Государство как собственник и предприниматель в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования: изучение государства как собственника и предпринимателя в условиях рыночной экономики; формулировка вывода о тенденциях развития государственного предпринимательства как в России, так и за рубежом.
Задачи исследования: во-первых, рассмотреть теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике, направления и сферы его деятельности. Для этого потребуется подробно описать, какова роль государства в экономике, его функции, а также обосновать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Так как материальной основой государственного предпринимательства в экономике выступает государственная собственность, то, во-вторых, необходимо раскрыть социально-экономическое содержание и рассмотреть формы государственной собственности. И, в-третьих, дать определение понятию «государственное предпринимательство», чтобы потом раскрыть цели, способы реализации и критерии его эффективности. В конце же следует отметить тенденции развития государственного предпринимательства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике……………………………………………..5
1.1. Место и роль государства в экономике ………………………..5
1.2. Функции государства в рыночной экономике……………........8
1.3. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…..…………………………………………………………………......9
2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности…………………………………………………………………....12
2.1. Понятие и сущность государственной собственности…...…..12
2.2. Специфика отношений государственной собственности…….15
2.3. Основные тенденции развития государственной собственности в современной рыночной экономике…………………………………………...18
3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности………………………………………….24
3.1. Понятие государственного предпринимательства и его цели..24
3.2. Способы реализации и критерии эффективности государственного предпринимательства в рыночной экономике.………….. 27
3.3 Тенденции развития государственного предпринимательства в современной рыночной экономике……………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………… 39
Список использованных материалов……………………………………….......42
Приложения…………………………………………………………….………...45

Файлы: 1 файл

1.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

     Для рассмотрения теоретических подходов к необходимости хозяйственной деятельности государства и установления направления и сферы его деятельности, пришлось подробно описать роль государства в экономике, которая, несомненно, вытекает из функций, которые оно выполняет. Только государство способно регулировать все сферы жизни общества, так как имеет достаточно мощный для этой задачи аппарат управления, поэтому и деятельность по стабилизации положения в стране полностью возложена на него.

     Основой государственного предпринимательства в экономике выступает государственная собственность, поэтому определенная часть работы посвящена ей и её роли в экономике. Подробно рассмотрев формы государственной собственности и установив с помощью достоверных статистических источников, что количество государственной собственности с каждым годом на территории российского государства все меньше, по сравнению с другими видами собственности, следует вывод: государственная собственность не обладает достаточно эффективным функционированием.

     Для раскрытия термина “государственное предпринимательство” пришлось дать определение частному предпринимательству, а также сравнить их между собой. 
    Если частный сектор экономики – это та часть экономики страны, которую образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу, то государственный сектор состоит из государственных унитарных предприятий, госучреждений, хозяйственных обществах (ОАО), а также открытых акционерных обществ с государственным участием. 
Если частное предпринимательство имеет своей главной задачей получение прибыли, то государство направляет свою деятельность на общественные нужды. Соответственно, у разных целей - разные способы реализации. И если главным критерием эффективности частных предприятий является количество полученной прибыли, то у государственных предприятий это – польза, оказанная экономике и обществу в целом. 
     Что касается ситуации в России, то она продолжает оставаться нестабильной. В стране есть сферы, которые не подвластны силам российского частного капитала, поэтому до сих пор требуется участие государства в производстве. К примеру, обновление производственной инфраструктуры отдельных предприятий легкой и пищевой промышленности и поддержка экспорта продукции обрабатывающей промышленности. Россия сейчас находится в переходном периоде, в котором виною многих неудач стали необдуманность решений по вопросам приватизации и непланомерная передача государственной собственности в частное и коллективное владение. Однако направление, в котором развивается экономика нашей страны, признано верным и перспективным, и единственное, что омрачает сложившуюся картину, то, что развитие это имеет очень медленный темп. Из подавляющего преобладания частной собственности и доминирования частного предпринимательства над государственным можно предположить, что в России сложился новый общественно-экономический строй, который характеризуется: восстановлением системы частной собственности, установлением власти капитала и денег, резким ростом дифференциации доходов населения.

