Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:37, курс лекций
Стадии реализации инновационного проекта. Взаимодействие с исследовательскими и конструкторскими организациями. Вопросы интеллектуальной собственности. Управление нематериальными активами.
Следует обратить внимание на следующие моменты.
Если для стратегических инвесторов продажа технологии является конечной целью сделки, то для венчурных инвесторов инвестиции в технологию являются промежуточными и направлены на повышение стоимости компании, а не на вознаграждение автору. Поэтому окончательной сделкой при работе с венчурными инвесторами является продажа бизнеса, основанного на технологии, а не самой технологии.
В России работает несколько венчурных
компаний. В основном, все они
созданы при участии
Для любой компании, рассчитывающей на участие венчурных инвесторов, прежде чем начинать бизнес, нужно понять, как из него выйти. При существующем российском фондовом рынке делать основную ставку при инвестировании на рост курсовой стоимости акций инновационного предприятия через 5-7 лет и их ликвидность на бирже могут только отчаянные оптимисты.
Поэтому в наших условиях при выборе источников инвестирования компании, как правило, заранее ориентируются на тех или иных стратегических инвесторов, т. е. промышленные компании, которые выкупят принадлежащий венчурной компании пакет акций инновационного предприятия в случае его успеха на рынке. Венчурные компании в России пока обычно работают с предприятиями, которые уже выпускают готовую продукцию и нуждаются в средствах для расширения производства. Т. е. компании берут на себя только риски, связанные с выведением товара на рынок, не связываясь с рисками доведения разработки до готового изделия.
Вернемся теперь к стадиям реализации инновационного проекта.
Середина пути, как уже говорилось выше, является, как правило, самым трудным этапом большинства инновационных проектов. И здесь нужно постараться сделать большой задел на начальных этапах проекта, когда есть еще финансирование, или найти инвестора-попутчика, согласившегося вместе с вами перейти “долину смерти”. Можно, наконец, самому в одиночку, правдами и неправдами, находя по чуть-чуть финансирование, отправиться в дорогу. Но зато как хорошо будет, когда (и если) вы преодолеете этот этап, и уже не вы, а за вами будут гоняться инвесторы, предлагая деньги за участие в вашем бизнесе.
При переходе от
прототипа к серийному
Во-первых, это последний этап, на котором деньги только тратятся, и все уже устали жить ожиданием будущих продаж.
Во-вторых, это психологически трудный этап для компании, требующий переключения с решения технических и технологических проблем на проблемы бизнеса. До этого момента главным было сделать. Теперь главным становится продать.
И в добавлении ко всему это этап, на котором труднее всего найти деньги. Хотя и здесь это вполне возможно.
Кто же может дать деньги на этом этапе.
Это производственные компании - стратегические инвесторы.
Стратегические инвесторы умеют производить и продавать продукцию. Они выходят на инновационный рынок за новыми идеями и разработками, которые позволят повысить конкурентоспособность на рынке, т. е. снизить себестоимость или выпускать продукцию с новыми потребительскими свойствами.
Поэтому если вы не стремитесь обязательно полностью реализовать новый продукт и новую технологию только у себя, то вполне можно ориентироваться на производственные компании.
Обратим внимание, что, если бы не дышащие в затылок конкуренты, многие производственные компании не нуждались бы ни в каких инновациях. Вспомним, например, практику скупки новых технологий (причем далеко не только в России), прежде всего для того, чтобы конкуренты не смогли воспользоваться этими технологиями. Купленные технологии кладут в ящик и, может быть, воспользуются ими, но только после того, как полностью окупят ту продукцию, которую сегодня продают на рынке.
Таким образом, стратегические инвесторы преследуют на инновационном рынке, как правило, следующие цели:
Кто еще сможет вам помочь.
Финансово-кредитные институты работают в инновационной сфере так же, как и в любой другой: дают кредиты для пополнения оборотных средств или закупки оборудования и ожидают своевременного возврата предоставленных средств вместе с заранее договоренными процентами. Чем крупнее компания, чем лучше ее кредитная история и ликвиднее залог, тем кредит взять проще и наоборот.
Теперь другая группа участников, те, кто выходят на рынок собственно с результатами интеллектуальной (научно-технической) деятельности.
Исследовательские центры могут называться по-разному: лаборатория, НИИ, КБ и т. д. и иметь разную подчиненность - государственный НИИ твердых сплавов, Исследовательский центр Дженерал Электрик, лаборатория математического моделирования МГУ, АО “Красный лапоть”, Государственная лаборатория Лос-Аламоса и пр. Общим для всех является то, что результат их деятельности - это научный, научно-технический или просто технический продукт. Некоторая часть этих продуктов, обычно небольшая, может быть превращена в инновации, т. е. оказаться востребованной обществом, еще меньшая часть, обычно гораздо меньшая, действительно станет инновацией.
Многие исследовательские
В СССР этот недостаток в определенной степени компенсировался усилиями системы, цепочка от Академии наук до промышленного предприятия работала под присмотром государства и партийных органов. Теперь же этот подход стал одним из главных замедлителей процесса инноваций.
