Инновационная деятельность. Выпуск нового продукта или разработка нового продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:37, курс лекций

Описание работы

Стадии реализации инновационного проекта. Взаимодействие с исследовательскими и конструкторскими организациями. Вопросы интеллектуальной собственности. Управление нематериальными активами.

Файлы: 1 файл

3.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Ну и, конечно, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные с товарными знаками других лиц    в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, признанными в установленном   порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками в отношении однородных товаров.

Срок действия регистрации товарного знака   десять лет, считая с даты подачи заявки в патентное ведомство, и он может быть продлен   каждый раз на десять лет.

 Некоторого пояснения требует  только понятие «общеизвестный  товарный знак».

Общеизвестным   товарным знаком может быть признан товарный знак, как охраняемый   на основании его регистрации, так и  без регистрации,   а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны, если такие товарные знаки или обозначение в результате их интенсивного использования стали   широко известны среди соответствующих потребителей.   Например, товарным знаком фирмы Адидас является само слов «Adidas», известное всем от Москвы до горных аулов. Поэтому для вас абсолютно неважно, зарегистрирован или не зарегистрирован в Роспатенте такой товарный знак. Его использования вами без договора франчайзинга (о котором мы уже говорили)  незаконно.  Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.

И еще один момент. Законом предусмотрена  возможность регистрации коллективного товарного знака.  Объединение лиц   вправе зарегистрировать в Российской Федерации коллективный знак, который является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными   характеристиками.

Следовательно, если вы являетесь  владельцем нескольких юридических  лиц, производящих одинаковый товар, либо входите в объединение таких  лиц, то вы вправе зарегистрировать коллективный товарный знак.

Если помните, то на охрану объекта законодательством об авторском праве указывает обозначение на нем значка ©.

 В отношении товарного знака  также предусмотрена возможность  предупредительной маркировки:  в виде латинской буквы "R" или  ® либо словесного обозначения  "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак". Любой такой значок указывает, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.

Теперь о наименовании места происхождения товара.

Наименование места   - это современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта.    Наименование обозначается   на   товаре, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. 

Правовая охрана наименования места  происхождения товара   возникает  на основании его регистрации. Наименование места происхождения товара может  быть зарегистрировано одним или несколькими юридическими или физическими лицами. Право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же основными свойствами.

Экспертизу, регистрацию наименования места происхождения товара в  Реестре и выдачу    свидетельства  производит  Патентное ведомство.

Свидетельство действует до истечения  десяти лет, считая с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Использованием наименования места  происхождения товара считается  применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной  с введением товара в гражданский оборот.

Не допускается использование  зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное  место происхождения товара или  наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями как "род", "тип", "имитация" и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров  или обозначения, сходные с ними до степени смешения, являются контрафактными.

Обладатель свидетельства может  проставлять рядом с наименованием места происхождения товара предупредительную маркировку в виде словесного обозначения "зарегистрированное наименование места происхождения товара" или "зарегистрированное НМПТ", указывающую на то, что применяемое обозначение является зарегистрированным наименованием места происхождения товара.

Из всего сказанного вы убедились, что объекты авторского права и объекты промышленной собственности  и средства индивидуализации существенно различаются как по объему прав автора, так и по принципам их охраны.

Но есть еще некоторые объекты, которые являются как бы промежуточными между теми и другими. Эти объекты  попадают под действие  законов: «О правовой охране программ для электронных  вычислительных машин и баз данных»  и  «О правовой охране топологии  интегральных микросхем».

С одной стороны,  такие объекты  рассматриваются законодательством  как объекты авторского права. С  другой стороны, они подлежат предварительной  регистрации, как и объекты промышленной собственности. Без регистрации  правовая охрана на них не распространяется.

Поэтому, если вы являетесь потребителем компьютерных программ, в том числе  и всем известных (например,  Word), то вы обязаны приобрести лицензию на их использование. Ну, а если вы являетесь производителем программ, то вы должны их зарегистрировать, поскольку иначе они охраняться не будут.

Есть еще закон, в соответствии с которым охраняются права на новые сорта растений и породы животных. Но поскольку данное пособие  рассчитано на предпринимателей в производственной сфере, мы о нем только упоминаем.

