Инфляция: сущность, причины и социально-энономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Задачи изучения:
Выявить причины возникновения и механизм действия инфляции.
Показать в каких формах может иметь место инфляция и как можно измерить ее уровень.
Рассказать о социально–экономических последствиях инфляции, о связи ее с безработицей.
Описать особенности инфляционного процесса в России.
Показать как можно ослабить и преодолеть инфляцию и описать каким образом государства преодолевают инфляцию.
Проанализировать прочитанное и изучить имеющуюся литературу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ. 6
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ. ТЕОРИЯ ИНФЛЯЦИИ. 6
1.2 ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ. 11
1.3 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ. 12
1.4 ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ. 16
1.5 ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ. 24
1.6 СТАГФЛЯЦИЯ 29
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ИНФЛЯЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ. 30
2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ. 30
2.2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ. КРИВЫЕ ФИЛИПСА. 38
2.3 ДЕФЛЯЦИЯ - ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА. 41
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ. 45
3.1 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ. 45
3.2 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ. 48
3.3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 62

Файлы: 1 файл

Курсовая Инфляция, Плющев.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Правительство несколько  меняет свои экономические планы на этот год — 16 июля вице-премьер Александр Жуков заявил, что в 2007 году темпы роста ВВП и промышленного производства в РФ превысят 7,0%. А инфляция по итогам третьего квартала 2007 года, по его мнению, будет соответствовать уровню соответствующих периодов 2006 года и составит 7,2%. При этом правительство пока не планирует пересматривать прогноз инфляции на год и ожидает, что итоговая цифра не превысит запланированных в начале года 8%.

С этим прогнозом отчасти  согласен и Всемирный банк, который  в своем докладе от 17 июля подтвердил прогноз российского ВВП на уровне 7%, однако указал, что инфляция в  РФ по итогам года составит не менее 9%. Ведь, согласно данным Минэкономразвития от 10 июля, инфляция с начала года уже составила 6%. Таким образом, правительство собирается удержать инфляцию за второе полугодие в рамках 2%. Задача сложная, но не совершенно невыполнимая, ведь в 2005 году инфляция за второе полугодие составила 2,8% годовых, а во втором полугодии 2006 года — 2,4% годовых.

Думается, что сдерживание  инфляции не должно быть самоцелью. Возможно, правительство для решения антиинфляционных задач решило пойти по пути ограничения инвестиций в сырьевые секторы и прекратить накачку отечественного рынка излишними долларами. Если это так, то частному инвестору надо избавляться от долларовых активов

3.3 Антиинфляционная  политика.

В странах с развитой рыночной экономикой разработан и многократно апробирован целый комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования. Сегодня можно говорить о формировании двух основных направлений современной антиинфляционной политики - дефляционной, или управлении спросом, и политики доходов. Дефляционная политика направлена против факторов инфляции спроса; в нее включаются различные меры, нацеленные на уменьшение платежеспособного спроса. Это прежде всего уменьшение государственных расходов и дефицита госбюджета, повышение налогов, жестко ограничительная кредитно-денежная политика с сохранением высоких процентных ставок и др. В случае чрезмерного разбухания платежеспособного спроса в рамках этой политики возможно проведение конфискационной денежной реформы. Политика доходов направлена против факторов инфляции издержек. Она предполагает реализацию мер по параллельному замораживанию уровней цен и заработной платы либо допущение их роста в определенных, заранее заданных пределах.

После второй мировой  войны, до конца 70-х годов, кейнсианство было основой экономической политики правительств всех ведущих стран капитализма. Эти правительства добились достаточно быстрого экономического роста, используя кейнсианские меры стимулирования производства, но одновременно усиливалась и инфляция, которая именно в это время переросла в галопирующую. В стремлении ее остановить активно использовались инструменты дефляционной политики, а в некоторых странах и политики доходов.. Но антиинфляционная политика, основанная на кейнсианских мерах стимулирования, не позволила остановить галопирующую инфляцию. Это привело к резкому падению авторитета кейнсианства. Началось возрождение неоклассической теории, прежде всего в виде монетаризма.

