Инфляция: сущность, причины и социально-энономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Задачи изучения:
Выявить причины возникновения и механизм действия инфляции.
Показать в каких формах может иметь место инфляция и как можно измерить ее уровень.
Рассказать о социально–экономических последствиях инфляции, о связи ее с безработицей.
Описать особенности инфляционного процесса в России.
Показать как можно ослабить и преодолеть инфляцию и описать каким образом государства преодолевают инфляцию.
Проанализировать прочитанное и изучить имеющуюся литературу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ. 6
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ. ТЕОРИЯ ИНФЛЯЦИИ. 6
1.2 ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ. 11
1.3 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ. 12
1.4 ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ. 16
1.5 ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ. 24
1.6 СТАГФЛЯЦИЯ 29
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ИНФЛЯЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ. 30
2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ. 30
2.2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ. КРИВЫЕ ФИЛИПСА. 38
2.3 ДЕФЛЯЦИЯ - ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА. 41
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ. 45
3.1 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ. 45
3.2 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ. 48
3.3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 62

Файлы: 1 файл

Курсовая Инфляция, Плющев.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Однако все это не означало, что инфляция побеждена. Рост цен на потребительские товары в  настоящее время превышает показатели 60-х годов. Кроме того, снижение темпов инфляции неустойчиво: периодически происходит их увеличение.

Повышение цен и появление  лишнего количества денег – это  лишь внешние проявления инфляции;  ее глубинной причиной является нарушение  пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия. Эти  нарушения пропорциональности во многом связаны с возросшей ролью государства в современной экономике и господством монополистических тенденций над свободной конкуренцией.

В мировой экономической  литературе выделяют три основных силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:

    • Государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства.
    • Профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы.
    • Монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.

Все эти три причины  взаимосвязаны, и каждая по-своему может  вести к росту или падению  спроса или предложения, нарушая  их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

Как и большинство  других явлений, характерных для  рыночной экономики, инфляция не может  быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция, вместе с тем, способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Оно является инструментом, который должен быть использован государством для блага общества и его экономического развития.

Научный подход к проблемам  инфляции отличается от подхода обыденного, мифологизированного, трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно-исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования государственной экономики.

Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.

В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем более гиперинфляция, воспринимается как явление негативное, поскольку несет в себе огромные социально-экономические издержки.

Борьба с инфляцией представляет собой задачу макроэкономическую. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптивных государственных мер, приспосабливаясь к ней.

3.2 Особенности  инфляционных процессов в России.

Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономики к рыночной.

Ряд исследователей считают, что характер инфляции в России не может быть объяснен только разрушением денежной массы вследствие гипертрофированного спроса. Они полагают, что инфляция имеет немонетарную или, по крайней мере, не только монетарную природу. В качестве причин, вызывающих инфляцию, приводятся следующие:

    • структурные диспропорции между отраслями экономики, оставшиеся в наследство от централизованной плановой системы. Микро- и макроэкономические перекосы не только не соответствуют стандартам рыночной экономики, но и не позволяют быстро победить инфляцию. Последняя может быть остановлена только после радикальных структурных преобразований, на которые потребуются десятилетия;
    • высокий уровень монополизации экономики, что объясняет монопольный характер поведения производителей на рынке и устанавливаемые ими монопольные цены;
    • глобальная милитаризация экономики, большая армия, гипертрофированный уровень развития ВПК. Эти сектора экономики, по своему определению, являются нерыночными. Их продукция не ориентируется на свободный рынок и производится только по государственным заказам, а финансирование осуществляется из государственного бюджета. Факторы производства не являются достаточно мобильными и не могут быть легко перемещены в рыночно ориентированные секторы экономики. Другими словами, разрыв между спросом на потребительские товары, который предъявляет население, и рыночным предложением этих товаров не может быть легко устранен, что сохраняет базу для роста инфляции;
    • огромные масштабы страны и колоссальный экономический потенциал. Импорт, который в относительно небольшой стране может создать конкурентную среду для внутренних производителей, не может полностью нейтрализовать монопольные тенденции и все существующие перекосы российской экономики.

