Инновационная деятельность. Выпуск нового продукта или разработка нового продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:37, курс лекций

Описание работы

Стадии реализации инновационного проекта. Взаимодействие с исследовательскими и конструкторскими организациями. Вопросы интеллектуальной собственности. Управление нематериальными активами.

Файлы: 1 файл

3.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

В производстве знания материализуются,  а исследование находит свое логическое завершение.

Раньше считалось, что  промышленное производство -   самый  капиталоемкий этап. Для многих традиционных товаров это верно и сейчас. Но мы уже отмечали, что в условиях так называемой экономики знаний стоимость НИОКР может и превышать стоимость организации производства.

Безусловно, инновация, идущая непосредственно от фундаментальных  исследований, может привести к революционным  изменениям на рынке и принести гораздо большие экономические выгоды, нежели эволюционная инновация, незначительно меняющая конечный продукт. Но, с другой стороны, чем длиннее путь, тем больше препятствий и опасности встречаются на нем. И очень многие хорошие начинания так и не смогли быть реализованы.

Поэтому совершенно необязательно, чтобы научный процесс прослеживался  от законов Ньютона до выпуска  нового типа тормозных накладок для  автомобиля. Главное, чтобы он заканчивался на рынке. Причем на рынке, где не только продают, но и покупают, поскольку именно приобретение, покупка технологического продукта позволяет окупить понесенные затраты.

Раньше инновационный  процесс часто проходил либо на одном  предприятии (вспомним, например, Эдисона  или Форда), либо   в рамках устоявшейся кооперации  (НИИ – КБ – завод). С ускорением научно-технического прогресса и открытием границ возник мировой инновационный рынок, направленный на скорейшее внедрение результатов интеллектуальной деятельности.

Для этого рынка характерно мировое разделение труда по всем этапам инноваций. Например,   результаты исследований европейских ученых в лабораториях США реализуются в Японии в виде производственных линий, на которых в Таиланде собирают новые модели телевизоров.

Важно, что этапы реализации любого инновационного проекта   отражают определенные качественные изменения. Завершение этапа характеризуется как определенными достижениями в развитии проекта, так и снижением соответствующих рисков на пути его реализации: надо же, моя идея работает и в железе – оказывается, наш товар кому-то нужен – объем продаж и норма прибыли превзошли наши ожидания. В литературе эти этапы называют по-разному, но их суть, их последовательность  остается одной: идея, прототип, опытная партия, массовое производство, реализация.

Какой солдат не мечтает быть генералом, какой предприниматель не хочет  повторить успех фирмы Майкрософт?

Многое зависит от воли случая. Но кое-что и от вас.

Здесь решающими являются два вопроса:

  1. Мотивы, по которым вы решили заняться инновацией.
  2. Новизна, важность, существенность инновации, которую вы задумали.

Для того  чтобы разобраться  в этих отправных вопросах,  приведем, не претендуя на новизну,  классификацию  инноваций по ряду основополагающих признаков.

По причинам возникновения  инновации можно разделить  на  реактивные и стратегические.  Реактивные инновации - реакция фирмы на нововведения,  осуществленные конкурентом. Эти инновации фирма вынуждена производить вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегические инновации       носят упреждающий инициативный характер, направлены на    получение конкурентных преимуществ в перспективе.

В первом случае ваш конкурент  вводит инновацию,  в результате для него  соотношение между  затратами и эффективностью (так  называемая точка эффективности) улучшилось, его производство становится более выгодным.   Чтобы не отстать,  ваша фирма вынуждена произвести дополнительные затраты,  обновить процесс и тоже повысить эффективность. Беда в том, что ваша эффективность, как правило,  ниже, чем у  конкурента: рынок-то уже перехвачен.

В случае стратегической  инновации  предприятие  разрабатывает  новый процесс, в котором   эффективность   достигается с меньшими затратами.

То есть  быть активным  - выгодно!

В целом   инновации  можно   сгруппировать  по 12 основным признакам,      большинство  из которых рассмотрено различными авторами. По данным признакам определено 39 типов инноваций.  Некоторые  признаки частично перекрываются между собой,  отдельные виды инноваций,  выделенные по тем или иным признакам, частично дублируют друг друга. Несмотря на это, рассмотренные признаки в целом позволяют дать объемную характеристику совокупности инноваций.

Предмет и сфера  приложения инноваций. Этот классификационный признак   предполагает   деление инноваций на продуктовые    (новые продукты и новые материалы),  рыночные   (инновации, открывающие новые сферы применения продукта и позволяющие реализовать  продукт на новых рынках),  инновации-процессы (технологии, организация производства и управленческие процессы).

