Холдинги: необходимость создания, сущность и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

С экономической точки зрения, положительным моментом создания холдинга является увеличение эффективности бизнеса по сравнению с разрозненными ресурсами, которые существовали в организациях до их интеграции в холдинговую структуру. Это прежде всего повышение общей рентабельности за счет исключения внутренней конкуренции и бартерных взаимоотношений, а также создание и развитие собственной системы товародвижения на более высоком, в том числе и на общефедеральном уровне. Например, холдинговая структура позволяет консолидировать систему закупок товаров, осуществлять централизованные заказы и рассчитывать на получение больших скидок, как для крупных дистрибуторов какого-либо вида продукции. Вышеперечисленные факторы определяют актуальность выбранной темы.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 80.90 Кб (Скачать файл)

1.ХОЛДИНГ: НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ, ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ

 

1.1История создания холдинговых компаний

       Слово «холдинг» происходит от английского глагола «to hold» - держать, хранить. Первое такое образование возникло в Бельгии в 1822 г. - Societe Generale des Pays-Bas pour favoriser L`industrie nationale. Основной целью этого холдингового общества было, прежде всего, финансирование создания частных предприятий и приобретение долей в других компаниях. Во второй половине XIX в. были учреждены холдинговые компании в Великобритании, Швейцарии и США, которые создавались для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Правовая основа организации холдинговых компаний была создана в 1889 году, когда в штате Нью-Джерси, одном из наиболее свободных  для предпринимательства, с целью расширения корпоративной системы были разрешены к созданию холдинговые компании в вышеуказанном смысле данного термина/13/.

Организация трестов, ставших  крупными монопольными корпорациями, при помощи холдинговой структуры  позволяла предпринимателям обходить антитрестовский закон Шермана, поскольку предприятия, входящие в холдинг, сохраняли свою формальную самостоятельность от головной компании. Поэтому после 1889 года многие  тресты в США были преобразованы в холдинговые компании.

Бурное формирование холдинговых  компаний было вызвано также стратегией присоединений, поглощений независимых  компаний, приобретения финансовыми  компаниями контрольных пакетов  акций промышленно – транспортных корпораций. Новая форма объединения  корпоративных компаний (акционерных  обществ) оказалась очень жизнеспособной и стала расти быстрыми темпами. Уже к 1928 году из 513 крупнейших корпораций США, акции которых котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже, 478 имели холдинговую организацию, причем 92 компании являлись чистыми холдингами и 395 смешанными холдингами.

В настоящее время практически  все крупнейшие компании США и  Западной Европы имеют холдинговую  структуру. В Англии и США такие  объединения так и называют холдингами. В континентальном законодательстве Германии они получили наименование связанных предприятий, к числу  которых относятся, в частности, концерны. Во Франции связанные отношениями  экономической зависимости и  контроля юридические лица именуются  группами товариществ/1/.

 

 

 

1.2 Понятие и функции холдинговых компаний

 

          Холдинговая (держательскими, от англ. слова to hold – "держать") компания, или холдинг представляет собой организацию, которая владеет контрольными пакетами акций или долей в капитале других дочерних организаций с целью постоянного контроля и управления их деятельностью. Обладание контрольными пакетами (долями) позволяет холдингу проводить единую экономическую, научно-техническую и инвестиционную политику для всех подразделений (дочерних организаций) и осуществлять контроль за соблюдением интересов их владельцев (собственников)/2/.

        В состав холдингового объединения могут входить:

-  головная холдинговая компания (холдинг-компания);

-  дочерние организации.

       Через  систему участий в акционерном  капитале организуемых или контролируемых  фирм холдинги имеют возможность  диктовать своим дочерним фирмам  такую стратегию развития, которая  в максимальной степени соответствует,  прежде всего, интересам самого  холдинга/3/.

