Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:46, курсовая работа
Целью данной работы является изучить инновационные методики и способы их применения в системе высшего и среднеспециального образования на современном этапе.
Поэтому задачи данной курсовой работы следующие:
изучить сущность инноваций в образовании и характеристику инновационных форм;
рассмотреть новые педагогические технологии;
изучить методику проведения лекции посредством инновационных методик обучения;
изучить методическое обеспечение подготовки и чтения лекции.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 5
1.1 Понятие об инновациях в образовании и их классификация 5
1.2 Характеристика инновационных форм обучения 7
1.3 Роль инноваций в развитии учебных заведений 11
1.4 Новые педагогические технологии 14
1.5 Применение на лекции инновационных форм обучения 16
2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ «ИЗДЕРЖКИ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ» 22
2.1 Программная аннотация 22
2.2 Опорный конспект лекций 22
2.3 Хрестоматия 39
2.4 Контрольные вопросы 40
2.5 Задачи и упражнения 40
2.6 Проблемные вопросы 44
2.7 Основные понятия и категории 47
2.8 Список рекомендуемой литературы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Для более полного понимания, что из себя представляет инновационный урок рассмотрим некоторые из выше представленных.
Деловая игра — средство
моделирования разнообразных
Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модерактивной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение).
Целями данной инновационной формы являются:
• активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении данной темы;
• анализ, синтез, интерпретация материала в ходе данного урока;
• практическое применение полученных знаний, планирование хода действий [19, с. 180-181].
Основной задачей деловой игры является выработка навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития деятельности».
Следующим не менее важным видом инновационного обучения является урок-КВН. Основными целями и задачами такого урока является:
• обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме - явлениях, процессах и закономерностях;
• развитие способностей обобщать и систематизировать изученный материал;
• объяснение закономерностей и процессов;
• установление причинно-следственных связей;
• строить графики;
• развитие мышления учащихся и их творческих способностей;
• формирование грамотной устной речи;
• воспитывать в учащихся чувство товарищества, умение работы в коллективе; ответственности и самостоятельности;
• развивать познавательный интерес к предмету [21, c. 456-461].
Урок заключается в том, что группу учащихся необходимо разделить на команды, в каждой из которой выбирается капитан. Победителем будет считаться тот, у кого будет больше правильных ответов на предложенные задания. Правильность и полноту ответов определяет специальная счетная комиссия, состоящая из преподавателей, родителей учащихся или старших товарищей.
Задания для такого урока могут быть различными. Это может быть решение задач; фронтальный опрос членов команд по очереди; отгадывание ребусов, кроссвордов; выявление закономерностей; поиск лишних слов и их исправление; демонстрация домашнего задания, предварительно данного преподавателем по выбранной теме; разыгрывание сценок и т.п.
Урок – конкурс – это форма инновационного обучения. Проведение такого урока позволяет:
• проверить прочность усвоения теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения;
• систематизировать знания учащихся;
• формировать у учащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий;
• воспитывать волю к победе;
• прививает учащимся интерес к выбранной профессии;
• развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу и активность [1, с. 186].
Задания для такого урока могут быть примерно такими же, как и для урока – КВНа.
Вряд ли стоит доказывать,
что самым надежным свидетельством
освоения изучаемого материала является
способность учащихся вести беседу
по конкретной теме. В данном случае
целесообразно проводить урок-
Особенностью урока-сюрприза заключается в том, что учащиеся не знают какие задания их ожидают, для этого используются специально приготовленные шкатулки с вопросами, «черные» ящики, конверты и т.д. Целями такого занятия являются:
• обобщить знания учащихся о понятиях, показать их значение, взаимосвязь;
• расширить кругозор, словарный запас через исторические сведения о величинах, повторить старинные единицы массы, длины, времени;
• выявить имеющиеся знания и понятия процессов, явлений на уровне собственного жизненного опыта;
• воспитывать активность, самостоятельность [1, c. 201].
Урок – аукцион строится как повторительно-обобщающий с акцентом на показ практической значимости изученных вопросов — в этом и цель данного вида инновационного обучения.
Структура данного урока такова: приветствие; повторение во время опроса основных вопросов темы; объяснение правил аукциона; «продажа» предметов; музыкальная пауза; продолжение «продажи»; музыкальный финал; итоги [16, c. 78].
Построить урок - аукцион
можно в такой форме: за демонстрационным
столом располагаются ведущие в
импровизированных костюмах. Перед
ними - большой волчок, а вокруг него
по кругу расположены «
При планировании и проведении
таких занятий преподаватель
может вносить собственные
В данном вопросе были рассмотрены основные инновационные формы обучения, которые наиболее часто используются в современном образовательном процессе. Рассмотрев виды инновационных форм обучения, необходимо в дальнейшем уделить большое внимание роли инноваций в развитии учебных заведений.
После того, как всесторонне проанализирована ситуация в учебном заведении, определены, какие результаты работы учебного заведения необходимо улучшить, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Казалось бы, такая логика размышлений очевидна, однако в реальной практике она часто не выдерживается. Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы видим:
Нетрудно понять, что все эти подходы к нововведениям в учебном заведении чреваты серьезными издержками, такими, как колоссальные перегрузки учащихся и учителей, снижение успеваемости по тем предметам, которые не охвачены «экспериментальной» работой, поскольку освоение неактуальной, неоптимальной чужой идеи, да еще освоение неграмотное отнимает у учителей, охваченных этой деятельностью, все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизации педагогического процесса.
Выбор идей реализуется путем их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц – экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные работники учебного заведения, приглашенные специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.
Необходимо продумывать весь организационный механизм выбора идей, включающий сбор предложений учителей, учащихся и родителей с помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости – на заседании педсовета. Идти в достижении цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько от других - исполнителей, реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе их работа не будет иметь нужной мотивировки и не будет никакого обновления в способах управления инновациями в учебном заведении.
Анализ специальной литературы и опыта деятельности учебных заведений свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.
Четкое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила учебное заведение к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением [14, c. 391].
Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в учебных заведениях инновационной среды – определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс учебного заведения. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогике.
Несомненно, инновации играют большую роль в учебном процессе любого учебного заведения и в учебном процессе в целом. Но, несмотря на уже существующие виды инновационных форм, в современном образовательном процессе начинают выделять новые педагогические технологии.
Инновации в сфере образования
направлены на формирование личности,
ее способности к научно-
Каждая педагогическая эпоха
породила свое поколение технологий.
Первое поколение образовательных
технологий представляло собой традиционные
методики; технологиями второго и
третьего поколений были модульно-блочные
и цельно-блочные системы
Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся [18, c. 234].
Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учащихся, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.
Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.
Средства мультимедиа
позволяют обеспечить наилучшую, по
сравнению с другими