Инвестиционная политика Республики Беларусь и её особенности на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Понятие инвестиция прочно вошло в нашу общественно-экономическую жизнь. Оно используется политиками, учеными, банкирами, руководителями, специалистами предприятий и организаций. Инвестиционную деятельность и ее состояние в Республике Беларусь освещают все средства массовой информации. Интерес к проблемам инвестиций неуклонно возрастает.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………....3-5
Глава 1. Инвестиции и инвестиционная политика…………...…………………..6-13
Инвестиции: понятия, виды и источники……………………………………6-13
Понятие инвестирование, что это?......................................................................
Инвестиционная политика и её основные направления……...….................13-16
Глава 2. Инвестиционная политика Японии и Армения……………………...…....17
2.1. Почему именно Япония и Армения?…………………….......……………….…17
2.2 Инвестиционная политика Японии от А до Я…………………………….…17-26
2.3 Инвестиционная политика Армении……………………………………...….27-32
Глава 3. Инвестиционная политика Республики Беларусь………………………..33
3.1 Предпосылки для инвестирования…………………………………………….....33
3.2.Почему Беларусь?…………..………….....……………………………......….34-43
3.3. Как используются инвестиции в Республике Беларусь?...............................43-48
3.4. Инвестиции Беларуси в цифрах…………………………………………...…48-52
3.5. VII Белорусский инвестиционный форум…………………………………..…..53
Заключение……………………………………………………………………..….54-55
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

КУрсовая.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Почему Беларусь?

На данный момент в Республике Беларусь делается все возможное  для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного  климата. Сегодня в  республике функционирует  целый ряд структур, основной целью  деятельности которых является привлечение  иностранных инвестиций, а именно:

  • Комитет по инвестициям при Министерстве экономики,
  • Кредитно-инвестиционное управление Министерства иностранных дел,
  • Белорусское агентство содействия иностранным инвестициям,
  • Управление инвестиций Министерства предпринимательства  и  инвестиций и др.

В стране действует Консультативный  Совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром.

В Беларуси имеется развитое инвестиционное законодательство, направленное на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а  также защиту прав инвесторов на территории республики. Основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления  инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс.

В настоящее время Республика Беларусь предлагает инвесторам благоприятные  правовые условия для ведения  бизнеса.

На международном  уровне:

  • международное право;
  • подписано более 60 двусторонних соглашений об избегании двойного налогообложения;
  • порядка 60 двусторонних соглашений о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций;
  • Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Конвенция MIGA);
  • Конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (ICSID);
  • другие международные договоры.

Из зарегистрированных в  Беларуси с января 2009 года по октябрь 2011 года 1586 коммерческих организаций  с иностранными инвестициями (в уставном фонде которых не менее 20 000 USD) наиболее популярны:

  1. Общество с ограниченной ответственностью – 73,3%;
  2. Унитарное предприятие – 22,1%;
  3. Закрытое акционерное общество – 4,14%.

Рисунок 2. Определённые требования организационно-правовых форм

Беларусь – лучшее место  для инвестиций, потому что предлагает:

  1. Стратегическое выгодное местоположение.
  • Размещение бизнеса на территории Беларуси позволяет компаниям эффективно обслуживать наиболее емкие, и быстрорастущие рынки сбыта: страны Европейского союза (500 млн. потребителей), Россия, Украина, Казахстан и другие страны СНГ (280 млн. потребителей).
  • Выгодное экономико-географическое положение Беларуси, развитая транспортно-логистическая и производственная система страны сочетается с её членством в ряде интеграционных объединений. Прежде всего, следует выделить Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана.
  1. Прямой доступ к рынку трёх стран ЕЭП (Беларуси, России, Казахстана).

Сегодня компании, инвестирующие в Беларусь, автоматически  получают доступ на 170 миллионный рынок  трех государств ЕЭП.

ЕЭП – это:

  • Единая таможенная территория России, Беларуси, Казахстана с единым таможенным тарифом;
  • Равные условия хозяйствования (включая стоимость основных энергоресурсов);
  • Единые правила технического регулирования. Единые санитарные, ветеринарные и фитосанитарные нормы;
  • Свободное передвижение товаров ,услуг, капитала, рабочей силы;
  • Освобождение от ввозных таможенных пошлин для технологического оборудования, сырья и материалов, ввозимых для реализации инвестиционных проектов.
  1. Конкурентно способный инвестиционный и налоговый климат.

В Беларуси действует целый ряд преференциальных режимов, которые могут быть очень полезны иностранным компаниям, в том числе с точки зрения их налогового планирования и оптимизации. Они включают специальные льготные условия хозяйствования при организации бизнеса в рамках семи свободных экономических зон (0% - налог на прибыль в течении 5 лет, 10 % - НДС), парка высоких технологий (0% - налог на прибыль в течении 15 лет, 0% - НДС) и Беларусско-Китайского индустриального парка (0% - налог на прибыль в течении 10 лет). Зарубежные компании  также могут извлечь дополнительную выгоду посредством максимального снижения инвестиционных затрат и налоговой нагрузки при размещении своего бизнеса на территории малых и средних городов Беларуси (0% - налог на прибыль в течении 7 лет; 0% - НДС в течении 5 лет).

Беларусь стремится  к созданию открытых и выгодных условий  ведения бихнеса на её территории. Сегодня страна является лидером  по совершенствованию законодательства, что подтверждается исследованием  Всемирного банка «Doing Business – 2012» (DB). По сравнению с 2011 годом Беларусь улучшила свой рейтинг «DB» на 22 пункта. В результате, по условиям ведения бизнеса Беларусь заняла 69 место из 183 стран, существенно опередив Россию и Украину см. Рисунок .

