Государство как собственник и предприниматель в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования: изучение государства как собственника и предпринимателя в условиях рыночной экономики; формулировка вывода о тенденциях развития государственного предпринимательства как в России, так и за рубежом.
Задачи исследования: во-первых, рассмотреть теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике, направления и сферы его деятельности. Для этого потребуется подробно описать, какова роль государства в экономике, его функции, а также обосновать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Так как материальной основой государственного предпринимательства в экономике выступает государственная собственность, то, во-вторых, необходимо раскрыть социально-экономическое содержание и рассмотреть формы государственной собственности. И, в-третьих, дать определение понятию «государственное предпринимательство», чтобы потом раскрыть цели, способы реализации и критерии его эффективности. В конце же следует отметить тенденции развития государственного предпринимательства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике……………………………………………..5
1.1. Место и роль государства в экономике ………………………..5
1.2. Функции государства в рыночной экономике……………........8
1.3. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…..…………………………………………………………………......9
2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности…………………………………………………………………....12
2.1. Понятие и сущность государственной собственности…...…..12
2.2. Специфика отношений государственной собственности…….15
2.3. Основные тенденции развития государственной собственности в современной рыночной экономике…………………………………………...18
3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности………………………………………….24
3.1. Понятие государственного предпринимательства и его цели..24
3.2. Способы реализации и критерии эффективности государственного предпринимательства в рыночной экономике.………….. 27
3.3 Тенденции развития государственного предпринимательства в современной рыночной экономике……………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………… 39
Список использованных материалов……………………………………….......42
Приложения…………………………………………………………….………...45

Файлы: 1 файл

1.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

     В результате деформации общественной собственности возникают новые виды эксплуатации: "лагерный", где ежегодно эксплуатировалось 10-15 млн. "врагов народа" и членов их семей; "казарменный", эксплуатировавший 35 млн. крестьян и 3 млн. спецпоселенцев; "государственный" - в форме плутократического присвоения (теневая экономика, коррупция, тотальная бесхозяйственность и другие виды хозяйственных преступлений).

 

     Опыт мировой практики показывает, что государственная собственность может быть и эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной в конечном счете на человека.

 

     В то же время вне зависимости от экономического и социального строя государственная собственность в большинстве случаев функционирует с меньшей эффективностью, чем другие формы. С одной стороны, это связано с развитием государственной собственности в сферах, где возможности рынка ограничены и снижается мотивация к труду. С другой - эффективность государственной собственности может снижаться и в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за обезличенности собственника и утраты предприятием рыночной ориентации. Преобладание же государственной формы собственности в экономике страны (в России 90% основных производственных фондов находилось до недавнего времени в госсобственности) ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения выходит: "вымывание дешевого ассортимента", навязывание потребителю выгодного для производителя ассортимента, занижение качества товара, нарушение сроков и объемов поставок, отказ от заключения договоров поставок, сокращение производства, возникновение дефицита продукции, неудовлетворенный массовый спрос.

 

    Таким образом, речь идет не об устранении государственной собственности, а об ограничении ее монопольного положения. Резко сократившись (в России более чем в 2 раза), государственная собственность в виде общенациональной, республиканской и муниципальной будет играть существенную роль в экономике.

 

    В некоторых странах доля государственной собственности значительна, например, в добывающих отраслях промышленности, что обусловлено их высокой капиталоемкостью и малой рентабельностью. «Границы распространения государственной собственности в рыночной экономике подвижны. Доля государственной собственности меняется в зависимости от того, какое ее сочетание с частной собственностью наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, росту социально-экономической эффективности, недопущению отставания от других стран. (В 50-х годах в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; в 80-х годах – проводится приватизация и свертывание государственного сектора.) В 80-х годах вклад государственных предприятий в экономику составлял: во Франции – 22,8%, ФРГ – 14%, Италии – 20%, Великобритании – 16,7%, Австрии – 24%.»11

     То, насколько упал процент государственной собственности за последние годы ХХ века в России изображено на Таблице 2. (См. Прил. 3) Изменения, заметные по данным на 1 января 2003 г. и на 2010 г., отображены в следующей Таблице 3. (См. Прил. 4) Все эти данные, говорят об одном: количество государственной собственности с каждым годом сокращается, соответственно, все больше преобладает частная и другие формы собственности. Это приводит к выводу, что государственная собственность теряет свое влияние, особенно по сравнению с советским периодом. Формирование и наличие разнообразных форм собственности, как известно, является условием и предпосылкой перехода к рыночной экономике, и подобные изменения говорят о том, что экономическое развитие РФ идет в правильном направлении.