Такая же опасность есть даже в
корпоративных
На научном языке это означает, что бизнесмен сам должен заниматься повышением коэффициента преобразования результатов научных исследований в инновации.
На рынке действует также значительное количество малых инновационных предприятий (компаний), ориентированных именно на преобразование научных результатов в бизнес, т. е. на внедрение научных результатов в производство. Малые инновационные предприятия часто выделяются из крупных исследовательских центров, при этом во главе компании становится, как правило, ведущий ученый, под чьим руководством получены научные результаты, которые собирается реализовывать малая компания. Такие компании образуются тысячами в ведущих странах мира и, как мотыльки, летят на свет большого бизнеса. И, как мотыльки, тысячами сгорают на этом пути. Но некоторые долетают. И их-то все хорошо знают: Microsoft, Apple, Dell. Тех, кто не долетел, не знает никто. Поэтому очень распространена вера в то, что долетают все.
Другими точками, где можно найти помощников, являются инкубаторы бизнеса и технопарки, представляющие собой, как правило, льготные “отели” для малых предприятий. В этих “отелях” малым инновационным компаниям на льготных условиях предоставляются офисные помещения и элементы деловой инфраструктуры, что существенно помогает начинающим компаниям сосредоточиться на главном направлении своего бизнеса, а не отвлекаться на зарабатывание куска хлеба. В некоторых инкубаторах эффективно поставлена работа по привлечению венчурных компаний и стратегических инвесторов к перспективным начинающим компаниям. Особенно интересно в этом плане организована эта деятельность в инкубаторах Израиля.
Как известно, успех инновации определяется сочетанием трех равноправных компонент: технология, финансы и менеджмент. С технологиями в исследовательских центрах все в порядке, по крайней мере, должно быть, в деньгах разбираются рассмотренные выше финансовые участники инновационного рынка. Кто же занимается менеджментом инновационных проектов?
Традиционные НИИ, КБ, НПО и другие подобные предприятия и организации эффективным менеджментом не отличались и в старые времена. Обычно подобные структуры возглавлял крупный ученый или человек со связями, главной задачей которого было выбивать деньги и лимиты из государства. Экономический результат деятельности не интересовал никого. Известные всем исключения только подчеркивают общую тенденцию. Неэффективный менеджмент характерен для исследовательских центров во всем мире. Достаточно вспомнить государственные лаборатории США.
Малые инновационные предприятия, отпочковавшиеся от крупных институтов, состоят, как правило, из специалистов, поставивших себе целью капитализировать собственные знания и разработанные ранее технологии. Такие предприятия могут иметь и имеют успех тогда, когда разработанные ими технологии оказываются востребованными рынком, т. е. когда предприятия строят свою стратегию на продвижении конкретного товара на рынок. Именно малые инновационные предприятия сегодня являются объектом пристального внимания венчурных компаний, которые внимательно следят за процессом естественного отбора на рынке. И те единицы из многих тысяч, которые выживают, и являются кандидатами на получение инвестиций.
Производственные компании, внедряющие инновации на собственном производстве, безусловно, имеют квалифицированный менеджмент, способный внедрить в производство инновацию, доведенную, например, до уровня конструкторской документации. Однако специалистов, способных вести проект от идеи до технологической линии, в большинстве компаний нет, особенно в России.
Именно на управлении проектами
и организации
Штат таких компаний составляют менеджеры, а не специалисты в конкретных областях. Для работы по конкретным проектам инжиниринговые компании привлекают, как правило, на конкурсной основе необходимых ведущих специалистов и субподрядные организации. Такая организация работы позволяет инжиниринговым компаниям строить свою деятельности с учетом рынка, определять потребности рынка в том или ином товаре или услуге и удовлетворять эти потребности за счет реализации соответствующих проектов. Это позволяет значительно снизить риски, связанные с продвижением товара на рынок. За счет эффективного менеджмента такие компании позволяют многократно сократить стоимость и сроки разработок по сравнению с традиционными структурами.
Сегодня все больше и больше зарубежных промышленных компаний, ценя собственные нервы, время и деньги, предпочитают иметь дело именно с инжиниринговыми компаниями при развитии своего технологического бизнеса, в том числе и в России. Венчурные фонды используют инжиниринговые компании в качестве управляющих, что позволяет минимизировать риски, эффективно управлять средствами фондов.
Наибольшую мировую
Часть инжиниринговых компаний являются виртуальными, не имеют собственных производственных мощностей, а формируют свою производственную цепочку под выполнение конкретного заказа с промышленными компаниями, арендуя у них помещения или оборудование или закупая необходимые комплектующие. В России, где самыми узкими местами являются маркетинг и менеджмент, такая практика может оказаться выигрышной для инновационной деятельности в целом.
Следующий тип ваших возможных помощников - инвестиционные сети и технологические брокеры.
Эти участники рынка достаточно распространены, особенно в развитых странах. Их задача - свести между собой продавцов и покупателей инноваций. Их существование на рынке обусловлено следующими причинами: