Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 14:29, курсовая работа
Целью работы является оценка трудового потенциала конкретного предприятия с последующими рекомендациями по его совершенствованию или оптимизации для выбранной организации. Эффективность использования трудового потенциала в значительной мере зависит от сферы деятельности фирмы (производство, оказание услуг и т.д.). Для реализации цели данной работы выбрана действующая в настоящий момент компании ООО «РКС сервис Сибирь», подробному описанию которой будет уделено место работе.
Введение
1. Теоретические аспекты оценки трудового потенциала предприятия.
1.1 Сущность и компоненты трудового потенциала предприятия
1.2 Развитие представлений об оценке трудового потенциала предприятия
1.3 Мое понимание вопроса оценки трудового потенциала предприятия
2. Характеристика объекта исследования ООО «РКС сервис Сибирь» и инструменты для анализа оценки трудового потенциала предприятия
2.1 Характеристика компании ООО «РКС сервис Сибирь»
2.2 Анализ кадрового состава
2.3 Инструменты для оценки трудового потенциала предприятия
3. Результаты исследования и рекомендации по совершенствованию использования трудового потенциала предприятия ООО «РКС сервис Сибирь»
3.1 Результаты исследования трудового потенциала предприятия
3.2 Основные выводы по результатам оценки трудового потенциала предприятия
3.3 Рекомендации по эффективному использованию трудового потенциала компании ООО «РКС сервис Сибирь»
3.4 Анализ затрат на реализацию предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников
3. Стаж работы.
Важным показателем стабильности рабочей силы и преданности сотрудников организации является показатель продолжительности работы в компании (стаж). Для стажа средней показатель имеет больший смысл, чем для возрастной структуры, однако и в этом случае предпочтительнее использовать метод группировки.
Таблица 2.3 – Структура персонала ООО «РКС сервис Сибирь» по продолжительности работы в организации на второй квартал 2007 г. (в % к численности)
Стаж работы |
Доля работников, % |
Менее 1 года |
48 |
1-2 года |
38 |
3-4 года |
14 |
Итого |
100 |
Проанализировав полученные в таблице 2.3 результаты, на первый взгляд можно сделать вывод о низкой стабильности рабочей силы на предприятии. В момент исследования около половины работников (48%) числится в организации менее года. Но данное явлении вполне закономерно, так как ООО «РКС сервис Сибирь» - молодя организация, и изначально имела очень малое число работников, но со временем изменялось ее положение на рынке, что потребовало привлечения новой рабочей силы в связи с расширением производства.
4. Половая структура организации.
Половая структура организации – процентное соотношение мужчин и женщин – является еще одним традиционно отслеживанием показателем статистики человеческих ресурсов. Однако практическая польза этого показателя ограничена теми случаями, когда по законодательству женщины пользуются определенными льготами, как-то дополнительная компенсация или укороченный рабочий день.
Что касается половой структуры ООО «РКС сервис Сибирь», то здесь однородность резко нарушается. Соотношение мужчин и женщин составляет соответственно 43:7, или 16% женщин на 100% мужчин. Это обуславливается, тем что услуги, которые предоставляет компания, легче реализуются мужчинами. Так как мужчины более устойчивы к физическому труду и более терпимы к некомфортабельным условиям труда. Основная часть женского коллектива занимает такие отделы как бухгалтерия, отдел кадров, а так же должность секретаря-диспетчера.
2.3 Инструменты
для оценки трудового
Я проведу исследования, которые будут заключаться в анализе существующего трудового потенциала предприятия, рациональности его использования и степени соответствия потребностям предприятия.
Расчет количественной характеристики трудового потенциала может быть осуществлен по формуле
ТПп = Чрп х Фр х Кни,
Где: Чпр – численность персонала предприятия,
Фр – фонд рабочего времени за период,
Кни – интегральный показатель оценки состояния нормирования труда на предприятии.
Но я выберу иной метод анализа, так как он является более доступным для исследования.
Для этого будут использоваться такие инструменты , как варианты соотношения трудового потенциала работника (или коллектива) (обозначим его через П), фактического его использования (Ф) и требуемого по условиям производства уровня трудового потенциала (Т). Они могут быть различны.
