Интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:16, доклад

Описание работы

Международная экономическая интеграция в РБ

Файлы: 1 файл

Шимов Интеграция.docx

— 72.80 Кб (Скачать файл)

Одновременно  решались вопросы кооперации в производственной сфере, таможенного оформления и  контроля, транзита природного газа, нефти  и нефтепродуктов, согласования тарифной политики на железнодорожном транспорте, разрешения хозяйственных споров и  др.

Однако  в СНГ весьма низким продолжает оставаться уровень экономической интегрированное™. Если в бывшем СССР доля межреспубликанского  товарооборота в суммарном объеме внешнеторгового оборота союзных  республик достигала 69 % , а в ЕС

________________

1. Козик Л.П., Кахно П.А. СНГ: реалии и перспективы. М.: Изд. дом «Юрид.мир ВК», 2001. с. 52.

удельный  вес в обороте между странами в общем внешнеторговом обороте  составляет 62 %, то в СНГ соответствующий  показатель равен 28 % .

Экономический потенциал отдельных стран СНГ  различен. По экономическим параметрам среди стран СНГ резко выделяется Россия — свыше половины населения, 70,1 % совокупного ВВП и 51 % промышленной продукции Содружества.

На  долю Республики Беларусь приходится 3,6 % численности населения, 3,2 ВВП  и 5,4 % объема промышленного производства всех стран СНГ.

Большинство стран Содружества, став суверенными, активизировали свою внешнеэкономическую  деятельность, о чем свидетельствует  увеличение доли экспорта товаров и  услуг по отношении к ВВП каждой страны. Беларусь имеет наиболее высокий  удельный вес экспорта — 70 % ВВП, тогда  как Российская Федерация — 35, Украина  — 56, а Узбекистан, Кыргызстан, Армения  и Грузия — менее 40 % . Почти все  государства Содружества переориентировали внешнеэкономические связи на третьи страны.

Во  внешнеторговом обороте Беларуси (товарами) доля стран СНГ снизилась с 64,7 % в 1995 г. до 62,7 % в 2003 г., в том числе  в экспорте — с 63,0 до 54,7 %, а в  импорте повысилась с 66,1 % в 1995 г. до 70,2 % в 2003 г. Со странами СНГ республика имеет отрицательное сальдо внешней  торговли товарами, которое постоянно  увеличивается — со 652 млн дол. США в 1995 г. до 2553 млн дол. США в 2003 г.

В торговле услугами со странами СНГ  у Республики Беларусь положительное  сальдо, однако оно постоянно уменьшается—с 327,7 млн дол. США в 1995 г. до 121,5 млн дол. США в 2003 г. В результате общее торговое сальдо товарами и услугами Республики Беларусь не только остается отрицательным, но и постоянно увеличивается.

Республика  Беларусь имеет наиболее тесные интеграционные связи с Российской Федерацией, доля которой в суммарном внешнеторговом обороте нашей страны со странами СНГ увеличилась с 77 % в 1995 г. до 89 % в 2000 г. и 92,6 % в 2003 г., тогда как доля Украины уменьшилась соответственно с 17,5 % до 8,6 и 5,2 %.

Товарооборот  Республики Беларусь среди стран  СНГ за 1995—2003 гг. увеличился только с Российской Федерацией (в 2,4 раза), Туркменистаном (в 9,3 раза) и Арменией (в 2,5 раза), а с другими государствами  Содружества уменьшился, больше всего  с Узбекистаном (в 3 раза), Украиной (в 1,7 раза) и Казахстаном (в 1,6 раза). Доля отдельных стран СНГ в общем внешнеторговом товарообороте Беларуси, кроме России (92,6 %) и Украины (5,2 %), крайне незначительна и составляет с Молдовой — 0,7 % , Казахстаном — 0,6 % , а с остальными восемью государствами вместе — менее 1 %.

Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:

• различные модели социально-экономического развития отдельных государств;

• разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;

• неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;

• несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой  политики;

• применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;

• большое расстояние и высокие  тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.

