Инновационные формы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить инновационные методики и способы их применения в системе высшего и среднеспециального образования на современном этапе.
Поэтому задачи данной курсовой работы следующие:
изучить сущность инноваций в образовании и характеристику инновационных форм;
рассмотреть новые педагогические технологии;
изучить методику проведения лекции посредством инновационных методик обучения;
изучить методическое обеспечение подготовки и чтения лекции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 5
1.1 Понятие об инновациях в образовании и их классификация 5
1.2 Характеристика инновационных форм обучения 7
1.3 Роль инноваций в развитии учебных заведений 11
1.4 Новые педагогические технологии 14
1.5 Применение на лекции инновационных форм обучения 16
2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ «ИЗДЕРЖКИ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ» 22
2.1 Программная аннотация 22
2.2 Опорный конспект лекций 22
2.3 Хрестоматия 39
2.4 Контрольные вопросы 40
2.5 Задачи и упражнения 40
2.6 Проблемные вопросы 44
2.7 Основные понятия и категории 47
2.8 Список рекомендуемой литературы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 234.17 Кб (Скачать файл)

Для более полного понимания, что из себя представляет инновационный  урок рассмотрим некоторые из выше представленных.

Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий  профессиональной деятельности (включая  экстремальные) методом поиска новых  способов ее выполнения.

Деловая игра позволяет найти  решение сложных проблем путем  применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных  методов работы (например, методом  «Мозгового штурма», так и с помощью  модерактивной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение).

Целями данной инновационной  формы являются:

• активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении данной темы;

• анализ, синтез, интерпретация материала в ходе данного урока;

• практическое применение полученных знаний, планирование хода действий [19, с. 180-181].

Основной задачей деловой  игры является выработка навыков  принятия практического решения  на игровых этапах «создания» и «развития  деятельности».

Следующим не менее важным видом инновационного обучения является урок-КВН. Основными целями и задачами такого урока является:

• обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме - явлениях, процессах и закономерностях;

• развитие способностей обобщать и систематизировать изученный материал;

• объяснение закономерностей и процессов;

• установление причинно-следственных связей;

• строить графики;

• развитие мышления учащихся и их творческих способностей;

• формирование грамотной устной речи;

• воспитывать в учащихся  чувство товарищества, умение работы в коллективе; ответственности и самостоятельности;

• развивать познавательный интерес к предмету [21, c. 456-461].

Урок заключается в  том, что группу учащихся необходимо разделить на команды, в каждой из которой выбирается капитан. Победителем  будет считаться тот, у кого будет  больше правильных ответов на предложенные задания. Правильность и полноту  ответов определяет специальная  счетная комиссия, состоящая из преподавателей, родителей учащихся или старших  товарищей.

Задания для такого урока  могут быть различными. Это может  быть решение задач; фронтальный  опрос членов команд по очереди; отгадывание  ребусов, кроссвордов; выявление закономерностей; поиск лишних слов и их исправление; демонстрация домашнего задания, предварительно данного преподавателем по выбранной теме; разыгрывание сценок и т.п.

Урок – конкурс –  это форма инновационного обучения. Проведение такого урока позволяет:

• проверить прочность усвоения теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения;

• систематизировать знания учащихся;

• формировать у учащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий;

• воспитывать волю к победе;

• прививает учащимся интерес к выбранной профессии;

• развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу и активность [1, с. 186].

Задания для такого урока  могут быть примерно такими же, как  и для урока – КВНа.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого материала является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-конференцию. Урок-конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией. В зависимости  от поставленных задач тема урока  может включать отдельные подтемы. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. В такой ситуации логично прибегать к элементам ролевого диалога. Такая форма занятия требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной преподавателем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение занятия подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Особенностью урока-сюрприза заключается в том, что учащиеся не знают какие задания их ожидают, для этого используются специально приготовленные шкатулки с вопросами, «черные» ящики, конверты и т.д. Целями такого занятия являются:

• обобщить знания учащихся о понятиях, показать их значение, взаимосвязь;

• расширить кругозор, словарный запас через исторические сведения о величинах, повторить старинные единицы массы, длины, времени;

• выявить имеющиеся знания и понятия процессов, явлений на уровне собственного жизненного опыта;

• воспитывать активность, самостоятельность [1, c. 201].

