Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:16, доклад
Международная экономическая интеграция в РБ
Основными формами международного производственного сотрудничества являются: совместная кооперация производства и сбыта продукции на основе специализации и кооперирования, совместное владение предприятиями (совместные предприятия), подрядное строительство и др.
Важнейшими чертами международного производственного сотрудничества являются: стабильность и регулярность экономических отношений между партнерами из разных стран; распределение заданий в рамках согласованных программ; закрепление за партнерами производственной специализации на основе долгосрочных соглашений между ними.
Все возрастающую роль в развитии мирохозяйственной интеграции играет научно-техническое сотрудничество, которое осуществляется в виде совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, формирования совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций. Основными формами научно-технического сотрудничества являются: создание общих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для разработки и внедрения новых технологий и техники, подготовки высококвалифицированного исследовательского персонала.
На
нынешнем этапе научно-технического
развития предъявляются более высокие
требования к организации и управлению
производством, его научно-техническому
обеспечению. Освоение новейших технологий
требует значительных затрат на развитие
вспомогательных производств, а
также различных услуг, от которых
зависит эффективность
Для преодоления препятствий, создаваемых государственными границами, создаются региональные интеграционные объединения, действующие в соответствии со специальными соглашениями и имеющие свои организационные структуры и руководящие органы.
Самая
простая форма экономической
интеграции — зона свободной торговли,
между странами-участниками
Более сложной формой экономической интеграции является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободное передвижение капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.
Наиболее
сложной формой межгосударственной
интеграции является экономический
союз, который предусматривает также
общую экономическую и валютно-
Экономическая интеграция происходит между странами, расположенными, как правило, на одном континенте или в крупном географическом регионе. В мире существуют более 80 различного рода региональных и торгово-экономических соглашений и договоренностей, в том числе свыше 10 крупных экономических объединений суверенных государств. Среди них исторически первым, последовательно осуществляющим на протяжении последних 50 лет интеграционные процессы, является Европейский союз, который был создан из трех объединений — Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Первоначально в 1951 г. было создано, а официально открыто в 1953 г. ЕОУС, в которое входило 6 стран — ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Эти страны в 1957 г. подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества, получившего название «Общий рынок». Одновременно этими же странами был создан Евроатом для формирования технических и промышленных условий с целью производства атомной энергии для промышленных и коммерческих целей. В 1967 г. органы ЕОУС слились с органами ЕЭС и Евроатомом, а само объединение стало называться Европейским сообществом, с 1993 г. — Европейским союзом (ЕС).
В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия. В дальнейшем в его состав вошли Австрия, Финляндия и Швеция. К началу нового столетия общий объем ВВП Европейского союза составил более 7 трлн дол. США, а его доля в мировой торговле — свыше 40 %. Здесь работали свыше 1200 ТНК. В 2004 г. произошло существенное расширение ЕС за счет включения в его состав 10 новых государств (Польши, Венгрии, Чехии, Литвы, Латвии, Эстонии, Словакии, Словении, Мальты, Кипра).
Одновременно
с расширением состава ЕС происходит
углубление интеграции, переход от
преимущественно торгового
Разрабатывается также единая торговая политика по отношению к третьим странам, проводится общая аграрная политика, направленная на поддержание самообеспеченности ЕС продовольствием.
В
Европейском союзе введена
Тесно взаимодействует с ЕС Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — торгово-экономический союз, образованный на основе Стокгольмской конвенции 1960 г. Целью ЕАСТ является создание условий для взаимной свободной торговли промышленными товарами и защита интересов ее членов в конкуренции со странами ЕС. Состав ЕАСТ постоянно меняется. В последнее время в это объединение входят Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн. В 1984 г. между ЕС и ЕАСТ заключено соглашение о создании Европейского экономического пространства.
Успех
европейской интеграции стимулировал
формирование интеграционных объединений
и в других частях земного шара.
В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали
договоры о создании Североамериканской
зоны свободной торговли (НАФТА). Набирают
силу интеграционные процессы в Латинской
Америке, Юго-Восточной Азии и Африке.
Аргентина, Уругвай, Бразилия в 1991 г. (позже
к ним присоединился Парагвай)
образовали Общий рынок южного американского
конуса (МЕРКОСУР). Все страны Африки
к югу от Сахары в 1994 г. создали
Западно-Африканский
О глобализации интеграционных процессов свидетельствует формирование Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), объединяющего более 20 государств, в числе которых Австралия, Канада, Китай, Мексика, Южная Корея, США, Япония, Россия.
