Исламская модель экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 02:55, курсовая работа

Описание работы

Понятие "исламская экономическая модель" в наиболее общем значении означают систему взглядов мусульманских ученых на экономические отношения с позиций ислама. В современной литературе существуют разные определения понятия "исламская экономика". В частности, по мнению известного мусульманского экономиста Умера Чапры, "исламская экономика" представляет собой отрасль знаний, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения ресурсов в соответствии с пятью исламскими ценностями — без нарушения индивидуальных свобод, без возникновения продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса, без ослабления семейных уз, без противодействия социальной солидарности, без морального разложения общества.

Файлы: 1 файл

Курсовая ИМЭ.docx

— 562.26 Кб (Скачать файл)

Важно понять социальные причины развития ИЭМ как модели построения хозяйственных  отношений в современном мире.

1. В последние десятилетия наблюдается  усиление религиозного фактора  в современном мире. Это выражается  в детерриториализации религии. Религия становится рассеянной поверх традиционных конфессиональных, политических, культурных и цивилизационных границ.23 Религия в современном мире играет важную роль в процессах идентификации и интеграции людей. В отношении ислама ситуацию усиливает его политизация: легализуются мусульманские общества, постепенно упрочиваются позиции группы, придерживающейся исламских принципов.24

2. Большое значение играют факторы  общемирового порядка. Глобализация будит творческий потенциал религии, подталкивая к новым, возможно, более адаптированным к современным интерпретациям традиционных постулатов. Ислам, по С. Филатову, оказывает наиболее сильное сопротивление. По мнению ученого, причины кроются в содержании исламского учения: «… в существе мусульманского сознания и мусульманской религиозности есть нечто принципиально противоречащее глобализации, утверждаемым ею ценностям и институтам. В отличие от различных христианских вероисповеданий, буддизма, индуизма мусульманская религия требует следования определенному образу жизни, несовместимом с глобалистскими представлениями о демократии, правах человека…».25

3. Развитие демографических и миграционных  процессов привело к численному увеличению и расмылению мусульман в мире, при сохранении между ними устойчивых социальных сетей. Наблюдается тенденция принятия ислама нетрадиционными сообществами. Так, в США и европейских государствах ислам распространяется не только среди выходцев с Филиппин, из Аравии или Африки, но и среди потомков мигрантов из Европы и постоянных жителей. Принимающее сообщество вынуждено считаться с «новыми» культурами.

4. Стремительное экономическое  развитие исламских стран, в  сотрудничестве с которыми заинтересованы  мировые державы. Иран, Малайзия, вся Юго-Восточная Азия сегодня весьма успешны в экономическом и социальном плане. Кроме того, население этих стран не собирается отказываться от основных постулатов собственных культур и с разной степенью успешности исламизирует хозяйственную жизнь. Важно подчеркнуть, что любые географические привязки неприменимы к исламской экономике. ИЭМ – это изначально транснациональное явление, не имеющее постоянной прописки ни в одном государстве.

5. В условиях актуализации экономического  фактора в развитии современного  общества, важное значение приобретает потенциал религиозных этик, возможности его использования. Ислам, наряду с иудаизмом и протестантизмом, считается экономически ориентированной этикой, поскольку значительное внимание уделяет хозяйственной жизни. Хозяйственная деятельность человека должна быть богоугодной. Экономический результат должен приносить благо как управляющему, так и обществу, в котором он функционирует. Кроме того, религии имеют единый подход к трудовому ресурсу, исходя из установки на богоугодность свободного труда, справедливых трудовых отношений, экономически оправданной ставки вознаграждения за труд в отсутствие эксплуатации.

6. В условиях мирового  финансового кризиса все большую  актуальность приобретают вопросы,  связанные с поиском новых  форм экономики. Новая экономика  будет означать и новую систему ценностей. Религия может сыграть очень большую роль в процессе экономической и ценностной перестройки. Для того, чтобы нацелить исламские банки на поддержку малого и среднего бизнеса можно обусловить выдачу им лицензии их участием в финансировании мелких и средних предпринимателей.  

должна выражаться в предоставлении

Имеет ли место ИЭМ в России? В строгом экономическом смысле – нет. В декабре 2006 г. было объявлено  об отзыве лицензии у «Бадр-Форте Банка» – единственного в России банка, использовавшего в своей работе исламские технологии ведения бизнеса. Правда, некоторые исламские финансовые продукты предлагаются. Например, в части такафула (страхования).

