Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:07, курсовая работа
Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в государстве.
Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1: Государственный сектор экономики и его структура……………..4
1.1 Понятие и сущность государственного сектора экономики …...………4
1.2 Причины государственного регулирования экономики. Экономические функции государства…………………………………………………………..7
1.3 Методы государственного регулирования госсектора…………………14
Глава 2: Сущность государственного предпринимательства……….…..…16
2.1 Понятие государственное предпринимательства………………………16
2.2 Методы государственного воздействия на рынок……………………...19
Глава 3: Проблемы государственного сектора и государственного предпринимательства и пути их преодоления…………………………..…..23
3.1 Механизмы взаимодействия государственного и частного секторов в экономике. Приватизация…………………………………………………….23
3.2 Повышение эффективности государственного сектора в экономике………………………………………………………………….…..24
3.3 Повышение эффективности государственного предпринимательства как метода регулирования экономики…………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………....36
Список использованной литереатуры…………………………………….…37
Приватизация госимущества означает его передачу в частные руки. В результате приватизации часть госимущества переходит в собственность отдельных немногочисленных людей. Приватизация направлена на максимальный финансовый результат, доходы от приватизации направляются в бюджет.
Инвестирование. Государство способно осуществлять инвестирование в те или иные сферы, тем самым стимулируя производителей на создание доступной и востребованной продукции. Тем самым удовлетворяя потребности потребителей. Благодаря госинвестициям происходит обновление материально-технической базы, реструктуризация задолженностей, изменяется объем и структура производства, сохранение ведущих специалистов. Нередко инвестирование принимает формы государственной поддержки предприятий, целью которой является реструктуризация компании, недопущение остановки предприятия, роспуска персонала.
Предоставление государством кредитов, поручительств, гарантий.
К косвенным методам
Налоговое регулирование. Способствует регулированию отчислений в бюджет. Стимулирует перелив капитала в сферы с более низким налогообложением.
Стимулирование спроса. Способствует увеличению спроса при его спаде. Например, увеличение доходов физических лиц увеличивает спрос на те или иные товары и услуги, стимулирование производство которых необходимо в конкретный момент. Также как элемент стимулирование спроса выступает государственное кредитование. Государство, изменяя учетную процентную ставку и норму обязательных резервов, определяет доступность кредитов, как для предприятий, так и для населения.
Государственно-частное
партнерство (ГЧП). ГЧП - способ взаимодействия
государства и частных компаний
для решения социально-
Глава 2: Сущность государственного предпринимательства
2.1 Понятие государственного предпринимательства
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
В любой экономической
системе, в том числе и рыночной
экономике, государство выступает
в известном смысле как экономический
агент, обладающий правом и возможностью
принуждения, например в сфере налоговой
политики, государственного законодательства.
Принуждение часто
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом.
2.2 Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валового национального продукта.
Государственное предпринимательство
осуществляется в тех областях, где
деятельность противоречит природе
частных фирм или же требуются
огромные вложения средств и риск.
Основное отличие от частного предпринимательства
состоит в том, что первоочередная
цель государственного предпринимательства
состоит не в получении дохода,
а в решении социально-
· обеспечение необходимых темпов роста,
· сглаживание циклических колебаний,
· поддержание занятости,
· стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.
Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.
Но не только это: государства
осваивают программы по развитию
атомной энергии, радиоэлектронной
промышленности, созданию ЭВМ, освоению
космоса. Государственные инвестиции
в экономику, в отдельных странах
достигли огромных размеров: в Швеции
- до 1/4, Италии и Великобритании - до
1/3, в Австрии и Франции - свыше
40 % общего объема капитальных вложений.
Практически на средства государства
ведутся фундаментальные
Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.
К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также
-предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,
-помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,
-проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,
-увеличение числа рабочих мест,
-охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
-строительство очистных сооружений,
-развитие фундаментальных научных исследований,
-производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.
Государственное предприятие,
пусть даже наделенное самыми широкими
правами и ответственностью, всегда
отстает от частного в степени
хозяйственной
Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:
1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
2. Стратегическое
3. Координация усилий
общества по охране и
4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
5. Выработка и обеспечение
социальных гарантий, особенно для
групп населения, которые не
могут в полной мере
6. Поддержание в нормальном
состоянии денежной и
2.2. Методы государственного воздействия на рынок
Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:
-свои расходы;
-налогообложение;
-регулирование;
-государственное предпринимательство.
Государственные расходы состоят из государственных закупок, трансфертных платежей.
Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.).
Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.
Нужно заметить, что государственные
закупки вносят вклад в национальный
доход и непосредственно
Трансфертные платежи имеют другое значение: они меняют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.
Для оплаты счетов за заказанную
фирмам продукцию и различные
выплаты населению государству
нужно иметь деньги. Необходимые
для покрытия расходов суммы можно
получить в основном путем сбора
налогов. Но чтобы построить подводную
лодку или проложить
Налогообложение - важный инструмент государственной политики. Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например, в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг). Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени.
В странах с развитой рыночной
экономикой налоги становятся все более
активным инструментом государственной
социальной и экономической политики.
Среди общих принципов
1. Налоговые поступления
формируют необходимую
2. В движении капитала
на разных стадиях его
Информация о работе Государственный сектор и государственное предпринимательство