Действие  последнего фактора приводит к вытеснению третьими странами товаров СНГ с  внутренних рынков Содружества. По этим причинам в настоящее время для  Беларуси продукция из Казахстана, Кыргызстана или Узбекистана  обходится значительно дороже, чем  аналогичная из Польши и Германии. Несмотря на это, Беларусь остается одной  из немногих стран, где во внешнеторговой деятельности преобладают связи  в пределах СНГ.

Хотя  доля взаимной торговли отдельных стран  СНГ остается достаточно высокой, ее общий объем в рамках Содружества  все больше уступает объему торговли со странами вне его. Для большинства стран СНГ их основным партнером по-прежнему остается Российская Федерация, что объясняется главным образом зависимостью от ее поставок энергоресурсов, отдельных видов сырьевых товаров и машинотехнической продукции.

Развитие  интеграционных процессов в СНГ  связано с организацией субрегиональных  образований и заключением двусторонних соглашений. Республика Беларусь и  Российская Федерация подписали  в апреле 1996 г. Договор об образовании  Сообщества Беларуси и России, в  апреле 1997 г. — Договор об образовании  Союза Беларуси и России и в  декабре 1999 г. — Договор об образовании  Союзного государства.

В октябре 2000 г. был подписан Договор  об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении, Молдове и Украине.

Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространства, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.

В сентябре 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана и Украины, которое  в свою очередь должно стать базой  для возможного будущего межгосударственного  объединения — Организации региональной интеграции (ОРИ). В ЕЭП объединяются страны с наиболее мощным экономическим  потенциалом, на долю которых приходится более 92 % ВВП, 89 — товарооборота, 78 —  населения и 93 % территории всех государств—участников  СНГ.

Эти четыре государства («четверка») намерены создать в пределах своих территорий единое экономическое пространство для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При этом ЕЭП рассматривается  как более высокий уровень  интеграции по сравнению с зоной  свободной торговли и таможенным союзом. Предусматривается образовать единую регулирующую межгосударственную независимую комиссию по торговле и  тарифам, добиться гармонизации экономического законодательства, что должно способствовать всем формам торгового и производственного  сотрудничества между интегрирующимися странами.

Для реализации Соглашения разработан и  согласован комплекс основных мер по формированию ЕЭП, включающих мероприятия: по таможенно-тарифной политике, разработке правил по применению количественных ограничений и мер административного  характера, специальных защитных и  антидемпинговых мер во внешней  торговле; регулированию технических  барьеров в торговле, включая санитарные и фитосанитарные меры; порядку транзита товаров из третьих стран (в третьи страны); конкурентной политике; политике в сфере естественных монополий, в области предоставления субсидий и государственных закупок; налоговой, бюджетной, денежно-кредитной и валютной политике; по сближению экономических показателей; инвестиционному сотрудничеству; торговле услугами, перемещению физических лиц.

Одним из основополагающих условий формирования Единого экономического пространства четырех государств является учет принципов  и правил ВТО. Соглашением предусмотрено, что в случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее  остальных оно должно содействовать  скорейшему присоединению к ВТО  других стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров  по присоединению к ВТО.

В рамках СНГ образованы и функционируют  и другие субре-гиональные объединения:

• Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), которое сформировано на основе /Договора от 30 апреля 1994 г. (г. Чолкон-Ата) между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном. В марте 1998 г. в члены ЦАЭС вступил Таджикистан;

• ГУ У AM, представляющее собой неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы на основе Декларации, подписанной президентами этих стран 24 апреля 1999 г. (г. Вашингтон).

Заключая  двусторонние соглашения и создавая региональную группировку внутри СНГ, отдельные страны Содружества ведут  поиск наиболее оптимальных форм объединения своих потенциалов  для обеспечения устойчивого  развития и повышения конкурентоспособности  национальных экономик, так как интеграционные процессы в Содружестве в целом  происходят недостаточно активно.

При выполнении принимаемых в СНГ  многосторонних договоров и соглашений преобладает принцип целесообразности, государства-участники выполняют  их в пределах, выгодных для себя. Одним из основных препятствий экономической  интеграции является несовершенство организационно-правовой основы и механизмов взаимодействия участников Содружества.

