Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 02:55, курсовая работа
Понятие "исламская экономическая модель" в наиболее общем значении означают систему взглядов мусульманских ученых на экономические отношения с позиций ислама. В современной литературе существуют разные определения понятия "исламская экономика". В частности, по мнению известного мусульманского экономиста Умера Чапры, "исламская экономика" представляет собой отрасль знаний, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения ресурсов в соответствии с пятью исламскими ценностями — без нарушения индивидуальных свобод, без возникновения продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса, без ослабления семейных уз, без противодействия социальной солидарности, без морального разложения общества.
Названными институтами
не исчерпываются возможности
Исследование
Международного валютного фонда (МВФ),
проведенное еще в 1987 году, подтверждает,
что исламская экономика и
исламское банковское дело, в частности,
способствуют справедливому распределению
ресурсов. Использование исламской экономической
модели в РФ может способствовать получению
инвестиций из мусульманских стран, позволит
наладить тесное экономическое сотрудничество
со странами-членами Организации Исламская
Конференция (ОИК) и др.
Поскольку законодательство о взаимном
страховании в России находится в стадии
разработки, существует возможность донести
до законодателя особенности исламского
страхования, чтобы он учел их при разработке
новых законопроектов. 38
В рамках экономического подхода ИЭМ
рассматривается как идеальный тип экономической
модели со специфическими экономическими
действиями людей. Понятие ИЭМ в широком
смысле синонимично понятию «религиозное
хозяйство», в котором экономические действия
играют преобладающую роль, но тесно переплетаются
с религиозно-культурными ориентациями.39 Такой
подход соответствует традиционному делению
хозяйственных культур на конфессиональной
основе. Как известно, выделяют протестанскую,
католическую, православную, исламскую,
индо-буддийскую и конфуцианскую экономические
этики. ИЭМ в узком смысле для РФ является
формой культурного капитала российских
мусульман, оформляющей действия хозяйствующих
агентов в рамках определенного рыночного
сегмента, и в связи с другими порядками,
а также способствующего наращиванию
экономического и совокупного капитала.
При изучении ИЭМ в России
представляется принципиально
Заключение.
Исламская экономика практически
не исследована в отечественной
экономической науке. В связи
с этим определенное внимание уделено
общетеоретическим основам
Основные положения исламской модели экономики:
—исламская финансовая система не тождественна беспроцентной
финансовой системе;
— альтернативный характер исламской экономики выражается не в том, что она призвана заменить капиталистическую или социалистическую систему в качестве экономики «третьего пути», а в том, что она дополняет их, предлагая свой вариант построения финансовой системы, не основанной на использовании ссудного процента;
— цели и задачи исламской финансовой системы имеют
универсальный характер;
— не существует единого механизма по адаптации исламских принципов ведения хозяйственной деятельности. В каждой стране существует свой уникальный опыт построения исламской финансовой системы с учетом местного законодательства;
— в дальнейшем будет
сохраняться тенденция к
— исламские банки и другие исламские финансовые институты могут стать активными участниками программы поддержки малого и среднего бизнеса в России.
Некоторые исследователи ошибочно ставят знак равенства между исламской и беспроцентной финансовыми системами. Об исламской финансовой системе можно говорить лишь там, где применяются исламские методы финансирования. Существование же беспроцентной финансовой системы, как правило, обусловлено неразвитостью финансового сектора.41
Существует ряд исследований, авторы которых, исходя из тезиса о невозможности в современном мире финансовых отношений без ссудного процента, ставят вопрос о несоответствии методов финансирования, используемых исламскими банками и другими финансовыми институтами, шариатскому запрету ссудного процента.42
Объектом критики в
основном выступает такой
мурабаха лежит не ссуда, а определенный товар или услуга.
Однако исламская финансовая система возможно не заслуживала бы столь детального изучения, если бы была явлением, присущим исключительно мусульманскому миру. За последние десять лет исламская финансовая система получила распространение в немусульманских странах. Исламские банки, страховые (такафул) компании, специализированные фонды, исламские облигации (сукук) стали неотъемлемой частью
финансового рынка целого ряда западных государств. В Великобритании на
текущий момент функционирует 5 исламских банков и 1 исламская страховая компания. Кроме того, 17 британских банков и подразделений зарубежных банков, работающих в Соединенном Королевстве, имеют специализированные подразделения — «окна», предоставляющие исламские финансовые услуги. Среди них: Bank of Ireland, Barclays Bank, BNP Paribas,Citibank, Deutsche Bank, HSBC Amanah, Royal Bank of Scotland др. Основными критериями при предпочтении немусульманами исламских финансовых продуктов являются экономические выгоды, которые сулит их использование, а также этическая составляющая исламской экономики и финансов.