В истории России этнические мусульмане всегда с той или иной степенью успеха сохраняли и воспроизводили специфические экономические действия, правда, они никогда не подкреплялись  реальными исламскими экономическими структурами и механизмами. Российские мусульмане на разных исторических этапах воспроизводили хозяйственные образы жизни, диспозиции в виде значительной дифференциации социальных позиций, включая  профессиональную, отраслевую специализацию, ориентации на образ жизни, основанные на канонах ислама.26 В результате капиталистические отношения у мусульманской части Поволжья и Приуралья, проходившие на протяжении всего XIX в., привели к формированию крупных центров татарского предпринимательства в Казанской, Оренбургской, Саратовской, Симбирской, Рязанской губерниях Российской империи. .27 Особенностями бизнеса мусульман этого периода являлась широкая благотворительность и раздача части получаемого дохода в виде милостыни (закят, садака); создание мусульманских банков в Среднем Поволжье и Приуралье; развитие кредитных операций; исполнение мечетями роли экономического института. Потребление халяльного (разрешенного) мяса сохранялось несмотря на атеистическую пропаганду. В сельской местности и малых городах татары-мусульмане производили, распространяли «хорошее мясо» среди единоверцев (а значит, и зарабатывали). ИЭМ инертно воспринимается с позиций необходимости укрепления экономических связей РФ с исламским миром. В этом плане экономические взаимоотношения России с мусульманскими странами строятся, прежде всего, в энергетической и военно-технической областях. В нефтегазовой сфере Россия и мусульманский мир являются скорее конкурентами, чем союзниками.28 Для того, чтобы в полной мере использовать возможности ИБР, России

необходимо стать его членом. Тогда России, как члену ИБР, открылись бы

широкие возможности для привлечения льготных кредитов на долгосрочные

проекты, в том числе в социальной сфере. Членство в ИБР позволяет принять

участие в тендерах, проводимых банком в государствах-членах.

Примером государств, успешно использующих свое членство в ОИК и

ИБР в интересах экономического развития, являются Габон и Мозамбик. В

Габоне число мусульман не превышает 10-12 % населения, при этом 90 % из

них — иностранцы. И в Мозамбике мусульмане не являются большинством (20 % ).

Однако и Габону, и Мозамбику удалось стать членами ОИК и ИБР, и

получить льготное финансирование различных проектов на своей территории

со стороны Исламского банка развития и инвесторов из стран Персидского

залива. Очевидно, что в условиях, когда Россия является лишь наблюдателем

при ОИК, преждевременно ставить вопрос о членстве страны в ИБР.

 

Первым шагом осознания российским государством возможностей ИЭМ можно  считать признание им существования  «Системы Халяль». 17 февраля 2009 г. была зарегистрирована «Система добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие канонам Ислама – Система Халяль», которую разработали Комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман РТ и Республиканский сертификационный методический центр «Тест-Татарстан». Добровольная сертификация продукции Халяль позволяет официально признать на государственном уровне продукцию российских предприятий с соответствующей сертификацией.

Можно считать, что халяль-культура, став символом современных мусульман, стала базой, которая обеспечивает экономический и социальный успех тех, кто в ней занят, и шире – воспроизводит религиозные и социальные идентичности. Также в России существуют и специфические образовательные проекты. Сегодня обучение ведется в двух направлениях – подготовка экономистов в зарубежных образовательных учреждениях (по грантам Исламского банка развития заинтересованные люди получают профессиональную подготовку в Малайзии) и обучающе-пропагандистская работа энтузиастов среди широкой общественности, в том числе и среди студентов ВУЗов: религиозных (Российский исламский университет) и светских – МГИМО (У) МИД РФ, Высшая школа экономики. Методами работы энтузиастов являются лекции, создание сайтов в сети Интернет, публикации. Особую активность проявляет Центр исламской экономики и финансов при Российском Исламском университете. Сотрудники проводят семинары с участием бизнес-структур, зарубежных и отечественных специалистов в области ИЭМ, широкой общественности. Центр стремится реализовать две задачи: просветительскую – знакомство потенциальных участников ИЭМ с финансовыми, банковскими, страховыми продуктами, и создание сети профессионалов ИЭМ с последующим продвижением финансовых продуктов. Результаты реализации второй задачи получили свое отражение в ряде документов: Меморандуме о взаимопонимании между Российским исламским университетом и Куала-Лумпурской Бизнес-Школой, Меморандуме о взаимопонимании между Татарстаном, Малайзией и Катаром по созданию исламской финансовой консалтинговой компании, Меморандуме о взаимопонимании между Российским Центром исламской экономики и финансов и ООО страховой компанией «ALLIANZ РОСНО Жизнь» по вопросам обучения исламскому страхованию «Такафул» и др.

Другим явлением становится организация  турфирмами и религиозными организациями  отдыха для мусульман и паломнических  туров по святым местам.29 Операторы мобильной связи рекламируют услуги для мусульман: чтение Аятов, SMS-сообщения о времени Намаза и т.д. Открываются стоматологические клиники для мусульман.Явления исламско-ориентированной экономики в России демонстрируют то, что сегодня «багаж специфических этнических знаний может быть использован как дополнительное преимущество в саморазвитии, карьерном росте или продвижении бизнеса».30

 

В условиях кризиса очень важным является то, что некоторая часть  трудоспособного населения, связанная  с производством этнических и  религиозных товаров, имеет стабильную работу, а государство получает налоговые  поступления. И здесь экономический  эффект, получаемый от развития халяль-рынка, не имеет религиозных и этнических ограничений. ИЭМ в России – открытая модель, которая развивается в полиэтничной среде и при участии представителей разных религий и народов. Среди покупателей много русских и других народов, оценивших вкусовые и гигиенические преимущества продуктов.  

