Исламская модель экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 02:55, курсовая работа

Описание работы

Понятие "исламская экономическая модель" в наиболее общем значении означают систему взглядов мусульманских ученых на экономические отношения с позиций ислама. В современной литературе существуют разные определения понятия "исламская экономика". В частности, по мнению известного мусульманского экономиста Умера Чапры, "исламская экономика" представляет собой отрасль знаний, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения ресурсов в соответствии с пятью исламскими ценностями — без нарушения индивидуальных свобод, без возникновения продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса, без ослабления семейных уз, без противодействия социальной солидарности, без морального разложения общества.

Файлы: 1 файл

Курсовая ИМЭ.docx

— 562.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Роль религии  в современном мире трудно переоценить. И она имеет значение не только в духовно-нравственном воспитании человечества, но и в жизнедеятельности государства. Основу благосостояния населения любой страны определяет стабильность её экономической системы. А потому прилагаются большие усилия к тому, чтобы разработать такую экономическую модель, которая могла бы отвечать всем требованиям цивилизации и обеспечить стабильное благосостояние и процветание населения всего мира.

Понятие "исламская экономическая модель" в наиболее общем значении означают систему взглядов мусульманских ученых на экономические отношения с позиций ислама. В современной литературе существуют разные определения понятия "исламская экономика". В частности, по мнению известного мусульманского экономиста Умера Чапры, "исламская экономика" представляет собой отрасль знаний, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения ресурсов в соответствии с пятью исламскими ценностями — без нарушения индивидуальных свобод, без возникновения продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса, без ослабления семейных уз, без противодействия социальной солидарности, без морального разложения общества.

Процесс глобализации с каждым годом  заставляет людей с самыми разными  культурными ценностями и представлениями  о мире все теснее взаимодействовать  друг с другом. С середины прошлого века, на мировую арену все энергичнее и активнее стала выдвигаться  альтернативная модель развития экономической  деятельности, которую предложило мусульманское  общество. Главным сводом правил и  предписаний, придерживаться которых необходимо предерживаться, является шариат, основанный на Коране и Сунне – основах Ислама. Шариат обязывает не только соблюдать многочисленные религиозные традиции , руководствоваться определенными принципами в повседневной жизни, но также и предъявляет определенные требования к сфере финансов и ведению бизнеса.     

 В словах Аллаха и проповедях  Пророка Мухаммада неоднократно поднимаются вопросы, сопряженные с хозяйственной деятельностью членов мусульманской общины, что нашло отражение в своде законов мусульманского права (фикх), где дается кодифицированное их изложение, или если проще, исламская модель экономики. Под термином «исламская экономика» понимается стандартная хозяйственная система, отличающаяся только тем, что соответствующее вероучение вменяет ей моральный кодекс как необходимый фактор системного баланса. В прикладном плане это означает, в том числе, использование принципов финансового менеджмента, предписанных шариатом. Эта специфическая черта данной модели не упраздняет известные базовые законы, которые действуют в исламской экономике точно так же, как и в любой другой: деньги – товар – деньги. 

Учитывая современные  тенденции в мировом экономическом сообществе и поиск новых методов её развития, многие ученые обращаются к практике исламской экономики, выделяя её в отдельное научное направление. Ислам, как религия и как мировоззрение, предполагает создание сильной и развитой экономики. Процветание и социальную защищённость можно обеспечить только в экономически стабильном государстве. Исламская экономическая модель перестала быть явлением, характерным преимущественно для мусульманских стран. Исламские банки, страховые (такафул) компании, специализированные фонды, исламские облигации (сукук) стали неотъемлемой частью финансового рынка целого ряда западных государств. В Великобритании на данный момент функционирует 6 исламских банков и 1 исламская страховая компания. Еще 26 британских банков  имеют специализированные подразделения, предоставляющие исламские финансовые услуги. В США также работают 2 исламских банка.

