Инвестиционная политика Республики Беларусь и её особенности на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Понятие инвестиция прочно вошло в нашу общественно-экономическую жизнь. Оно используется политиками, учеными, банкирами, руководителями, специалистами предприятий и организаций. Инвестиционную деятельность и ее состояние в Республике Беларусь освещают все средства массовой информации. Интерес к проблемам инвестиций неуклонно возрастает.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………....3-5
Глава 1. Инвестиции и инвестиционная политика…………...…………………..6-13
Инвестиции: понятия, виды и источники……………………………………6-13
Понятие инвестирование, что это?......................................................................
Инвестиционная политика и её основные направления……...….................13-16
Глава 2. Инвестиционная политика Японии и Армения……………………...…....17
2.1. Почему именно Япония и Армения?…………………….......……………….…17
2.2 Инвестиционная политика Японии от А до Я…………………………….…17-26
2.3 Инвестиционная политика Армении……………………………………...….27-32
Глава 3. Инвестиционная политика Республики Беларусь………………………..33
3.1 Предпосылки для инвестирования…………………………………………….....33
3.2.Почему Беларусь?…………..………….....……………………………......….34-43
3.3. Как используются инвестиции в Республике Беларусь?...............................43-48
3.4. Инвестиции Беларуси в цифрах…………………………………………...…48-52
3.5. VII Белорусский инвестиционный форум…………………………………..…..53
Заключение……………………………………………………………………..….54-55
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

КУрсовая.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Все это делает нашу страну привлекательным и, а также безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.

3.3. Как используются  инвестиции в Беларуси?

С целью увеличения объемов  привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов, в том числе  инновационных, создано РУП «Национальное  инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских  предприятий, заинтересованных в привлечении  иностранных инвестиций.

Руководство страны считает, что сегодня идеальный момент для привлечения иностранных  инвестиций,  поскольку в мире  сейчас много свободных финансовых ресурсов, которые можно привлечь в качестве инвестиций. Однако если проанализировать прошлые попытки привлечения инвестиций под крупные значимые проекты с высокой долей добавленной стоимости, то можно заметить, что они в  ряде случаев заканчивались  подписанием протокола о намерениях. В то же время современных экспортоориентированных производств, выпускающих инновационную продукцию, в стране пока что очень мало. Или же то, на что делалась ставка как на инновацию, оказывалось давно известной продукцией.

Беларусь, ее ученые и промышленники  пока что  не числятся  на мировой  арене  среди инноваторов. На рынки  развитых стран, где действительно  инновационную продукцию можно  продать в больших объемах  и  по высоким ценам,  наша страна экспортирует нефтепродукты и химические волокна. Однако потенциал у белорусской  науки все же есть. И в связи  с этим на реализацию мероприятий  государственной программы инновационного развития на 2011 – 2015 гг. планируется  направить 99 трлн. BYR. Из этой суммы 30% составят средства банков, 46%  – иностранные инвестиции, доля финансирования  из республиканского бюджета составит 8,6% от общей суммы затрат, ассигнования местных бюджетов  – 0,4%. Предполагается также участие в финансировании непосредственно предприятий и организаций, при этом доля собственных средств субъектов хозяйствования в общем объеме затрат должна составить 13%. Кроме того, необходимо привлечение частных ресурсов посредством льготного налогообложения, ценообразования, совершенствования таможенных правил и т.д.

Приоритетной задачей  в нашей стране  является создание благоприятной среды для активизации  инвестиционных вложений в НИОКР (Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы) средств самого бизнеса, заинтересованного в достижении конкурентных преимуществ и получении прибыли.

В настоящее время для  реконструкции и технического перевооружения производства, обновления оборудования  белорусские предприятия используют как собственные, так и привлеченные ресурсы. И в ряде случаев предпочтение отдается первым, так как при этом не возникает долговых обязательств и затрат, связанных с их обслуживанием. Вместе с тем, рассчитывать на самофинансирование могут только предприятия с высокими доходами. По подсчетам, инвестиционный потенциал имеют организации с рентабельностью более 20%;  а  таких субъектов в республике, по статистическим данным за 2010 г., было менее 17%.

Важным  собственным инвестиционным ресурсом  для предприятий являются амортизационные отчисления, размер которых не так подвержен влиянию внешних факторов, поскольку зависит исключительно от принятого порядка их начисления и стоимости основных фондов. Использование режима ускоренной амортизации позволяет предприятиям быстрее накапливать средства для обновления оборудования, однако при этом возрастают издержки производства, и уменьшается прибыль. Таким образом, амортизационные отчисления и прибыль как собственные источники финансирования инноваций связаны очень  тесно, и выбор между ними, по существу, не решает проблему мобилизации внутренних ресурсов для ускоренного обновления производства.

