Исламская модель экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 02:55, курсовая работа

Описание работы

Понятие "исламская экономическая модель" в наиболее общем значении означают систему взглядов мусульманских ученых на экономические отношения с позиций ислама. В современной литературе существуют разные определения понятия "исламская экономика". В частности, по мнению известного мусульманского экономиста Умера Чапры, "исламская экономика" представляет собой отрасль знаний, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения ресурсов в соответствии с пятью исламскими ценностями — без нарушения индивидуальных свобод, без возникновения продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса, без ослабления семейных уз, без противодействия социальной солидарности, без морального разложения общества.

Файлы: 1 файл

Курсовая ИМЭ.docx

— 562.26 Кб (Скачать файл)

Названными институтами  не исчерпываются возможности исламской  экономики, однако даже на их примере  видно, что становление исламской  экономической модели в России реально. 37     

Исследование  Международного валютного фонда (МВФ), проведенное еще в 1987 году, подтверждает, что исламская экономика и  исламское банковское дело, в частности, способствуют справедливому распределению  ресурсов.  Использование исламской экономической модели в РФ может способствовать получению инвестиций из мусульманских стран, позволит наладить тесное экономическое сотрудничество со странами-членами Организации Исламская Конференция (ОИК) и др. 
  Поскольку законодательство о взаимном страховании в России находится в стадии разработки, существует возможность донести до законодателя особенности исламского страхования, чтобы он учел их при разработке новых законопроектов. 38 
      
     В рамках экономического подхода ИЭМ рассматривается как идеальный тип экономической модели со специфическими экономическими действиями людей. Понятие ИЭМ в широком смысле синонимично понятию «религиозное хозяйство», в котором экономические действия играют преобладающую роль, но тесно переплетаются с религиозно-культурными ориентациями.39 Такой подход соответствует традиционному делению хозяйственных культур на конфессиональной основе. Как известно, выделяют протестанскую, католическую, православную, исламскую, индо-буддийскую и конфуцианскую экономические этики. ИЭМ в узком смысле для РФ является формой культурного капитала российских мусульман, оформляющей действия хозяйствующих агентов в рамках определенного рыночного сегмента, и в связи с другими порядками, а также способствующего наращиванию экономического и совокупного капитала.

 При изучении ИЭМ в России  представляется принципиально важным  проводить связь между религией  и этничностью.40 Cвязь между национальной идентичностью и религиозной принадлежностью является уникальной особенностью постсоветского пространства, возникшей под влиянием функционирования царской империи и Советского Союза, сплотивших религии и укрепивших их роль в качестве признака идентичностей. Сегодня российские мусульмане создают организации и входят в готовые структуры, образуют социально-экономические группы и являются частью национальных сообществ. Все они не только производят и потребляют экономические блага, но и ищут информацию, передают накопленный опыт и конструируют новые значения хозяйственного процесса.

 

 

 

 

 

Заключение.

Исламская экономика практически  не исследована в отечественной  экономической науке.  В связи  с этим определенное  внимание уделено  общетеоретическим основам исламской  экономики. Исламская экономика характеризуется как система хозяйствования, в основе которой лежат нормы и принципы мусульманского права, что однако не исключает регулирования деятельности исламских финансовых структур законодательством, не основанном на шариате.

Основные положения исламской  модели экономики:

—исламская финансовая система  не тождественна беспроцентной

финансовой системе;

— альтернативный характер исламской экономики выражается не в том, что она призвана заменить капиталистическую или социалистическую систему в качестве экономики «третьего пути», а в том, что она дополняет их, предлагая свой вариант построения финансовой системы, не основанной на использовании ссудного процента;

— цели и задачи исламской  финансовой системы имеют

универсальный характер;

— не существует единого  механизма по адаптации исламских принципов ведения хозяйственной деятельности. В каждой стране существует свой уникальный опыт построения исламской финансовой системы с учетом местного законодательства;

— в дальнейшем будет  сохраняться тенденция к увеличению числа клиентов исламских финансовых институтов из среды немусульман;

— исламские банки и  другие исламские финансовые институты  могут стать активными участниками программы поддержки малого и среднего бизнеса в России.

Некоторые исследователи  ошибочно ставят знак равенства между исламской и беспроцентной финансовыми системами. Об исламской финансовой системе можно говорить лишь там, где применяются исламские методы финансирования. Существование же беспроцентной финансовой системы, как правило, обусловлено неразвитостью финансового сектора.41

Существует ряд исследований, авторы которых, исходя из тезиса о невозможности в современном мире финансовых отношений без ссудного процента, ставят вопрос о несоответствии методов финансирования, используемых исламскими банками и другими финансовыми институтами, шариатскому запрету ссудного процента.42

Объектом критики в  основном выступает такой распространенный в практике исламских банков метод, как мурабаха. Упускаются из виду важные особенности данного метода финансирования. Одно из принципиальных отличий мурабахи от традиционного процентного кредита состоит в том, что исламский банк выдает клиенту не кредит в форме денежных средств, как в традиционном банке, а приобретает для него определенный товар. Иными словами, в основе механизма

мурабаха лежит не ссуда, а определенный товар или услуга.