Распад
СССР и социалистической системы
привел к образованию новых
Литва,
Латвия и Эстония в 1993 г. подписали
соглашение о создании Балтийской зоны
свободной торговли. В 1992 г. Венгрия,
Польша, Словакия и Чехия подписали
соглашение о создании Центрально-Европейской
зоны свободной торговли, которое
предусматривает постепенное
Беларусь, Казахстан, Россия, Украина в 1994 г. подписали соглашение о сотрудничестве и партнерстве между Европейским союзом и странами бывшего СССР.
Для
Республики Беларусь, которая входит
в СНГ и непосредственно
7.3. Интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств
Развитие национальной экономики Республики Беларусь во многом определяется интеграционными процессами в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Экономики бывших советских республик отличались высокой степенью интегрированное™ даже в сравнении с Европейским союзом. В 1990 г. в межреспубликанский оборот поступало примерно 20 % ВВП, тогда как в странах ЕС — лишь 14%1. Из Беларуси вывозилось около 80 % всей производимой промышленной продукции. Такой доли экспортной продукции промышленности не имела ни одна из стран Восточной Европы. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в объемах, удовлетворяющих потребности рынков бывшего Советского Союза и стран СЭВ. Это же относится к сельскому хозяйству, так как в наследство от СССР Беларусь получила крупные животноводческие комплексы. Поэтому Республика Беларусь была заинтересована в создании и развитии СНГ.
В
декабре 1991 г. руководители трех государств
— Республики Беларусь, Российской
Федерации и Украины —
На
первом этапе своего существования
(1991 —1994 гг.) в странах СНГ преобладали
собственные национальные интересы,
приведшие к существенному
Образование СНГ с самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интегра-
ционных процессов. Только в сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором определены основные этапы углубления
________________
1. Вашанов В.А. Россия – СНГ: экономические отошения. М.: Изд. дом «АЛВО» 2002. с.5.
экономической интеграции:
• межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли;
• таможенный союз;
• общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
• валютный (денежный) союз.
В
апреле 1994 г. было подписано соглашение
о создании зоны свободной торговли,
в октябре 1994 г. — платежного союза
и Межгосударственного
Объективной основой формирования СНГ являлись: сформированные за годы существования СССР глубокие интеграционные связи, страновая специализация производства, разветвленная кооперация на уровне предприятий и отраслей, общая инфраструктура.
СНГ обладает большими природным, человеческим и экономическим потенциалами, которые дают ему значительные конкурентные преимущества и позволяют занять достойное место в мире. На долю стран СНГ приходится 16,3 % территории земного шара, 5 — численности населения, 10 % промышленного производства. На территории стран Содружества расположены большие запасы природных ресурсов, имеющих востребованность на мировых рынках. Только разведанные запасы нефти в России составляют 13 % мировых, в Азербайджане — более 10, в Казахстане и Туркменистане — около 10 % . В России сосредоточено около 35 % мировых ресурсов природного газа, а в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане вместе — почти 20 % . По суммарной добыче каменного и бурого угля Россия, Украина и Казахстан занимают второе место в мире. Основные запасы алмазов, бокситов, медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в России. Большие залежи железной руды, бокситов, медных руд расположены в Украине, Казахстане и Грузии. В России и Беларуси находятся крупнейшие в мире лесные массивы (1/4 лесов земного шара) и запасы калийных солей1.
По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию, которая в XXI в. станет одним из наиболее важных глобальных экономических центров.
Конкурентными
ресурсами стран СНГ являются
также дешевая рабочая сила и
энергоресурсы, представляющие важные
потенциальные условия для
Стратегическими
целями экономической интеграции стран
СНГ являются: максимальное использование
международного разделения труда; специализация
и кооперирование производства для
обеспечения устойчивого
На первом этапе функционирования Содружества основное внимание уделялось решению социальных проблем — безвизовому режиму перемещения граждан, учету трудового стажа, выплатам социальных пособий, взаимному признанию документов об образовании и квалификации, пенсионному обеспечению, трудовой миграции и защите прав мигрантов и др.