Холдинги: необходимость создания, сущность и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

С экономической точки зрения, положительным моментом создания холдинга является увеличение эффективности бизнеса по сравнению с разрозненными ресурсами, которые существовали в организациях до их интеграции в холдинговую структуру. Это прежде всего повышение общей рентабельности за счет исключения внутренней конкуренции и бартерных взаимоотношений, а также создание и развитие собственной системы товародвижения на более высоком, в том числе и на общефедеральном уровне. Например, холдинговая структура позволяет консолидировать систему закупок товаров, осуществлять централизованные заказы и рассчитывать на получение больших скидок, как для крупных дистрибуторов какого-либо вида продукции. Вышеперечисленные факторы определяют актуальность выбранной темы.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 80.90 Кб (Скачать файл)

Если холдинг желает все  правильно консолидировать (в смысле налогов и управленческого учета), то в нем должен быть установлен единый стандарт на документооборот.

Вертикальные холдинги - объединение предприятий в одной производственной цепочке (добыча сырья, переработка, выпуск продуктов потребления, сбыт). В качестве примера можно привести объединения, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, металлов, нефтепереработкой.

Вертикальные холдинги характеризуются  объединяющей их технологической цепочкой от переработки сырья до выпуска  готовой продукции и обладают следующими особенностями:

- хозяйственные общества  передают друг другу свой продукт  по себестоимости;

- по всей цепочке обеспечивается  сквозное управление качеством;

- все хозяйственные общества  холдинга должны быть уравновешены  по уровню оснащения производственных  процессов, квалификации персонала  и проч.

Одной из основных целей  холдинга является обеспечение нужного  качества продукции. Автоматизация  управления качеством, призванная создать  сквозную систему контроля качества и обеспечить единое управление сроками  на каждом этапе (в цепочке предприятий), функционирует гораздо более  эффективно в вертикальном холдинге, в чем заключается его преимущество перед холдингом горизонтального  типа.

Диверсифицированные холдинги, в отличие от горизонтальных и  вертикальных, представляют собой форму  объединения различных бизнесов, действующих на разных рынках. Их создание связано с распространением хозяйственной  деятельности холдинговой компании на новые сферы (с расширением  номенклатуры продукции, видов предоставляемых  услуг и т.д.). При этом нередко  компании не идут на полное слияние, а  создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить  статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями.

          Международные холдинги широко  используют форму диверсифицированной  холдинговой компании с целью  контроля и руководства дочерними  АО, выделяемыми по какому-либо  признаку (национальному, отраслевому  и т.д.).

         7. Выделяют также финансовый, классический  и распределенный холдинг.                        Финансовый холдинг основан на долевом участии головной компании с преобладанием таких функций, как финансирование (инвестирование) и, при известных условиях, контроль. При этом, как правило, не предусматривается выполнение головной компанией каких-либо функций оперативного управления.

В финансовом холдинге допускается  участие головного общества от нескольких процентов до 100% долей в капитале участника холдинга с правом голоса и (или) без права голоса. Это означает, что даже при 100%-м участии головное общество не оказывает никакого оперативного влияния на предпринимательскую  деятельность участника холдинга.

Типичным финансовым холдингом  можно назвать холдинг, в котором  активность участия головного общества ориентируется на приобретение права  голоса через один или несколько  мандатов в административном совете.

Однако здесь не прослеживается намерения головной компании вмешиваться  в повседневное управление делами хозяйственного общества - участника холдинга или  брать на себя ответственность за результаты его деятельности. Все  дело заключается в том, чтобы  получать достаточную информацию для  оценки целесообразности участия в  делах хозяйственного общества. Холдингом  такого типа является нидерландская  холдинговая компания "Gevaert N.V.", которая, имея необходимые голоса в административных советах других участников финансового холдинга, использует это, прежде всего, чтобы получить достаточную информацию для оценки целесообразности участия в делах соответствующего предприятия.

       Классический, в котором головная компания осуществляет контроль над дочерними фирмами в силу своего преобладающего участия в уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании/8/.

          Распределенный холдинг является разновидностью смешанного (финансово-управляющего) холдинга. К распределенному холдингу необходимо отнести такие объединения, в которых роль головной компании выполняют несколько самостоятельных обществ, объединенных принадлежностью или аффилированностью одному лицу или группе совместно действующих физических лиц. Распределенный холдинг состоит из нескольких территориально существенно удаленных филиалов, ведущих сложную хозяйственную деятельность, например производственных. Следует отметить, что юридические лица, концентрирующие пакет акций дочерних фирм, являющихся основными производственными элементами, часто не выполняют управление холдингом. Управление осуществляется специально созданной управляющей компанией (одной или несколькими).

           8.  С точки зрения наличия  "системы участия" структурной  сложности выделяют основной  холдинг и промежуточный холдинг,  или субхолдинг. Промежуточные холдинги  существуют во многоуровневых холдинговых объединениях, когда дочерние общества основного холдинга составляют промежуточный холдинг, являясь материнскими обществами в отношении "своих" дочерних обществ, выступающих по отношению к основному холдингу как "внучатые", что показано в схеме 1/14/.

