Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 12:13, курсовая работа
Цели исследования: изучение государства как собственника и предпринимателя в условиях рыночной экономики; формулировка вывода о тенденциях развития государственного предпринимательства как в России, так и за рубежом.
Задачи исследования: во-первых, рассмотреть теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике, направления и сферы его деятельности. Для этого потребуется подробно описать, какова роль государства в экономике, его функции, а также обосновать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Так как материальной основой государственного предпринимательства в экономике выступает государственная собственность, то, во-вторых, необходимо раскрыть социально-экономическое содержание и рассмотреть формы государственной собственности. И, в-третьих, дать определение понятию «государственное предпринимательство», чтобы потом раскрыть цели, способы реализации и критерии его эффективности. В конце же следует отметить тенденции развития государственного предпринимательства.
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике……………………………………………..5
1.1. Место и роль государства в экономике ………………………..5
1.2. Функции государства в рыночной экономике……………........8
1.3. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…..…………………………………………………………………......9
2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности…………………………………………………………………....12
2.1. Понятие и сущность государственной собственности…...…..12
2.2. Специфика отношений государственной собственности…….15
2.3. Основные тенденции развития государственной собственности в современной рыночной экономике…………………………………………...18
3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности………………………………………….24
3.1. Понятие государственного предпринимательства и его цели..24
3.2. Способы реализации и критерии эффективности государственного предпринимательства в рыночной экономике.………….. 27
3.3 Тенденции развития государственного предпринимательства в современной рыночной экономике……………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………… 39
Список использованных материалов……………………………………….......42
Приложения…………………………………………………………….………...45
В результате деформации общественной собственности возникают новые виды эксплуатации: "лагерный", где ежегодно эксплуатировалось 10-15 млн. "врагов народа" и членов их семей; "казарменный", эксплуатировавший 35 млн. крестьян и 3 млн. спецпоселенцев; "государственный" - в форме плутократического присвоения (теневая экономика, коррупция, тотальная бесхозяйственность и другие виды хозяйственных преступлений).
Опыт мировой практики показывает, что государственная собственность может быть и эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной в конечном счете на человека.
В то же время вне зависимости от экономического и социального строя государственная собственность в большинстве случаев функционирует с меньшей эффективностью, чем другие формы. С одной стороны, это связано с развитием государственной собственности в сферах, где возможности рынка ограничены и снижается мотивация к труду. С другой - эффективность государственной собственности может снижаться и в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за обезличенности собственника и утраты предприятием рыночной ориентации. Преобладание же государственной формы собственности в экономике страны (в России 90% основных производственных фондов находилось до недавнего времени в госсобственности) ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения выходит: "вымывание дешевого ассортимента", навязывание потребителю выгодного для производителя ассортимента, занижение качества товара, нарушение сроков и объемов поставок, отказ от заключения договоров поставок, сокращение производства, возникновение дефицита продукции, неудовлетворенный массовый спрос.
Таким образом, речь идет не об устранении государственной собственности, а об ограничении ее монопольного положения. Резко сократившись (в России более чем в 2 раза), государственная собственность в виде общенациональной, республиканской и муниципальной будет играть существенную роль в экономике.
В некоторых странах доля государственной собственности значительна, например, в добывающих отраслях промышленности, что обусловлено их высокой капиталоемкостью и малой рентабельностью. «Границы распространения государственной собственности в рыночной экономике подвижны. Доля государственной собственности меняется в зависимости от того, какое ее сочетание с частной собственностью наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, росту социально-экономической эффективности, недопущению отставания от других стран. (В 50-х годах в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; в 80-х годах – проводится приватизация и свертывание государственного сектора.) В 80-х годах вклад государственных предприятий в экономику составлял: во Франции – 22,8%, ФРГ – 14%, Италии – 20%, Великобритании – 16,7%, Австрии – 24%.»11
То, насколько упал процент государственной собственности за последние годы ХХ века в России изображено на Таблице 2. (См. Прил. 3) Изменения, заметные по данным на 1 января 2003 г. и на 2010 г., отображены в следующей Таблице 3. (См. Прил. 4) Все эти данные, говорят об одном: количество государственной собственности с каждым годом сокращается, соответственно, все больше преобладает частная и другие формы собственности. Это приводит к выводу, что государственная собственность теряет свое влияние, особенно по сравнению с советским периодом. Формирование и наличие разнообразных форм собственности, как известно, является условием и предпосылкой перехода к рыночной экономике, и подобные изменения говорят о том, что экономическое развитие РФ идет в правильном направлении.
