Интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:16, доклад

Описание работы

Международная экономическая интеграция в РБ

Файлы: 1 файл

Шимов Интеграция.docx

— 72.80 Кб (Скачать файл)

Продолжается  реализация Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской  катастрофы в рамках Союзного государства  на 2002—2005 годы. В 2002 — 2003 гг. ее финансирование осуществлялось в следующем соотношении: 65 % средств выделялось Российской Федерацией и 35 % — Республикой Беларусь.

Программно-целевой  метод сотрудничества способствует ускорению интеграционных процессов  в Союзном государстве и может  стимулировать формирование общесоюзного экономического потенциала в более  эффективной форме его становления, чем просто двустороннее сотрудничество стран.

Важную  роль в экономической интеграции Беларуси и России играет региональное сотрудничество.

Республика  Беларусь осуществляет внешнеторговые отношения с 80 из 98 регионов Российской Федерации. Договорно-правовая база российско-белорусского сотрудничества на региональном уровне включает более 170 договоров, соглашений и протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с правительствами  и администрациями республик, краев, областей, городов и автономных округов. Они заключены как на уровне Правительства  Республики Беларусь, министерств и  других органов республиканского управления, так и на уровне областей, Минска и других городов.

Взаимодействие  регионов Республики Беларусь с российскими  регионами в настоящее время  осуществляется преимущественно по трем основным направлениям:

• участие представителен местных органов власти в формировании общегосударственных программ межрегионального сотрудничества;

• налаживание прямых связей субъектов  хозяйствования Республики Беларусь с  предприятиями и организациями  Российской Федерации;

• установление сотрудничества между  региональными властями двух стран.

Кроме того, широко используются и другие формы сотрудничества:

• создание совместных исполнительных и  консультативных структур и органов;

• деятельность по совершенствованию  платежно-расчетных и кредитных  механизмов реализации межрегиональных  экономических связей;

• создание совместных предприятий;

• производственная кооперация;

• развитие приграничной торговли;

• маркетинговое содействие предприятиям;

• информационное обеспечение межрегионального сотрудничества;

• деятельность по развитию научно-технического сотрудничества;

• сбытовая и сервисная деятельность;

• выставочно-ярмарочная деятельность.

Обобщающим  показателем интеграционных процессов  Беларуси и России может служить  объем двусторонних внешнеторговых связей. Экономический кризис в России и других странах СНГ в 1998 г. повлиял  на динамику и объемы хозяйственных  связей между Беларусью и Россией. Если в 1997 г. внешнеторговый оборот составлял 9,45 млрд р., то в 1999 г. он составил менее 7 млрд р. В дальнейшем темпы его роста замедлились по сравнению с 1995—1997 гг.

Российская  Федерация является главным внешнеторговым партнером Республики Беларусь. На ее долю в 2003 г. приходилось 49,2 % белорусского экспорта и 65,7 % всего импорта в  нашу страну. В свою очередь товарооборот России и Беларуси составляет 38,3 % российского  товарооборота со странами СНГ, тогда  как с Украиной — 35,1, Казахстаном  — 16,9 %.

Взаимный  белорусско-российский товарооборот в 2003 г. по сравнению с 1993 г. увеличился более чем в 4 раза, тогда как  за время существования СНГ общий  товарооборот между всеми участниками  уменьшился в 3 раза.

Товарная  структура торговли России с Беларусью  является более прогрессивной, чем  с другими странами СНГ В структуре экспорта из Беларуси в Россию почти 40 % составляют машины и оборудование, свыше 13 — текстильные изделия и 13,5 % — продовольственные товары. В импорте из России в Беларусь около 40 % занимают минеральные продукты, в основном топливно-энергетические ресурсы, но их доля меньше, чем в страны СНГ (без Беларуси).

За  последние годы структура торговли Беларуси с Россией несколько  изменилась. В импорте сократилась  доля топливно-энергетических товаров, продукции химической промышленности, машин и оборудования, а увеличилась — продовольственных товаров и металлов. Беларусь стала больше поставлять в Россию машин, оборудования, транспортных средств, текстильных изделий, продовольственных товаров.

