Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 12:13, курсовая работа
Цели исследования: изучение государства как собственника и предпринимателя в условиях рыночной экономики; формулировка вывода о тенденциях развития государственного предпринимательства как в России, так и за рубежом.
Задачи исследования: во-первых, рассмотреть теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике, направления и сферы его деятельности. Для этого потребуется подробно описать, какова роль государства в экономике, его функции, а также обосновать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Так как материальной основой государственного предпринимательства в экономике выступает государственная собственность, то, во-вторых, необходимо раскрыть социально-экономическое содержание и рассмотреть формы государственной собственности. И, в-третьих, дать определение понятию «государственное предпринимательство», чтобы потом раскрыть цели, способы реализации и критерии его эффективности. В конце же следует отметить тенденции развития государственного предпринимательства.
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике……………………………………………..5
1.1. Место и роль государства в экономике ………………………..5
1.2. Функции государства в рыночной экономике……………........8
1.3. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…..…………………………………………………………………......9
2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности…………………………………………………………………....12
2.1. Понятие и сущность государственной собственности…...…..12
2.2. Специфика отношений государственной собственности…….15
2.3. Основные тенденции развития государственной собственности в современной рыночной экономике…………………………………………...18
3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности………………………………………….24
3.1. Понятие государственного предпринимательства и его цели..24
3.2. Способы реализации и критерии эффективности государственного предпринимательства в рыночной экономике.………….. 27
3.3 Тенденции развития государственного предпринимательства в современной рыночной экономике……………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………… 39
Список использованных материалов……………………………………….......42
Приложения…………………………………………………………….………...45
Субъекты государственного регулирования: носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, население, отличающееся друг от друга имущественным состоянием доходов и видов деятельности. Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов и т.д. К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов и включающие органы власти и Центральный национальный банк.
Объекты государственного регулирования: сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны.
Виды объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.
Глава
2. Социально-экономическое содержание
и формы государственной собственности.
2.1.
Понятие и сущность государственной собственности
«Государственная собственность — одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти федерации и ее субъектов, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности,»5 - определение государственной собственности, данное в словаре. К сожалению, оно не раскрывает всех особенностей и свойств, присущих данному термину.
Более подробно этот термин описан в статьях Гражданского кодекса РФ:
1. «Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица.
4. «Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом»6.
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом»7.
Государственные предприятия не являются собственниками своего имущества, закрепленное за ними имущество находится в их хозяйственном ведении. Это имущество не делится на вклады, паи или доли, в том числе работников предприятия, поскольку оно целиком принадлежит государству. Предприятия, находящиеся в государственной собственности, функционируют в интересах общества в целом, они, в отличие от частных предприятий, не ставят перед собой задачу максимизации прибыли, и их деятельность направлена на максимизацию социально-экономических выгод, достижение общенародных, социальных целей. (Список направлений, на которые расходуется федеральный бюджет можно увидеть в Таблице 1. – см. Прил. 2) Это предполагает четкое определение этих целей и создание условий, обеспечивающих использование ограниченных ресурсов именно в интересах общества в целом (голосование, делегирование прав профессионалам, единоличное распоряжение главой государства и т.п.)
Особенность общественных благ, производимых государством, заключается в том, что их полезность распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет на себя их производство.
Свойства общественных благ:
5) Государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных товарах;
Государственная собственность преобладает в отраслях, имеющих общеэкономическое значение, т.е. отраслях, которые необходимы обществу в целом, но часто малоэффективны и не выгодны для частного бизнеса.
Государственная собственность может возникать
в результате:
1) Национализации - перехода
имущества из частной собственности в
государственную, осуществляемого, как
правило, методом выкупа;
2) Строительства новых
объектов за счет средств государственного
бюджета;
- покупки государством контрольного пакета
акций частной компании.
Сферы и отрасли экономики, в которых преимущественно представлена государственная собственность:
- Производственная инфраструктура (передача электроэнергии, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и т.п.);
- Непроизводственная инфраструктура (школы, больницы, жилищно-коммунальное хозяйство);
- Новейшие наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю и гарантированную отдачу;
- Атомная, аэрокосмическая промышленность и т.п.
Государственная
собственность выступает в качестве собственности
всех членов общества. Однако реализация
отношений присвоения через отношения
владения осуществляется государственным
аппаратом, который призван олицетворять
социально-экономические интересы всех
слоев населения, профессиональных и социальных
групп общества.
По содержанию право государственной
собственности не отличается от содержания
права собственности вообще. Вместе с
тем ему присущи особенности, специфика
этого права заключается в том, что Российская
Федерация и нередко субъект РФ в законодательном
порядке сами устанавливают для себя правила
поведения как собственника.
Право государственной собственности в субъективном смысле включает в себя правомочия владения, пользования и распоряжения. Право владения имуществом, принадлежащим РФ и субъектам РФ, означает, что в их охраняемом законом обладании находятся материальные ценности. Право владения связано с возможностью осуществлять учет имущества и его охрану. При передаче части имущества своим организациям (учреждениям и предприятиям) государство, субъект РФ сохраняют за собой право владения этим имуществом, поскольку правомочие владения государственной организации не исчерпывает право владения субъекта права государственной собственности, оно не совпадает с ним ни по объему, ни по назначению. Правомочие владения государственной организации производно по отношению к праву владения государства, субъекта РФ. В конечном итоге, само «государственное предприятие, а также казенное унитарное предприятие, государственное учреждение, как определенный имущественный комплекс, являются объектом государственной собственности»8, а следовательно, находятся во владении государства, субъекта РФ. Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом РФ возможность целенаправленно извлекать из имущественных ценностей выгоду в интересах всего народа Российской Федерации, субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Право распоряжения субъектов права государственной собственности должно состоять в их возможности определять юридическую судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов.
