Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 11:12, курсовая работа
Страхование – одна из древнейших экономических категорий общественных отношений, последовательно развивавшаяся в разных экономических формациях и получившая наиболее полную реализацию в современных рыночных условиях. Именно рыночная экономика создает наиболее благоприятные условия для развития страховых отношений, так как негосударственный сектор экономики нуждается во всеобщей страховой защите.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1 Основные подходы к определению инноваций
1.2 Виды инноваций и взаимосвязь со структурой страховой компании.
1.3 Управление и стратегия инновационной политики на предприятии
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ ИННОВАЦИОНОГ ПРОЦЕССА В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ОАО "РУССКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ"
2.1 Общая характеристика коммерческой деятельности ОАО "Русской страховой компании"
2.2 Цели, задачи и этапы контроля в страховой компании
2.3 Возможные варианты внедрения контроллинга в страховой компании
2.4 Организация службы контроллинга инноваций в ОАО "Русская страховая компания"
ГЛАВА 3. ОСОБЕНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Инновации как фактор развития страховой деятельности. Стратегия инновационного развития
3.2 Маркетинг как инструмент внедрения инновационных разработок на страховом рынке
3.3 Тенденции современного страхового рынка в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1 Основные подходы к определению инноваций
1.2 Виды инноваций и
взаимосвязь со структурой
1.3 Управление и стратегия
инновационной политики на
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ ИННОВАЦИОНОГ ПРОЦЕССА В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ОАО "РУССКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ"
2.1 Общая характеристика коммерческой деятельности ОАО "Русской страховой компании"
2.2 Цели, задачи и этапы контроля в страховой компании
2.3 Возможные варианты
внедрения контроллинга в
2.4 Организация службы контроллинга инноваций в ОАО "Русская страховая компания"
ГЛАВА 3. ОСОБЕНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Инновации как фактор
развития страховой
3.2 Маркетинг как инструмент
внедрения инновационных
3.3 Тенденции современного страхового рынка в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Страхование – одна из древнейших экономических категорий общественных отношений, последовательно развивавшаяся в разных экономических формациях и получившая наиболее полную реализацию в современных рыночных условиях. Именно рыночная экономика создает наиболее благоприятные условия для развития страховых отношений, так как негосударственный сектор экономики нуждается во всеобщей страховой защите.
В России и за рубежом постоянно растет количество видов страховой защиты в связи с тем, что возможные страховые риски обуславливаются не только форс-мажорными обстоятельствами природных явлений, но и тенденциями научно-технического и социально-экономического развития той или иной страны.
Для повышения своей конкурентоспособности с целью привлечения большего числа страхователей отечественные страховые компании предпринимают определенные шаги в совершенствовании своей деятельности с помощью применения различного рода инноваций. При этом зачастую, копируется зарубежный опыт инновационного развития страхового бизнеса, без учета реальных условий функционирования российской экономики.
В настоящее время существует ряд особенностей страховой деятельности в современной России, определяемых практикой ведения страхового бизнеса и негативно влияющих на разработку и внедрение инноваций в этом секторе российской экономики. К ним можно отнести неэффективный менеджмент, сложность и ограниченность механизма инвестирования страховых резервов, слабая развитость инфраструктуры страхового рынка, недостаток квалифицированных кадров инновационной сферы и отсутствие долгосрочного стратегического планирования инновационной деятельности в страховых компаниях.
Возникает объективная необходимость в повышении эффективности страховой деятельности на основе ее инновационного развития, учитывающего особенности отечественного страхового рынка и позволяющего повысить качество организации страхового бизнеса, оптимально использовать источники инвестирования и рационально взаимодействовать с внешними организациями для реализации инновационных проектов в сфере страхования.
Цель курсовой работы заключается в изучении основных направлений и методов инновационного развития страховой деятельности, связанных с повышением ее эффективности.
Достижение поставленной цели осуществляется путем рассмотрения ряда логических взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему данной работы:
- дать определение инновации и изучить основные виды инновации;
- рассмотреть инновационную политику, применяемую на предприятиях;
- определить роль и место инноваций в повышении эффективности страховой деятельности;
- выявить специфические особенности функционирования страхового рынка России;
- рассмотреть способы контроля инновационной деятельности в страховой компании;
- изучить возможные варианты внедрения контроллинга в страховой компании;
Объектом исследования является инновационная составляющая сферы страхования.
Предмет исследования – организационные и социально-экономические отношения между участниками инновационных процессов в сфере страхования.
Основы организации и практики страхования раскрыты в трудах: Галаганова В.П., Галагузы Н.Ф., Гвозденко А.А., Гинзбурга А.И., Грищенко Н.Б., Дюжикова Е.Ф., Климовой М.А., Косаренко Н.Н., Кудрявцева А.А., Маренкова Н.Л., Никитиной Т.В., Сербиновского Б.Ю., Скамай Л.Г., Сплетухова Ю.А., Шевченко О.Ю., Яковлевой Т.А.
Вопросы совершенствования страховой деятельности, с учетом её инновационной составляющей нашли отражение в ряде работ зарубежных и отечественных ученых и практиков. В их числе труды таких известных российских ученых, как: Агеев Ш.Р., Адамчук Н.Г., Архипов А.П., Васильев Н.М., Ивашкин Е.И., Крутик А.Б., Кондратьева А.В., Рудницкий В.В., Рябикин В.И., Сплеухов Ю.А., Шахов В.В. и др.
Структура курсовой работы: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.
В первой главе дается определение инновациям, рассматриваются виды инноваций, а также система взаимосвязи с страховой компанией .