В региональном аспекте по объему экспортно-импортных  отношений с Республикой Беларусь выделяются Центральный и Уральский  федеральные округа России, на долю которых в 2003 г. приходилось соответственно 53,6 и 21,4 % товарооборота нашей страны с Российской Федерацией.

Наиболее  тесные торгово-экономические связи  Республика Беларусь имеет с Москвой  и Санкт-Петербургом, Тюменской, Московской и Смоленской областями, на долю которых  в 2003 г. приходилось 67,8 % общего товарооборота  нашей страны с Россией. На долю 25 из 80 регионов России, имеющих торговооб-менные операции с Республикой Беларусь, приходится 87,5 % взаимного внешнеторгового оборота двух стран. Беларусь имеет положительное сальдо торгового баланса с 14 из этих регионов.

Наибольшее  отрицательное сальдо в Республике Беларусь с Тюменской областью, которая  осуществляет основные поставки нефти  и газа в нашу страну. Отрицательное  сальдо в Беларуси также с российскими  регионами, имеющими развитую металлургию, машиностроение и топливную промышленность. По мере удаления регионов России от Беларуси взаимные внешнеторговые связи ослабевают в результате усиления влияния транспортной составляющей в стоимости готовой  продукции. Поэтому Дальневосточный  и Сибирский федеральные округа имеют незначительные внешнеэкономические  связи с нашей страной.

Низкий  уровень охвата внешнеторговыми  связями большинства регионов России в определенной степени обусловлен тем, что еще медленно решается вопрос о создании равных условий субъектам  хозяйствования в рамках Союзного государства, предусмотренного соответствующим  соглашением, подписанным президентами двух стран еще в 1998 г., не развита  товаропроводящая сеть у белорусских  предприятий, практически отсутствует  разветвленная система сервисного обслуживания.

Не  в полной мере используются также  преимущества создания общего экономического и таможенного пространств, единого  рынка, обеспечивающих эффективное  функционирование имеющегося научно-производственного  потенциала двух стран.

Осуществление комплекса мер по углублению интеграционных процессов в рамках Договора о  создании Союзного государства и  Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по его  реализации, направленных на принятие единых нормативных документов, которые устранят барьеры во взаимной торговле, в том числе платежно-расчетных, налоговых, таможенных, создание скоординированной региональной внешней политики, а также политики защиты внутреннего рынка позволит расширить и повысить эффективность внешнеторгового сотрудничества регионов Беларуси и России.

Для повышения эффективности интеграционных процессов и создания Союзного государства  Республики Беларусь и Российской Федерации  необходимо:

• проводить согласованную макроэкономическую политику, в том числе денежно-кредитную  и валютную, бюджетно-налоговую, ценовую, инвестиционную и инновационную, промышленную, внешнеэкономическую, социальную;

• синхронизировать институциональные  преобразования, процессы модернизации, структурную перестройку, реструктуризацию и интеграцию экономик обеих стран  в мировую экономику;

• гармонизировать и унифицировать  законодательную и нормативно-правовую базы, в том числе хозяйственное  и гражданское законодательства, законодательство в социально-трудовой сфере, налоговое, инвестиционное и  др.;

• сформировать единое экономическое  пространство, в том числе таможенное, денежное, научно-технологическое и  информационное, фондовый рынок и  рынок труда;

• объединить транспортные, энергетические, телекоммуникационные системы, системы  связи;

• разработать и реализовать совместные межгосударственные программы и  их финансовое обеспечение;

• развивать торгово-экономические  отношения и межрегиональное  сотрудничество.

Завершающим этапом в экономической интеграции Республики Беларусь с Российской Федерацией должно быть введение единой валюты.

 

7.5. Внешнеэкономические  связи Республики Беларусь со  странами, не входящими в СНГ

Республика  Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества: Беларусь является участницей около 2700 международных договоров. В 2003 г. правовое регулирование внешнеэкономических связей Беларуси обеспечивали 76 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, 49 инвестиционных договоров; с 48 странами дальнего зарубежья установлен внешнеторговый режим наибольшего благоприятствования. Беларусь осуществляет внешнеторговое сотрудничество более чем со 140 странами мира.