 

Однако исламская финансовая система возможно не заслуживала бы столь детального изучения, если бы была явлением, присущим исключительно мусульманскому миру. За последние десять лет исламская финансовая система получила распространение в немусульманских странах. Исламские банки, страховые (такафул) компании, специализированные фонды, исламские облигации (сукук) стали неотъемлемой частью

финансового рынка целого ряда западных государств. В Великобритании на

текущий момент функционирует 5 исламских банков и 1 исламская страховая компания. Кроме того, 17 британских банков и подразделений зарубежных банков, работающих в Соединенном Королевстве, имеют специализированные подразделения — «окна», предоставляющие исламские финансовые услуги. Среди них: Bank of Ireland, Barclays Bank, BNP Paribas,Citibank, Deutsche Bank, HSBC Amanah, Royal Bank of Scotland др.   Основными критериями при предпочтении немусульманами исламских финансовых продуктов являются экономические выгоды, которые сулит их использование, а также этическая составляющая исламской экономики и финансов.

Вклад ислама в развитие общества и государства более обширен, поскольку шариат даёт определённый набор основных правил поведения в экономике. В целом, анализируя принципы исламской экономики, приходим к выводу, что ислам содержит черты рыночной экономики: прибыль допускается, право на собственность находится под защитой, если ей управляют правильно; индивидууму разрешается рисковать и инвестировать. Коран поощряет верующего на поиски успеха в материальном мире и предписывает рассматривать экономический успех, как дар Аллаха.

  Но имеются и различия между исламской концепцией экономики и рынком. В то время, как рыночная идеология в существующем сегодня виде не всегда предполагает духовные и моральные основы, порой пренебрегая ими, они, тем не менее, являются важнейшими элементами исламской концепции экономики.43 Исламская экономическая модель находится в настоящее время в процессе знакомства. Каждый год в крупнейших городах мира, Лондоне, Нью-Йорке, Москве, проходят научно-практические конференции, где мир знакомится с исламской экономической моделью. Есть ее сторонники и противники, но многие высказывают мнения в пользу применения исламских институтов в жизни общества, как средство оздоровления национальной экономики.44 На сегодняшний день мусульманскими учеными  адаптирован к современным условиям целый ряд известный шариату договоров,  которые успешно используются в работе современных  исламских финансовых институтов: банков, страховых компаний, фондов и др.

 

  Между тем сложившиеся реалии  свидетельствуют в пользу необходимости развития и совершенствования других институтов исламской экономике. Россия, несмотря на свою инвестиционную привлекательность для  инвесторов из стран Ближнего Востока и  наличие экономически активного мусульманского населения, пока далека от мировых тенденций. Более того, после отзыва лицензии у единственного в стране исламского банка – «Бадр-Форте Банка» - может сложиться впечатление, что Россия движется в противоположном направлении от всего мира.

 

В дальнейшем, по мере увеличения спроса на исламские финансовые услуги и  появления полноценных исламских  банков встанет вопрос о необходимости  внесения поправок в законодательство. Одним из условий реализации задачи  по превращению России, и Москвы в частности, в один из мировых  финансовых центров является создание максимально благоприятных условий  для функционирования различного рода финансовых институтов, в том числе  и исламских.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