Идеальный случай характеризуется следующим соотношением:
П = Ф = Т
Это значит, что имеющийся трудовой потенциал, т.е. все возможности работников как носителей рабочей силы, используется полностью и это соответствует потребностям производства
Широко распространен и такой вариант:
П ˃ Ф = Т
Подобное соотношение свидетельствует о том, что имеющийся трудовой потенциал используется на полностью, но уровень фактического его использования отвечает потребностям производства. Предложение рабочей силы, ее возможности больше спроса на нее. Имеющийся резерв по этой причине не может быть использован, так как прямой необходимости нет. О недоиспользовании имеющегося трудового потенциала работников свидетельствует недоиспользование целодневного и внутрисменного фонда рабочего времени по вине работников и по организационно-техническим причинам, отставание среднего разряда работ от среднего разряда рабочих, использование в организации труда слишком глубокого операционного разделения труда и т.д. При существенном расхождении между трудовым потенциалом и его фактическом использованием, у работников появляется разочарование, неудовлетворенность работой из-за отсутствия возможностей для профессионального роста.
Ситуация, когда недоиспользование имеющегося трудового потенциала становится слишком большим:
П ˃ Ф ˂ Т
Это свидетельствует о том, что фактический уровень использования имеющегося потенциала уже настолько низок, что страдает производство и остро стоит проблема реализации имеющихся резервов рабочей силы.
Возможен и такой вариант:
П = Ф ˂ Т
Несмотря на полное использование имеющегося трудового потенциала, потребности в рабочей силе как в отношении количества, так и ее качества не удовлетворяются полностью. Индикаторами данной ситуации служат нехватка рабочей силы, большее число сверхурочных работ, отставание среднего разряда рабочих от разряда выполняемых работ, что приводит к низкому качеству их выполнения, к большому браку продукции по вине рабочих и т.п. В этих условиях управленческие решения должны быть направлены на наращивание трудового потенциала, изменения его количественных и качественных характеристик [8, с. 64]
Также необходимо разделить весь персонал ООО «РКС сервис Сибирь», на производственный и непроизводственный.
Многие производственные и сервисные организации используют классификацию, подразделяя рабочую силу на три категории: производственный персонал (называемый так же основными рабочими или производственными рабочими), непроизводственный персонал и административный персонал [10, с. 307]. К производственному персоналу относятся рабочие, непосредственно занятые в основном производстве компании (вступающие в прямой контакт с продукцией, производимой организацией, или клиентом, которому оказываются услуги). Для ООО «РКС сервис Сибирь» производственным персоналом являются рабочие, занимающиеся ремонтами, диагностикой и настройкой оборудования. К непроизводственному персоналу, согласно данной квалификации, относятся вспомогательные рабочие (незанятые в основном производстве) и руководители первого звена в основном производстве – руководитель проектов непосредственно участвуют в процессе производства, поэтому считаются производственным персоналом. К административному персоналу относятся все остальные сотрудники компании – руководители, специалисты по продажам. Существенное различие состоит в том, что издержки на производственный и непроизводственный персонал относятся на себестоимость услуг, в то время как затраты на административный персонал покрываются из валовой прибыли всей компании (до уплаты налогов).
Для наглядности представления результатов (так как малая численность работников) и с учетом совмещения функций работников предприятия представим их структуру, выделяя только 2 группы: производственный и непроизводственный (административный включительно) персонал.
Таблица 2.4 – Структура занятых в ООО «РКС сервис Сибирь» за второй квартал 2007 гг., чел.
Категории занятости |
2007 |
Производственный персонал |
|
Непроизводственный персонал |
|
Итого |
В свою очередь можно выявить квалификационный состав работников, входящих в число производственного персонала.
Таблица 2.5 Квалификационный состав работников ООО «РКС сервис Сибирь» за второй квартал 2007 гг., чел.
Разряд |
Ведущий специалист |
Специалист 1-го разряда (Инженер) |
Специалист 2-го разряда (Механик) |
Специалист 3-го разряда (Мастер) |
Кол-во чел. |
Также производственный персонал можно разделить еще на 2 группы:
- программисты
- специалисты-ремонтники
Проанализируем получение и выполнение заказов отдельно по каждой из этих групп:
Таблица 2.5 Процентное соотношение поступивших и выполненных заказов за второй квартал 2007 гг.
