Инновационная деятельность. Выпуск нового продукта или разработка нового продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:37, курс лекций

Описание работы

Стадии реализации инновационного проекта. Взаимодействие с исследовательскими и конструкторскими организациями. Вопросы интеллектуальной собственности. Управление нематериальными активами.

Файлы: 1 файл

3.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, существует достаточно много юридических, консалтинговых, маркетинговых и других компаний, оказывающих услуги по конкретным вопросам.

Подведем некоторые  промежуточные итоги.

Первое, о чем нужно сказать:  в мире бизнеса вы далеко не одиноки, есть множество организаций, от которых можно получить помощь либо в виде денег, либо – совета,  либо – идеи.

Второе: какой бы проект вы ни собирались осуществить, в 99 случаях из 100 кто-то что-либо подобное делал. Нужно только это приспособить к своему производству. Совсем необязательно вновь начинать исследования и проводить конструкторские работы. Нужно только хорошенько поискать.

Во всяком случае, есть смысл обратиться в еще сохранившиеся  организации научно-технической  информации, где вам помогут найти подходящий новый продукт или технологию. Для начала можно посоветовать обратиться в организацию Росинформресурс (в Москве) либо в один из его 90 филиалов, которые есть во всех без исключения областных центрах.

Целесообразно также  пообщаться с российским Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Как понятно из этого длинного названия, Фонд, в основном, помогает в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Но в этом Фонде есть богатая база данных фирм такого типа. Почти наверняка какая-либо из фирм уже разработала или заканчивает разработку нужного вам продукта, а теперь ищет, где это можно реализовать. То есть этот Фонд можно использовать не только как фонд, а как технологического брокера.

Наконец, есть еще одна интересная организация – Всероссийский  научно-технический информационный центр (сокращенно – ВНТИЦ), который  почти 40 лет ведет базу данных по всем разработкам,  выполненным за государственный счет. Напомним, что  до 1992 года все разработки финансировало государство. Причем снять полную копию соответствующего научного отчета стоит сущую ерунду – только цена копирования.

Третье: во всех случаях исходите из того, что купить и реализовать уже завершенную научную работу, а вернее, ее результат, гораздо быстрее (а время – деньги!), да и часто дешевле, чем заказывать новую.

Кроме того, по завершенной работе гораздо легче определиться с  правами интеллектуальной собственности, о чем речь будет идти несколько  ниже.

 

Взаимодействие с исследовательскими и конструкторскими организациями

В этом подразделе мы рассмотрим тот  случай, когда, задумав некоторый  проект и проведя обширный поиск, вы все-таки не нашли ничего подходящего. Тогда остается заказать (или выполнить  самому) научно-исследовательскую работу. В результате, как вы ожидаете, будет новый продукт (или новая технология), который  вы намерены выпустить затем на рынок или применить у себя на производстве.

Стадия НИОКР –  не самая начальная стадия инновационного проекта.

Начинается все опять-таки с маркетинга.

Маркетинговые исследования рынка, связанные с задуманным вами проектом, призваны подтвердить потребность  рынка, выявить конкретных потенциальных  потребителей. Если же конечный результат   проекта – продуктовая или  технологическая инновация, то цель маркетингового исследования – спрогнозировать спрос на этот новый продукт или продукт улучшенного качества. Дело в том, что в начальный период предложения товара на рынке благодаря патентной или иной временной монополии данного  предприятия на новый продукт спрос на него будет одновременно спросом  на продукцию предприятия. Необходимо подчеркнуть, что проведение маркетингового исследования по   проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услугу, является очень сложным процессом, так как в некоторых случаях вследствие “новизны” такой продукции   потенциальные потребители еще не полностью осознали свою потребность в ней, что может привести маркетинговое исследование   с большой долей вероятности к ошибочному или даже отрицательному результату.

Непосредственно технологические  инновации, предполагающие повышение  производительности продукта или ориентированные  на резкое снижение себестоимости его  производства, позволяющие снижать  оптовые и розничные цены и  вытеснять конкурентов, требуют проведения комплексных маркетинговых исследований по оценке резервов емкости рынка предлагаемого инновационным проектом продукта или услуги.

