Государственный сектор и государственное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в государстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1: Государственный сектор экономики и его структура……………..4
1.1 Понятие и сущность государственного сектора экономики …...………4
1.2 Причины государственного регулирования экономики. Экономические функции государства…………………………………………………………..7
1.3 Методы государственного регулирования госсектора…………………14

Глава 2: Сущность государственного предпринимательства……….…..…16
2.1 Понятие государственное предпринимательства………………………16
2.2 Методы государственного воздействия на рынок……………………...19

Глава 3: Проблемы государственного сектора и государственного предпринимательства и пути их преодоления…………………………..…..23
3.1 Механизмы взаимодействия государственного и частного секторов в экономике. Приватизация…………………………………………………….23
3.2 Повышение эффективности государственного сектора в экономике………………………………………………………………….…..24
3.3 Повышение эффективности государственного предпринимательства как метода регулирования экономики…………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………....36
Список использованной литереатуры…………………………………….…37

Файлы: 1 файл

Гос сектор.docx

— 101.97 Кб (Скачать файл)

Приватизация госимущества означает его передачу в частные  руки. В результате приватизации часть  госимущества переходит в собственность  отдельных немногочисленных людей. Приватизация направлена на максимальный финансовый результат, доходы от приватизации направляются в бюджет.

Инвестирование. Государство  способно осуществлять инвестирование в те или иные сферы, тем самым  стимулируя производителей на создание доступной и востребованной продукции. Тем самым удовлетворяя потребности потребителей. Благодаря госинвестициям происходит обновление материально-технической базы, реструктуризация задолженностей, изменяется объем и структура производства, сохранение ведущих специалистов. Нередко инвестирование принимает формы государственной поддержки предприятий, целью которой является реструктуризация компании, недопущение остановки предприятия, роспуска персонала.

Предоставление государством кредитов, поручительств, гарантий.

К косвенным методам регулирования  госсектора относится:

Налоговое регулирование. Способствует регулированию отчислений в бюджет. Стимулирует перелив капитала в  сферы с более низким налогообложением.

Стимулирование спроса. Способствует увеличению спроса при его спаде. Например, увеличение доходов физических лиц увеличивает спрос на те или  иные товары и услуги, стимулирование производство которых необходимо в  конкретный момент. Также как элемент  стимулирование спроса выступает государственное  кредитование. Государство, изменяя  учетную процентную ставку и норму  обязательных резервов, определяет доступность  кредитов, как для предприятий, так  и для населения.

Государственно-частное  партнерство (ГЧП). ГЧП - способ взаимодействия государства и частных компаний для решения социально-экономических  задач и достижения целей, интересных обеим сторонам. Практика показывает, что капитальные и операционные затраты частного сектора при  использовании механизмов ГЧП существенно  меньше, чем при реализации проекта  путем прямого выделения бюджетных  средств. Повышается эффективность  выполнения проектов ГЧП за счет разделения рисков между государством и частной  компанией. Частный инвестор берет  на себя риски, которыми он может управлять, к примеру риски превышения капитальных  затрат, а государство - те, что находятся  вне контроля частного сектора, например политические и законодательные. Принципы ГЧП применяются, прежде всего, по отношению  к реализации инвестиционных проектов в капиталоемких отраслях национальной экономики, за развитие которых должно отвечать государство. Однако, суть ГЧП - гораздо шире, также как и  многогранно само сотрудничество государства  и бизнеса. 

 

Глава 2: Сущность государственного предпринимательства

2.1 Понятие государственного предпринимательства

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В  современных условиях любое государство  осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в  экономику.

По вопросам, в каких  пропорциях должно сочетаться государственное  и рыночное регулирование, каковы границы  и направления государственного вмешательства, существует широкий  спектр мнений и подходов - от полного  государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость  выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской  революции”, которая совершила переворот  в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность  самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто  не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны. Таким образом, государственное регулирование  экономики имеет важное значение для экономического и социального  развития страны. При этом, осуществляя  регулирование экономики, государство  использует широкий набор средств  и методов воздействия на экономику  таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической  системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает  в известном смысле как экономический  агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой  политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей  подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство  всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние  на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом.

 

2.2 Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась  непосредственная предпринимательская  деятельность государства, приобретал все большее значение государственный  сектор в экономике. В развитых странах  на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети  валового национального продукта.