Сторонники монетаристских концепций считают инфляцию чисто денежным явлением и сводят борьбу с ней к более жесткому использованию основных мер дефляционной политики. Особое значение придается полной ликвидации дефицита госбюджета и поддержанию ограничительной кредитно-денежной политики. Монетаристы отрицают самостоятельную борьбу с инфляцией издержек. Все, что они считают необходимым, - это формирование и всемерная поддержка рыночных отношений при свертывании хозяйственной активности государства. Ему остается лишь стремиться к сбалансированию бюджета и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.

Следует отметить, что  в преобладающем большинстве  развитых и развивающихся стран, справившихся в последнее десятилетие  с высокой инфляцией, борьба с  ней основывается на различных вариантах  смешанных программ. Например, борьба с инфляцией в США в 90-е годы проводилась на основе программы здравого смысла, включающей меры, рекомендуемые монетаристами, кейнсианцами и теоретиками «экономики предложения». В настоящее время в промышленно развитых странах наблюдаются более низкие темпы инфляции, а самые высокие - в развивающихся государствах, причем «полюс» инфляции традиционно сосредоточен в странах Латинской Америки. В 90-е годы абсолютным чемпионом по масштабам инфляции были Бразилия, где рост потребительских цен составил в 1994 г. 2668%, и Заир с соответствующим показателем 23773%. Напротив, в группе индустриально развитых государств темпы инфляции за последнее десятилетие существенно снизились (по потребительским ценам в среднем в 2,5 раза). В 1994 г. годовой темп роста потребительских цен колебался от 0,2% в Канаде до 4,9% в Португалии.

Неуправляемая инфляция делает экономику в целом плохо  управляемой, поэтому необходимо найти  способы, ослабляющие этот процесс.

Основных причин, диктующих необходимость обуздания инфляции, в основном три:

  • опасность неплатежеспособности в международном масштабе;
  • возможность перерастания открытой инфляции в гиперинфляцию и развитие стагфляции;
  • рост убытков населения, имеющего невысокие доходы.

Что касается методов, ослабляющих  инфляционный процесс, то они в определенной степени зависят от уровня инфляции, особенностей экономики, вида инфляции. Если имеет место инфляция спроса, то обуздать ее возможно путем сокращения общего спроса, сокращения государственных расходов, роста налогов, повышения учетной ставки процента, сокращения количества денег в обращении.

Контроль над инфляцией  издержек выдвигает проблему совместимости стабильности уровня цен и полной занятости. Если государство отдает предпочтение стабильности цен, то оно должно смириться с наличием безработицы, и наоборот. То есть, перед государством стоит проблема выбора между безработицей и инфляцией.

Существуют два подхода  в отношении к инфляции: первый заключается в приспособлении к инфляции, второй — борьба с инфляцией антиинфляционными мерами.

Приспособление к инфляции или адаптированная политика построена на том, что все экономические субъекты учитывают в своей деятельности потери от снижения покупательной способности денег: Эти потери они компенсируют путем индексации заработной платы, ставки процента, первоначальной величины инвестиций.

Домашние хозяйства  адаптируются к инфляции, перестраивая семейный бюджет в сторону более неэластичных товаров, увеличивая сбережения в товарно-материальной форме. Фирмы акцентируют внимание лишь на краткосрочные проекты, чтобы не обанкротиться, они все большую долю прибыли направляют на развитие производства, увеличивают кредиторскую задолженность по сравнению с дебиторской, сокращают сбережения в денежной форме.

Одним из методов преодоления  инфляции является контроль за соотношением цен и заработной платы. Сторонники кейнсианской трактовки инфляции считают, что в данном случае должно быть активное регулирующее воздействие государства, что оно в директивном порядке либо замораживает цены и доходы, либо ограничивает рост денежной заработной платы ростом средней производительности труда, то есть это политика, имеющая своей целью увязать рост заработной платы с ростом цен.

Однако, как показала практика, использование этого метода лишь в краткосрочном периоде  приносило некоторый эффект, но в долгосрочном оказывалось абсолютно неэффективным в борьбе с инфляцией.

Кейнсианцы антиинфляционной мерой считали рост налогов. Рост налогов, как известно, снижает потребительский  спрос, инвестиционный спрос и в целом приводит к сокращению совокупного спроса, что сдерживает рост цен.

