Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 12:13, курсовая работа
Цели исследования: изучение государства как собственника и предпринимателя в условиях рыночной экономики; формулировка вывода о тенденциях развития государственного предпринимательства как в России, так и за рубежом.
Задачи исследования: во-первых, рассмотреть теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике, направления и сферы его деятельности. Для этого потребуется подробно описать, какова роль государства в экономике, его функции, а также обосновать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Так как материальной основой государственного предпринимательства в экономике выступает государственная собственность, то, во-вторых, необходимо раскрыть социально-экономическое содержание и рассмотреть формы государственной собственности. И, в-третьих, дать определение понятию «государственное предпринимательство», чтобы потом раскрыть цели, способы реализации и критерии его эффективности. В конце же следует отметить тенденции развития государственного предпринимательства.
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике……………………………………………..5
1.1. Место и роль государства в экономике ………………………..5
1.2. Функции государства в рыночной экономике……………........8
1.3. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…..…………………………………………………………………......9
2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности…………………………………………………………………....12
2.1. Понятие и сущность государственной собственности…...…..12
2.2. Специфика отношений государственной собственности…….15
2.3. Основные тенденции развития государственной собственности в современной рыночной экономике…………………………………………...18
3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности………………………………………….24
3.1. Понятие государственного предпринимательства и его цели..24
3.2. Способы реализации и критерии эффективности государственного предпринимательства в рыночной экономике.………….. 27
3.3 Тенденции развития государственного предпринимательства в современной рыночной экономике……………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………… 39
Список использованных материалов……………………………………….......42
Приложения…………………………………………………………….………...45
Кафедра «Экономическая теория»
Курсовая работа
на тему:
Государство: собственник и предприниматель в рыночной экономике
Выполнил:
Научный руководитель:
План
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические подходы к необходимости
хозяйственной деятельности государства
в рыночной экономике……………………………………………..5
1.1. Место и роль государства в экономике
………………………..5
1.2. Функции государства в рыночной
экономике……………........8
1.3. Необходимость вмешательства государства
в рыночную
2. Социально-экономическое содержание
и формы государственной собственности……………………………………………
2.1. Понятие и сущность государственной
собственности…...…..12
2.2. Специфика
отношений государственной собственности…….15
2.3. Основные тенденции развития государственной
собственности в современной рыночной
экономике…………………………………………...
3. Государственное
предпринимательство: понятие, цели, способы
реализации, критерии эффективности………………………………………….
3.1. Понятие государственного предпринимательства и его цели..24
3.2. Способы реализации и критерии эффективности государственного предпринимательства в рыночной экономике.………….. 27
3.3 Тенденции развития государственного предпринимательства в современной рыночной экономике……………………………………………..34
Заключение……………………………………………………
Список использованных материалов……………………………………….....
Приложения……………………………………………………
Введение
Государство - это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Оно принимает участие в регулировании экономики независимо от типа экономической системы. То, насколько велика роль государства в экономике и, соответственно, сила воздействия государственного предпринимательства на неё, послужило причиной выбора данной темы.
Не менее важным основанием при выборе темы стала её актуальность, которая выражается в том, что и в России, и в зарубежных странах государство продолжает регулировать рыночные отношения, оно выступает не только как собственник, но и как предприниматель, что имеет большое значение в современной экономике. Степень эффективности государственного предпринимательства и особенности его проявления в России являются достаточно серьезными проблемами, которые не потеряли своей значимости на сегодняшний день.
Объектами исследования являются деятельность государства и её влияние на современные рыночные отношения.
Цели исследования: изучение государства как собственника и предпринимателя в условиях рыночной экономики; формулировка вывода о тенденциях развития государственного предпринимательства как в России, так и за рубежом.
Задачи исследования: во-первых, рассмотреть теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике, направления и сферы его деятельности. Для этого потребуется подробно описать, какова роль государства в экономике, его функции, а также обосновать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Так как материальной основой государственного предпринимательства в экономике выступает государственная собственность, то, во-вторых, необходимо раскрыть социально-экономическое содержание и рассмотреть формы государственной собственности. И, в-третьих, дать определение понятию «государственное предпринимательство», чтобы потом раскрыть цели, способы реализации и критерии его эффективности. В конце же следует отметить тенденции развития государственного предпринимательства.