При определенном высоком  уровне инфляции становится опасной  для экономики и социальной стабильности общества. Отрицательное влияние  высокой инфляции для национальной экономики России состоит в следующем:

    • обесцениваются доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере;
    • происходит перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает социальное расслоение;
    • разрушается денежная система страны, иностранные денежные знаки постепенно вытесняют национальную валюту, расцветает бартер;
    • денежные накопления предприятий обесцениваются, невозможные инвестиции, никакие долгосрочные решения не могут быть приняты, подрывается база для экономического роста.

Сегодня можно утверждать, что поскольку инфляция порождена диспропорциями общественного воспроизводства в сложных условиях перехода России к рыночной экономике и распада традиционных связей с бывшими союзными республиками, то доминантой в антиинфляционной стратегии и политике должен быть воспроизводственный аспект. Поэтому первоочередной задачей в борьбе с инфляцией является преодоление экономического спада, эффективная инвестиционная политика, формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания диспропорций общественного воспроизводства.

Экономический кризис, поразивший Россию в первой половине 90-х годов, по своим масштабам и глубине не имеет аналогов в новой истории. Действительно, за пять лет — с 1990 по 1995 гг. — объем ВВП в стране сократился на 51% . Ключевой проблемой преодоления кризиса в экономике на начальном этапе реформ является финансовая стабилизация, снижение темпов инфляции. Эта проблема остается актуальной и сегодня.

На первых этапах реформирования российской экономики были предприняты  две попытки стабилизации — в 1992 и в 1994 гг. Обе они основывались на «жестких» монетарных взглядах, но обе окончились неудачей. Каждая из них реализовывалась в виде двухактного цикла: за полугодовым периодом жесткой денежной политики следовал поворот к ее смягчению, в результате чего инфляция опять резко возрастала.

В январе—июне 1922 г. проводилась  относительно жесткая денежная политика, что проявилось в замедлении роста денежной массы и снижении темпов инфляции. Негативным следствием такой политики явился рост взаимной задолженности предприятий. За полгода задолженность возросла почти в 100 раз. Предприятия оказались не в состоянии ни покрыть свои расходы, ни получить правительственные кредиты. Кризис неплатежей стал причиной отказа от денежной кредитной политики, после чего месячная инфляция превысила уровень 20%. Кредитная политика смягчилась, кредиты стали более доступными, а накопленные долги предприятий были в основном погашены за счет денежной эмиссии и выделения новых кредитов.

Всего за 1992 г. темп роста  цен по сравнению с 1991 г. составил 2860% . То есть налицо гиперинфляция.

Начало второй попытки  стабилизации относится к январю 1994 г. До августа удавалось постепенно уменьшать темпы инфляции, а в августе инфляция была меньше 5% . Правительством был сделан вывод, что окончательная финансовая стабилизация будет скоро достигнута. Проводимое в первом полугодии 1994 г. ужесточение денежной и кредитной политики снова обострило проблемы неплатежей. Ситуация усложнилась тем, что образовавшиеся в 1994 г. неплатежи включали в себя задолженности по зарплате и налогам и были характерны в основном для убыточных отраслей. Вместе с тем, правительство не было готово идти на массовое разорение и банкротство фирм.

Уже в апреле 1994 г. произошло  ускорение роста денежной массы  и увеличение кредитования промышленности. Поэтому было неудивительно, что  наступил «черный вторник» (11 октября 1994 г.) и темпы инфляции во второй половине 1994 г. снова выросли.

Кризис принял затяжной характер. Главным препятствием его преодоления выступило свертывание емкости внутреннего рынка в связи с сокращением реальных доходов большинства населения с одной стороны, и падением нормы и массы накопления капитала, с другой. В этот период на кризис сбыта вместе с платежным кризисом и необеспеченностью материального снабжения предприятий приходилось свыше 80% падения производства.