       В зависимости  от вида деятельности холдинг  осуществляет следующие функции:

- ускоряет смену собственников  предприятий и иных имущественных  комплексов;

- облегчает перелив капитала  из одних отраслей в другие;

- создает условия по  обеспечению устойчивой доходности  производства его участников;

- концентрирует финансовые  ресурсы участников в размерах  их взносов в уставной фонд, определяет стратегию и оптимальные условия их эффективного использования;

- оказывает услуги при  изменении производственных программ, диверсификации рынков и проведении  инвестиционной политики;

- учреждает акционерные  общества различных видов, выпускает  акции и другие ценные бумаги, реализует их на внутреннем  и внешнем рынках;

- обменивает, совершает куплю  - продажу акций и иных ценных  бумаг других акционерных обществ  и холдингов;

- выступает посредником  или доверенным лицом государственных  органов в управлении государственным  пакетом акций акционерных обществ;

- производит инвестирование  в производственную, коммерческую  и научно - техническую деятельность;

- предоставляет финансовую  помощь при необходимости санирования  предприятий - участников;

- изучает и анализирует  сбалансированность производственных  программ предприятий холдинга, рыночную конъюнктуру, осуществляет  маркетинговую деятельность;

- формирует стратегию  и тактику в области научно - технических разработок, стандартизации, унификации продукции, экологии  производства и социальных программ  трудовых коллективов участников  холдинга;

- обеспечивает повышение  рентабельности производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на внутреннем  и внешнем рынках;

- формирует новые производственные, товарные, инжиниринговые, финансово  - кредитные организационные структуры;

- осуществляет операции  с движимым и недвижимым имуществом, коммерческую, кредитную и иную  деятельность гарантирует платежи,  поручительства, оплату векселей  и обеспечивает другие гарантии, в том числе имущественные  (в соответствии с действующим  законодательством);

- предоставляет гарантии  по техническому развитию предприятий,  выбору направлений диверсификации  производства;

- ведет обязательное страхование  имущества холдинга и дочерних  обществ и предприятий;

- осуществляет внешнеэкономическую  деятельность;

- выполняет иные виды  деятельности, не противоречащие  действующему законодательству/4/.

 

 1.3  Классификация холдингов

       Классификацию холдингов можно проводить по различным основаниям.

1. В зависимости от  того, является ли головная компания  холдинга исключительно только  держателем акций (или долей  участия) дочерних обществ, не  занимаясь при этом самостоятельной  производственной, торговой, банковской  или иной коммерческой деятельностью,  или же она занимается также  и какой-либо коммерческой деятельностью,  выделяют два вида холдингов:

1) чистые холдинги;

2) смешанные холдинги.

В чистом холдинге головная компания никакую коммерческую деятельность не проводит, а, владея контрольными пакетами акций (преобладающим долевым участием) иных участников холдинга, осуществляет только контрольные и управляющие  функции по руководству и координации  деятельности других участников холдинга.

В смешанном холдинге головная компания, помимо контрольных и управленческих функций по отношению к другим участникам холдинга, осуществляет также  самостоятельную коммерческую, предпринимательскую  деятельность. В данном холдинге головная компания играет своего рода двоякую роль: с одной стороны, это управляющая компания, с другой - промышленное предприятие, банк, торговое предприятие и т.п.

2. В зависимости от  характеристики собственников можно  выделить следующие разновидности  холдингов: государственный и  частный, разновидностью которого является семейный холдинг.

Например, семейным холдингом  является известная корейская фирма "Daewoo", крах которой в 1999 г. вызвал шок у многих корейцев. Жители Южной Кореи в течение многих десятилетий твердо верили в неуязвимость огромных многопрофильных семейных холдингов, которые определяют лицо корейской экономики и которые до того времени пользовались безусловной поддержкой правительства/5/.

         3. В зависимости от отраслевой  принадлежности дочерних обществ  различают следующие виды холдингов:  промышленный, страховой, банковский, почтовый, энергетический, телекоммуникационный, автомобильный и др.

  Данная классификация показывает приоритетную отраслевую направленность финансовых инвестиций и позволяет выделить обобщенное понятие "отраслевой холдинг".

  Отраслевые холдинги активно и успешно функционируют во многих сферах экономики.