Вклад ислама в развитие общества и государства более обширен, поскольку шариат даёт определённый набор основных правил поведения в экономике. В целом, анализируя принципы исламской экономики, приходим к выводу, что ислам содержит черты рыночной экономики: прибыль допускается, право на собственность находится под защитой, если ей управляют правильно; индивидууму разрешается рисковать и инвестировать. Коран поощряет верующего на поиски успеха в материальном мире и предписывает рассматривать экономический успех, как дар Аллаха.
Но имеются и различия между исламской концепцией экономики и рынком. В то время, как рыночная идеология в существующем сегодня виде не всегда предполагает духовные и моральные основы, порой пренебрегая ими, они, тем не менее, являются важнейшими элементами исламской концепции экономики.43 Исламская экономическая модель находится в настоящее время в процессе знакомства. Каждый год в крупнейших городах мира, Лондоне, Нью-Йорке, Москве, проходят научно-практические конференции, где мир знакомится с исламской экономической моделью. Есть ее сторонники и противники, но многие высказывают мнения в пользу применения исламских институтов в жизни общества, как средство оздоровления национальной экономики.44 На сегодняшний день мусульманскими учеными адаптирован к современным условиям целый ряд известный шариату договоров, которые успешно используются в работе современных исламских финансовых институтов: банков, страховых компаний, фондов и др.
Между тем сложившиеся реалии свидетельствуют в пользу необходимости развития и совершенствования других институтов исламской экономике. Россия, несмотря на свою инвестиционную привлекательность для инвесторов из стран Ближнего Востока и наличие экономически активного мусульманского населения, пока далека от мировых тенденций. Более того, после отзыва лицензии у единственного в стране исламского банка – «Бадр-Форте Банка» - может сложиться впечатление, что Россия движется в противоположном направлении от всего мира.
В
дальнейшем, по мере увеличения спроса
на исламские финансовые услуги и
появления полноценных
Список использованных источников
Интернет-источники:
1 Пахомов С.Б. Москва как мировой финансовый центр: реальность и целевые перспективы // Финансы. –2008. - №11.
2 Кардави Ю. Дозволенное и запретное в исламе/ пер. с араб. М. Саляхетдинова. – М., 2004.
3 Абу Хамид аль-Газали. «Весы деяний» и др. сочнинения. – М., 2004.
4 www.islamic-world.net
5 Чапра М.У. Исламская экономическая мысль и новая глобальная экономика// Исламские Экономические исследования. -2001. – Т.9.Гл.9.
6 Работы мусульманских исследователей А.А. Ислах, М.Н. Сиддик, А.-А. ал. Маудуди и др.
7 Хрестоматия по исламу/ Сост. и отв.ред. С.М.Прозоров. – М.,1994.
8 Islamic Finance Directory. 2006.
9 http://www.az-design.ru/
10 http://www.fsa.gov.uk/
11 http://religion.ng.ru/style/
12 Журавлев А.Ю. Ислам и экономика//НГ-Политэкономия. - 2000. - N1(42). - 18 января.
13 Беккин Р.И. – «Перспективы экономической интеграции мусульманских стран» - Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008.
14 http://www.fa.ru/institutes/
15 Хадис приводится в книге ал-Аскалани "Получение желаемого из источников правовых норм".
16 Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М., 1991.
17 Хан Мошин С., Мирахор Аббас. Ислам и экономическая система//Исламская экономика. - 1992. - №.2.
18 Рахман Ф. Экономические принципы ислама //исследования ислама. - 1969. - №8 – март.
19 Жданов С.В. Исламская экономика: ретроспективный анализ//Финансовый бизнес. - 2000. - N5.
20 http://www.tatworld.ru/
21 http://www.islamnews.ru/news-
22 http://www.muslimeco.ru/opubl/
23 Филатов С. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию // Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова; Моск. Центр Карнеги. – М., 2005.
24 Данилова Е. Есть ли будущее у исламской экономики? // Азия и Африка сегодня. №1 (558). 2004.