С точки зрения монетаристов, в условиях инфляции вмешательство государства в экономику должно быть минимизировано, акцент перенесен на рыночные регуляторы (либерализация условий деятельности экономических субъектов, либерализация цен при ограничении роста заработной платы, жесткое ограничение денежной массы, поддержание курса национальной валюты и др.).

Многие страны в "преодолении  инфляции никогда не следовали жестким монетаристским рекомендациям, поскольку это неизбежно приводило к затяжному спаду и росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня населения.

На практике часто  используется сочетание различных  методов и концепцией.

Поскольку инфляция есть переполнение каналов денежного  обращения денежными знаками, то остановить или придержать инфляцию можно, прежде всего, путем снижения темпа предложения денег. ЦБ должен сократить эмиссию денег, активно проводить операции на открытом рынке, повысить учетную ставку процента и резервы банков. Необходимо стимулировать сбережения денег населения, повысив ставку процента по вкладам.

Сторонники постепенного преодоления инфляции предусматривают:

    • активное регулирующее воздействие государства;
    • поддержку важных отраслей производства;
    • налоговое стимулирование предпринимателей;
    • частичное регулирование ценообразования;
    • создание рыночной инфраструктуры и др.

Антиинфляционная политика, направленная на снижение совокупного спроса, дополняется мерами, поддерживающими совокупное предложение и создающими условия его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы.

Для увеличения совокупного  предложения необходимо:

    • снижение налогов;
    • более эффективное использование факторов производства;
    • более эффективное распределение ресурсов;
    • реформирование госсектора, рынка труда;
    • снятие торговых ограничений и др.

Многие экономисты для  преодоления инфляции предлагали применение рыночной стратегии. Этот метод предполагает акцент на естественную дисциплину рынков, которая бы ограничивала повышение цен и заработной платы. Ослабление госрегулирования и в этой связи укрепление рыночных сил будут способствовать развитию конкуренции, ослаблению монополии на рынке труда, создаваемой профсоюзами, поощрению международной конкуренции. Укрепление рыночных сил повысит сопротивляемость экономики к повышению цен и заработной платы, особенно на рынке труда.

Одним из методов борьбы с инфляцией является стабилизация и стимулирование производства, что предусматривает, прежде всего, структурную перестройку в экономике, конверсию оборонного производства, повышение товарности экономики, повышение ответственности предпринимателей за результаты хозяйственной деятельности.

В борьбе с инфляцией  большое значение имеет реформа  налогообложения, решение проблемы дефицита госбюджета, сокращение непроизводительных расходов, либерализация экспорта и импорта.

К мерам борьбы с инфляцией  относятся:

    • создание рыночной инфраструктуры;
    • регулирование валютного курса;
    • приватизация;
    • демонополизация производства;
    • либерализация цен;
    • денежная реформа конфискационного типа.

 

Заключение.

Таким образом, из изложенного  выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

С начала капиталистической  эпохи производства за инфляцией укрепилось понятие, как о негативном процессе, рождающего социальные катастрофы. Однако вопреки этой точке зрения в развитых капиталистических странах, в соответствии с последними достижениями экономической мысли, сознательно поддерживается необходимый уровень инфляции, что стало возможным в большей части в силу развития и усовершенствования аппарата и инструментов её контроля.

И сейчас в ходе последних событий, как никогда остро стоит проблема по предотвращению новых скачков инфляции, что напрямую связано с проведением неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации экономики России в целом, стабилизации ее финансовой системы, росту и развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в выборе программы дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по преодолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с политическим курсом страны: развитие по рыночному курсу или путь к государственному регулированию экономики. Споры об оптимальных вариантах и сочетаниях мероприятий в данной области занимают на сегодняшний день умы, как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.

Оценит предпринятые действия время, и одним из основных показателей по оценке эффективности проводимых мер будет понижение уровня инфляции.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается не только следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производства предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции – в различных его проявлениях – носит не случайный характер, а весьма устойчивый и практически неизбежный.

Информация о работе Инфляция: сущность, причины и социально-энономические последствия