Инновационные формы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить инновационные методики и способы их применения в системе высшего и среднеспециального образования на современном этапе.
Поэтому задачи данной курсовой работы следующие:
изучить сущность инноваций в образовании и характеристику инновационных форм;
рассмотреть новые педагогические технологии;
изучить методику проведения лекции посредством инновационных методик обучения;
изучить методическое обеспечение подготовки и чтения лекции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 5
1.1 Понятие об инновациях в образовании и их классификация 5
1.2 Характеристика инновационных форм обучения 7
1.3 Роль инноваций в развитии учебных заведений 11
1.4 Новые педагогические технологии 14
1.5 Применение на лекции инновационных форм обучения 16
2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ «ИЗДЕРЖКИ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ» 22
2.1 Программная аннотация 22
2.2 Опорный конспект лекций 22
2.3 Хрестоматия 39
2.4 Контрольные вопросы 40
2.5 Задачи и упражнения 40
2.6 Проблемные вопросы 44
2.7 Основные понятия и категории 47
2.8 Список рекомендуемой литературы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 234.17 Кб (Скачать файл)

Анализ имеющегося опыта  показывает, что условно систему  использования компьютера на уроке  технологии можно разделить на три  стадии (этапа).

Первый – компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер  использует только преподаватель в качестве средства визуализации материалов урока.

Второй – компьютерное сопровождение уроков технологии. На этом этапе кроме использования учителем компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учащимися в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройство станка или швейной машинки, свойств материалов, выбора способов декоративной отделки, помощь в подборе объекта труда для тематической творческой работы и т.д.). Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся, например – с целью допуска учащегося к работе на том или ином станке и пр. Так как к работе с компьютером допускаются учащиеся, то учитель должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано.

Третий – этап использования  современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа  является проведение уроков технологии с работой всех учащихся на компьютерах  под руководством учителя. Высока роль применения на уроках технологии различных  электронных справочников, энциклопедий, программ.

Использование ресурсов и  услуг Интернета значительно  расширяет возможности и учителя  и учащегося во всех видах деятельности.

Проектная деятельность также  является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая  самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий  координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную  тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя  различные технические средства, в том числе, и современные  компьютерные технологии.

В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки  занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.

Включение учащихся в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения  с учащимися, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие учащимся самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

В современном процессе обучения используются, как традиционные, так  и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперед инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.

Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и  дополняли друг друга. Эти два  понятия должны существовать на одном  уровне.

В предыдущих вопросах мы рассмотрели  сущность, основные виды, способы применения инновационных форм обучения в современном  образовании. Теперь необходимо уделить  большое внимание изучению того, как  же применяются инновационные формы  обучения на лекции.

 

1.5 Применение на лекции инновационных форм обучения

 

 

Для того чтобы понять как  применяются инновационные формы  обучения на лекции, необходимо рассмотреть  сущность и методику проведения лекции.

Вообще слово «лекция» происходит от латинского «lectio» - чтение. Первоначально она представляла собой публичное чтение текста книг или тетрадей, в которые дословно переписывались книги. В средние века лекции наряду с диспутами играли основную роль в передаче знаний слушателям, так как книги были редкостью.

Лекция – это логически стройное, системное, глубокое и ясное изложение учебного материала. Назначение лекции в учебном процессе не в том, чтобы предоставить всю информацию по теме, а чтобы помочь освоить фундаментальные проблемы курса, овладеть методами научного познания, предложить новейшие достижения научной мысли. В учебном процессе лекция выполняет методологическую, организационную и информационную функции [18, c. 152].

Все другие формы учебных  занятий – семинары, лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование, учебная практика, консультации, зачеты и экзамены – связаны с лекцией, опираются на фундаментальные положения и выводы.

В ряде случаев лекция является основным источником информации, например, при отсутствии учебников, учебных пособий по новым курсам. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, ее проблемы, дает цельное представление о предмете, показывает взаимосвязь с другими дисциплинами.

Различают:

  • вводные (установочные);
  • тематические;
  • итоговые;
  • обзорные лекции [18, с. 152].

Особая роль принадлежит  вводной лекции, поскольку именно она готовит студента к восприятию методологии и предмета конкретной дисциплины.

Методически вводная лекция должна строиться таким образом, чтобы пробуждать интерес к данной сфере знания и давать о ней цельное представление. Следует описать актуальность, практическую значимость, цель, задачи курса, предложить список информационных источников.

Тематические  лекции предназначены для последовательного, систематичного изложения содержания курса. Педагог предлагает глубоко осмысленный и методически освоенный материал на протяжении длительного периода времени. Он обязан построить логическую концепцию знаний из тезисов и доказательств, сообщений и аргументов, причин и следствий.

В итоговых лекциях содержится обзор ключевых идей и учебных целей. Заключительная лекция позволяет сделать вывод о достижении поставленных целей.

Обзорные лекции посвящены какой-либо проблеме, теме и дают систематизированное изложение вопросов в определенной логической связи. Чаще всего лектор останавливается на наиболее сложных проблемах, теориях, методах. Как правило, рассматривает типичные ошибки студентов. Все виды лекций логически взаимоувязаны, представляют части единого, цельного курса. Они ориентированы на разную степень проникновения в материл, на последовательность в реализации образовательных целей [18, с. 153-155].