Существенно ограничивают возможности интеграции в странах Содружества экономические  и социальные условия отдельных  государств, неравномерность распределения  экономического потенциала, усиливающаяся  недостатком топливно-энергетических ресурсов и продовольствия, противоречия между целями национальной политики и интересами МВФ, Мирового банка, неунифицированность национальных правовых баз.

Перед государствами—участниками Содружества  стоит сложная взаимосвязанная  задача преодоления угрозы его разобщения и использования преимуществ  развития отдельных группировок, которые  могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия, служить примером интеграции для других стран СНГ.

Дальнейшее  развитие интеграционных связей стран—участниц СНГ может быть ускорено при последовательном и поэтапном формировании общего экономического пространства на основе создания и развития зоны свободной  торговли, платежного союза, коммуникационного  и информационного пространств, совершенствования научно-технического и технологического сотрудничества. Важной проблемой является интеграция инвестиционного потенциала стран-участниц, оптимизация перетока капитала в рамках Сообщества.

Процесс проведения согласованной экономической  политики в рамках эффективного использования  объединенной транспортной и энергетической систем, общего аграрного рынка, а  также рынка труда должен осуществляться при соблюдении суверенитета и защиты национальных интересов государств с учетом общепризнанных принципов  международного права. Для этого  необходимо сближение национальных законодательств, правовых и экономических  условий функционирования субъектов  хозяйствования, создание системы государственной  поддержки приоритетных направлений  межгосударственного сотрудничества.

 

7.4. Экономическая  интеграция Беларуси и России

Среди стран СНГ наиболее последовательно  осуществляют экономическую интеграцию Республика Беларусь и Российская Федерация, подписавшие в апреле 1996 г. Договор  об образовании Сообщества Беларуси и России, а год спустя Договор  об образовании Союза Беларуси и  России, который подтверждал и  развивал положения предыдущего  документа с целью достижения действенной интеграции в экономической  и других сферах общественной жизни.

Беларусь  за последние два столетия была глубоко  интегрирована в экономику России и, естественно, она заинтересована в сохранении и углублении хозяйственных  связей со своим восточным соседом, в преференциях для себя в закупках российских топливно-энергетических ресурсов и других видов минерального сырья, а также в поставках своих  товаров и услуг на российский рынок. Вместе с тем Беларусь является важнейшим стратегическим пространством  для России, которая заинтересована в надежности транспортных (железнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных) и иных коммуникаций с Западной Европой. Через территорию республики в страны Западной Европы поставляется значительная часть российской нефти и газа.

Важнейшими  предпосылками экономического взаимодействия Беларуси и России являются также  территориальное разделение труда  и сложившаяся в течение многих десятилетий в рамках бывшего  СССР специализация и кооперация экономических связей.

Во  времена СССР Беларусь и Российская Федерация были важнейшими экономическими партнерами. В 1990 г. в межреспубликанском обмене доля России в экономических  связях с Беларусью составляла по ввозу 58 % , а по вывозу — 70 % . В структуре  ввоза товаров и сырья из России в Беларусь 39 % составляли минеральные  продукты, 23,2 — машины и оборудование и 37,8 % — потребительские товары.

Россия  являлась главным поставщиком энергоресурсов в Беларусь взамен на поставку различного технологического оборудования и машин. В 1990 г. Россия из 516 млн т добытой нефти 39,3 млн т (7,6 %) поставляла в Беларусь, из 641 млрд м3 газа — 14,9 млрд м3 (2,3 %), из 395 млн т угля — 0,8 млн т (0,2 %) шло в Беларусь1.

Объективная потребность в углублении интеграционных связей Беларуси и России обусловливается  исторически сложившейся структурой национальной экономики Беларуси. Отрасли промышленности, представленные в Беларуси только завершающими (усеченными) циклами производств (выпуск готовой продукции), при размещении остальных производств технологического цикла преимущественно в России (добыча сырья, топливных ресурсов, производства по выпуску материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, машин и технологического оборудования и др.) как в настоящее время, так и в дальнейшем будут нуждаться в сохранении и развитии интеграционных связей в части комплексирующих (взаимодополняющих) производств. Это касается прежде всего топливно-энергетического комплекса, машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, легкой промышленности, представленных в Беларуси производствами по выпуску готовой продукции.

Информация о работе Интеграция