«Премьер-министр России, Дмитрий Медведев в своем интервью телеканалу «Bloomberg» 23 января огласил планы правительства страны по сокращению в 2013 году государственной собственности и уменьшения сферы действия государственных монополий. Так, по словам Медведева, в 2013 году власти планируют реализовать пакеты акций «Совкомфлота» и «Внешторгбанка». Премьер предположил, что в этот раз выручка от реализации приватизационных планов будет больше, нежели в любой из прошлых годов с момента начала выполнения программы по реализации госсобственности. Также Медведев на исключил возможности отказа от монополии «Газпрома» на экспорт газа. Признав наличие в стране некоторого количества потенциальных независимых поставщиков, премьер-министр, однако, отметил, что такое решение может быть принято лишь после тщательного просчета всех возможных последствий.»12 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности.

 

3.1. Понятие государственного предпринимательства и его цели.

 

     «Государственное предпринимательство - деятельность государственных предприятий на коммерческой или некоммерческой основах по производству товаров и услуг, необходимых для развития национальной экономики»13. Важно различать государственное предпринимательство и государственное производство. Эти понятия взаимосвязаны и нередко отождествляются в отечественной литературе, однако между ними существуют принципиальные различия.

     Государство в рыночной экономике не только выступает в качестве предпринимателя, занимаясь хозяйственной деятельностью, но и выполняет ряд других важных функций. Это означает, что хозяйственная функция государства реализуется через предпринимательскую и другую его активность. Под государственным производством следует понимать создание определенных благ государственным предприятием. Отличие последнего от частного предприятия состоит, прежде всего, в том, что целью является не только получение прибыли. Государственные предприятия, производящие блага на некоммерческой основе не занимаются предпринимательской деятельностью, а реализуют процесс государственного производства.

   

     Основное отличие государственных предприятий от частных состоит в том, что государство ставит перед своими предприятиями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели. Рыночные показатели результатов деятельности (прибыльность и рентабельность) государственных предприятий не являются для них критерием эффективности, поскольку их цель часто формируется под влиянием государственной политики и соответствует оптимальности участия государства в предпринимательской деятельности. У государственного предпринимательства существуют свои специфические потенциальные источники сверхприбыли, обусловленные относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической мощью государства.

 

Цели государственного предпринимательства:

1)  обеспечение необходимых темпов роста,

2)  сглаживание циклических колебаний,

3)  поддержание занятости,

4)  стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

 

    Рынок не способен обеспечить эффективное производство некоторых видов товаров и услуг, для которых характерны несовершенство информации на стороне покупателей, наличие внешних эффектов или возрастающей отдачи от масштаба производства. Государственные предприятия в условиях рыночной экономики могут осуществлять свою деятельность на различных принципах. Это могут быть субсидируемые государством предприятия, которые самостоятельно ориентируются на рыночный спрос и преследуют цель максимизации прибыли. Либо это могут быть предприятия, деятельность которых полностью определяется правительством и не нацелена на прибыльность. Могут существовать также промежуточные формы.

      Экономическая роль предпринимателя отличается от экономической роли собственника факторов производства. В рыночной экономике вполне возможен случай, когда предприниматель не является собственником никаких факторов производства, кроме своего предпринимательского таланта. Его роль заключается в том, чтобы выявить, какие потребности людей еще не удовлетворяются или какие новые эффективные способы и приемы производства могут быть использованы, и тем самым дать существующим производственным ресурсам наиболее эффективное применение.

Как правило, государственные предприятия получают государственные субсидии или в целом финансируются из государственного бюджета.

 

«Государственные предприятия можно подразделить на три группы:

* бюджетные предприятия;

* государственные корпорации;

* смешанные акционерные общества.

 

Бюджетные предприятия: это предприятия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. По своему положению они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются или структурно входят в какие-либо министерства, ведомства или органы местного самоуправления. Они не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через государственный бюджет.