Объем продаж – результирующий  показатель  успеха проекта.  Поэтому  целью маркетингового исследования инновационного проекта является не только оценка спроса, но и прогноз  объема продаж данного товара или услуги. Для расчета возможного объема продаж необходимо оценить общий размер рынка, долю рынка, срок выпуска новой продукции, вероятность коммерческого успеха.

При оценке   проекта важным является выявление действительных, а также потенциально возможных конкурентов. При этом  надо сравнивать с аналогами конкурентов не только продукт как результат  инновационного проекта, но и ожидаемые последствия от действий на рынке конкурентов.

Необходимо оценить  вероятность достижения требуемых  научно-технических показателей  проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия. Научная  разработка, которая затем будет  заказана,   может быть как изолированной, так и родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшую специализацию предприятия. Отсюда вытекает, что целесообразно выявить и учесть возможные перспективы производства семейства продуктов и применения соответствующей  технологии для дальнейших разработок продукта, учитывая смежные сферы его приложения.

Инновационный проект, обладающий долгосрочными перспективами, имеет  для предприятия большую привлекательность. Правда, долгосрочные перспективы требуют  и большего времени собственно на научную работу. Оценивая инновационный проект, с точки зрения достижения научно-технических критериев, следует также  учитывать не только вероятность технического успеха, но и влияние этого проекта на его бюджет.

Почему мы здесь повторно и так подробно говорим о маркетинге. Потому что, прежде чем обратиться в научную организацию, вы должны иметь абсолютно четкое представление, что вы хотите, и хотя бы примерно представлять сроки и стоимость работы.

За свою жизнь автору пришлось общаться с тысячами научных  работников. Все они были уверены, что именно их работа носит эпохальный характер, сулит миллионные, а часто и миллиардные выгоды. Исключений не было ни одного!

Не дайте себя переубедить! На рынок следует выпускать не то, что, как кажется научному работнику, будет востребовано, а то, что на самом деле требует рынок.

Что же касается сроков и  стоимости работы, то это тоже важно.

Естественно,  любая  научная организация будет стараться  завысить и то, и другое. Это так  понятно, что не требует комментариев.

Вот теперь уже можно обращаться в научную организацию. Правда, ее еще нужно найти.

Здесь вам могут помочь уже упоминавшиеся  филиалы Росинформресурса.

Любая научная работа начинается с договора и технического задания. Именно здесь вам понадобятся  данные, полученные в ходе маркетинга.

На что еще следует  обратить внимание в этих документах?

  1. Права интеллектуальной собственности (об этом ниже).
  2. Степень участия вашего предприятия в НИОКР (отработка технологии, опытная партия, опытный образец и т. д.).
  3. Порядок оплаты. Здесь возможны варианты: все и сразу либо постепенно из получаемой прибыли – так называемый принцип роялти. Роялти - это своеобразный кредит. Так же, как в кредите, итоговая цена выше, но растянута во времени.  Более того, выплаты начинаются из прибыли, то есть тогда, когда новое производство уже набрало обороты, а не в ходе освоения производства.
  4. Этапность работы, порядок приемки и оценки результатов этапов.
  5. Принципы и порядок расторжения договора, если результат этапа вас не удовлетворяет, либо сроки доработки в этом случае. Конечно, расторгнув договор досрочно, вы потеряете какие-то деньги, зато другие сохраните.

Если договор подписан, вам остается только ждать. И платить!

 

Вопросы интеллектуальной собственности

Будем исходить из того, что в этом деле вы не являетесь  крупным специалистом.

Поэтому расскажем, что  это за зверь и с чем его  едят.

Все знают слово «изобретение». Оно означает, что кто-либо что-то придумал, каким-то образом оформил, что именно он   придумал. В  результате без его согласия никто  не может это применять. Ну, а он свое согласие сопроводит требованием заплатить.

Все примерно так и  есть. Но на деле гораздо сложнее.

В последние десятилетия  правам интеллектуальной собственности  придают очень большое значение, соблюдать эти права нынче  является непременным правилом честного бизнеса. С другой стороны, все знают многочисленные примеры нарушений прав. Например, выпуск продукции, на котором присутствует торговая марка известной фирмы, без ее на то согласия (так называемая контрафактная продукция) есть одно из типичных нарушений прав интеллектуальной собственности.

