Интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:16, доклад

Описание работы

Международная экономическая интеграция в РБ

Файлы: 1 файл

Шимов Интеграция.docx

— 72.80 Кб (Скачать файл)

Российская  и белорусская экономики как  были, так и остаются взаимодополняющими. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий сегодня связаны  взаимными поставками продукции. Например, МАЗ свыше половины комплектующих  для производства автомобилей получает из России и более 60 % готовой продукции  продает в российские регионы.

Сценарий  двусторонней интеграции Беларуси и  России в начале XXI в. определен в Договоре о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, который ратифицирован парламентами обеих стран и в январе 2000 г. вступил в силу.

Главной целью экономической интеграции Беларуси и России является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении  проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления экономического роста. Достижение

______________

1.Вашанов  В.А. перспективы развития экономического  сотрудничества России и Беларуси// Проблемы прогнозирования и государственного  регулирования социально-экономического  развития: Материалы 4-й междунар. Науч.конф. Минск, 2-3 окт. 2003г. : В 3 т. Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2003. т.1.с. 93-94.

этой цели предполагает проведение согласованной  политики в области структурной  перестройки экономики, гармонизацию и единую направленность экономических  реформ, осуществление единой политики в области государственного регулирования  социально-экономических процессов, внешнеэкономической деятельности, а также согласованной социальной политики.

Взаимозависимость и взаимодополняемость экономик Беларуси и России обусловливает необходимость сохранения совокупного емкого рынка, развития разветвленной инфраструктуры, прежде всего транспорта и связи, восстановления общего научно-технологического и информационного пространства, образования единого таможенного пространства. Для этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системных мер государственной поддержки экспорта, включая страхование, экспортный контроль и сертификацию продукции; установление защитных мер в отношении импорта, который может нанести ущерб национальному производству обоих государств, а также проведение скоординированных действий в области денежно-кредитной политики и обменного курса, переход на единую денежную единицу.

Создание  общего экономического пространства Союзного государства позволит:

• повысить эффективность функционирования реального сектора экономики  обеих стран на основе роста конкурентоспособности  товаропроизводителей;

• использовать преимущества специализации  и кооперирования производств для устойчивого экономического роста;

• обеспечить выход на мировые рынки  с новой конкурентоспособной  продукцией высокого качества и новейшего  технического уровня;

• увеличить выпуск продукции с  учетом роста платежеспособного  спроса на внутренних рынках;

• обеспечить эффективное использование  природных ресурсов;

• скоординировать социально-экономическую, научно-техническую и экологическую  политику обоих государств с целью устойчивого роста экономики, повышения уровня и качества жизни народов.

Основные  направления, механизмы и мероприятия  по углублению интеграции и формированию общего экономического пространства определены в Программе экономического сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации  на 1999 — 2008 годы. Программе экономического сотрудничества между Республикой  Беларусь и Российской Федерацией в  рамках Союзного государства на 2000—2005 годы и конкретизируются в годовых  прогнозах социально-экономического развития Союзного государства.

В развитии интеграционных процессов  и формировании единого экономического пространства создаваемого Союзного государства  важное значение имеет разработка совместных программ в различных сферах деятельности — научно-технической, производственной, социальной, экологической, правовой и  др. Реализация совместных программ позволяет  наиболее успешно с наименьшими  затратами создавать конкурентоспособную  продукцию, решать научно-технические  и социальные проблемы, включая подготовку кадров и обеспечение занятости  населения.

Программы Союзного государства, как и отдельные  совместные региональные программы, являются важнейшим средством интеграции национальных экономик, способствуя  их объединению в единый хозяйственно-территориальный  комплекс. Они позволяют рационально  решать крупные социально-экономические  проблемы как общего, так и национального значения в области проведения научно-исследовательских, производственных, технологических, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных, природоохранных и ряда других видов работ и мероприятий.

Успешная  реализация союзных производственных программ призвана способствовать росту  эффективности экономического потенциала Беларуси и России. Так, в промышленности формирование межгосударственных программ направлено:

• на стимулирование высокоэффективных  производств, выбранных в качестве «точек роста», способных вывести  промышленность обоих государств на новый качественный уровень (производства «высокой» химии, электроники, точного  машиностроения, приборостроения, оптико-механической промышленности);

• модернизацию и техническое перевооружение производств, имеющих важное стратегическое значение для обоих государств;

• создание новых экспортоориентированных производств, основанных на прогрессивных технологиях, с привлечением ведущих научно-исследовательских организаций обоих государств;

• в создание совместных технологических  цепочек, способствующих ускоренному  и рациональному перепрофилированию сложившейся научной и производственной деятельности на направлениях, обеспечивающих переориентацию ресурсов с малоэффективных  производств на выпуск конкурентоспособной  продукции.

В реализации союзных программ задействовано  около трехсот российских и около  двухсот белорусских предприятий. Так, союзную программу «Развитие  дизельного автомобилестроения на 2003—2008 годы» реализует консорциум машиностроительного  комплекса двух стран, включая такие  гиганты, как МАЗ, БелАЗ, УралАЗ и КамАЗ, Ярославские моторные заводы. Уже в настоящее время производятся грузовые автомобили стандарта «Евро-2» и «Евро-3», а в перспективе будут созданы автомобили стандарта «Евро-4».