Степень новизны.     Инновации могут быть основаны  на новых открытиях или   созданы на основе нового способа применения  ранее сделанного открытия.

Например, техническое  обновление 80-х годов ХХ века в  области электроники коренным образом  отличалось от всех предыдущих тем,  что оно  зарождалось  не  в русле   освоения новых изобретений,  а заключалось в повышении эксплуатационных характеристик изобретенного ранее. Затем произошел резкий скачок, началось использование микрочипов. И далее опять  относительно плавное развитие, основанное на этой новой технологии.

Характер удовлетворяемых  потребностей.    Инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или создавать новые.

Место и роль в процессе производства.    Можно выделить основные и дополняющие нововведения.  Основные продуктовые нововведения создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей,  дополняющие  продуктовые  -  расширяют  рынок  в  соответствующих областях. Основные технологические - составляют базис крупных технологических систем, дополнительные технологические - развивают имеющиеся базисные технологии. 

Нетрудно видеть,  что  классификация по данному признаку перекликается с классификацией по рыночному признаку.

Масштаб  распространения.    Могут быть  выделены  инновации,  ставшие  основой  для новой отрасли,  производящей однородный продукт, и инновации,  которые находят применение во многих отраслях и сферах народного хозяйства. Часто эти два типа инноваций по времени следуют друг за другом.

Для иллюстрации: электротехническая промышленность и  электрификация  народного  хозяйства;  автомобилестроение и автомобилизация;  производство ЭВМ и компьютеризация.

Значимость  инноваций.  Классификация по этому признаку  предполагает выделение базисных (отраслеформирующих, проникающих в другие отрасли, основных)  инноваций, инноваций-видоизменений (существенное усовершенствование базисных) и псевдоинноваций,  представляющих незначительные изменения базисных.

Направленность  воздействия на процесс производства. Инновации могут  быть  расширяющие,  рационализирующие  и  замещающие.  Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например,  компьютеризация – переход от ограниченного использования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров).  Рационализирующие инновации, по сути, близки к видоизменениям.  Замещающие инновации предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми),  созданными для выполнения тех же  функций.  Например, замена газовых кухонных плит на электрические.

Глубина вносимых изменений. Классификация по глубине нововведений    затрагивает многие из рассмотренных выше признаков. Тем не менее, она   позволяет последовательно проследить переходы инноваций от более низкого уровня к более высокому,  в какой-то мере развить классификацию по другим признакам.  Данная классификация предложена чехословацким экономистом Ф. Валентой.

Всего обычно выделяют восемь уровней глубины изменений:

  • Инновации нулевого порядка  -  регенерирование (восстановление) первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций.
  • Инновации первого порядка - изменение  количественных  свойств системы.
  • Инновации второго порядка - перегруппировка  составных  частей системы с целью улучшения ее функционирования.
  • Инновации третьего порядка -  адаптивные  изменения  элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу.
  • Инновации четвертого порядка - новый вариант,  простейшее  качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений  (первоначальные признаки системы не меняются, но   происходит некоторое   улучшение  их  полезных  свойств). 
  • Инновации пятого  порядка - новое поколение   (меняются все или большинство свойств системы,  но   структурная концепция сохраняется).  Например,  переход от компьютеров на базе Пентиум II к компьютерам на базе Пентиум IV.
  • Инновации шестого порядка - новый вид   (качественное изменение первоначальных свойств системы,  первоначальной концепции без изменения функционального принципа).   Например, переход в автомобилях от барабанных тормозов к дисковым.
  • Инновации седьмого  порядка  -  новый род   (высшее изменение в функциональных свойствах системы и  ее  части,  которое  меняет  ее функциональный  принцип).  Примеры: переход  от полупроводников и транзисторов к микрочипам, замена классического водного транспорта судами на  "воздушной подушке".

На основе приведенной  классификации вы (надеемся!) уяснили, чем предстоит заняться. Теперь нужно  ответить на вопрос: а где взять для этого деньги?

Как говорится, вопрос, конечно, интересный.

На начальном этапе требуется  относительно мало денег, и многое можно  сделать самому или с помощью  друзей и знакомых (так, кстати, принято  во все мире).

Но, кроме этого, на этапах развития идеи и создания прототипа можно найти финансовую помощь у государства, у различных фондов, поддерживающих научно-техническую деятельность. Источников финансирования исследований на начальных стадиях достаточно много даже в России:  программы Министерства образования и науки, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, региональные фонды и др. 

Нужно только учесть, что  вся их помощь ограничивается созданием прототипа, поскольку дальше начинается непосредственно бизнес, в который государство старается не вмешиваться, чтобы не давать повод быть обвиненным в нарушении условий честной конкуренции.

Но помочь может не только государство.

Если какой-либо потребитель очень  заинтересован в получении нового продукта или новой технологии, то и он может внести свою лепту в  финансирование НИОКР. Возможно, потому, что в случае успеха при продаже  ему эта лепта вернется с приростом. Такого типа потребителей принято называть стратегическими инвесторами.

С другой стороны, при переходе от успешного опытного производства, подтвердившего как возможность промышленного  производства инновационного продукта, так и потребность рынка в  этом продукте, перед разработчиком раскрываются кошельки частных инвесторов.

Именно на этом этапе, этапе масштабирования  бизнеса, работает большинство венчурных  компаний. Безусловно, и на этом этапе  могут быть неудачи. Рынок может  оказаться гораздо меньше ожидаемого, менеджмент компании может не справиться с возросшим масштабом производства. Да мало ли с какими опасностями может столкнуться любой, даже очень крупный бизнес. Но все же умение производить и продавать свою продукцию делает компанию очень привлекательной для любого инвестора.

Сделаем небольшое отступление  в сторону, чтобы пояснить содержание и принцип работы венчурного бизнеса.

Бизнес венчурных предпринимателей основан на инвестировании   в  перспективные инновационные предприятия  в обмен на пакет (как правило, неконтрольный) акций этого предприятия. Расчет строится на получении прибыли за счет продажи своего пакета акций после значительного, в случае успеха бизнеса, увеличения их стоимости.

Чаще всего, венчурного финансиста  совершенно не интересует существо разработки, а если и интересует, то только для оценки возможности реализации бизнеса.

Рассмотрим пример, основанный на реальных событиях. Российский разработчик  из Сибири занимался   исследованиями в области дисплеев. Как всегда, ни денег, ни оборудования не хватало. Поэтому для проведения экспериментов приходилось использовать максимум смекалки и подручных средств. В результате был придуман дисплей, который потреблял на порядок меньше электроэнергии, чем обычные. Придумано было во многом от бедности, а оказалось как раз на магистральном направлении развития дисплеев, причем далеко впереди от остальных. Реализована идея была в виде небольшой полоски, демонстрирующей эффект. В результате многих приключений, вполне достойных отдельной книги, автор оказался в США, где ему помогли разработать и начать успешно реализовывать   бизнес. 

 С самого начала нужно  было найти три миллиона долларов  для изготовления прототипа устройства, т. е. полномасштабного дисплея,  подтверждающего результат, показанный  на полоске. Автор нашел инвестора (Инвестор 1), который согласился дать необходимые деньги в обмен на 40% акций компании. Таким образом, инвестор оценил для себя показанную ему полоску и возможный бизнес на ее основе в три миллиона долларов. Через два года был разработан прототип, и уже с большим дисплеем автор стал искать инвестора, который дал бы 20 миллионов для организации опытного производства. Предполагалось отдать этому инвестору (Инвестор II) 40% акций компании. При этом доля остальных участников пропорционально уменьшалась. После организации опытного производства и начала успешной работы на рынке предполагалось превратить компанию в корпорацию и выпустить на фондовую биржу акции для привлечения денег для постройки заводов для массового производства дисплеев. С этой целью предполагалось продать 40% акций компании на общую сумму 200 миллионов долларов. При успешном развитии событий эти акции должны были за год увеличить свою стоимость на 20%. В это время инвесторы и собирались выйти из бизнеса, продав свои пакеты акций на бирже. Эти ожидания сбылись практически в полном объеме. Инвестор I заработал   86 миллионов, а инвестор II - 144 миллиона долларов.

Такие финансовые результаты, безусловно, впечатляют. Однако  следует помнить, что далеко не все венчурные проекты оказываются настолько успешными. В среднем можно считать, что на этапе разработки прототипа успешным оказывается каждый четвертый проект, а на этапе опытного производства – каждый второй. И это при, безусловно, тщательном отборе проектов для финансирования. С учетом статистики средняя доходность венчурного бизнеса оказывается несколько ниже. 

Информация о работе Инновационная деятельность. Выпуск нового продукта или разработка нового продукта