Инновационная деятельность. Выпуск нового продукта или разработка нового продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:37, курс лекций

Описание работы

Стадии реализации инновационного проекта. Взаимодействие с исследовательскими и конструкторскими организациями. Вопросы интеллектуальной собственности. Управление нематериальными активами.

Файлы: 1 файл

3.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Инновационная деятельность

 

 

Выпуск нового продукта или разработка нового продукта

 

Предположим, что ваш бизнес развивается  успешно, то есть ваша продукция пользуется вполне достаточным спросом.

Это замечательно. Но только сегодня.

Вполне ли вы уверены, что ничего не меняя ни в номенклатуре продукции, ни в технологии ее производства, вы и завтра будете столь же успешным предпринимателем?

Если да, то этот раздел пособия  вы можете вообще не читать.

Но если вы пытаетесь построить  успешный бизнес, то рано или поздно вам придется думать о выпуске на рынок нового продукта.

И здесь вы столкнетесь со словом «инновация».

Сегодня это понятие используется очень широко. Термин «инновация» впервые был введен   Й. Шумпетером в 1912 г. в работе "Теория экономического развития". Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. Согласно Й.  Шумпетеру, инновация является одним из главных двигателей, генераторов прибыли. Чаще всего инновация генерируется научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками,  изменением перспектив рынка.

  За прошедшие 90 лет по мере развития  экономики понятие "инновация" приобрело   более широкий смысл и относится теперь не только к области технологии производства, а распространяется на организационные, финансовые и любые другие  методы,   которые содействуют функционированию предприятия. Инновациями называют новшества  в области управления кадрами,   кассовых расчетов, торговой политики,  использования функциональных структур и т. д.

Например, в основу создания компании Dell  был положен новый способ продажи компьютеров, придуманный ее основателем Майклом Деллом. Сами же компьютеры, производимые этой компанией,   не отличались от компьютеров других фирм. Но именно новый метод  продаж    позволил  компании Dell занять  лидирующее положение на рынке вычислительной техники.

Еще Шумпетер отмечал, что инновация  генерируется научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками.   Он не включал собственно НИОКР в процесс инновационной деятельности, однако  говорил об их связи,  о последовательности одного и другого, хотя и не об  обязательной неразрывной связи.

 Сейчас же некоторые трактуют  новшество как первое применение  научных результатов новым образом в коммерческих целях.

Как нам кажется, в этом расхождении  прав Й. Шумпетер.   И вот почему.

Пусть компания «А» впервые применила  научный результат – на рынке  появился новый товар, а компания «Б» только закупила у компании «А»  лицензию на производство этого, уже известного на рынке (но на рынке, например, другой страны) товара. Да, для разработки этого нового товара     в свое время кем-то была проделана научная работа.  И если для компании «А» принципиально важно, кем выполнена работа, то для компании «Б» это уже такого значения не имеет.   Почему же научная работа обязательно должна непосредственно предшествовать, почему только первое применение? 

Следует учесть что любая, даже трансконтинентальная компания, действует только на определенном (в географическом смысле) рынке. Для потребителя на доступном ему рынке этот товар появился впервые.

 Чем в экономическом смысле  отличается первое применение  от непервого?  Ответ однозначен, только степенью риска!

Тогда есть ли смысл отделять первое применение от непервого? Есть, но только (простите за каламбур) совершенно в другом смысле – новый товар или новая технология внутри данной производственной компании.  Дальше для компании вопрос уже чисто количественный – доля нового товара в объеме производства, в емкости рынка, на котором она действует, а отнюдь не в новизне (как для нее, так и для потребителя) товара.

 В разделе, посвященном  стадиям развития компаний, мы  уже говорили о предприятиях-лидерах и предприятиях-последователях. Лидеры -  это предприятия,  являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими предприятиями-последователями.

Лидеры работают в условиях  повышенного  риска,  но при удачной  реализации инноваций,  имеют запас "экономической прочности", который  выражается в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции,  более  низких,  по  сравнению   со   средними,   удельными   издержками производства. Последователи,  напротив, меньше рискуют,  но имеют более низкие экономические показатели и показатели конкурентоспособности.

Ответ на вопрос о том, лидер вы или последователь, является первым важным вопросом, на который  вы должны дать четкий ответ.

Хотим обратить ваше внимание на то, что  быть последователем отнюдь не зазорно. Это определяется не только психологическим типом бизнесмена, его склонностью к риску. На это оказывает (и очень значительное) влияние конкретный вид вашего бизнеса, а также конкретная экономическая ситуация в этом виде бизнеса и на этом секторе рынка.

Поэтому сегодняшнее предприятие-последователь завтра может быть лидером, но и, естественно, наоборот. Выбор - быть лидером или последователем не навсегда, а только на тот конкретный проект, который вы хотите осуществить в данный момент.

Вопрос о лидерах и последователях можно сформулировать и по-другому: вы хотите выпустить на рынок новый продукт, или вы хотите разработать новый продукт?

Разница, помимо рисковости действий, естественно, заключается  в том, придется ли вам проводить  какие-либо научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы.

Технологические работы придется проводить все равно, поскольку, даже если вы купили лицензию и, соответственно, набор конструкторской и технологической  документации у фирмы, которая уже  выпускает данный товар, вам все  равно придется проводить привязку технологии к тому набору оборудования, которое у вас есть.

 

Покупка лицензии

Безусловно, это самый  простой вариант.