    В РК к отраслевому холдингу можно отнести Акционерное общество «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями (Kazakhstan Electricity Grid Operating Company) «KEGOC», которое занимается обеспечением надежного функционирования и эффективного развития ЕЭС Казахстана в соответствии с современными техническими, экономическими, экологическими требованиями, стандартами профессиональной безопасности и охраны здоровья.

         4. В зависимости от функций  дочерних обществ различаются  такие холдинги, как контрольный  холдинг, холдинг на основе  менеджмента, холдинг ценных бумаг,  холдинг долевого участия, холдинг  капитала.

На практике чаще всего  встречаются контрольные холдинги и холдинги долевого участия.

В контрольном холдинге головная (холдинговая) компания владеет контрольными пакетами акций других участников холдинга, благодаря чему оказывает определяющее влияние на их деятельность.

Если головная компания холдинга имеет решающее участие в капитале других хозяйственных обществ - участников холдинга, то такой холдинг считается  холдингом долевого участия, причем между холдинговой (головной) компанией  и ее обществом с долевым участием возникают вертикальные финансовые, правовые и, при некоторых условиях, директивно-правовые или управленческо-организационные отношения, а также отношения услуг. Долевое участие головной компании в других юридически самостоятельных предприятиях - участниках холдинга в смысле владения долевым имуществом является специфическим признаком холдинга такого вида.

Необходимо иметь в  виду, что в данном случае возможна такая ситуация, когда холдинговая  компания с относительно небольшой  долей участия может оказывать  существенное влияние на управление акционерной компанией, входящей в  соответствующий холдинг. Это случается  при "сильно рассеянном" капитале или слабых интересах в управлении других акционеров/6/.

5. В зависимости от  дислокации деятельности предприятий  холдинга можно выделить транснациональный  холдинг и национальный холдинг.

Транснациональным холдингом  является холдинг, хозяйственные общества которого дислоцируются в различных  государствах. Вследствие, как правило, широкого географического рассеивания  его обществ транснациональные холдинговые (головные) компании часто регистрируются в государствах, которые наряду с особыми налоговыми преимуществами (в виде особенно выгодного налогового обложения иностранных доходов от участия и прибыли) облегчают доступ к международным финансовым рынкам и особым инструментам финансирования.

Примером транснационального холдинга может служить холдинг "IMV Invertomatic Victron Energy Systems", включающий голландскую "IMV Victron BV" и швейцарскую "IMV Invertomatic Technology SA", который производит широкий диапазон источников бесперебойного питания. IMV имеет 11 филиалов и более 100 бизнес-партнеров в 80 странах мира. Общая численность сотрудников холдинга составляет около 490 человек, а объем продаж в 1999 г. составил 117 млн. швейцарских франков (около 67 млн. долл.)/7/.

Существенным признаком  национального холдинга является дислокация его участников в одном определенном государстве. После распада Советского Союза во вновь образовавшихся государствах (бывших республиках СССР) были созданы  национальные нефтяные холдинги. К  таким национальным холдингам относятся, в частности, в Казахстане - национальный холдинг "КазМунайГаз"в Российской Федерации - "ОНАКО", , в Узбекистане - национальный холдинг "Узбекнефтегаз".

6. В зависимости от  характера производственных и  экономических отношений между  участниками холдинга и способа  организации холдингового объединения  различают горизонтальные, вертикальные  и диверсифицированные холдинги.

Горизонтальные холдинги (сбытовые холдинги) - объединение обществ, действующих на одном рынке (энергетические компании, сбытовые, телекоммуникационные и проч.). Они представляют собой, по сути, объединение однородных бизнесов в филиальные, например территориальные, структуры, которыми управляет головное хозяйственное общество. Главной  целью такого объединения является единая система поставщиков и много дочерних обществ, выполняющих функции сбыта. В случае если таких дочерних обществ много, то необходимы единые правила регулирования их деятельности.

Специфика горизонтального  холдинга состоит в том, что дочерние общества, входящие в холдинг, рассредоточены. Холдинг позволяет создать единую политику в отношении конкретного  вида товара (реализуемую в виде скидок, подарков для клиентов и  т.д.). В данном случае централизация  управления играет важную роль в выработке  общей политики.

Информация о работе Холдинги: необходимость создания, сущность и виды