Инновационные формы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить инновационные методики и способы их применения в системе высшего и среднеспециального образования на современном этапе.
Поэтому задачи данной курсовой работы следующие:
изучить сущность инноваций в образовании и характеристику инновационных форм;
рассмотреть новые педагогические технологии;
изучить методику проведения лекции посредством инновационных методик обучения;
изучить методическое обеспечение подготовки и чтения лекции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 5
1.1 Понятие об инновациях в образовании и их классификация 5
1.2 Характеристика инновационных форм обучения 7
1.3 Роль инноваций в развитии учебных заведений 11
1.4 Новые педагогические технологии 14
1.5 Применение на лекции инновационных форм обучения 16
2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ «ИЗДЕРЖКИ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ» 22
2.1 Программная аннотация 22
2.2 Опорный конспект лекций 22
2.3 Хрестоматия 39
2.4 Контрольные вопросы 40
2.5 Задачи и упражнения 40
2.6 Проблемные вопросы 44
2.7 Основные понятия и категории 47
2.8 Список рекомендуемой литературы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 234.17 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ИННОВАЦИОННЫЕ  МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  В ОБРАЗОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ 5

1.1 Понятие  об инновациях в образовании  и их классификация 5

1.2 Характеристика  инновационных форм обучения 7

1.3 Роль инноваций  в развитии учебных заведений 11

1.4 Новые педагогические  технологии 14

1.5 Применение  на лекции инновационных форм  обучения 16

2 МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ  ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ «ИЗДЕРЖКИ И  СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ» 22

2.1 Программная  аннотация 22

2.2 Опорный  конспект лекций 22

2.3 Хрестоматия 39

2.4 Контрольные вопросы 40

2.5 Задачи  и упражнения 40

2.6 Проблемные  вопросы 44

2.7 Основные  понятия и категории 47

2.8 Список  рекомендуемой литературы 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать  самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников. Только тот  образ преподавания верен, которым  довольны ученики»

Л.Н. Толстой

На протяжении веков все  учебные заведения накопили достаточно большой опыт обучения учащихся. Многие педагоги исследовали формы обучения, таким образом, сложились различные  точки зрения на понятие, эффективность  применения различных форм процесса обучения. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.

Личностно-ориентированная  педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации  процесса обучения в современных  учебных заведениях. Содержание образования  составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих  качеств личности, которые обусловлены  требованиями общества и  к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при  традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими (главная цель обучения – усвоение основ наук, содержание обучения –  сами эти основы, представленные в  знаковой форме учебной информации), то в инновационной они расходятся.

Актуальной данная тема является потому, что создание личностного  потенциала человека, воспитание его  способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях является в современном  образовательном процессе ведущим  фактором, обеспечивающим эффективное  обучение.

Объектом исследования курсовой работы является изучение инновационных  процессов обучения, а предметом  – особенности использования  инновационных форм на лекции по экономике.

Целью данной работы является изучить инновационные методики и способы их применения в системе высшего и среднеспециального образования на современном этапе.

Можно выдвинуть следующую  гипотезу: если преподаватель подберет такие формы организации процесса обучения как инновационные, выберет  подходящее время для их проведения и умело их подготовит, то можно  будет сказать, что данный процесс  должен стать интересным, полезным, учащиеся будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед  ними задачи, повысится уровень обучения учащихся. Поэтому задачи данной курсовой работы следующие:

  1. изучить сущность инноваций в образовании и характеристику инновационных форм;
  2. рассмотреть новые педагогические технологии;
  3. изучить методику проведения лекции посредством инновационных методик обучения;
  4. изучить методическое обеспечение подготовки и чтения лекции.

Методы исследования:

  1. изучение и анализ научно-педагогической литературы;
  2. изучение научно-педагогического опыта.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена рассмотрению инновационных методик на занятиях. Во второй главе предложена методическая разработка лекции по экономике предприятия с использованием инновационных методик обучения.

Основной информационной базой для написания курсовой работы послужили книги: Ситарова В.А. «Дидактика», Смирнова С.А. «Педагогика: теории, системы, технологии», Базылева Н.И. «Микроэкономика» и другие.