Методы исследования, используемые при написании работы: теоретический анализ материалов, взятых из научной литературы; реферирование данных, полученных при анализе; цитирование. Также были использованы статистические методы, позволившие подтвердить надежность выводов. В информационную основу легли труды отечественных и зарубежных ученых, специальная литература по данной теме и разнообразные статистические данные.
1.
Теоретические подходы к необходимости
хозяйственной деятельности государства
в рыночной экономике.
1.1.
Место и роль государства в экономике.
Термин «государство» имеет множество определений, и каждый из них является верным. Например, «государство - это совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью»1. Также «государство - это все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящиеся в государственной собственности, в распоряжении и ведении государственных органов власти (государственная экономика)»1.
Государство является неотъемлемым объектом в любой экономической системе. Во всех экономических системах государство наряду с традиционными функциями по поддержанию общественного порядка, законности, организации национальной обороны и др. решает такие экономические вопросы как организация денежного обращения, сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных и медицинских организаций и т.д. Роль и место государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы.
В традиционной экономике в условиях отсталой техники, не обеспечивающей экономический рост, государство выполняет важные распределительные функции, перераспределяя значительную часть национального дохода. Эти средства направляются государством на оказание материальной помощи беднейшим слоям населения.
В плановой экономике роль государства достигает значительных масштабов. Государство сосредотачивает в своих руках экономическую власть, принимает основные экономические решения, распоряжается государственной собственностью, которая занимает доминирующее место в экономике. Государство стремится достичь сбалансированности в экономике посредством директивного планирования. Из единого центра до хозяйств субъектов доводятся планы работ, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. В экономике наличествует только один собственник – государство.
В рыночной экономике государство также играет важную роль, однако на различных стадиях развития рыночной экономики функции и масштабы вмешательства государства различны. В период становления рыночных отношений в ХVII и ХVIII веках признавалось государственное регулирование экономики, но это регулирование ограничивалось торговлей и промышленностью. Дальнейшее развитие рынка и углубление общественного разделения труда показало, что рыночные отношения обеспечивают эффективное распределение ресурсов, использование достижений науки, постоянный рост качества товаров. Однако опыт рыночные методы хозяйствования порождают ряд отрицательных последствий, что приводит к распространению государственного регулирования на многие сферы экономики. Для рыночной экономики характерна тенденция к монополизации, обострению социальных отношений, нерациональному использованию ресурсов и т.п., что приводит к расширению сферы деятельности государства.
Усиление роли государства в экономике произошло также в результате обострения международной конкуренции. Сложности сбыта продукции на внутреннем рынке возрастают, а доступ к внешним рынкам затруднён, поэтому для укрепления своих позиций на мировом рынке, защиты национальных производителей от иностранной конкуренции предприниматели вынуждены прибегать к защите государства.
Большой вклад в переосмысливание место и роли государства в рыночной экономике внесла кейнсианская теория. Её основатель Дж. М. Кейнс (1883-1946 гг.) обосновал положение о необходимости государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, капитальные вложения, закономерности, потребления, сбережения и т.д.) с изменением количественных экономических закономерностей в соотношениях между ними. Д. Кейнс указывал на то, что «наиболее значительными пороками экономического общества, в котором мы живем, является его неспособность обеспечить полную занятость, а также его произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов»2 и предложил «использование различных методов государственного регулирования экономики, в частности:
Основной идеей кейнсианства является то, что стихийное развитие рынка не является идеальной моделью функционирования рыночной политики как экономической системы. Саморегулирующийся рынок не в состоянии обеспечить полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, а также непрерывный рост экономики.
В 70-е годы прошлого столетия кейнсианский подход был подвергнут критике. В этот период в теории и практике существовали теоретические закономерности, отстаивающие постулаты неоклассической доктрины (концепции монетаризма, теории рациональных ожиданий и теории предложения). Монетаризм – школа, полагающая, что рост денежной массы определяет инфляцию. Поэтому экономическая политика должна быть направлена на ограничение и стабилизацию эмиссии денег. Государство должно ограничить своё влияние в хозяйственной жизни только поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Приоритет стал отдаваться необходимости автоматического поддержания рынка, свободе части предпринимательства. Государству же отводится роль косвенного влияния на развитие экономики через разумную денежно-кредитную политику.
Сторонниками активного государственного регулирования экономики являются представители концепции институционализма. Они критикуют теории автоматического регулирования рыночной экономики. Основным направлением их исследований являются общественные мотивы в поведении людей, а не «личные интересы» субъектов экономических отношений. Такой подход во многом предопределяет существенную роль государства в экономике.
«Функции государства - это основные направления его деятельности, определенная работа, круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности»3. Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства (См. Прил. 1). Экономические функции современного государства довольно многообразны и каждая из них имеет предметно-политическую характеристику.
Канонические функции государства:
1) Создание правовой основы, которая способствует эффективному функционированию рынка. Т.е. законодательная защита прав собственника, предпринимательской деятельности, прав потребителей, разработка законов о предприятиях, банках, акционерных обществах и др.
2) Защита конкуренции;
3) Регулирование денежного предложения;
4) Перераспределение национального дохода. В него входит разработка и обеспечение социальных программ в целях уменьшения неравенства доходов населения страны.
5) Перераспределение ресурсов. Это, во-первых, сокращение и упразднение загрязнений окружающей среды предприятиями, производителями продукции. Во-вторых, выделение средств для получения высшего образования, профессиональной подготовки, программ массовых профилактических прививок, государственных больниц и поликлиник, а также обеспечения продовольственных программ в целях увеличения потребительского спроса населения.
6) Обеспечение конкурентоспособности на мировом рынке.
Все перечисленные выше функции государства в экономике взаимосвязаны между собой. Современная экономика представляет собой синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Это является необходимым и объективным процессом экономики любой страны, и особенно стран с переходной экономикой.
«Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены, не забывая при этом о правах и свободности личности, государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы. В целом главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и
социальная стабильность»4.
Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику вытекает из функций государства. Как говорилось ранее, рынок по своей природе несовершенен и не призван решать социальные задачи, что в свою очередь вызывает необходимость вмешательства государства.
Причины необходимости государственного регулирования
экономики:
1) Рынок не способен противостоять
монополизации экономики, ограничивающей
свободу рыночной конкуренции. Монополисты
для извлечения монопольных сверхприбылей
диктуют цены, что вызывает необходимость
регулирования государством цен на транспорт,
услуги связи, электроэнергию, сырье;
2) Рынок не заинтересован
в производстве общественных благ, особенность
которых состоит в том, что ими должны
пользоваться все, но не обязаны за них
платить. Общественные блага — это не
конкурентные товары и услуги, доступные
каждому. Например, регулирование дорожного
движения с помощью знаков, услуги в сфере
образования, здравоохранения, науки,
культуры и многие другие. Несмотря на
то, что они бесплатны для потребителя,
они не бесплатны для общества и связаны
с издержками, которые не способен нести
рынок;
3) Рынок не обеспечивает
социальные гарантии, не может нейтрализовать
дифференциацию в распределении доходов,
не обеспечивает стабильную занятость
трудоспособного населения. Все это ведет к социальному
расслоению, усиливает социальную напряженность;
4) Рынок не устраняет побочных
эффектов, возникающих при росте производства
и увеличении общественного богатства.
Чаще всего это связано с загрязнением
окружающей среды, нарушением экологии;
5) Имеют место неполные
рынки, например, рынок пенсионного или
медицинского страхования. Для их нормального
функционирования требуются государственное
регулирование и поддержка;
6) Несовершенство информации,
представляющей собой общественное благо.
Без вмешательства государства информация
не может быть полноценной и достоверной.
Все эти проявления несовершенства рынка
указывают на необходимость государственного
регулирования и выполнение государством
своих экономических функций.
Информация о работе Государство как собственник и предприниматель в рыночной экономике