Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:07, курсовая работа
Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в государстве.
Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1: Государственный сектор экономики и его структура……………..4
1.1 Понятие и сущность государственного сектора экономики …...………4
1.2 Причины государственного регулирования экономики. Экономические функции государства…………………………………………………………..7
1.3 Методы государственного регулирования госсектора…………………14
Глава 2: Сущность государственного предпринимательства……….…..…16
2.1 Понятие государственное предпринимательства………………………16
2.2 Методы государственного воздействия на рынок……………………...19
Глава 3: Проблемы государственного сектора и государственного предпринимательства и пути их преодоления…………………………..…..23
3.1 Механизмы взаимодействия государственного и частного секторов в экономике. Приватизация…………………………………………………….23
3.2 Повышение эффективности государственного сектора в экономике………………………………………………………………….…..24
3.3 Повышение эффективности государственного предпринимательства как метода регулирования экономики…………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………....36
Список использованной литереатуры…………………………………….…37
Существует три основные
системы, основанные на понятии прогрессивности
налогообложения отношения
1. Пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
2. Регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
3. Прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог).
Наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно, к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю. Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков.
При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе во многих странах СНГ происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг.
Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в
· законодательной,
· налоговой,
· кредитной,
· субвенционной формах.
Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы.
Налоговая и кредитная
формы регулирования
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, создающие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам.
______________________________
Интернет-источник: http://www.k2x2.info/
Часть 3: Проблемы Государственного сектора и государственного предпринимательства и пути их преодоления
3.1 Механизмы взаимодействия государственного и частного сек торов в экономике. Приватизация
В нормативных документах, отражающих в той или иной мере вопросы управления госсектором, в качестве основного инструмента регулирования его состава и структуры рассматривается приватизация. При этом предполагается, как само собой разумеющееся, что госсектор в его теперешнем виде по-прежнему следует сокращать, оставляя за государством лишь ключевые предприятия (с точки зрения обороны, социальной политики и т.д.). Оптимизация состава и структуры госсектора представляет одну из важнейших задач, и вопрос определения его размеров и соотношения внутренних компонентов – центральный. Приватизация – это только один из способов изменения масштабов госсектора. Альтернативой является национализация, т.е. выкуп государством предприятий или пакетов акций у частных владельцев. По ряду объективных причин данный метод сейчас не используется, однако его применение принципиально возможно и в ряде случаев теоретически оправдано. Можно напомнить и о таком способе количественного изменения госсектора, как создание и (или) преобразование (ликвидация, слияние, поглощение, присоединение) госпредприятий.
Встроенным блоком механизма
управления объектами госсектора должен
стать механизм, позволяющий избегать
субъективизма при
принятии решения о приватизации, национализации,
3.2 Повышение эффективности государственного сектора в экономике
Что же касается эффективности работы предприятий, то в современных условиях она во многом зависит от уровня управления и способности собственника контролировать результаты его деятельности.
В переходной экономике восьмидесятых – девяностых годов опыт преобразования государственных предприятий в акционерные общества с разными объёмами государственных пакетов акций позволило сделать два вывода.
Во-первых, сохранять в
собственности государства
Во-вторых, в любой стране
с переходной экономикой всегда имеются
отрасли и производства, традиционно
являющимися объектами
Характер взаимодействия
государства и предприятий, находящихся
в его собственности, в настоящее
время такое же что и его
взаимодействие с частными предприятиями.
В то же время большая часть
государственных предприятий
Отдельно стоит вопрос
о земле, приватизация которой допускается
не во всех странах. В большинстве
стран купля-продажа земли
Особой проблемной структурой
государственного сектора можно
назвать государственную
По мере завершения реорганизации
государственных предприятий в
условиях перехода к рыночным отношениям
и преодоления спада могут
изменяться подходы к размеру
и составу государственного сектора
экономики. Сокращение государственного
влияния и контроля является серьёзной
предпосылкой для притока крупных
финансовых инвестиций в те отрасли
государственного сектора экономики,
которым необходимо вливание средств
для эффективного функционирования,
а также повышения
Отдельно проанализируем
178 статью Бюджетного кодекса Российской
Федерации. Она устанавливает
Это оправдывается, поскольку установление плановых заданий субъектам рыночных отношений, в которых государство имеет имущественные права, представляется нецелесообразным.
Выбор из всего перечня
методов бюджетного регулирования
государственного сектора определяется
на границе потребностей и возможностей
развития. При определении объёмов,
направлений, объектов и механизмов
бюджетного финансирования государственного
сектора необходимо принять во внимание
его возможности в создании и
увеличении валового внутреннего продукта.
Это связано с представлением
необходимых разработок системы
государственных задач в
Максимальный эффект от использования бюджетных инвестиций возможен при финансировании производства чистых общественных благ, сюда относятся такие отрасли как, национальная оборона, средства массовой информации, социально-культурная сфера.
В финансировании производства смешанных общественных благ, таких как, здравоохранение, образование, водоснабжение, в рамках государственного сектора можно постепенно уменьшать.
А финансирование производства частных благ предприятиями государственного сектора целесообразнее всего только при наличии погрешностей рынка, что, далеко не всегда является абсолютным критерием.
Четкое разграничение
всех благ предопределяет разработку
оптимального бюджетного поведения
в регулировании
Ведущую роль в создании
стратегических приоритетов развития
государственного сектора, контроле над
его деятельностью и
Необходимо, также найти оптимальное равновесие при централизации ресурсов государства и распределении полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти. Децентрализация бюджетных полномочий необходима лишь в той степени, когда наиболее эффективно используются возможности государственного бюджета.
Обоснование мероприятий, направленных на достижение целей развития государственного сектора, предусматривает:
-прогнозирование доходов и расходов государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов,
-планирование объемов продукции и формирование проектов государственных контрактов на поставки продукции, необходимых для удовлетворения государственных потребностей.
На практике применяется метод планирования «от достигнутого уровня». Такой метод является самым приемлемым при условии, что общество удовлетворено состоянием государственного сектора и не находится в процессе глубоких социально-экономических трансформаций.
При условиях быстрого развития
государственного сектора на первое
место выдвигается поиск
Для рационального выбора используется метод сравнения эффективности, который дает определённую полезную информацию для принятия экономических и политических решений.
Для оценки эффективности
в государственном секторе
-анализ затрат и результативности,
-анализ затрат и полезности,
-анализ затрат и выгод.
Понятие «анализ затрат и
результативности» означает комплекс
аналитических приемов, делающих возможным
определение объема затрат и ресурсов
на достижение определённых целей, поставленных
перед государственным
В случае, если оценивается деятельность, дающая множество результатов лучше использовать анализ затрат и полезности.
Метод анализа затрат и выгод есть комплекс процедур, которые делают возможным сравнение затрат и результатов проектов в универсальной стоимостной форме. Использование этого метода связано с трудностями, так как не все общественные блага можно оценить стоимостью.
Российское законодательство
предусматривает две
на праве хозяйственного ведения - собственник решает вопросы создания предприятия, реорганизации и ликвидации, определяет предмет и цели деятельности, осуществляет контроль за использованием и сохранностью имущества;
на праве оперативного управления - полномочия собственника более широкие. Предприятие может самостоятельно распоряжаться только произведенной им продукцией. Распоряжение закрепленным имуществом возможно только с согласия собственника.
Унитарные предприятия представляют собой коммерческие предприятия, собственником которых является государство. Это является основанием для прямого управления такими предприятиями со стороны государства. Органом управления унитарным предприятием считается его руководитель, назначенный собственником либо уполномоченным органом и им отчитывается.
Информация о работе Государственный сектор и государственное предпринимательство