«Премьер-министр России, Дмитрий Медведев
в своем интервью телеканалу «Bloomberg» 23
января огласил планы правительства страны
по сокращению в 2013 году государственной
собственности и уменьшения сферы действия
государственных монополий. Так, по словам
Медведева, в 2013 году власти планируют
реализовать пакеты акций «Совкомфлота»
и «Внешторгбанка». Премьер предположил,
что в этот раз выручка от реализации приватизационных
планов будет больше, нежели в любой из
прошлых годов с момента начала выполнения
программы по реализации госсобственности.
Также Медведев на исключил возможности
отказа от монополии «Газпрома» на экспорт
газа. Признав наличие в стране некоторого
количества потенциальных независимых
поставщиков, премьер-министр, однако,
отметил, что такое решение может быть
принято лишь после тщательного просчета
всех возможных последствий.»12
«Государственное предпринимательство - деятельность государственных предприятий на коммерческой или некоммерческой основах по производству товаров и услуг, необходимых для развития национальной экономики»13. Важно различать государственное предпринимательство и государственное производство. Эти понятия взаимосвязаны и нередко отождествляются в отечественной литературе, однако между ними существуют принципиальные различия.
Государство в рыночной экономике не только выступает в качестве предпринимателя, занимаясь хозяйственной деятельностью, но и выполняет ряд других важных функций. Это означает, что хозяйственная функция государства реализуется через предпринимательскую и другую его активность. Под государственным производством следует понимать создание определенных благ государственным предприятием. Отличие последнего от частного предприятия состоит, прежде всего, в том, что целью является не только получение прибыли. Государственные предприятия, производящие блага на некоммерческой основе не занимаются предпринимательской деятельностью, а реализуют процесс государственного производства.
Основное отличие государственных предприятий от частных состоит в том, что государство ставит перед своими предприятиями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели. Рыночные показатели результатов деятельности (прибыльность и рентабельность) государственных предприятий не являются для них критерием эффективности, поскольку их цель часто формируется под влиянием государственной политики и соответствует оптимальности участия государства в предпринимательской деятельности. У государственного предпринимательства существуют свои специфические потенциальные источники сверхприбыли, обусловленные относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической мощью государства.
Цели государственного предпринимательства:
1) обеспечение необходимых темпов роста,
2) сглаживание циклических колебаний,
3) поддержание занятости,
4) стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.
Рынок не способен обеспечить эффективное производство некоторых видов товаров и услуг, для которых характерны несовершенство информации на стороне покупателей, наличие внешних эффектов или возрастающей отдачи от масштаба производства. Государственные предприятия в условиях рыночной экономики могут осуществлять свою деятельность на различных принципах. Это могут быть субсидируемые государством предприятия, которые самостоятельно ориентируются на рыночный спрос и преследуют цель максимизации прибыли. Либо это могут быть предприятия, деятельность которых полностью определяется правительством и не нацелена на прибыльность. Могут существовать также промежуточные формы.
Экономическая роль предпринимателя отличается от экономической роли собственника факторов производства. В рыночной экономике вполне возможен случай, когда предприниматель не является собственником никаких факторов производства, кроме своего предпринимательского таланта. Его роль заключается в том, чтобы выявить, какие потребности людей еще не удовлетворяются или какие новые эффективные способы и приемы производства могут быть использованы, и тем самым дать существующим производственным ресурсам наиболее эффективное применение.
Как правило, государственные предприятия получают государственные субсидии или в целом финансируются из государственного бюджета.
«Государственные предприятия можно подразделить на три группы:
* бюджетные предприятия;
* государственные корпорации;
* смешанные акционерные общества.
Бюджетные предприятия: это предприятия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. По своему положению они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются или структурно входят в какие-либо министерства, ведомства или органы местного самоуправления. Они не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через государственный бюджет.