Снижение доли амортизационных  отчислений в себестоимости промышленной продукции свидетельствует о  том, что ускоренный режим практически не используется. С введением нового порядка начисления в 2002 г. их удельный вес в затратах на производство не возрос и составляет на данный момент лишь 4%, а по сравнению с 1990 г. (9,4%) он значительно снизился. При высоком уровне изношенности основных фондов таких накоплений едва ли хватит для простого воспроизводства, не говоря уже о серьезном техническом перевооружении.

Приведенные аргументы позволяют  сделать вывод о том, что в  качестве реального денежного ресурса  для инновационной деятельности организаций в основном может  рассматриваться прибыль. Создание в нашей стране экономической  ситуации, при которой хозяйствующие  субъекты имели бы возможность и  были заинтересованы в ее накоплении для использования на цели технической  модернизации, должно быть одним из приоритетных направлений государственной  политики. Инновационный прогресс в  Беларуси должен иметь реальную финансовую базу, которой могут служить средства организаций, находящиеся в их полном распоряжении после уплаты налогов.

В мировой практике собственные  ресурсы предприятий и отраслей, направляемые на финансирование инноваций, эффективно дополняются кредитами  банков с предоставлением налоговых  льгот. Особое развитие получило кредитование операций по аренде оборудования, оборотного капитала, проектов «под ключ» и  др. В активизации НИОКР в нашей  стране положительную роль могли  бы сыграть кредиты под затраты  незавершенного производства по научно-исследовательским  и проектно-изыскательским работам. Они не требуют залога материальных ценностей до окончания работ  и сдачи их заказчику по плану  при условии единовременной оплаты.

Источниками долгосрочных финансовых ресурсов для инноваций могли  бы также служить свободные  денежные средства населения, привлекаемые на эти  цели через специализированные фонды. Преимущества последних заключаются  в возможностях диверсифицировать  инвестиции посредством вложения средств  в наиболее прибыльные проекты, способные  приносить акционерам ощутимый доход.

Перечисленные возможности  мобилизации финансовых ресурсов, при  всей их актуальности, не смогут полностью  обеспечить выход белорусского производства на высокий технологический уровень. В современных условиях этого  можно достичь лишь при интеграции национальной системы научных исследований и разработок в существующую  международную  сеть, что позволит активизировать деятельность, расширить  экспорт наукоемкой продукции на мировые рынки, привлечь иностранные  инвестиции. Практика показывает, что основными поставщиками и потребителями прямых иностранных инвестиций являются промышленно развитые страны, а перенос технологий и новейшего оборудования осуществляют транснациональные корпорации. Однако в Беларуси  их очень мало: из первых 100 ТНК (Транснациональная компания мира) в  нашей  стране с созданием производственных мощностей работают только Coca-Cola (США), Japan Tobacco (Япония) и Lafarge (Франция). Многие ТНК имеют крупные представительства, но основная их задача  – реализация продукции, что не привлекает в страну новые технологии и не дает экономического эффекта.

Какие же инвестиционные ресурсы  используют  конкретные белорусские  предприятия для осуществления  своей инновационной деятельности? Как показывает практика, источники  инвестирования в инновации у  белорусских субъектов экономики  различные.

Так, например, научно-производственное предприятие «ЛЭМТ» на разработку новых  изделий прежде всего затрачивает  собственные средства (до 85%), на 10  – 15% финансирование осуществляется за счет БелОМО  – завода-изготовителя продукции, и 5% – за счет государственного бюджета. В результате ежегодно на предприятии создается 10  – 15 новых изделий. Вследствие этого «ЛЭМТ» демонстрирует высокий экспортный потенциал. География его поставок – более 30 стран мира, в том числе такие высокоразвитые, как США, Япония и др. При этом практика работы предприятия показывает, что чем шире номенклатура продукции, тем больше перспектива ее продажи.

Ставку на высокие технологии также делает Светлогорское производственное объединение «Химволокно». И в  этом плане на предприятии большое  внимание уделяется инвестиционной деятельности. Так, за 2010 год объем инвестиций в объединении составил 105,4 млрд. BYR. В настоящее время «Химволокно» реализует пять важнейших инвестиционных проектов. Один из них – это увеличение производственной мощности Завода полиэфирных текстильных нитей. Срок реализации проекта – 2011  год, стоимость составляет около 140 млрд. BYR. Впервые в республике достигнуто соглашение о привлечении под гарантию правительства Республики Беларусь кредитных ресурсов Японского банка международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation) в размере 3 млрд. японских иен (24,1 млн. EUR).

Реализация проекта по увеличению производства полиэфирных  текстильных нитей позволит расширить  ассортимент выпускаемой продукции  и обеспечить производство полиэфирных  текстильных нитей с улучшенными  физико-механическими свойствами.  Кроме того, увеличение объемов производства и продаж полиэфирной нити обеспечит  Светлогорскому  «Химволокну» прирост  экспортных отгрузок на сумму порядка 20 млн. EUR в год, снизит удельное энергопотребление  в зависимости от ассортимента выпускаемой  продукции на 18 – 37 %, объем налоговых  отчислений в бюджет увеличится на 5,3 млн. EUR в год.