Государственное предпринимательство  осуществляется в тех областях, где  деятельность противоречит природе  частных фирм или же требуются  огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства  состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства  состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических  задач, таких как:

· обеспечение необходимых  темпов роста,

· сглаживание циклических  колебаний,

· поддержание занятости,

· стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

Данная форма регулирования  обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической  инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

Но не только это: государства  осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах  достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства  ведутся фундаментальные научные  исследования.

Располагая финансами, государство  выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика  на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством, относятся также 

-предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,

-помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,

-проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,

-увеличение числа рабочих мест,

-охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

-строительство очистных сооружений,

-развитие фундаментальных научных исследований,

-производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени  хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка  присутствуют как рыночные, так и  нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они  зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной  и неясной обстановке, предсказать  которую намного сложнее, чем  рыночную конъюнктуру.

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут  и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

1. Обеспечение развития  базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование  новых отраслей.

2. Стратегическое прогнозирование  развития науки и техники, долгосрочное  прогнозирование развития хозяйства  в целом, оценка социально-экономических  последствий научно-технического  прогресса с общенациональных  позиций. 

3. Координация усилий  общества по охране и оздоровлению  окружающей среды. 

4. Создание производственной  и социальной инфраструктуры: транспорт,  связь, культура, образование, здравоохранение. 

5. Выработка и обеспечение  социальных гарантий, особенно для  групп населения, которые не  могут в полной мере заниматься  общественно-полезным трудом.

6. Поддержание в нормальном  состоянии денежной и финансовой  системы. 

2.2. Методы государственного воздействия на рынок

Выполнение сложных функций  по регулированию рыночных отношений  может быть эффективным в том  случае, когда в руках государства  сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.

Государство оказывает воздействие  на рыночный механизм через:

-свои расходы;

-налогообложение;

-регулирование;

-государственное предпринимательство.

Государственные расходы  состоят из государственных закупок, трансфертных платежей.

Государственные закупки  представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и  т.д.).

Трансфертные платежи - это  выплаты, перераспределяющие налоговые  доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в  виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и  т.д.

Нужно заметить, что государственные  закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны  с производством. Государственные  закупки приводят к перераспределению  ресурсов от частного к общественному  потреблению товаров. Они дают возможность  гражданам пользоваться общественными  товарами.

Трансфертные платежи  имеют другое значение: они меняют структуру производства товаров  индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних  слоев населения, выплачиваются  другим. Однако те, кому предназначаются  трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение  структуры потребления.

Для оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию и различные  выплаты населению государству  нужно иметь деньги. Необходимые  для покрытия расходов суммы можно  получить в основном путем сбора  налогов. Но чтобы построить подводную  лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические  ресурсы: товары производственного  назначения, землю, труд. Поэтому, решая  вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком  объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься  из владения различных семей, из предприятий  и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.

Налогообложение - важный инструмент государственной политики. Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются  на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства  косвенным путем в виде более  высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например, в США  около 30 процентов всей стоимости  производимых товаров и услуг). Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени.

В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более  активным инструментом государственной  социальной и экономической политики. Среди общих принципов налоговой  системы можно выделить следующие:

1. Налоговые поступления  формируют необходимую финансовую  базу для операций государства  в экономической сфере, а сама  структура, объемы и методы  налоговых изъятий создают возможность  целенаправленного воздействия  со стороны государства на  темпы и пропорции накопления  общественного денежного и производительного  капитала, позволяют ему под свой  контроль практический весь совокупный  общественный спрос. 

2. В движении капитала  на разных стадиях его кругооборота  и в различных сферах можно  выделить пункты изъятия налогов  и создать целостную систему  налогообложения. Этот принцип  не был достаточно хорошо продуман  при формировании налоговой системы  для переходного периода к  рыночной экономике в странах  СНГ. Здесь резкое и скоротечное  перераспределение доходов происходило  в сфере коммерческого бизнеса,  а вся тяжесть налогового бремени  оказалась перенесенной в производственную  сферу. Во многом по этой  причине частное предпринимательство  в этой сфере не получило  развития.

Информация о работе Государственный сектор и государственное предпринимательство