Во второй главе рассматриваются основные принципы контроля в страховании, способы его внедрения в страховой компании, принципы внедрения службы контроля инноваций.
В третьей главе описываются инновации в сфере страхования и стратегии их развития. Также рассматривается маркетинговые исследование, как инструмент внедрения инноваций на страховой рынок, проводится анализ тенденций развития страхового рынка в России.
Несмотря на достаточно большое количество работ, в экономической литературе не в полной мере освещены вопросы инновационного развития страховой деятельности.
Между тем, разработка и реализация инноваций в сфере страхования с учётом специфических особенностей функционирования страхового рынка, а также совершенствование механизмов привлечения инвестиций в инновационные процессы, позволяют существенно повысить эффективность страховой деятельности в современной России.
ГЛАВА I Экономическая сущность инноваций
1.1. Понятие и сущность инноваций
В современных условиях возрастающей конкуренции компаниям все чаще приходится сталкиваться с понятием «инновация». Специалисты, непосредственно связанные с изобретением настоящих инноваций, отмечают, что этот термин стал «модным». Однако, как показывает практика, его истинный смысл понятен далеко не всем. Многие считают, что инновации - это прерогатива высокотехнологичных компаний, но это верно лишь отчасти. В действительности инновации возможны в любой области человеческой деятельности.
Понятие «инновация» как таковое было введено в научную терминологию Й. Шумпетером в 1911 году и предполагало новую комбинацию научно-технических факторов, мотивированную предпринимательским духом при пяти типичных изменениях 1:
1. использование новой
техники, новых технологических
процессов или нового
2. внедрение продукции с новыми свойствами;
3. использование нового сырья;
4. изменения в организации
производства и его
5. появление новых рынков сбыта.
Уже в начале XX века австрийский экономист Й. Шупметер в своей работе «Теория экономического развития» (1911г.) ввел понятие «инновация» и описал инновационный процесс с экономической точки зрения. Он рассматривал инновацию, как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п.
П. Друкер подразумевает под «инновацией» особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг. Отталкиваясь от утверждения о том, что основной задачей руководителя является создание рынка, П. Друкер отмечает, что двумя основными функциями менеджера являются: внедрение инноваций и осуществление маркетинговой деятельности. Он уделяет сравнительно мало внимания маркетингу, но вопрос о необходимости понимания и внедрения инноваций рассматривается практически во всех его последних книгах. Ученый настойчиво критикует компании, считающие, что инновации возникают по вдохновению, а успех в предпринимательстве зависит от удачи, и утверждает, что внедрение нововведений является наукой, которую можно освоить. Он убежден в том, что внедрение инноваций является в первую очередь управленческой функцией, и подчеркивает, что руководители должны полагаться на технологии, использовать технику как инструмент для внедрения инноваций, а не как средство их замены.
Б. Твисс понимает под инновацией процесс передачи научного или технического знания непосредственно в сферу нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности2.
Законодательно закрепленным в России следует считать следующее определение: «инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Можно выделить следующие характерные черты инноваций:
В ПРИЛОЖЕНИИ 1 представлены некоторые подходы к определению понятия «инновация» 3.
Также следует отметить, что «инновация» с одной стороны представляет собой нечто новое, обособленное (может быть, отдельный проект), лишь частично основанное на предыдущих знаниях, опыте, с другой – это деятельность, которая теряет всякий смысл без контекста конкретного предприятия или организации, где она осуществляется.
Innovation (лат.- обновление, улучшение) является основой английского слова innovation, в переводе на русский язык имеет три значения – инновация, нововведение, новшество. Многие ученые считают данные понятия синонимичными, некоторые все же пытаются найти смысловые различия.
Например, Р.А. Фатхутдинов дает следующее определение понятия «новшество». Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества оформляются в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов и т.д. Нововведение означает, что новшество используется. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качество и становится инновацией4.
1.2 Виды инноваций в страховании.
Несмотря на то, что в последние годы российский страховой рынок демонстрирует устойчивую тенденцию роста, усиление конкуренции и последствия финансового кризиса ставят под сомнение перспективы многих страховых компаний.
Как и в других
отраслях экономики, конкуренция
среди страховщиков может быть
ценовой и неценовой. Ценовая
конкуренция осуществляется за
счет тарифной нагрузки (то есть
расходов страховщика на
Снижение цены страховой услуги может быть достигнуто также за счет возможности снижения издержек, например, специализации сбытовой сети, автоматизации оформления стандартных договоров страхования.
Однако цена страхового продукта может быть как мощным фактором притяжения клиентов, так и причиной их ухода в другие страховые компании. Страховщики в экономически развитых странах считают, что в среднем изменение страхового тарифа на 10 % приводит к потере или приобретению 30 % клиентов компании.
В результате вступления России во Всемирную торговую организацию ожидается активизация деятельности на российском страховом рынке иностранных игроков, имеющих богатый опыт неценовой конкурентной борьбы. Таким образом, на смену ценовой конкуренции приходит неценовая, основанная на предоставлении лучших условий страхования. Однако одним из основных методов неценовой конкуренции является метод обеспечения конкурентных преимуществ компании за счет изменения в лучшую сторону различных потребительских характеристик предлагаемых продуктов и услуг. Данный метод неценовых конкурентных действий включает в себя действия, связанные с дифференциацией страховых продуктов и бизнес-решений, что, по мнению специалистов в области стратегического менеджмента, именно дифференциация продуктов в большинстве случаев есть наиболее оправданный и эффективный способ борьбы за потребителя6. Одним из способов дифференциации является поиск и внедрение инноваций.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