никоноров С.М. «Проблемы предпринимательства в современной России» 2005г.
  11. Степанов М.В. - М.: Региональная экономика: / ИНФРА-М, 2006.
  12. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник. М.: Эксмо, 2011.
  13. Филина Ф.Н., Толмачёв И.А. Всё об индивидуальном предпринимателе: 3-е изд. РОСБУХ 2009г.
  14. Чеберко Е.Ф., Бобров А.В. Государственный сектор экономики страны и перспективы его развития // Экономика. 2008 - №2, с.1 – 27
  15. Интернет-источник: http://kapital-rus.ru/articles/article/181135 Е. В. Балацкий, В. А. Конышев \\ ”Российская модель государственного сектора экономики”.
  16. Интернет-источник: http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики РФ(Росстат России)

 

 


Информация о работе Государственный сектор и государственное предпринимательство