     Причинами того, что  процент государственных предприятий  в России стремительно сокращается, заключается, в основном, в плохом  качестве корпоративного управления, монополиях, отсталом уровне технологий  управления государственной собственностью, и, конечно, несоблюдении законов РФ. При решении этих проблем станет возможным поднять управление объектами государственной собственности на новый уровень. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных материалов.

 

  1. Нормативно-правовые акты

19.    Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 125 от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

2.    Гражданский кодекс Российской Федерации, статьи 294 и 296 от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

3.    Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 132 от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 214 от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

 

  1. Книги (по алфавиту авторов или названий)

5.    Асаул А.Н., Войнаренко М.П, Ерофеев П.Ю. “Организация предпринимательской деятельности” под ред. д э.н., проф. А.Н. Асаула. – СПб.: «Гуманистика», 2004.

6.    Борисов А.Б., “Большой экономический словарь” — М.: Книжный мир, 2003.

7.    Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. “Микроэкономика”, Санкт-Петербург, 2004.

8.     Герасимов Б.И., Н.С. Косов, В.В. Дробышева., “Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика”, 2009.

9.   Ефимова Е.Г., “Экономика: Учебное пособие”, тема 5 – М.: МГИУ, 2005.

10.    Лазарева В.В.,  «Общая теория государства и права», издание третье, переработанное и дополненное, М.: Юристъ, 2001.

11.    Левченко Т.А., И.С. Чиповская, Е.А.Гнездилов., “Финансовые отношения в общественном секторе экономики”, 2011.

12.    Мостицкий И. “Универсальный дополнительный практический толковый словарь”. 2005–2012гг.

13.    НДП "Альянс Медиа", Бизнес-словарь, 2003 – 2013гг.

14.   Прохоров А. М., “Большой энциклопедический словарь”, 2000.

15.    Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

16.    Сидорович А.В., “Курс экономической теории”, 2001.

 

 

  1. Статьи из периодических  изданий (по алфавиту авторов)

17.    Артемов А., Брыкин А., Шумаев А. Модернизация государственного управления экономикой // Экономист. 2008. № 2.

 

18.    Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8.

19.    Кучуков Р. “Государственный сектор как локомотив модернизации” Экономист. 2010. № 9.

 

  1. Статистические сборники и справочная литература (по алфавиту)

20.     Министерство финансов Российской Федерации, 2000-2002гг.

21. Федеральная служба государственной статистики регионов России, “Социально-экономические показатели”, 2011.

 

  1. Литература на иностранных языках

 

22.   Гэйбрейт Дж. К. «Новое промышленное государство. Эссе об американской экономической системе», – Челябинск: Урал, 1999.

23. Кейнс Дж.  «Общая теория занятости, процента и денег. Антология  экономической классики».,Т.2.\Пер. англ. М.: Экономика, 1992.

24.   Спинелли-мл. С., Р. М. Розенберг, С. Берли., «Franchising: Pathway to Wealth Creation», — М.: «Вильямс», 2006. 

 

           VI.      Интернет-ресурсы

25. Мульти-портал «KM.RU» , 2013. - http://www.km.ru/economics/2013/01/23/dmitrii-medvedev/702170-medvedev-oglasil-plany-po-sokrashcheniyu-gosudarstvenno

26. “Энциклопедия Экономиста”, 2009. - http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/formy-sobstvennosti.html

27. “Экономика”, электронный учебник, “Формы собственности, их характеристика и значение в экономической системе” - http://economy-bases.ru/t5r3part3.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Приложение 1.

Основные направления государственного регулирования экономики.