Общий объем товарооборота Беларуси со странами, не входящими в СНГ, в 2003 г. составил свыше 8 млрд дол. США и увеличился по сравнению с 1995 г. в 2,2 раза. Доля стран вне СНГ в общем экспорте товаров из Беларуси в 2003 г. составила 37,3 % и в экспорте услуг — 59,0 %.

Наша  страна имеет общее положительное  сальдо со странами вне СНГ в торговле как товарами, так и услугами, которое в последние годы увеличивается. К основным торговым партнерам Беларуси вне СНГ можно отнести государства, имеющие товарооборот с нашей страной более 50 млн дол. США в год. Таких государств в 2003 г. было 21, в том числе 17 с товарооборотом более 100 млн дол. США, и их удельный вес в товарообороте Беларуси со странами вне СНГ составил соответственно 82,4 и 79,2 %.

Беларусь  активно сотрудничает в экономической  сфере со странами Европейского союза (ЕС). На долю последнего (в его составе  до мая 2004 г.) приходилось около 19 % внешнеторгового  товарооборота Беларуси. В 2003 г. товарооборот между ЕС и Республикой Беларусь составил 4056 млн дол. США, экспорт — 2279, импорт — 1777 млн дол. США и увеличился по сравнению с 1995 г. соответственно в 2,7, 4,0 и 1,9 раза. Сальдо товарооборота за этот период из отрицательного (-345 млн дол. США) стало положительным ( +502 млн дол. США).

Торговля  со странами—членами ЕС не только служит для Беларуси надежным источником поступления  твердой валюты, но и позволяет  привлечь новейшие инновации и технологии, инвестиционные ресурсы, необходимые  для модернизации и переоснащения  белорусских предприятий.

Главными  торговыми партнерами Беларуси из стран  ЕС являются Германия и Великобритания, на долю которых в 2003 г. приходилось  соответственно 30,6 и 25,1 % ее товарооборота  с ЕС в целом и 15,5 и 12,7 % общего товарооборота республики со всеми  странами вне СНГ. Необходимо отметить, что в последние годы, несмотря на значительные политические затруднения, торговля с Евросоюзом развивается  достаточно устойчиво. Определилась тенденция  сокращения отрицательного сальдо торгового  баланса за счет роста экспорта белорусских  товаров в страны ЕС. Беларуси удалось  добиться некоторого смягчения антидемпинговых  санкций ЕС в отношении ряда своих  товаров.

Во  взаимной торговле между Республикой  Беларусь и Евросоюзом применяется  режим наибольшего благоприятствования. Еще с начала 1993 г. Беларусь включена в список стран, пользующихся преимуществами общей системы преференций ЕС. Благодаря этому около 80 % белорусских  товаров экспортируется на рынки  ЕС по заниженным ставкам таможенных пошлин или беспошлинно.

Расширению  интеграционных связей нашей страны с ЕС препятствуют применяемые им импортные квоты и антидемпинговые  меры в отношении текстильной, химической и металлургической промышленности. Санитарные и фитосанитарные защитные меры ЕС серьезно затрудняют поступление  на европейский рынок сельскохозяйственной продукции.

С пятым расширением Евросоюза  в мае 2004 г. возрастает его роль во внешнеэкономических связях с Беларусью, так как 6 из 10 вновь принятых стран (Польша, Литва, Латвия, Венгрия, Чехия, Эстония) входят в число основных партнеров Республики Беларусь и  на их долю в 2003 г. приходилось 24 % ее общего товарооборота со странами, не входящими  в СНГ.

Государства, присоединившиеся к Евросоюзу в 2004 г., являются важным рынком сбыта  продукции белорусских предприятий, на их долю в 2003 г. приходилось 28,6 % всего  экспорта товаров республики в страны, не входящие в СНГ.

Последствия расширения Евросоюза имеют неоднозначное  значение для национальной экономики  Беларуси, так как вступление в  ЕС государств, имеющих значительные интеграционные связи с нашей  страной, обусловливает изменение  их внешнеэкономической политики, включая  использование единых мер регулирования  внешней торговли, принятых в ЕС.

Информация о работе Интеграция