Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 12:13, курсовая работа
Цели исследования: изучение государства как собственника и предпринимателя в условиях рыночной экономики; формулировка вывода о тенденциях развития государственного предпринимательства как в России, так и за рубежом.
Задачи исследования: во-первых, рассмотреть теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике, направления и сферы его деятельности. Для этого потребуется подробно описать, какова роль государства в экономике, его функции, а также обосновать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Так как материальной основой государственного предпринимательства в экономике выступает государственная собственность, то, во-вторых, необходимо раскрыть социально-экономическое содержание и рассмотреть формы государственной собственности. И, в-третьих, дать определение понятию «государственное предпринимательство», чтобы потом раскрыть цели, способы реализации и критерии его эффективности. В конце же следует отметить тенденции развития государственного предпринимательства.
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике……………………………………………..5
1.1. Место и роль государства в экономике ………………………..5
1.2. Функции государства в рыночной экономике……………........8
1.3. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…..…………………………………………………………………......9
2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности…………………………………………………………………....12
2.1. Понятие и сущность государственной собственности…...…..12
2.2. Специфика отношений государственной собственности…….15
2.3. Основные тенденции развития государственной собственности в современной рыночной экономике…………………………………………...18
3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности………………………………………….24
3.1. Понятие государственного предпринимательства и его цели..24
3.2. Способы реализации и критерии эффективности государственного предпринимательства в рыночной экономике.………….. 27
3.3 Тенденции развития государственного предпринимательства в современной рыночной экономике……………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………… 39
Список использованных материалов……………………………………….......42
Приложения…………………………………………………………….………...45
Для рассмотрения теоретических подходов к необходимости хозяйственной деятельности государства и установления направления и сферы его деятельности, пришлось подробно описать роль государства в экономике, которая, несомненно, вытекает из функций, которые оно выполняет. Только государство способно регулировать все сферы жизни общества, так как имеет достаточно мощный для этой задачи аппарат управления, поэтому и деятельность по стабилизации положения в стране полностью возложена на него.
Основой государственного предпринимательства в экономике выступает государственная собственность, поэтому определенная часть работы посвящена ей и её роли в экономике. Подробно рассмотрев формы государственной собственности и установив с помощью достоверных статистических источников, что количество государственной собственности с каждым годом на территории российского государства все меньше, по сравнению с другими видами собственности, следует вывод: государственная собственность не обладает достаточно эффективным функционированием.
Для раскрытия термина “государственное
предпринимательство” пришлось дать
определение частному предпринимательству,
а также сравнить их между собой.
Если частный сектор экономики
– это та часть экономики страны, которую
образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие
частному капиталу, то государственный сектор состоит из государственных
унитарных предприятий, госучреждений,
хозяйственных обществах (ОАО), а также
открытых акционерных обществ с государственным
участием.
Если частное предпринимательство имеет
своей главной задачей получение прибыли,
то государство направляет свою деятельность
на общественные нужды. Соответственно,
у разных целей - разные способы реализации.
И если главным критерием эффективности
частных предприятий является количество
полученной прибыли, то у государственных
предприятий это – польза, оказанная экономике
и обществу в целом.
Что касается ситуации в России, то она
продолжает оставаться нестабильной.
В стране есть сферы, которые не подвластны
силам российского частного капитала,
поэтому до сих пор требуется участие
государства в производстве. К примеру,
обновление производственной инфраструктуры
отдельных предприятий легкой и пищевой
промышленности и поддержка экспорта
продукции обрабатывающей промышленности.
Россия сейчас находится в переходном
периоде, в котором виною многих неудач
стали необдуманность решений по вопросам
приватизации и непланомерная передача
государственной собственности в частное
и коллективное владение. Однако направление,
в котором развивается экономика нашей
страны, признано верным и перспективным,
и единственное, что омрачает сложившуюся
картину, то, что развитие это имеет очень
медленный темп. Из подавляющего преобладания
частной собственности и доминирования
частного предпринимательства над государственным
можно предположить, что в России сложился
новый общественно-экономический строй,
который характеризуется: восстановлением
системы частной собственности, установлением
власти капитала и денег, резким ростом
дифференциации доходов населения.
Причинами того, что
процент государственных
Список использованных материалов.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, статьи 294 и 296 от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 214 от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
5. Асаул А.Н., Войнаренко М.П, Ерофеев П.Ю. “Организация предпринимательской деятельности” под ред. д э.н., проф. А.Н. Асаула. – СПб.: «Гуманистика», 2004.
6. Борисов А.Б., “Большой экономический словарь” — М.: Книжный мир, 2003.
7. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. “Микроэкономика”, Санкт-Петербург, 2004.
8. Герасимов Б.И., Н.С. Косов, В.В. Дробышева., “Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика”, 2009.
9. Ефимова Е.Г., “Экономика: Учебное пособие”, тема 5 – М.: МГИУ, 2005.
10. Лазарева В.В., «Общая теория государства и права», издание третье, переработанное и дополненное, М.: Юристъ, 2001.
11. Левченко Т.А., И.С. Чиповская, Е.А.Гнездилов., “Финансовые отношения в общественном секторе экономики”, 2011.
12. Мостицкий И. “Универсальный дополнительный практический толковый словарь”. 2005–2012гг.
13. НДП "Альянс Медиа", Бизнес-словарь, 2003 – 2013гг.
14. Прохоров А. М., “Большой энциклопедический словарь”, 2000.
15. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
16. Сидорович А.В., “Курс экономической теории”, 2001.
17. Артемов А., Брыкин А., Шумаев А. Модернизация государственного управления экономикой // Экономист. 2008. № 2.
18. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8.