В результате, если ведущим  фактором экономического спада явился распад СССР, то с 1993 г. фактор спроса превратился в главную причину продолжавшегося экономического упадка. Нараставшее сокращение емкости внутреннего рынка блокировало возможности стабилизации положения и выхода из экономического кризиса.

Свертывание процесса капиталосбережений намного сократило спрос на инвестиционные товары и тем самым обострило ситуацию. В 1995 г., в соответствии с федеральной программой инвестиций, было предусмотрено ввести в строй 207 объектов производственной сферы, из которых 137 намечалось профинансировать за счет средств федерального бюджета на безвозвратной основе. Однако реально было введено в строй 10 объектов, или 5% от намеченного.

В условиях инфляции усилилась  общая разбалансированность системы  цен. Они оторвались от своей основы — товарного производства. Действительно, свободные цены в высокомонополизированных отраслях превысили издержки производства и платежеспособный спрос в 2—3 раза, т. е. проявились как монопольно спекулятивные. Это, в свою очередь, привело к инфляционному росту денежной массы и обесценению рубля.

Инфляция подорвала  стимулы для долговременных инвестиций в сферу производства. Обесценивая оборотный капитал, она явилась одной из главных причин кризиса платежей.

Поскольку инфляция дезорганизовала экономику и вела к опасному обострению социальной напряженности, власти были вынуждены предпринять антиинфляционные меры. Они включали изменение системы финансирования бюджетных дефицитов, ограничение кредитов Центрального банка отдельным отраслям экономики и др.

В 1995 г. была осуществлена третья с начала реформ попытка достижения макроэкономической стабилизации в России. Во многом она оказалась успешнее первых двух. Сказалось, прежде всего, более последовательное осуществление правительством и ЦБ ограничений бюджетной и кредитно-денежной политики.

Была свернута практика беспроцентного финансирования отдельных  отраслей и видов производства. Прирост  денежной массы сократился в 1996 г. по сравнению с 1994 г. более чем в 8,5 раза. Если в 1994-г. месячный прирост цен составлял до 8—10% , то в 1996 г. — 1,5—2% .

Четвертая попытка борьбы с инфляцией была предпринята  после кризиса 1998 г. Это проведение более жестких мер в области денежно-кредитной политики (рост ставки рефинансирования, сокращение госрасходов бюджета). Инфляционный всплеск 1998 г., составивший более 40% в год (отметим, что в 1997 г. прирост составил 14%), был вскоре преодолен. Темпы роста цен в 1999—2001 гг. составили 18-16%. Пока это еще недостаточно для того, чтобы обеспечить экономический рост в полной мере.

В последний же 2007 год  свою лепту в ослабление доллара и укрепление рубля внес Центробанк. Механизм укрепления рубля использовался им для борьбы с инфляцией. Выбрасывая на рынок доллары и скупая рубли, ЦБ сдерживал рублевую инфляцию. Пока это ему удается. Однако укрепление рубля на 9% в год приводит к тому, что импорт становится существенно дешевле собственного производства. Отечественным предприятиям все труднее выводить свою продукцию на экспорт, так как из-за чрезмерного укрепления рубля она становится все более неконкурентоспособной. Это касается всех экспортеров, в том числе и сырьевых. Да и население испытывает все большие трудности с приобретением товаров длительного пользования, например жилья, поскольку долларовая цена таких товаров непропорционально возрастает. Мощный приток валютных инвестиций сам по себе становится инфляционным фактором. Иностранные инвесторы приходят в Россию с валютой, чаще всего с долларами. И даже если они продают эту валюту не на бирже, а непосредственно Центробанку, объем эмитированных ЦБ рублей возрастает. Для адсорбции излишних рублей Минфин продолжает выпускать ОФЗ, а Центробанк — ОБР. 16 июля министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что общий объем заимствований на внутреннем рынке в 2007 году будет равен 305,9 млрд. руб., что почти на 8 млрд. руб. превышает план.

Информация о работе Инфляция: сущность, причины и социально-энономические последствия