Кроме того, большинство крупных  западных банков ( Societe Generale, Citibank, Norman Chase, Goldman Sachs и др.) имеют отделы, которые предоставляют клиентам исламские услуги. Такая же тенденция просматривается и в сфере страховых услуг. В рамках структуры банка HBSC создано подразделение, которое специализируется на страховании в соответствии с шариатом. Всего же в мире на сегодняшний день существует более 300 работающих на беспроцентной основе исламских финансовых учреждений более чем в 50 странах. Их совокупные активы превышают 250 млрд долл., а ежегодные темпы роста составляют 10-15%. По прогнозам аналитиков, сделанным до наступления мирового финансового кризиса, к 2020г. исламские финансовые учреждения при темпах роста 15% в год сконцентрируют у себя капитал на сумму 1 трлн дол. При этом если в мусульманских странах институты исламской экономики создаются при поддержке и иногда по инициативе правительства , то в немусульманских странах появление исламских финансовых и иных институтов является ответом на потребность значительного числа проживающих в стране мусульман в соответствующих шариату финансовых и иных услугах.1

Основные источники шариата  – Коран и сунна – регулируют далеко не все вопросы, связанные  с экономической деятельностью, однако последующие поколения мусульманских  правоведов и экономистов сформулировали, исходя из Священного Текста и предания, большое число положений, составивших в итоге то, что принято называть исламской экономической моделью.

Объект исследования – общественные отношения между основными субъектами, оперирующими в сфере исламской экономики. Предмет исследования – особенности и механизмы функционирования исламской модели экономики, ее элементов и институтов.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов:

  1. возрастание влияния исламских финансов на систему мирохозяйственных связей, международные экономические отношения и мировое хозяйство в целом;
  2. проблемы, вызванные финансовым кризисом;
  3. повышение роли мусульманских стран в современном мировом хозяйстве;
  4. усиление социально-экономической и политической роли мусульман во многих странах – в том числе и немусульманских – с ростом частной предпринимательской инициативы со стороны приверженцев ислама;
  5. необходимость привлечения в РФ арабского капитала, использования положительного опыта, накопленного исламскими экономическими институтами в решении социальных проблем.

Целью написания курсовой работы является осуществление анализа тенденций и перспектив реализации исламской экономической модели, выявление места и роли исламской экономики в экономической системе государства.

   Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрытие сущности и базисных основ исламской экономической модели;
  • выявление основных механизмов функционирования данной модели;
  • проведение системного анализа исламских хозяйственных структур;
  • выявление роли исламских финансовых структур и их воздействия на основные параметры и секторы мирового хозяйства;
  • влияние ислама и шариата на экономическую активность мусульман;
  • анализ специфики и перспектив исламского сектора экономики в государстве;
  • изучение регионального опыта применения и перспектив исламской экономической модели на примере России;

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Историко-политические истоки экономического развития государств исламского мира.

    1. Историко-политические основания экономической модели государств исламского мира.

Основы экономических воззрений  мусульманских ученых были заложены в Коране и сунне Пророка Мухаммада. Но в самом Коране содержатся не так уж много положений, которые посвящены конкретным видам экономических отношений. Тем не менее айаты, не имеющие на первый взгляд отношения к экономике, стимулировали создание трудов мусульманскими правоведами, в которых затронуты вопросы регулирования экономических отношений в обществе.

Некоторые экономические проблемы в целом достаточно подробно рассмотрены  в Коране и сунне – например, взимание и распределение закята. Большая роль в перераспределении собственности в обществе наряду с данным очистительным налогом принадлежит порядку наследования в соответствии с шариатом.

Шариат уделяет огромное внимание защите права собственности. Например, за кражу в мусульманском деликтном (уголовном) праве существует жесткое фиксированное наказание: «…и вору и воровке рубите руку» (5:38).Это объясняется тем, что кража входит в группу преступлений, которые представляют наибольшую общественную опасность. Конический запрет риба (ростовщичества) рассматривается в контексте нарушения права собственности – тот, кто совершает ростовщические операции, незаконно присваивает собственность других (2:276, 3:130 и др.). Особое внимание уделено защите собственности уязвимых категорий населения: «И не приближайтесь к имуществу сироты иначе как с тем, что лучше, пока не достигнет крепости; выполняйте меру и вес по справедливости» (6:152). Соблюдение справедливости не менее важно и при взаимоотношениях в сделке. В Коране подчеркивается требование соблюдать договоры и быть справедливым в деловых отношениях (2:177, 5:1 и др.).2 Сунна Пророка существенно дополняет экономические положения Священной Книги. Следование сунне ( в том числе и в экономической жизни) является обязанностью каждого мусульманина. Пророк Мухаммад сказал: «…кто ищет  свое пропитание так, как это описано в сунне, - то это его джихад»3. Отдельные главы в сборниках хадисов посвящены некоторым видам договоров. Целый ряд хадисов затрагивает вопросы справедливой конкуренции, этики поведения участников рынка и т.п.