На  предприятиях машиностроительного  комплекса (электронной промышленности) осуществляется реализация совместной межгосударственной научно-технической  программы «Разработка и организация  производства специального технологического оборудования для изготовления сверхбольших интегральных схем». В оптико-механической промышленности разработана и реализуется  совместная программа «Разработка  опережающих технологий "двойного" применения и гаммы современного оптического оборудования на принципах  управляемого формообразования».

В рамках союзной программы «Разработка  и освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и  создание прикладных программно-аппаратных комплексов на их основе» российскими  и белорусскими специалистами создан суперкомпьютер «СКИФ-500», который занесен  в мировой рейтинг пятисот  самых высокопроизводительных машин. ЭВМ была создана при тесном сотрудничестве четырех организаций — Объединенного  института проблем информатики  Национальной академии наук Беларуси, белорусского института НИИ ЭВМ, Института программных систем Российской академии наук и московской фирмы  «Т-платформа». Машина выполняет более 700 миллиардов операций в секунду. В  результате Беларусь оказалась одной  из 12 стран мира, обладающих сверхвысокой вычислительной техникой такого уровня. ЭВМ такого класса могут использоваться в автомобильном производстве, самолетостроении, медицине, наукоемком производстве.

Реализация  совместной программы «Развитие  производства телеаппаратуры на предприятиях Беларуси и России» направлена на расширение отечественного производства телевизионных приемников нового поколения, способных конкурировать с импортными за счет улучшения их технических характеристик, применения современной элементной базы передовых схемотехнических решений, расширения их функциональных возможностей и повышения надежности. Белорусскими участниками программы являются ПО «Горизонт» (Минск) от производителей телеаппаратуры и НПО «Интеграл» (Минск) от производителей элементной базы. С российской стороны участниками программы стали предприятия—поставщики комплектующих: ПО «Квант» (Новгород), ОАО МПТЗ «Рубин» (Москва), ОАО «Российская электроника» (Москва), ОАО «ВЭЛТ» (Воронеж).

В соответствии с программой «Союзный телевизор» созданы и освоены  современные конкурентоспособные  модели телевизоров «Садко 70ТЦ-6101»  на ПО «Квант». ПО «Горизонт» обеспечило выпуск современных моделей телевизоров, пользующихся спросом в Беларуси, России и других странах СНГ.

Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений  Договора о создании Союзного государства  предусматривает выравнивание основных макроэкономических показателей и  проведение единой структурной политики, что является важнейшим условием формирования единого экономического пространства. Особая роль в механизме  его формирования отводится разработке и реализации совместных научно-технических  программ.

Сближение научно-технической и инновационной  политики обеих стран осуществляется в части подходов к выбору приоритетов  развития, определения объема и структуры  их финансирования, форм и методов  организации исследований и разработок, освоения их результатов, поддержки  малых инновационных предприятий. Научно-техническая и инновационная политика Беларуси и России направлена на государственную поддержку фундаментальных и прикладных исследований, совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и разработок, в том числе механизмов привлечения внебюджетных средств для исследований, разработок и их освоения в производстве, создание для этого различных фондов и системы венчурного инвестирования, активизацию инновационной деятельности на основе развития национальной инновационной системы, ее инфраструктуры, создания необходимой нормативно-правовой базы.

При близости основных направлений научно-технической  и инновационной политики различия состоят в степени развития рыночных механизмов их реализации.

Координация научно-технологической политики двух стран осуществляется на основе Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации  о научно-техническом сотрудничестве. Главной задачей является формирование общего научно-технологического пространства, что подразумевает гармонизацию национальных законодательств в  научно-технической сфере, создание равных возможностей белорусским и  российским ученым для работы на территории Союзного государства, выполнение совместных исследований и разработок по приоритетным для обеих стран направлениям: информационные технологии и электроника; производственные технологии; новые  материалы и химические продукты; топливо и энергетика, экология и  рациональное природопользование. Эти  направления положены в основу Межгосударственной программы Республики Беларусь и  Российской Федерации «Обеспечение единого научно-технологического пространства», одобренной правительствами обеих  стран. Программа стала ориентиром для разработки программ Союзного государства  в конкретных областях науки и  производства, а названные приоритеты — одним из критериев отбора многочисленных предложений о разработке таких  программ.

Отделением  аграрных наук НАН Беларуси подготовлена и утверждена Советом Министров  Союзного государства программа  «Создание высокоэффективных и  биологически безопасных лекарственных  препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных» («Бел-РосТрансген»), выполнение которой началось с 2003 г.

Достижению  качественно новых, более высоких  показателей в производстве и  переработке сельскохозяйственной продукции способствует участие  агропромышленных комплексов обоих  государств в реализации совместной программы «Повышение эффективности агропромышленного производства и последовательное сохранение сельскохозяйственной продукции». В рамках этой программы осуществляется подпрограмма «Повышение рентабельности производства и переработки льна на основе прогрессивных ресурсосберегающих технологий и техники».

Усилению  взаимодействия экономик двух стран  в области транспорта служит «Программа функционирования и развития объединенной транспортной системы Союзного государства», включающая основные направления и  приоритеты развития транспортной системы. В программе «Развитие железнодорожного транспорта в интересах обеспечения  безопасности Союза Беларуси и России»  намечается обновление подвижного состава, инфраструктуры и коммуникации, обслуживающих  международные транспортные коридоры, что позволит повысить безопасность движения.

Информация о работе Интеграция