    1. Абу Хамид аль-Газали. «Весы деяний» и др. сочнинения. – М., 2004.
    2. Беккин Р.И. – «Перспективы экономической интеграции мусульманских стран» - Проблемы современной экономики. - N 2 (26) – 2008г.
    3. Беккин Р.И. Сомалиленд: беспроцентная финансовая система // Проблемы современной экономики. — № 4 (28) – 2008г.
    4. Вендина О. Культурное разнообразие и «побочные» эффекты этнокультурной политики в Москве // Вестник Института Кеннана в России. Вып. 13. – М., 2008г.
    5. Под ред. Профессора Воскресенского А.Д. Политические системы и политические культуры  Востока// 2-е изд.перераб. и доп.-М.: АСТ: Восток-Запад, 2007.
    6. Данилова Е. Есть ли будущее у исламской экономики? // Азия и Африка сегодня. №1 (558) -2004г.
    7. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М., 1991г.
    8. Жданов С.В. Исламская экономика: ретроспективный анализ//Финансовый бизнес. - 2000. - N5.
    9. Журавлев А.Ю. Ислам и экономика//НГ-Политэкономия. – 2000г. - N1(42).
    10. Каипов А. Мудрость и деньги // Наш мир. №32 (114) - 2008г.
    11. Кардави Ю. Дозволенное и запретное в исламе/ пер. с араб. М. Саляхетдинова. – М., 2004г.
    12. Коваль Т. Этика труда православия // Общественные науки и современность. - №6. -1994г.
    13. Куран Т. Исламская экономическая мысль и исламская экономика // Христианство и Ислам об экономике / Под ред. М.А. Румянцева, Д.Е. Раскова. — СПб., 2008г.
    14. Пахомов С.Б. Москва как мировой финансовый центр: реальность и целевые перспективы // Финансы. –2008г. - №11.
    15. Переведенцева А.В. Религиозность и ориентации на достижительность // Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Авт. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. – М., 2002г.
    16. Рахман Ф. Экономические принципы ислама //исследования ислама. – 1969г. - №8.
    17. Религиозный туризм вернулся в большой бизнес // Наш мир. №37 -  2008г.
    18. Рыжова С.В. Этническая и гражданская идентичность в контексте межэтнической толерантности. Авт. дисс. канд. социол. наук. – М., 2008г.
    19. Салихов Р.Р. Татарская буржуазия Российской империи: взаимодействие с обществом и властью (вторая половина XIX – начало ХХ века). Авт. дисс. на соискание ученой степени д-ра ист. н. – Казань, 2006г.
    20. Тагирова Н.Ф. Мусульманское предпринимательство на Средней Волге в начале XX века (постановка проблемы // Роль конфессий в развитии межнациональных отношений: Россия – Балканы – Поволжье: Труды международной научной конференции (Самара, 11-13 сентября 2008 г.). – Самара, 2008г.
    21. Уразманова Р.К. Ислам в семейно-бытовой обрядности татар // Татары. – М.: Наука, 2001г.
    22. Филатов С. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию // Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова; Моск. Центр Карнеги. – М., 2005г.
    23. Хрестоматия по исламу/ Сост. и отв.ред. С.М.Прозоров. – М.,1994г.
    24. Хадисы изкниги ал-Аскалани "Получение желаемого из источников правовых норм".
    25. Хан Мошин С., Мирахор Аббас. Ислам и экономическая система//Исламская экономика. – 1992г. - №.2.
    26. Чапра М.У. Исламская экономическая мысль и новая глобальная экономика// Исламские Экономические исследования. -2001. – Т.9.Гл.9.

 

Интернет-источники:

  1. http://www. abkhazia-islam.ru/articles/islamskaya_ekonomicheskaya_model_.html
  2. http://www.az-design.ru/
  3. http://www.carnegie.ru/
  4. http://doktrina.rusrand.ru/img/tezis/1big_Bagdasarian_Poster.jpg
  5. http://www.fa.ru/institutes/efo/science/
  6. http://www.islamnews.ru/news-27087.html
  7. http:|//ww.islamic-world.net
  8. http://www.muslimeco.ru/opubl/187/
  9. http://religion.ng.ru/style/2004-07-21/8_economy.html
  10. http://www.tatworld.ru/
  11. http://www.takafol.ru/
  12. http://www.tataroved.ru/institut/etnolog/publ/6/
  13. http://ru.wikipedia.org

1  Пахомов С.Б. Москва как мировой финансовый центр: реальность и целевые перспективы // Финансы. –2008. - №11.

2 Кардави Ю. Дозволенное и запретное в исламе/ пер. с араб. М. Саляхетдинова. – М., 2004.

3  Абу Хамид аль-Газали. «Весы деяний» и др. сочнинения. – М., 2004.

4 www.islamic-world.net

5 Чапра М.У. Исламская экономическая мысль и новая глобальная экономика// Исламские Экономические исследования. -2001. – Т.9.Гл.9.

6  Работы мусульманских исследователей А.А. Ислах, М.Н. Сиддик, А.-А. ал. Маудуди и др.

7 Хрестоматия по исламу/ Сост. и отв.ред. С.М.Прозоров. – М.,1994.

8 Islamic Finance Directory. 2006.

9 http://www.az-design.ru/

10 http://www.fsa.gov.uk/

11 http://religion.ng.ru/style/2004-07-21/8_economy.html

12 Журавлев А.Ю. Ислам и экономика//НГ-Политэкономия. - 2000. - N1(42). - 18 января.

13 Беккин Р.И. – «Перспективы экономической интеграции мусульманских стран» - Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008.

14 http://www.fa.ru/institutes/efo/science/

15 Хадис приводится в книге ал-Аскалани "Получение желаемого из источников правовых норм".

16 Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М., 1991.

17 Хан Мошин С., Мирахор Аббас. Ислам и экономическая система//Исламская экономика. - 1992. - №.2.

18  Рахман Ф. Экономические принципы ислама //исследования ислама. - 1969. - №8 – март.

19 Жданов С.В. Исламская экономика: ретроспективный анализ//Финансовый бизнес. - 2000. - N5.

20 http://www.tatworld.ru/

21 http://www.islamnews.ru/news-27087.html

22 http://www.muslimeco.ru/opubl/187/

23 Филатов С. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию // Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова; Моск. Центр Карнеги. – М., 2005.

24 Данилова Е. Есть ли будущее у исламской экономики? // Азия и Африка сегодня. №1 (558). 2004.

Информация о работе Исламская модель экономики