Государственные корпорации: это распространенная организационно-правовая форма государственных предприятий. Они наделяются определенной правосубъективностью и имеют собственное имущество. Как правило, наряду с хозяйственной деятельностью они выполняют определенные регулирующие и управленческие функции в установленных пределах от имени государства. Другими словами, государственные корпорации сочетают в себе черты коммерческого предприятия и государственного органа. Государственные корпорации могут быть
образованы в форме акционерного общества, все акции которого принадлежат государству.
Предпринимательская
деятельность государственных
соответствующими министерствами или ведомствами планов. Экономической основой такой деятельности служит собственный капитал корпорации, образуемый за счет государственных фондов, акционерный капитал и капитализируемая прибыль.
Смешанные компании: образуются в форме акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, акции которой принадлежат государству и частным вкладчикам. Смешанные компании действуют в соответствии с законом об акционерных обществах и являются юридическими лицами, участвуя в хозяйственном обороте на коммерческой основе наравне с частными фирмами. Тем не менее они обычно пользуются определенными привилегиями по сравнению с частными фирмами, которые могут выражаться в предоставлении государственных субсидий и дотаций,
льготном режиме получения импортных лицензий, гарантированных поставок сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердо фиксированным ценам, гарантированном рынке сбыта производимой продукции, экспортных дотаций и т.д.» 14
Важным отличительным признаком государственных предприятий от частных является субъектный состав. Государственное предпринимательство осуществляется только юридическими лицами. Такое понятие, как индивидуальный субъект бизнеса здесь отсутствуют. В то время как одной из организационно-правовых форм частного предпринимательства является физическое лицо. И государственные, и частные предприятия предполагают осуществление деятельности в строго установленных законом рамках, но для частного бизнеса они, как правило, шире, поэтому он развивается более стремительно, чем государственный.
Государственное предпринимательство осуществляется:
а) коммерческими предприятиями госсектора;
б) хозяйственными субъектами, основанными на смешанной форме собственности;
в) посредством формирования сферы рыночного предложения государственного капитала.
Коммерческие государственные предприятия могут функционировать как в рамках публичного, так и частного права. Уровень экономической самостоятельности вторых существенно выше, чем первых. Они имеют широкий спектр прав: от выбора поставщиков и покупателей до ценообразования на свою продукцию. Ими финансируются собственные текущие и капитальные затраты. Самофинансирование не означает полной независимости от кредитно-финансовых институтов. Не исключает оно и использование в ряде случаев бюджета в виде дотаций и субсидий. Но это - дополнительные ресурсы, привлекаемые на определенных условиях. Если ссудный капитал - то возвратности и платности, если финансовая помощь государства, то целевая, охватывающая ограниченный круг объектов и носящая исключительно временный характер.
Ныне в развитых странах испытываются различные пути развития этой формы предпринимательства: расширяется самостоятельность государственных предприятий в определении размеров капиталовложений, привлечении инвестиционных ресурсов на внутренних рынках ссудного капитала и международных финансовых рынках; изменяются правила финансовых взаимоотношений государства и предприятий (увеличиваются процентные ставки за хранение денежных средств компаний на государственных банковских счетах); осуществляется перевод предприятий с режима публичного права к регулированию их деятельности нормами частного права.
Важным инструментом обеспечения самостоятельности госпредприятий являются контракты (соглашения), заключаемые предприятиями с правительством. Они предусматривают: среднесрочные задачи развития предприятия; задания по обеспечению занятости, проведению НИОКР («научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»15), экономии энергетических ресурсов; механизм финансовых отношений с государством (общий размер инвестиций, государственных дотаций, дивидендов, получаемых собственником). Контракты позволяют государству четко определить задачи каждого предприятия в рамках общей стратегии развития национальной экономики, его финансовые взаимоотношения с правительственными организациями, исходя из твердо установленных налогов, цен и тарифов на продукцию.
Преимущества государственных коммерческих предприятий:
1) значительные и стабильные объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т. п., предполагающие льготные параметры оплаты и скидки;
2) доступность кредитов на особо выгодных условиях;
Информация о работе Государство как собственник и предприниматель в рыночной экономике