Создание правовой основы экономической деятельности государства;

Макроэкономическая стабилизация;

Создание общественных благ;

Проведение фискальной политики;

Регулирование внешних (побочных) эффектов;

Поддержка малого бизнеса;

Проведение антимонопольной политики;

Регулирование внешнеэкономической деятельности;

Создание инфраструктуры

Поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики

Государственное предпринимательство

Обеспечение экологической безопасности

Перераспределение доходов

 

 

Приложение 2.

Таблица 1.     Расходы федерального бюджета РФ (2000-2002гг.) согласно

функциональной классификации.*

    

Наименование расходов

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Млрд. руб.

% к итогу

Млрд. руб.

% к итогу

Млрд. руб.

% к итогу 

Расходы, всего

1014,2

100

1193,5

100

1947,3

100

Государственное и местное самоуправление

26,8

2,7

40,7

3,4

56,7

2,9

Федеральная судебная система

8,4

0,8

11,3

1,0

19,1

1,0

Международная деятельность

39,5

3,9

22,2

1,9

42,8

2,2

Национальная оборона

209,4

20,6

214,7

18,0

284,2

14,6

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности гос-ва

111,5

11,0

131,6

11,0

173,8

8,9

Фундаментальные исследования

15,9

1,6

22,0

1,9

30,3

1,5

Промышленность, энергетика и строительство

38,1

3,8

44,6

3,7

57,7

3,0

Сельское хозяйство и рыболовство

15,4

1,.5

20,8

1,8

26,8

1,4

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

1,9

0,2

30,6

2,3

7,0

0,4

Социальная политика

132,9

13,1

107,8

9,0

430,3

22,0

Обслуживание гос. Долга

188,7

18,6

239,8

20,1

285,0

14,6

Охрана окр. среды

3,7

0,4

4,7

0,4

9,8

0,5

Предупреждение и ликвидация послед-ствий чрезвычайных ситуаций и

стихийных бедствий

9,0

0,9

6,3

0,5

8,7

0.5

Образование

32,1

3,2

48,8

4,1

80,0

4,1

Культура, искусство и кинематография

4,6

0,5

6,4

0,6

10,3

0,5

Средства массовой информации

5,7

0,6

6,2

0,5

10,3

0,5

Здравоохранение и физ. культура

15,9

1,6

22,2

1,8

31,9

1,6

Финансовая помощь бюджетам других уровней

69,1

6,8

186,6

15,6

265,4

13,6

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

2,.1

0,2

6,0

0,5

10,3

0,5

Исследование и использование космоса

3,4

0,3

4,6

0,4

9,7

0,5

Военная реформа

---

----

-----

----

16,5

0,8

Прочие расходы

19,5

1,9

1,7

0,2

60,6

3,0

Расходы целевых бюджетных фондов

60,6

5,9

13,9

1,2

13,9

0,7


 

*сайт Министерства финансов Российской Федерации.

 

Приложение 3.

Таблица 2.

 

Форма собственности

1991г.

1993г.

1995г.

1997г.

1999г.

Государственная собственность

91

53

42

9,5

7,3

Негосударственная

собственность

9

47

58

90,5

92,7


 

 

Приложение 4.

Таблица 3.

Распределение предприятий и организаций по формам собственности в 2003г**.

 

Частная собственность 

76,9%

Государственная собственность

4,1%

Муниципальная собственность

6,2%

Собственность общественных организаций

6,4%

Прочие

6,4%


 

Таблица 4.

Распределение предприятий и организаций по формам собственности в 2010г**.  

 

Всего

Государствен-ная

Муниципаль-ная

Частная

Общественных и религиозных организаций (объединений)

Прочие формы собствен-ности

Рос-сийс-кая Федерация

100%

2,48%

5,1%

85%

3,3%

4,12%


**по данным с сайта Федеральной службы государственной статистики регионов России, “Социально-экономические показатели”, 2011 г.

 

Приложение 5.

Инструменты ГЧП, фактически используемые в регионах (На основании существующей практики и мнений региональных представителей):

Информация о работе Государство как собственник и предприниматель в рыночной экономике