Вместе с  тем, реализация проекта позволит не только сохранить  кадровый потенциал предприятия, но и создать новые рабочие места.Программой технологического развития РУП  «СПО «Химволокно» до 2015 года предусматривается дальнейшее техническое перевооружение, реконструкция и расширение действующих производств, создание новых высокотехнологичных производств. В настоящее время расширение объемов производства уникальной продукции и освоение новых видов изделий является одним из стратегических направлений внешнеэкономической деятельности светлогорских химиков. В этих целях объединение намерено в 2011 – 2015 гг. реализовать ряд крупных инвестиционных проектов на сумму свыше 700 млрд. BYR.

Приведенный пример свидетельствуют о том, что даже в современной сложной финансово-экономической ситуации белорусские предприятия при необходимости находят инвестиционные ресурсы для инновационного развития. Это позволяет им повышать конкурентоспособность своей продукции, получать более высокую прибыль, а также сохранять и создавать новые рабочие места, повышать уровень заработной платы и социальную защищенность своих работников.

3.4 Инвестиции Беларуси в цифрах

За январь-сентябрь 2012 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные  инвесторы вложили 9,7 млрд. долларов США инвестиций, что на 22,7% меньше, чем за январь-сентябрь 2011 г.

Основными инвесторами организаций  республики были субъекты хозяйствования России (41,8% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (28,2%), Кипра (6,9%), Австрии (4,8%).

Наибольшие суммы иностранных  инвестиций поступили в организации  торговли (43% от всех поступивших инвестиций), транспорта (28,5%), промышленности (19,9%), (смотри Приложение 1.).

Валовое поступление прямых иностранных  инвестиций составило 78,5% от всех поступивших  иностранных инвестиций. По сравнению  с январем-сентябрем 2011 г. валовое  поступление прямых иностранных  инвестиций снизилось на 13,3%. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (88,1% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность  за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных  инвестиций за январь-сентябрь 2012 г. составила 6,4 млрд. долларов США, что на 14,6% меньше, чем за январь-сентябрь 2011 г.

Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (49% от всех прямых инвестиций), транспорта (34,2%), промышленности (10,7%).

Значительные объемы прямых иностранных  инвестиций с учетом задолженности  за товары, работы, услуги поступили  от резидентов России (48% от общего объема прямых инвестиций). От резидентов Соединенного Королевства поступило 32,8% валового объема прямых инвестиций, Кипра – 4,4%, Украины – 3,2%.

Прочих иностранных инвестиций (не от прямого инвестора) получено 2,1 млрд. долларов США, или на 44,9% меньше, чем за январь-сентябрь 2011 г. На их долю приходилось 21,4% от всего валового поступления  иностранных инвестиций.

За январь-сентябрь 2012 г. наибольшие суммы иностранные инвесторы  вложили в организации г. Минска (78,4%). На организации Гомельской области  приходилось 6% валового поступления  иностранных инвестиций, Минской  области – 5%.

Инвестиции из Республики Беларусь за рубеж. За январь-сентябрь 2012 г. организациями республики (кроме банков) направлено за рубеж инвестиций на сумму 4,5 млрд. долларов США, что на 14,5% больше, чем за январь-сентябрь 2011 г.

Значительные объемы инвестиций организации  республики направили субъектам  хозяйствования России (33,8% от всех направленных инвестиций), Соединенного Королевства (17,4%), Украины (14,3%), Нидерландов (9,3%), Германии (8,6%), Швейцарии (5%), Австрии (4,5%).

Наибольшие суммы инвестиций за рубеж направили организации  торговли (55,2% от всех направленных инвестиций), промышленности (34%), транспорта (9,2%), (смотри Приложение 2.)

На долю прямых инвестиций приходилось 67,2% всех направленных инвестиций за рубеж. По сравнению с январем-сентябрем 2011 г. объем направленных прямых инвестиций за рубеж увеличился в 1,5 раза. Основной формой направления прямых инвестиций были долговые инструменты (98,5% от общего объема прямых инвестиций за рубеж).

В объем направленных за рубеж прямых и, соответственно, в общий объем  направленных инвестиций, включена задолженность  за товары, работы, услуги прямому инвестору  – резиденту Республики Беларусь, которая за январь-сентябрь 2012 г. составила 2,9 млрд. долларов США, или в 1,5 раза больше, чем за январь-сентябрь 2011 г.

Наибольшие суммы прямых инвестиций за рубеж были направлены организациями  торговли (46,1% от всех направленных прямых инвестиций за рубеж), промышленности (40,5%), транспорта (12%).

Значительные объемы прямых инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги организации республики направили субъектам хозяйствования России (43,3% от общего объема направленных прямых инвестиций), Соединенного Королевства (25,8%), Украины (20,9%), Казахстана (2,6%) и  Литвы (2,2%).

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь и её особенности на современном этапе