 

Схема 1. Строение субхолдинга

Субхолдинг (промежуточный холдинг)

 

                                  ХОЛДИНГ

                         ┌───────────────────────┐ 

                         │ ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ  │

                         │  (ОСНОВНОЕ ОБЩЕСТВО)  │

                         └───────────┬───────────┘  ┌───────┐

                                     │             │ С     │

      СУБХОЛДИНГ           ┌─────────┴─────────┐   │ И     │

(промежуточный  холдинг)<───┤ Дочернее общество │   │ С     │

       1 уровня            └─────────┬─────────┘   │ Т     │

                                     │             │ Е     │

      СУБХОЛДИНГ           ┌─────────┴─────────┐   │ М   У │

(промежуточный  холдинг)<───┤ Дочернее общество │   │ А   Ч │

       2 уровня            └─────────┬─────────┘   │     А │

                                     │             │     С │

                           ┌─────────┴─────────┐   │     Т │

                           │ Дочернее общество │   │     И │

                           └───────────────────┘   │     Я │

                                                   └───────┘

 

          Необходимо отметить, что указанные выше виды холдингов используются независимо друг от друга и между ними существуют многочисленные их сочетания. Однако сочетания некоторых видов холдингов являются невозможными, и необходимо правильно установить сочетаемые виды холдинга. Например, чтобы установить, может ли быть финансовый холдинг одновременно основным и транснациональным, следует сначала проверить возможность сочетания финансового и основного холдинга, что показано в таблице 1. Комбинация возможна (первая горизонтальная строка и третья вертикальная колонка). Затем в качестве второго шага следует проверить возможность сочетания основного и транснационального холдинга. Эта комбинация исключена (пятая горизонтальная строка и третья вертикальная колонка). Таким образом, финансовый холдинг не может быть одновременно основным и транснациональным холдингом.

 

Таблица 1. Сочетание видов  холдинга

 

Вид холдинга

Финансо-вый

классичес-кий

основной

промежу-точный

транснаци-ональный

националь-ный

финансовый

/

с

в

в

в

В

классический

с

/

х

ч

ч

Ч

основной

в

ч

/

и

и

В

промежуточный

в

ч

и

/

п

п

транснациональный

в

ч

и

п

/

с

национальный

в

ч

в

п

с

/


 

И - сочетание характеристик  исключено; Х - комбинация ведет к  образованию холдинга; В - возможное  сочетание видов в холдинге; С - сочетание в холдинге приводит к образованию смешанного вида холдинга; Ч - сочетание ведет к образованию  составной части холдинга; П - сочетание в холдинге предписывается в принудительном порядке.

 

1.4. Причины и преимущества создания холдингов

         Холдинговые компании могут быть созданы разными способами:

1.         при преобразовании крупных компаний с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) компаний, контрольные пакеты акций которых закрепляются в собственности головных компаний;

2.         при объединении пакетов акций юридически самостоятельных компаний и передаче этих пакетов акций холдинговой компании;

3.         при покупке существующей компанией пакета акций других компаний, которые становятся дочерними по отношению к ней;

4.         при учреждении новых компаний, которые с момента учреждения приобретают доминирующее участие в других компаниях;

5.         при заключении договора о подчинении одной компании другой, согласно которому управляющей компании передаются полномочия исполнительного органа управляемой компании/9/.

         Также существует два варианта создания холдинговых компаний на имущественной базе существующего хозяйственного общества:

1.         реорганизация в форме выделения отдельных структурных единиц в самостоятельные хозяйственные общества;

2.         учреждение новых дочерних хозяйственных обществ путем внесения в их уставный капитал части движимого и недвижимого имущества существующей коммерческой организации, в том числе путем приобретения контрольного пакета акций такой организации.

         Преимущества холдинговых компаний обусловлены тем, что они являются объединениями различных предприятий, дополняющих друг друга и находящихся под общим руководством. Эти преимущества заключаются в следующем:

1.         холдинги более эффективно внедряют технические новшества;

2.         они легче добиваются снижения общих издержек;

3.         объединения, имеющие общее руководство, предоставляют отдельным предприятиям большие возможности по созданию запасов сырья и товаров;

4.         разноплановость входящих в холдинги предприятий позволяет, с одной стороны, в меньшей степени зависеть от коңюнктуры рынка, а с другой - добиваться лучших результатов в условиях конкурентной среды;

5.         мобильность холдинговых компаний дает им дополнительные возможности во взаимодействиях с государственными органами/14/.

        Также преимуществами конструкций холдинговых групп являются:

1.         Приобретение компаний через холдинги проще и менее затратное, чем приобретение активов таких компаний. Возможность такой юридической конструкции дает возможность крупным капиталистам приобретать существующие компании, обращая их в свои дочерние компании, не платя полной стоимости таких компаний, ведь для установления контроля и управления необходимо лишь наличие контрольного пакета акций (50% + 1), а в условиях, когда присутствует очень много мелких акционеров, достаточно и менее (50% + 1 голос). Таким образом, путем приобретения контрольного пакета акций холдинговая компания получает возможность контролировать и управлять другой компанией, и этот путь намного дешевле, чем покупка целой компании.

2.         Компании, контрольные пакеты акций которых скупаются холдингами, сохраняют свое имя и коммерческий имидж, цели и виды своей деятельности. Это очень важно, когда имя компании, пакет акций которой покупается холдингом, уже очень известно на определенном рынке, и было бы нежелательно его менять.

Информация о работе Холдинги: необходимость создания, сущность и виды