Итак, предположим, некто  что-то придумал. Это его результат  интеллектуальной деятельности, его  произведение.

Все права собственности  на результаты интеллектуальной деятельности распадаются на два сильно различающихся направления: авторское право и промышленную собственность.

Авторское право возникает с момента первой публикации  произведения. Закон «Об авторском праве и смежных правах» не установил, что значит публикация или публичное исполнение. Ни место, ни время,  ни количество участников такого исполнения не определено. То есть, вообще говоря, если вы рассказали своему другу только что придуманный анекдот, то это и есть первое публичное исполнение. А ваш друг, пересказывая этот анекдот другим, обязательно должен сказать, кто автор анекдота.

Авторское право распространяется, в основном, на произведения искусства: музыку, живопись и скульптуру, прозу  и поэзию и т. д. Но и на произведения науки. То есть любая научная публикация, будь то научная статья, опубликованная в журнале, научный отчет, монография или даже просто выступление на научной конференции с докладом, тут же попадает под охрану авторского права.

Важно понять, что авторское  право распространяется на форму  произведения, а не на его  содержание.  То есть та же самая мысль, переписанная другими словами,  есть новый объект права, у этого объекта есть другой автор, также имеющий авторские права.

Второй важный момент: государство, вообще говоря,  не имеет  отношения к охране авторских  прав. Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, то есть кто-то опубликовал ваше произведение,  но под своей фамилией, то вы и только вы можете по этому поводу обратиться в суд с иском о нарушении авторских прав. Более того, вся тяжесть доказательства о нарушении также ложится на вас.

И только в случае соответствующего решения суда государственная машина в лице судебного исполнителя  начнет действовать. Это называется «защита авторских прав» (обратите внимание, что здесь употребляется  не слово «охрана», а слово «защита»), к этому процессу государство имеет отношение не только в лице суда, но и в лице всех правоохранительных органов. Именно поэтому ищут и уничтожают контрафактную продукцию органы МВД.

Признаком, что данное произведение находится под охраной  закона об авторском праве,  является наличие на нем значка ©. Значок этот происходит от английского слова copyrighte – право на копирование.

Обратите внимание, что  на любом издании, в любой книге, журнале, газете сегодня этот значок присутствует, а иногда их даже несколько. Это потому, что закон «Об авторском праве и смежных правах» охраняет  не только права автора, но и его «смежников»: исполнителя, издателя, оформителя и т. д. Объем прав у них иной, чем у автора, но их права тоже охраняются.

Авторское право, хотя и не всемирно, но одновременно действует во множестве стран, присоединившихся к соответствующей  международной декларации. Россия тоже в этом процессе участвует. Таким образом, совершенно неважно, где произведение было впервые опубликовано.

Поскольку защита авторских прав требует не только значительных усилий по поиску «виновного», но и определенной юридической квалификации, то закон предусмотрел возможность авторов (а также исполнителей, изготовителей) объединяться в соответствующие общества, которые от их имени занимаются всей этой сложной механикой. Например, Российское авторское общество (РАО) объединяет и защищает права нескольких десятков тысяч авторов.

Аналогичных организаций, охраняющих права произведений науки, пока не существует. Но, естественно, никто не возбраняет научной организации обратиться в суд по поводу нарушения законодательства.

Все это мы рассказывает к тому, что если после общения  с научной организацией вы получили  от нее отчет о работе, то этот отчет есть объект авторского права.

Поэтому, если предварительно не было оговорено ваше право на копирование, распространение  или  даже на тиражирование результата, то вы на это права не имеете.

Таким образом, если, например, у вас не одна производственная площадка, а несколько, вы собираетесь на всех применить результат научной работы,  необходимо это предусмотреть в изначальном договоре с научной организацией либо заключить с ней дополнительное соглашение.

И последнее: авторское  право не бессрочно, оно действует  в течение жизни автора и 50 лет после его смерти. Хотя  для вас, как  представителя производственного бизнеса,  это особого значения не имеет. Любая научная мысль за такой срок устареет.

Информация о работе Инновационная деятельность. Выпуск нового продукта или разработка нового продукта