19. Кучуков Р. “Государственный сектор как локомотив модернизации” Экономист. 2010. № 9.
20. Министерство финансов Российской Федерации, 2000-2002гг.
21. Федеральная служба государственной статистики регионов России, “Социально-экономические показатели”, 2011.
22. Гэйбрейт Дж. К. «Новое промышленное государство. Эссе об американской экономической системе», – Челябинск: Урал, 1999.
23. Кейнс Дж. «Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики».,Т.2.\Пер. англ. М.: Экономика, 1992.
24. Спинелли-мл. С., Р. М. Розенберг, С. Берли., «Franchising: Pathway to Wealth Creation», — М.: «Вильямс», 2006.
VI. Интернет-ресурсы
25. Мульти-портал «KM.RU» , 2013. - http://www.km.ru/economics/
Приложения.
Приложение 1.
Основные направления государственного регулирования экономики. | |
Создание правовой основы экономической деятельности государства; |
Макроэкономическая стабилизация; |
Создание общественных благ; |
Проведение фискальной политики; |
Регулирование внешних (побочных) эффектов; |
Поддержка малого бизнеса; |
Проведение антимонопольной политики; |
Регулирование внешнеэкономической деятельности; |
Создание инфраструктуры |
Поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики |
Государственное предпринимательство |
Обеспечение экологической безопасности |
Перераспределение доходов |
Приложение 2.
Таблица 1. Расходы федерального бюджета РФ (2000-2002гг.) согласно
функциональной классификации.*
Наименование расходов |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. | |||
Млрд. руб. |
% к итогу |
Млрд. руб. |
% к итогу |
Млрд. руб. |
% к итогу | |
Расходы, всего |
1014,2 |
100 |
1193,5 |
100 |
1947,3 |
100 |
Государственное и местное самоуправление |
26,8 |
2,7 |
40,7 |
3,4 |
56,7 |
2,9 |
Федеральная судебная система |
8,4 |
0,8 |
11,3 |
1,0 |
19,1 |
1,0 |
Международная деятельность |
39,5 |
3,9 |
22,2 |
1,9 |
42,8 |
2,2 |
Национальная оборона |
209,4 |
20,6 |
214,7 |
18,0 |
284,2 |
14,6 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности гос-ва |
111,5 |
11,0 |
131,6 |
11,0 |
173,8 |
8,9 |
Фундаментальные исследования |
15,9 |
1,6 |
22,0 |
1,9 |
30,3 |
1,5 |
Промышленность, энергетика и строительство |
38,1 |
3,8 |
44,6 |
3,7 |
57,7 |
3,0 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
15,4 |
1,.5 |
20,8 |
1,8 |
26,8 |
1,4 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
1,9 |
0,2 |
30,6 |
2,3 |
7,0 |
0,4 |
Социальная политика |
132,9 |
13,1 |
107,8 |
9,0 |
430,3 |
22,0 |
Обслуживание гос. Долга |
188,7 |
18,6 |
239,8 |
20,1 |
285,0 |
14,6 |
Охрана окр. среды |
3,7 |
0,4 |
4,7 |
0,4 |
9,8 |
0,5 |
Предупреждение и ликвидация послед-ствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
9,0 |
0,9 |
6,3 |
0,5 |
8,7 |
0.5 |
Образование |
32,1 |
3,2 |
48,8 |
4,1 |
80,0 |
4,1 |
Культура, искусство и кинематография |
4,6 |
0,5 |
6,4 |
0,6 |
10,3 |
0,5 |
Средства массовой информации |
5,7 |
0,6 |
6,2 |
0,5 |
10,3 |
0,5 |
Здравоохранение и физ. культура |
15,9 |
1,6 |
22,2 |
1,8 |
31,9 |
1,6 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
69,1 |
6,8 |
186,6 |
15,6 |
265,4 |
13,6 |
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров |
2,.1 |
0,2 |
6,0 |
0,5 |
10,3 |
0,5 |
Исследование и использование космоса |
3,4 |
0,3 |
4,6 |
0,4 |
9,7 |
0,5 |
Военная реформа |
--- |
---- |
----- |
---- |
16,5 |
0,8 |
Прочие расходы |
19,5 |
1,9 |
1,7 |
0,2 |
60,6 |
3,0 |
Расходы целевых бюджетных фондов |
60,6 |
5,9 |
13,9 |
1,2 |
13,9 |
0,7 |
*сайт Министерства финансов Российской Федерации.
Приложение 3.
Таблица 2.
Форма собственности |
1991г. |
1993г. |
1995г. |
1997г. |
1999г. |
Государственная собственность |
91 |
53 |
42 |
9,5 |
7,3 |
Негосударственная собственность |
9 |
47 |
58 |
90,5 |
92,7 |
Приложение 4.
Таблица 3.
Распределение предприятий и организаций по формам собственности в 2003г**.
Частная собственность |
76,9% |
Государственная собственность |
4,1% |
Муниципальная собственность |
6,2% |
Собственность общественных организаций |
6,4% |
Прочие |
6,4% |
Таблица 4.
Распределение предприятий и организаций
по формам собственности в 2010г**.
Всего |
Государствен-ная |
Муниципаль-ная |
Частная |
Общественных и религиозных организаций (объединений) |
Прочие формы собствен-ности | |
Рос-сийс-кая Федерация |
100% |
2,48% |
5,1% |
85% |
3,3% |
4,12% |
**по данным с сайта Федеральной службы государственной статистики регионов России, “Социально-экономические показатели”, 2011 г.
Приложение 5.
Инструменты ГЧП, фактически используемые в регионах (На основании существующей практики и мнений региональных представителей):
Информация о работе Государство как собственник и предприниматель в рыночной экономике