Данный товар уже  имеет хождение на рынке, но спрос  удовлетворен неполностью, а компания, впервые освоившая производство этого товара, не может или не хочет расширять его производство. Впрочем, она, может быть, и будет расширять его производство, но на ваш конкретный регион она выходить с ним не намерена.

Могут быть еще десятки  причин, по которым исходная компания готова продать право на его производство. А вы готовы это право купить.

Мы, естественно, не будем  рассматривать здесь криминальные варианты, когда вы решили выпустить  на рынок под видом известного товара вашу продукцию. Примерам таких  действий нет числа. Но такого рода бизнес наказуем.

Есть, наконец, определенная группа товаров, например кирпичи,  которые вообще могут производить, кто угодно.

 Мы рассмотрим вполне  легальные способы производства  товара, который кем-то уже производится.

Последовательность ваших  действий должна быть примерно следующая.

Прежде всего, необходимо выбрать новый товар, что означает:

    • рассмотреть перечень товаров, которые более или менее подходят для вашего производства, набора оборудования, квалификации работников и т. д.;
    • изучить емкость рынка, то есть опросить потенциальных потребителей товара, а возможно, и заключить с ними договор о намерениях.   Говоря  современным языком - провести маркетинг;
    • если результаты первых двух шагов вас удовлетворили, обратиться на фирму-производитель.

Почему это только третий шаг? Потому, что один из первых вопросов, которые вам зададут, - о предполагаемом объеме выпуска и о предполагаемом рынке.

Пойдем далее.

Применение стандартных  договорных  конструкций  позволяет существенно снизить затраты труда (в том числе интеллектуального) при составлении  договоров и не делать многих типичных ошибок. Особенно полезными в этом смысле могут быть комплекты договоров с  комментариями,  в которых объяснен не всегда очевидный смысл отдельных статей договора и показана суть используемых правовых  конструкций,  как  правило,  незнакомых  широкому  кругу предпринимателей, действующих в производственной сфере. Соответствующие издания вы легко найдете в книжном магазине.

Предлагаемые в них  конструкции  договоров возникли в процессе решения  практических  вопросов.      Каждая  конструкция предназначена для решения конкретного и, как правило, неординарного вопроса.   

Стоимость лицензии определяется:

    • объемом производства;
    • возможностью использования товарного знака основного производителя;
    • оговоренными границами рынка продаж;
    • объемом и подробностью передаваемой документации;
    • возможностью пользоваться дополнительными консультациями или технической помощью основного производителя;
    • и многими другими параметрами.

Чем более полон лицензионный контракт, тем он ближе к договору франчайзинга, о котором мы уже говорили.

 

Организация и проведение НИОКР

Если вы отнесли себя к категории лидеров, а не последователей, то ваша линия поведения совсем другая.

Вы должны найти готовый  и заказать новый научно-технический  продукт, который затем примените в своем производстве.

Исходя из того, что  большинство производственных предпринимателей не имеет и никогда не имело  отношения к науке,  начнем с  общего обзора  основных принципов  организации и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (сокращенно – НИОКР).

Исходной сферой,  где  рождаются наиболее революционные  инновации и доводятся до стадии практического внедрения  в  производство, является наука. От момента зарождения идеи до ее практического применения научная разработка проходит ряд стадий.

 Процесс создания  и освоения новой техники начинается  с фундаментальных исследований,  направленных на получение новых  научных знаний и выявление  наиболее  существенных  закономерностей.  Цель этого этапа - раскрыть новые связи между явлениями, познать новые закономерности развития природы и общества безотносительно к их  конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

К теоретическим относятся  исследования,  задачей которых являются научные открытия,  обоснование новых понятий и  представлений, создание новых теорий. Задачей   поисковых  исследований   является поиск новых принципов создания изделий и технологий,  новых,  не известных ранее свойств материалов и их соединений,  методов анализа и синтеза.  В поисковых исследованиях  обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы,  но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи, хотя они иногда могут быть отвергнуты или пересмотрены.

Фундаментальная наука    выступает в качестве  генератора  идей, открывает прорывы в новые  области.  Но положительный выход  фундаментальных исследований составляет менее 5%.  Ясно, что в условиях рыночной экономики заниматься этими  исследованиями фирменная наука, как правило, себе позволить не может. Во всем мире большая часть фундаментальных исследований финансируется  за счет бюджета государства.  

В английской терминологии как теоретические, так и поисковые исследования называются собственно исследованиями – research.

На следующей  стадии  проводятся прикладные научно-исследовательские  работы (НИР). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее  явлений  и  процессов.  НИР прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в опытно-конструкторских работах (ОКР), т. е. на третьей стадии развития научной разработки. ОКР - завершающая стадия   исследований,  это своеобразный переход от лабораторных  условий и экспериментального производства к промышленному производству.  Цель ОКР - создание  (модернизация)  образцов  новой техники,  которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство  или  непосредственно  потребителю.  На этой  стадии производится окончательная проверка результатов теоретических исследований,  разрабатывается соответствующая техническая документация,  изготавливаются  и  испытываются образцы новой техники.

В русском языке стадии НИР и ОКР называются разработками, а в английском – развитием (development).

Завершающей стадией  процесса  исследования является опытное  производство, подтверждающее, с одной стороны, технологическую реализуемость результатов прикладных исследований, а с другой – востребованность этих результатов обществом (потребителями). Этой стадией заканчиваются работы,  связанные со сферой науки, и начинается процесс промышленного производства.

Информация о работе Инновационная деятельность. Выпуск нового продукта или разработка нового продукта