Рисунок 3. Рейтинг Беларуси по ведению бизнеса

По таким показателям  как «регистрация собственности» (4-е  место) и «открытие бизнеса» (9-е  место) Беларусь, является одной из наиболее привлекательных стран  не только региона, но и мира в целом  смотри Рисунок 3.

Рисунок 4. Рейтинг Беларуси по «регистрации собственности» и «открытию бизнеса»

  1. Развитая транспортная и логистическая  инфраструктура.

Транспортная  инфраструктура Беларуси представлена широкой сетью автомобильных, железных, воздушных дорог. Магистрали, пролегающие в стране, являются выжнейшим элементом европейской транспортной системы. Так, Беларусь пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора, по международной классификации № «II» («Запад-Восток» - Берлин-Варшава- Минск-Москва) и № «IX» («Север-Юг – граница России с Финлядией-Выборг-Санкт-Петербург-Витебск-Гомель-Украина-Молдова-Болгария-Греция) с ответвлением «IXB» - Гомель-Миснк-Вильнюс-Клайпеда-Калиниград.

Ежегодно через  территорию Беларуси следует свыше 100 млн. тонн европейских грузов, из них около 90% - между Россией и  ЕС. Вместе с тем, транзитный потенциал  Беларуси далеко не исчерпан – белорусские  транспортные коридоры имеют загрузку не более чем на 25-40% от их реальной пропускной способности.

Таким образом, Беларусь является наиболее оптимальным связующим элементом между странами СНГ (прежде всего Россией) и странами ЕС, что может быть выгодно использовано зарубежными компаниями при размещении на территории страны своих производственных, логистических и сбытовых подразделений.

Рисунок 5. Транспортная инфраструктура Беларуси

  1. Уникальные приватизационные возможности.

Беларусь предлагает зарубежным компаниям уникальные возможности  ускоренного развития их бизнеса, связанные  с активизацией в стране процесса приватизации.

Сегодня, в стране на долю государственного сектора приходится порядка 70% примышленного производства. В отличии от России, других стран  СНГ и Восточной Европы, Беларусь сохранило наиболее крупные национальные предприятия в государственной собственности, сто позволило обеспечить им полноценную поддержку и, как результат, существенно повысить их производственный потенциал и международную конкурентоспособность.

В настоящее время, с целью ещё большего повышения  эффективности национальной экономики  Беларусь, выбрав тактику «точечной» приватизации, заинтересована в развитии взаимовыгодного сотрудничества с  крупными стратегическим инвесторами. Примеры успешных приватизационных сделок последних лет (продажа государственных  долей акций ОАО «Белтрансгаз», СП «Мобильная цифровая сеть» и др.) вошли в число крупнейших в  Европе сделок по слияниям и поглощениям.

Сегодня, Национальным агентством инвестиций и приватизации совместно с Всемирным Банком внедряются современные подходы и инструменты, соответствующие наиболее передовой международной практике. Они направлены на создание в Беларуси ещё более открытых и понятных зарубежным компаниям условий приватизации.

  1. Высококвалифицированные трудовые ресурсы.

Беларусь обладает одним  из самых образованных, высококвалифицированных  и трудолюбивых народов. Более 90% населения  имеют высшее, среднее и базовое  образование. Прекрасно налаженная система профессиональной подготовки, а также высокий уровень развития промышленности и сферы услуг, позволяют  белорусским специалистам успешно  работать в компаниях любых отраслей, будь то швейное производство, сельское хозяйство, биотехнологии или разработка программного обеспечения.

  1. Достойное «качество» жизни.

В рейтинге стран мира по уровню жизни, опубликованным в докладе  ООН о человеческом развитии в 2011 году Беларусь заняла 65 место (из 187) и  признана лидером среди стран СНГ. Стоимость жизни, жилья, образования и разнообразных культурных мероприятий в Беларуси ниже, чем в большинстве западно- и восточноевропейских стран. Наряду с развитой социальной инфраструктурой, Беларусь сохранила уникальную для полноценной и разнообразной жизни людей эко-среду. В 2010 году учёными Йельского и Колумбийского университетов Беларуси присвоен лучший экологический индекс всех стран СНГ.

Кроме того, в процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инновационных проектов, инвесторы имеют право на государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. При реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, в котором устанавливаются правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора.

Иностранным инвесторам гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом.  Кроме того,  независимо от формы собственности, гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов. В соответствии с белорусским законодательством инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, они могут распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее  на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики. Немаловажным является и тот факт, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков.

С целью реализации дорогостоящих  инвестиционных проектов, в том числе  инновационных, внедряются новые формы  инвестирования, такие как:

  • концессии (от лат. concessio — разрешение, уступка), договор на сдачу в эксплуатацию на определённых условиях природных богатств, предприятий и др. хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам)
  • проектное финансирование
  • венчурное финансирование
  • лизинг

Новый земельный кодекс, принятый в 2009 г., является предпосылкой для улучшения ситуации в решении  вопроса с землей. В частности, кодекс создает основания для развития рынка недвижимого имущества посредством предоставления возможности приобретения права собственности на землю, использования ее в качестве залога для получения банковского кредита.

Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются  в рамках двухсторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. Как ранее говорилось, действует 52 соглашения об избегании двойного налогообложения, в том числе с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой.

Республика Беларусь является также участницей многосторонних договоров. В рамках государств-участниц ЕврАзЭс  подписан проект Соглашения о поощрении  и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества. Таким образом, белорусское законодательство в достаточной мере гарантирует безопасность вложений иностранных инвесторов в национальную экономику.

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь и её особенности на современном этапе