 

Государственные корпорации: это распространенная организационно-правовая форма государственных предприятий. Они наделяются определенной правосубъективностью и имеют собственное имущество. Как правило, наряду с хозяйственной деятельностью они выполняют определенные регулирующие и управленческие функции в установленных пределах от имени государства. Другими словами, государственные корпорации сочетают в себе черты коммерческого предприятия и государственного органа. Государственные корпорации могут быть

образованы в форме акционерного общества, все акции которого принадлежат государству.

     Предпринимательская  деятельность государственных корпораций  обычно осуществляется на коммерческой основе в рамках устанавливаемых

соответствующими министерствами или ведомствами планов. Экономической основой такой деятельности служит собственный капитал корпорации, образуемый за счет государственных фондов, акционерный капитал и капитализируемая прибыль.

 

Смешанные компании: образуются в форме акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, акции которой принадлежат государству и частным вкладчикам. Смешанные компании действуют в соответствии с законом об акционерных обществах и являются юридическими лицами, участвуя в хозяйственном обороте на коммерческой основе наравне с частными фирмами. Тем не менее они обычно пользуются определенными привилегиями по сравнению с частными фирмами, которые могут выражаться в предоставлении государственных субсидий и дотаций,

льготном режиме получения импортных лицензий, гарантированных поставок сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердо фиксированным ценам, гарантированном рынке сбыта производимой продукции, экспортных дотаций и т.д.» 14

 

3.2. Способы реализации и критерии эффективности государственного предпринимательства в рыночной экономике.

 

    Важным отличительным признаком государственных предприятий от частных является субъектный состав. Государственное предпринимательство осуществляется только юридическими лицами. Такое понятие, как индивидуальный субъект бизнеса здесь отсутствуют. В то время как одной из организационно-правовых форм частного предпринимательства является физическое лицо. И государственные, и частные предприятия предполагают осуществление деятельности в строго установленных законом рамках, но для частного бизнеса они, как правило, шире, поэтому он развивается более стремительно, чем государственный.

 

Государственное предпринимательство осуществляется:

а) коммерческими предприятиями госсектора;

б) хозяйственными субъектами, основанными на смешанной форме собственности;

в) посредством формирования сферы рыночного предложения государственного капитала.

     Коммерческие государственные предприятия могут функционировать как в рамках публичного, так и частного права. Уровень экономической самостоятельности вторых существенно выше, чем первых. Они имеют широкий спектр прав: от выбора поставщиков и покупателей до ценообразования на свою продукцию. Ими финансируются собственные текущие и капитальные затраты. Самофинансирование не означает полной независимости от кредитно-финансовых институтов. Не исключает оно и использование в ряде случаев бюджета в виде дотаций и субсидий. Но это - дополнительные ресурсы, привлекаемые на определенных условиях. Если ссудный капитал - то возвратности и платности, если финансовая помощь государства, то целевая, охватывающая ограниченный круг объектов и носящая исключительно временный характер.

    Ныне в развитых странах испытываются различные пути развития этой формы предпринимательства: расширяется самостоятельность государственных предприятий в определении размеров капиталовложений, привлечении инвестиционных ресурсов на внутренних рынках ссудного капитала и международных финансовых рынках; изменяются правила финансовых взаимоотношений государства и предприятий (увеличиваются процентные ставки за хранение денежных средств компаний на государственных банковских счетах); осуществляется перевод предприятий с режима публичного права к регулированию их деятельности нормами частного права.

     Важным инструментом обеспечения самостоятельности госпредприятий являются контракты (соглашения), заключаемые предприятиями с правительством. Они предусматривают: среднесрочные задачи развития предприятия; задания по обеспечению занятости, проведению НИОКР («научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»15), экономии энергетических ресурсов; механизм финансовых отношений с государством (общий размер инвестиций, государственных дотаций, дивидендов, получаемых собственником). Контракты позволяют государству четко определить задачи каждого предприятия в рамках общей стратегии развития национальной экономики, его финансовые взаимоотношения с правительственными организациями, исходя из твердо установленных налогов, цен и тарифов на продукцию.

Преимущества государственных коммерческих предприятий:

1) значительные и стабильные объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т. п., предполагающие льготные параметры оплаты и скидки;

2) доступность кредитов на особо выгодных условиях;

Информация о работе Государство как собственник и предприниматель в рыночной экономике