Само мусульманское право стало  развиваться прежде всего как право частное – на основе айатов Корана и хадисов, посвященных видам торговых и экономических отношений. Причем «экономических» хадисов в сунне Пророка на порядок больше, чем преданий, посвященных государственного устройства в мусульманской общине. Со становлением мусульманско-правовой доктрины (фикха) анализом  правового регулирования экономического поведения людей стали заниматься факихи (правоведы).  Основатели богословско- правовых школ в исламе Абу Ханнифа, Малик б.Анас,аш-Шафии, Ибн Ханбала, Джаафар ас-Садик и Зайд б.Али рассматривали отдельные экономические проблемы в контексте шариата4.

Первоначально идеологи исламской  экономической модели сводили ее к трем базовым положениям: запрету  рибы (ростовщичества), соблюдению порядка наследования в соответствии с мусульманским правом и выплате закята (очистительного налога-милостыни, взимаемого с дееспособных мужчин-мусульман в пользу нуждающихся единоверцев). Основываясь на этих "трех китах", богословы пытались построить экономическую систему, угодную Аллаху.

Например, они считали страхование  неприемлемым, поскольку в нем  содержались элементы рибы и гарара (недопустимой неопределенности в сделках). В дальнейшем в мусульманском мире стала развиваться идея такафула (исламского страхования), где отношения между страхователем и страховщиком, как и в ряде операций, осуществляемых исламскими банками, основаны на системе участия в прибыли и убытках. Таким образом, в страховых отношениях преодолевается элемент ростовщичества. Кроме того, в исламском страховании учтены особенности наследования по мусульманскому праву, в то время как в страховании западном (традиционном) порядок наследования часто нарушается.      

Считается, что исламская  экономическая модель возникла еще в Средневековье. Отцами-основателями были такие известные мусульманские ученые как ал-Газали, Ибн Халдун, Ибн Таймийа и Ибн ал-Каййим. Ал-Газали и другие авторы не создавали отдельных работ, посвященных экономике. Их подход можно назвать междисциплинарным, когда сугубо экономические вопросы рассматривались в контексте других проблем: отношений правителя и подданных, отношений мусульман и немусульман, исполнения верующими своих религиозных обязанностей и др.

В соответствии с шариатом ал-Газали рассматривал экономическую активность как часть исполнения верующим своих религиозных обязанностей (это встречается и в протестантской этике бизнеса). Один из аргументов такого подхода следующий: если мусульмане не будут обращать внимания на экономику, то это приведет к экономическим проблемам в обществе, что, в конечном счете, может нанести вред самому исламу, поскольку будет ослаблена его экономическая база. По мнению большинства мусульманских правоведов, основанному на известном хадисе, гораздо большую пользу исламу приносит не тот, кто целые дни проводит в молитве и, ничего не делая, материально зависит от других людей, а тот, кто активно участвует в экономической деятельности, поскольку тем самым приносит пользу обществу и мусульманской религии.

Важная особенность исламской  экономической мысли – это  отражение в ней концепции  единства человеческой личности, основанной на концепции единства Бога (таухид). Все аспекты человеческой жизни: моральные , интеллектуальные, социальные, исторические, демографические и политические – взаимосвязаны. Поэтому невозможно изучать экономические науки в отрыве от других5.

Этапы развития исламской экономической модели:

Начало первого этапа развития исламской экономической модели можно отнести примерно к XI-XV векам, когда ал-Газали, Ибн Халдун, Ибн Таймийа и Ибн ал-Каййим создавали свои произведения. Затем (вплоть до середины XX века) наблюдается застой в исламской мысли (по крайней мере, среди суннитов). Апогеем деградации явилась фетва Мухаммада ‘Абду, разъяснявшая, что банковская вклады и выплата по ним процентов не является ростовщичеством (риба).

Одним из первых мусульманских авторов, кто затрагивал экономические проблемы, был  выдающийся правовед Абу Ййсуф (731-798)6. В самой известной книге Абу Ййусуфа «Китаб ал-Харадж»,являющейся пособием по налогообложению, рассматриваются не только вопросы, касающиеся взимания подушной подати и налога на землю, но связанные с земле- и водопользованием, государственным управлением и даже преступлениями и наказаниями. Одной из  важнейших идей, высказанных Абу Ййусуфом, является положение о равенстве представителей всех наций и конфессий  во всех случаях применения закона, если при этом не затрагиваются базовые принципы ислама7. В вопросах ценообразования Абу Ййсуф придерживался точки зрения, что цены устанавливает Аллах, поэтому рост предложения товаров не должен порождать низкие цены, а увеличение спроса, в свою очередь, не должно автоматически приводить к поднятию цен.

Информация о работе Исламская модель экономики