 

1 ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1 Понятие об инновациях в образовании и их классификация

 

Нововведения, или инновации  характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа  и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом  научных поисков, передового педагогического  опыта отдельных учителей и целых  коллективов. Этот процесс не может  быть стихийным, он нуждается в управлении.

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому  процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и  формы обучения и воспитания, организацию  совместной деятельности учителя и  учащегося.

Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация [18, c. 199].

Об инновациях в нашей образовательной системе заговорили в XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инновация  – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс  заключается в формировании и  развитии содержания и организации  нового. В целом под инновационным  процессом понимается комплексная  деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению  новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация».

Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью. Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия:

  • определение потребности в изменениях;
  • сбор информации и анализ ситуации;
  • предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
  • принятие решения о внедрении (освоении);
  • собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
  • институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики [17, c. 390].

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный  цикл.

Инновации разрабатываются  и проводятся не органами государственной  власти, а работниками и организациями  системы образования и науки.

Существуют различные  виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.

Развитие учебных заведений не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Дабы эффективно управлять этим процессом, его необходимо понять, а потому - познать.

Влияние инновационных изменений  на здоровье учащихся должно прослеживаться руководителями учебных заведений особенно тщательно.

Учебная нагрузка, режим  занятий определяются Уставом учебного заведения на основе согласований с органами здравоохранения. Расписание занятий должно включать достаточно продолжительный перерыв, необходимый для питания учащихся. Выбирая и самостоятельно разрабатывая варианты нового содержания и технологий образования, коллектив и руководитель учебного заведения обязаны учитывать недельную загруженность учащихся занятиями.

Учебные нововведения всегда затрагивают интересы населения, условия труда и занятости педагогов. Некоторые учебные заведения отходят от традиционного построения учебного года: меняют сроки изучения учебных курсов, экзаменов, выделяют дни и даже недели для самостоятельных занятий, переносят, иногда удлиняют время каникул [3, c. 176].

Такого же согласования требуют  и другие новшества: введение новых  профильных курсов; сокращение времени  на изучение отдельных предметов  и их интеграция; дифференциация образования; изменения в условиях набора учащихся; создание элитарных учебных заведений  и других новых типов и видов  учебных заведений.

Системы образования в  любой стране призваны способствовать реализации основных задач развития общества, так как именно средне-специальные заведения, а затем и вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах жизни общества, поэтому способность образовательного учреждения гибко реагировать на актуальные запросы общества имеет важное значение. Развитие современного общества, внедрение научных идей в учебную практику требуют особого внимания к проблемам обучения и воспитания учащихся, адекватной реакции преподавателя на происходящие изменения.

Рассмотрев сущность инноваций, можно сказать, что наиболее полно происходит формирование внимания и интереса на занятиях, где применяются различные инновационные формы обучения. Именно поэтому в дальнейшем и необходимо рассмотреть сущность и способы применения данных форм обучения в педагогической деятельности преподавателя.

1.2 Характеристика инновационных форм обучения

 

Как уже отмечалось выше, понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и учащегося. Характерной особенностью развития урока в конце 80-х — начале 90-х годов являлось то, что в практике общеобразовательных и профессиональных учебных заведений имел место активный процесс возникновения нестандартных форм проведения урока. Нестандартный, или инновационный, урок — это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности.

В современной педагогике существует большое количество различных  инновационных уроков. Можно выделить следующие группы таких уроков:

1. Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2. Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок — «дублер начинает действовать».

4. Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок 21 века, урок подарок от Хоттабыча.

6. Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет и т.д. [19, с. 179-180].

Таким образом, можно сказать, что инновационный урок предполагает введение каких либо новых элементов, не использовавшихся ранее, наиболее распространенным является элемент игровой деятельности. Так как в ходе игры учащиеся не только закрепляют и обобщают материал, но и сами принимают активное участие в ходе урока, сотрудничают друг с другом, с преподавателем и т.д.

Информация о работе Инновационные формы обучения