Роль государственной собственности в экономической системе прослеживается по нескольким направлениям:
1) Она необходима в тех сферах и отраслях, которые остаются вне сферы деятельности частного бизнеса, приложения частного капитала. Обычно это те отрасли и производства, в которых сложно или невозможно получить среднюю норму прибыли, где низка отдача от вложений или положительный эффект наступает через продолжительный промежуток времени. В качестве примеров можно назвать, прежде всего, такие капиталоемкие отрасли, как энергетика, связь, транспорт, а также малопривлекательные для частных инвесторов спорт, медицина, образование, культура и др.
2) Роль государственной собственности особенно отчетливо прослеживается в производстве так называемых общественных товаров. Сюда, в частности, относятся поддержание обороноспособности страны, содержание правоохранительных органов, дорожной сети и др. Все эти товары и услуги необходимы обществу в целом, предельные издержки на их производство не связаны с количеством потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об этом.
3) Необходимость государственной собственности в экономике может быть продиктована не столько стремлением получить прибыль, сколько необходимостью решения задач по проведению структурной перестройки, санированию отраслей посредством национализации убыточных предприятий. Например, рыночный механизм стимулирует внедрение и эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, но обычно слабо обеспечивает стратегические прорывы в науке и технике, развитие фундаментальных исследований в самых различных областях.
4) Наличие государственной собственности позволяет обеспечить в стране единое экономическое пространство, функционирование экономики как единого народнохозяйственного комплекса. Например, особенно это касается таких элементов, как единая энергосистема, магистральные железнодорожные линии и т.д. В данном случае существование государственной собственности способствует проведению определенной экономической политики.
Недостатки государственной собственности:
- Стремление к монополизму;
- Бюрократизация собственности, т.е. наличие множества управленческих структур, которые действуют неэффективно;
- Ведомственность, т.е. министерства и ведомства свои интересы ставят выше общественных;
- Отсутствие персонификации, т.е. существуют объекты собственности, за которые никто не отвечает, следовательно, они используются неэффективно;
- Невысокая экономическая эффективность, т.е. «низкая результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий»9.
В целом зарубежный опыт свидетельствует о том, что государственная собственность необходима и может быть эффективной. Ее наличие в экономике способствует проведению экономической политики государства, оптимизации структуры экономики и т.д. В условиях рыночной экономики государство заботится не о расширении собственного сектора, а о развитии всех производительных сил общества, стабильном экономическом росте, обеспечении максимальной эффективности хозяйствования и повышении жизненного уровня населения. Вместе с тем, нужно учесть, что государственная собственность далеко не всегда оказывается эффективнее, чем другие формы, т.е. ее роль не следует переоценивать.
2.3. Основные тенденции развития государственной собственности в современной рыночной экономике.
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. В странах с развитой рыночной экономикой с помощью налогов централизуется и перераспределяется государством от 1/3 (США, Япония) до 50% с лишним (Швеция) валового национального продукта. В западных странах доля государства в основных фондах составляет от 7 до 30 и более процентов. В России доля государственных предприятиях составляет на 2001г. – 26%, а на 2008 – 22%.
Базой применения государственной формы собственности являются те формы экономики, в которых объективно велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах. Сюда относятся такие виды деятельности, возникшие в процессе развития общественных производительных сил, которые могут функционировать только как единое целое, благодаря чему объективно складывается государственная форма управления ими и их материальной основой (средства информации, социальная и производственная структура, экологическая защита, фундаментальная наука и наукоемкое производство, такое, как космос, его освоение и т.д.). Государственная форма собственности возникает и при необходимости государственной помощи для санации10 терпящих банкротство негосударственных предприятий. Происходит это на основе национализации фактически убыточных предприятий, их санации с помощью государственных средств и последующей реприватизации.
В России до недавнего времени в экономической практике преобладало стремление к укрупнению производства в 10 и более раз на основе развития государственной собственности. Последняя объявлялась ведущей и общенародной, что сегодня правомерно оспаривается многими экономистами. Общенародная собственность по существу не состоялась, потому что не имела объективных условий. Она не соответствовала не только доиндустриальному этапу развития, но в качестве единственной, всеохватывающей не соответствовала потребностям состоявшейся индустриализации, современному этапу НТР, т. е. уровню развития постиндустриального общества. Отсюда были неизбежны деформация общенародной собственности, ее перерождение в условиях административно-командной системы. Это, в свою очередь, привело к таким социально-экономическим последствиям, как во многом технически отсталая промышленность, полуразрушенное сельское хозяйство, постоянный дефицит товаров и услуг, дефицит госбюджета, огромное число безработных (скрытых и явных), переселенцев, бомжей, экономическая изолированность от мирового хозяйства.
Информация о работе Государство как собственник и предприниматель в рыночной экономике