 

Управление нематериальными  активами

Все объекты интеллектуальной собственности  относятся к нематериальным активам. Такие объекты в бухгалтерском  балансе учитываются отдельно от основного производственного оборудования. Иной у них и порядок амортизации.

Все, что сказано выше о регистрации, защите, обращении в суд при  нарушении ваших прав на интеллектуальную собственность, и есть управление нематериальными  активами.

Еще раз подчеркнем два обстоятельства.

Первое. В условиях экономики знаний доля стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности в общей стоимости одной единицы вашего товара может быть очень большой.

Если в ХХ веке было принято считать, что на интеллектуальную собственность  приходится не более 10% стоимости товара, то сейчас это нередко больше 60%.

Поэтому правильное управление нематериальными  активами часто приобретает решающее значение для экономики предприятия.

Второе. Вопросу соблюдения прав на интеллектуальную собственность в последнее время уделяется очень большое внимание как в России, так и во всем мире. Есть страны просто «помешанные» на соблюдении таких прав, например США.

В целом, российское законодательство на интеллектуальную собственность, по оценке международных экспертов, является одним из самых передовых в  мире. Поэтому так важно его соблюдать. Тогда у вас все будет в порядке.

Что касается международных актов, то еще СССР  вступил в Международную  Организацию Интеллектуальной Собственности (WIPO) в 1968 г.,  а в 1973 г. присоединился  к Всемирной конвенции «Об  авторском праве» (1952 г.), а также выступал стороной в нескольких двусторонних конвенциях.

Позже Российская Федерация присоединилась к трем основным международным конвенциям: Бернской конвенции «О защите литературных и художественных произведений», Всемирной конвенции «Об авторском праве»  и Конвенции 1971 г. «О защите интересов производителей фонограмм». 

В 1965 г. СССР присоединился к Парижской  конвенции 1883 г. «Об охране промышленной собственности» и в 1978 г. - к Соглашению «О Патентном Сотрудничестве». Евразийская Патентная Конвенция   (1994 г.)  была ратифицирована Россией и вступила в силу 28 сентября 1995 г.

В 1993 г. главы стран СНГ пописали Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и созданию Межгосударственного  совета по вопросам охраны промышленной собственности.

 Двусторонние соглашения среди  прочих включают в себя Соглашение  о сотрудничестве в области  промышленной собственности с  Украиной, подписанное 30 июля 1993 г., Соглашение о взаимной охране  авторских прав с Арменией, подписано и вступило в силу 25 июня 1993 г.

К  важным ведомствам, работающим в  данной сфере, относятся: Роспатент,  Федеральный институт промышленной собственности,  Российское Авторское  Общество (РАО), Российское Агентство  по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем и др.

Главный смысл управления нематериальными  активами состоит в том, чтобы  обеспечить эффективное участие  в гражданском обороте нематериальных ценностей, какими являются результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки и искусства, изобретения и др.) и средства индивидуализации предпринимателей и их товаров (товарные знаки, фирменные наименования и др.).

Поэтому  при оценке эффективности  любого инновационного проекта столь  важным является как анализ соблюдения прав на интеллектуальную собственность   патентодержателей и других правообладателей, так и предложенные меры по эффективному управлению нематериальными активами.

 

Литература

  1. Патентный закон Российской Федерации.
  2. Законы Российской Федерации:

«Об авторском праве и смежных правах».

«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров».

«О правовой охране программ для  электронных вычислительных машин  и баз данных».

«О правовой охране топологии интегральных микросхем».

«О селекционных достижениях».

  1. Д. Гарднер, Р. Оуэн, Р. Конвей. Привлечение капитала. М., 1995.
  2. П. Н. Завлин, А. В. Васильев. Оценка эффективности инноваций. С.-Петербург. 1998.
  3. П. Н. Завлин, А. А. Ипатов, А. С. Кулагин. Инновационная деятельность в условиях рынка. С.-Петербург. 1994.
  4. А. Н. Фоломьев, М. Нойберт. Венчурный капитал. М., 1999.
  5. М. В. Грачева, А. С. Кулагин, С. Ю. Симаранов. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности. М., 2000.

Информация о работе Инновационная деятельность. Выпуск нового продукта или разработка нового продукта