Чтобы лекция была эффективной, используются различные варианты чтения лекции:

  • устное эссе предполагает профессиональное в теоретическом и методическом плане изложение конкретного вопроса. Но это спектакль одного актера, аудитория в лучшем случае вовлечена во «внутренний диалог» с преподавателем. Такая лекция представляет собой продукт, созданный одним только преподавателем, а студентам остается роль пассивных слушателей;
  • устное эссе-диалог дает возможность взаимодействовать преподавателю со студентами, которые привлекаются к работе посредством использования приемов скрытого и открытого диалога;
  • лекция с участием студентов состоит в том, что основные идеи студентов записываются на доске. Они систематизируются определенным образом, структурируются. Каждый студент может составить план и прокомментировать последний. Окончательный план, разработанный из многочисленных идей студентов, записывается на доске;
  • лекция с использованием постановки и решения проблемы. Такая лекция начинается с вопроса, парадокса, загадки, возбуждающим интерес студентов. Ответ, как правило, к концу занятия определяется. Студенты предлагают собственные варианты решения проблемы. Если консенсус не достигается, преподаватель дает больший объем информации, наводящую информацию. Как правило, большинство студентов догадывается о конечном результате еще до провозглашения его преподавателем;
  • лекция с процедурой пауз предполагает чередование мини-лекций с обсуждениями. Каждые 20 минут освещается важная проблема, затем 5-10 минут она обсуждается. Можно сначала обсудить в малых группах, а затем пригласить кого-то высказать свое мнение от группы. Вслед за обсуждением следует еще одна микролекция. В результате такого обсуждения каждый участник педагогического взаимодействия получает обратную связь. При такой организации учебного процесса студенты более ответственно относятся к учебе;
  • лекция-диспут, контролируемая преподавателем. Аудитория делится на группы: сторонников данной концепции, оппозицию и арбитров. Студенты делают свой выбор и учатся отстаивать свою точку зрения. Преподаватель организует дебаты и корректирует обсуждение, в конце занятия предлагает свое видение проблемы и подводит итоги [18, c. 252].

Выбор варианта лекции определяется образовательными целями, индивидуальным стилем преподавателя. Чтобы получить обратную связь, понять, что думают, чувствуют студенты, преподавателю следует искать способ активизации аудитории, «зажечь в их сердцах огонь», мотивировать к дальнейшему обучению.

Но в настоящее время наряду со сторонниками существуют и противники лекционного изложения учебного материала. Отрицательными чертами лекции являются:

  • лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше;
  • лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям;
  • лекции нужны, если нет учебных пособий или их мало;
  • одни слушатели успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора [18, с. 254].

Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный  уровень подготовки слушателей. Поэтому  лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут  быть преодолены правильной методикой  и рациональным построением материала. Наиболее лучше этого можно добиться, используя в своей педагогической практике лекцию-визуализацию.

Проходя педагогическую практику студенты, как будущие педагоги-экономисты, должны взять для себя опыт преподавателя. В ходе практики они должны научиться  формировать интерес у учащихся, активизировать внимание на необходимом  материале, способствовать лучшему  усвоению у студентов знаний, умений и навыков. Для этого будущему преподавателю-экономисту необходимо интенсивнее применять на своих  занятиях активные методы обучения, а  именно лекцию-визуализацию.

В связи с этим для чтения лекции по экономике предприятия  «Издержки и себестоимость продукции» и была выбрана лекция-визуализация.

Лекция-визуализация является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов инновационного обучения. Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений, показывает его связь с творческими процессами принятия решений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека. Лекция-визуализация учит слушателей преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий [18, с. 260].

Использование средств наглядности, таких как презентация, в курсе экономических дисциплин способствует претворению в практику обучения таких принципов дидактики как научность, доступность и прочность усвоения знаний.

Средства наглядности  воздействуют на психику обучаемых. Знания приобретают личностный характер, основанный на использовании органов чувств и, прежде всего зрения. Не зря говорят: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Средства наглядности  выполняют определенные функции в учебном процессе и, прежде всего, познавательную. Наглядность может выступать как источник учебной проблемы, способ представления результата, средство систематизации знания. При изучении экономики происходит соединение абстрактного мышления с конкретными образами.

Иллюстративное представление экономических данных или экономической теории с использованием графо-проектора позволяет конкретизировать это явление и включить зрение в процесс усвоения.

Любая форма наглядной  информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые на только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации.

Чем больше проблемности в  наглядной информации, тем выше степень  мыслительной активности слушателя. Подготовка данной лекции преподавателем состоит  в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного  занятия в визуальную форму для  представления студентам через  технические средства обучения или  вручную (схемы, рисунки, чертежи и  т.п.). Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у слушателей знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности. Лучше всего использовать разные виды визуализации – натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению. В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Важны дозировка использования материала, мастерство и стиль общения преподавателя со слушателями [18, с. 262-263].

Информация о работе Инновационные формы обучения