Урок – аукцион строится как повторительно-обобщающий с  акцентом на показ практической значимости изученных вопросов — в этом и  цель данного вида инновационного обучения.

Структура данного урока  такова: приветствие; повторение во время  опроса основных вопросов темы; объяснение правил аукциона; «продажа» предметов; музыкальная пауза; продолжение  «продажи»; музыкальный финал; итоги [16, c. 78].

Построить урок - аукцион  можно в такой форме: за демонстрационным столом располагаются ведущие в  импровизированных костюмах. Перед  ними - большой волчок, а вокруг него по кругу расположены «продаваемые»  предметы. Ведущий запускает волчок. Остановившаяся стрелка указывает, какой именно предмет будет продаваться. Покупатели, желающие приобрести данный предмет, должны указать его связь  с предметом, точнее - с пройденной темой. Называют по очереди; второй ведущий  после каждого ответа громко считает: раз, два, три. Выигрывает тот, кто до счета «три» последним даст ответ.

При планировании и проведении таких занятий преподаватель  может вносить собственные коррективы исходя из выбранной темы для проведения урока и способностей учащихся, также  преподаватель, полагаясь на свою фантазию и опыт, может спланировать собственный  инновационный урок, который будет  иметь место в системе профессионального  обучения.

В данном вопросе были рассмотрены  основные инновационные формы обучения, которые наиболее часто используются в современном образовательном  процессе. Рассмотрев виды инновационных  форм обучения, необходимо в дальнейшем уделить большое внимание роли инноваций  в развитии учебных заведений.

 

1.3 Роль  инноваций в развитии учебных  заведений

 

После того, как всесторонне  проанализирована ситуация в учебном заведении, определены, какие результаты работы учебного заведения необходимо улучшить, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Казалось бы, такая логика размышлений очевидна, однако в реальной практике она часто не выдерживается. Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы видим:

  • стремление почти без всякого выбора внедрить, освоить буквально все, чего раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких учебных заведениях говорят, что они так «бешено» развиваются, что не успевают нормально функционировать);
  • стремление перепробовать, освоить новое подряд, дабы таким образом найти оптимальную для своего учебного заведения идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы и естественно - многочисленные ошибки);
  • стремление осваивать непременно то, что осваивают соседи из окрестных учебных заведений для того, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием своего округа;
  • отчетливо прослеживается стремление любой ценой не отстать от моды, быть на ее гребне, а потому они очертя голову стремятся к статусу инновационного учебного заведения и непременно с вычурным, сложным названием;
  • готовность принять к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов управления образованием, касающееся освоения той или иной новой идеи [14, c. 388].

Нетрудно понять, что все  эти подходы к нововведениям  в учебном заведении чреваты серьезными издержками, такими, как колоссальные перегрузки учащихся и учителей, снижение успеваемости по тем предметам, которые не охвачены «экспериментальной» работой, поскольку освоение неактуальной, неоптимальной чужой идеи, да еще освоение неграмотное отнимает у учителей, охваченных этой деятельностью, все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизации педагогического процесса.

Выбор идей реализуется путем их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц – экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные работники учебного заведения, приглашенные специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.

Необходимо продумывать  весь организационный механизм выбора идей, включающий сбор предложений  учителей, учащихся и родителей с помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости – на заседании педсовета. Идти в достижении цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько от других - исполнителей, реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе их работа не будет иметь нужной мотивировки и не будет никакого обновления в способах управления инновациями в учебном заведении.

Анализ специальной литературы и опыта деятельности учебных заведений свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.

Четкое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила учебное заведение к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением [14, c. 391].

Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в учебных заведениях инновационной среды – определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс учебного заведения. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогике.

Несомненно, инновации играют большую роль в учебном процессе любого учебного заведения и в  учебном процессе в целом. Но, несмотря на уже существующие виды инновационных  форм, в современном образовательном процессе начинают выделять новые педагогические технологии.

 

1.4 Новые педагогические технологии

 

Инновации в сфере образования  направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической  и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая педагогическая эпоха  породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных  технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и  третьего поколений были модульно-блочные  и цельно-блочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных  технологий относится интегральная технология.

Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий  процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся [18, c. 234].

Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учащихся, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.

Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный  процесс с использованием игровых  методов, но и получить более сильную  обратную связь.

Средства мультимедиа  позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «учащийся-компьютер».

Информация о работе Инновационные формы обучения