Программисты |
Специалисты ремонтники | |
Поступившие заявки |
||
Выполненные заявки |
3. Результаты исследования
и рекомендации по
3.1 Результаты
исследования трудового
Как отмечалось в предыдущей главе, для исследования был проведен анализ существующего трудового потенциала предприятия, рациональности его использования и степени соответствия потребностям предприятия.
Анализ был проведен по трем основным показателям: структура занятых, квалификационный состав работников и соотношения полученных и выполненных заявок.
1. Структура занятых.
В компании существует 2 категории занятых: производственный и непроизводственный персонал. Количество работников производственного персонала составляет 30 человек и 20 человек непроизводственного персонала соответственно. Это соотношение свидетельствует о положительном функционировании предприятия данной отрасли и эффективном выполнении предлагаемых услуг.
2. Квалификационный состав работников.
При анализе квалификационного состава работников выявилось, что в компании лишь 3 ведущих специалиста, это именно те люди, которые имеют богатейший опыт и способы справляться со многими проблемами, не привлекая дополнительные ресурсы, ни человеческие, ни производственные.
В компании числится 10 инженеров, которые являются непосредственными претендентами на звание ведущего специалиста, занять данную должность им не позволяет либо недостаточно большой опыт в данной отрасли, либо недостаток знаний в каких либо вопросах, но в целом их знания вполне сопоставимы со знаниями ведущих специалистов.
Механики, таковых в фирме 12, в совершенстве владеют базовыми знаниями по ремонту, диагностике, настройке POS-терминалов и периферийного оборудования. В их обязанности входит выполнение ежемесячного технического обслуживания POS-терминалов, а также они выполняют функции курьера.
И последние в этом списке – мастера. Их всего лишь 5 человек, это самые юные сотрудники фирмы, имеющие минимальный опыт работы и зачастую еще находящиеся на испытательном сроке. Мастера проходят базовый курс обучения, во время которого они получают основные знания по эксплуатации обслуживаемой техники, ее ремонту и программированию. После истечения испытательного срока мастера получают должность механика.
3. Соотношение полученных и выполненных заявок.
Квалификационный состав работников делится на программистов, входящих в отдел программирования и специалистов-ремонтников, составляющих ЦТО (Центр технического обслуживания). Заявки, поступающие в фирму от клиентов, распределяются между двумя этими отделами.
Проведя анализ соотношения поступивших и выполненных работ я получила следующие данные:
А) ЦТО:
Количество поступивших заявок за квартал 2007 года составляет 273.
Количество выполненных заявок за квартал 2007 года составляет 273.
Количество возможных для выполнения заявок за квартал составляет 440. Этот случай характеризуется следующим соотношением:
П ˃ Ф = Т
440 ˃ 273 = 273
Б) Отдел программирования:
Количество поступивших заявок за квартал составляет 86.
Количество выполненных заявок за квартал составляет 51.
Количество возможных для выполнения заявок за квартал составляет 51.
П = Ф ˂ Т
51 = 51 ˂ 86
3.2 Основные выводы
по результатам оценки
Проанализировав полученные в результате исследования данные, можно сделать следующие выводы относительно трудового потенциала ООО «РКС сервис Сибирь»
В целом сотрудники полностью справляются с возложенными на них обязанностями по выполнению услуг. Недоработки отдела программирования компенсируются ЦТО. Специалистам, обслуживающим ПО (Программное обеспечение) требуется больше времени, нежели специалистам-ремонтникам. Длительность исполнения заявки программиста занимает от 1 до 2 часов, у специалиста-ремонтника же уходит от 20 минут до часу. Программисты потенциально не могут выполнить свои функции в полном объеме из-за нехватки персонала и не имением новых технологий, которые бы позволили ускорить процесс обслуживания. Центр технического обслуживания находится в частичном простое из-за нехватки заказов. Он нуждается в меньшем количестве работников, либо в большем количестве клиентов, которые могли бы предоставить необходимые заказы. Это вызвано наличием конкурентов на данном рынке, которые переманивают клиентов на свою сторону.