 

Тон осмысления развития ИЭМ в России может быть диаметрально противоположным. Отрицать и воспринимать ИЭМ с  негативных позиций, наверное, самый  простой, но и бесперспективный способ. Для такой интерпретации нет  объективных оснований – ИЭМ  в России уже существует. Как показал  кризис, мировая финансовая система  во многом носит спекулятивный и  неустойчивый характер. Поэтому наиболее дальновидные национальные и региональные элиты сегодня ищут и вырабатывают комплекс защитных мер, страхующих региональные и финансовые рынки от неуправляемых  негативных тенденций в развитии мировой системы. Мировое мусульманское  сообщество создает такую альтернативу в виде ИЭМ. По некоторым прогнозам, доли западных и азиатских миров  в общих объемах мирового производства к концу 2025 г. будут составлять 25% и 58%.31 Можно также ожидать переток на Восток колоссальных активов исламских стран, размещенных в западной финансовой системе (около $1 триллиона). России очень важно включиться в этот процесс, воспринять для себя ИЭМ, понять потенциальные и перспективные возможности, экономические преимущества внедрения ее финансовых продуктов на российской почве. Взгляд на Восток только как на рынок сбыта сегодня является уже устаревшим, надо думать в более широкой перспективе. Ислам в мире приобретает черты экономического и технологического ресурса. Налаживание сотрудничества с исламскими финансовыми институтами и, прежде всего, с Исламским банком развития, позволило бы открыть реальные перспективы для привлечения в Россию инвестиций и использования в интересах российской экономики финансовых возможностей банка, а также для продвижения – путем участия в проектах – российской экспортной продукции в мусульманских странах.

 

Помимо геополитических перспектив ИЭМ для России позволят решать целый  ряд внутренних проблем. Халяль-рынок в России обеспечивает занятость трудоспособного населения, формирует малый бизнес и предпринимательский слой. Это в условиях безработицы является чрезвычайно важным.32 Интеграция мусульман России не только не противоречит национально-гражданской идее в России, но и участвует в ее формировании.33 Продукты ИЭМ являются привлекательными для потребителей независимо от их религиозной ориентации. Так, например, в части такафула, «немусульман привлекают, прежде всего, более стабильные накопительные схемы, используемые исламскими страховщиками».34

 

Развитие ИЭМ ставит на повестку дня вопрос о взаимодействии православия  и ислама в России. Государству на экономическом поле перспективным типом взаимодействия представляется сегрегационная модель – когда православие и ислам могут занять «свои ниши», взаимно дополнять друг друга и быть заинтересованными в друг в друге. Православие уделяет большое внимание нравственной жизни верующего. Ислам считается религией действия. «Православная этика труда… дает определенные ориентиры, исполненные высокой духовностью. Они могут помочь нам выработать по-настоящему нравственную мотивацию труда и вдохнуть жизнь в профессиональное творчество».35 Такое взаимодополнение православия и ислама – реальная возможность экономического роста всей страны. ИЭМ не означает сугубо религиозную модель и не предполагает коренных изменений уже сложившихся в России традиционных экономических моделей развития народов. Директор пражского Института диалога цивилизаций Т. Черниченко отметил, что «речь идет не о попытке «скрытой мусульманской экспансии», а лишь об истинном предназначении любой религии, как и любой справедливой системы, – служить людям».36

 

 

 

 

 

3.2. Особенности реализации исламской политико-экономической модели в современной России.

В России вполне могут быть реализованы следующие институты  исламской экономики:  
1. Исламские банки. При этом совершенно необязательно, что все исламские банки в стране будут использовать одни и те же механизмы по адаптации исламских финансовых услуг к российским условиям.  
2. Исламские страховые компании. В Татарстане действует накопительная программа страховой компании "НАСКО", предоставляющая возможность накопить средства на совершение хаджа.                                                                                                                  3. Вакф (имущество, переданное владельцем на религиозные или благотворительные нужды мусульманской общине, частному лицу или государству                                       4. Закят (налог, собираемый на нужды мусульманской общины).                                                                                                                                                         5. Порядок наследования в соответствии с шариатом. Оптимальный для мусульман способ реализовать положения шариата, касающиеся порядка наследования, — составлять завещания, в которых будет учтено российское законодательство.  
6. Исламская ипотека (финансирование жилищного строительства в соответствии с требованиями шариата. Если такая программа станет реализовываться, она найдёт широкий отклик, причём не только у мусульман.

Информация о работе Исламская модель экономики