Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 02:55, курсовая работа
Понятие "исламская экономическая модель" в наиболее общем значении означают систему взглядов мусульманских ученых на экономические отношения с позиций ислама. В современной литературе существуют разные определения понятия "исламская экономика". В частности, по мнению известного мусульманского экономиста Умера Чапры, "исламская экономика" представляет собой отрасль знаний, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения ресурсов в соответствии с пятью исламскими ценностями — без нарушения индивидуальных свобод, без возникновения продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса, без ослабления семейных уз, без противодействия социальной солидарности, без морального разложения общества.
Важно понять социальные причины развития ИЭМ как модели построения хозяйственных отношений в современном мире.
1. В последние десятилетия
2. Большое значение играют
3.
Развитие демографических и
4. Стремительное экономическое
развитие исламских стран, в
сотрудничестве с которыми
5. В условиях актуализации
6. В условиях мирового
финансового кризиса все
должна выражаться в предоставлении
Имеет ли место ИЭМ в России? В строгом экономическом смысле – нет. В декабре 2006 г. было объявлено об отзыве лицензии у «Бадр-Форте Банка» – единственного в России банка, использовавшего в своей работе исламские технологии ведения бизнеса. Правда, некоторые исламские финансовые продукты предлагаются. Например, в части такафула (страхования).
В истории России этнические мусульмане
всегда с той или иной степенью
успеха сохраняли и воспроизводили
специфические экономические
необходимо стать его членом. Тогда России, как члену ИБР, открылись бы
широкие возможности для привлечения льготных кредитов на долгосрочные
проекты, в том числе в социальной сфере. Членство в ИБР позволяет принять
участие в тендерах, проводимых банком в государствах-членах.
Примером государств, успешно использующих свое членство в ОИК и
ИБР в интересах экономического развития, являются Габон и Мозамбик. В
Габоне число мусульман не превышает 10-12 % населения, при этом 90 % из
них — иностранцы. И в Мозамбике мусульмане не являются большинством (20 % ).
Однако и Габону, и Мозамбику удалось стать членами ОИК и ИБР, и
получить льготное финансирование различных проектов на своей территории
со стороны Исламского банка развития и инвесторов из стран Персидского
залива. Очевидно, что в условиях, когда Россия является лишь наблюдателем
при ОИК, преждевременно ставить вопрос о членстве страны в ИБР.
Первым шагом осознания
Можно считать, что халяль-культура, став символом современных мусульман, стала базой, которая обеспечивает экономический и социальный успех тех, кто в ней занят, и шире – воспроизводит религиозные и социальные идентичности. Также в России существуют и специфические образовательные проекты. Сегодня обучение ведется в двух направлениях – подготовка экономистов в зарубежных образовательных учреждениях (по грантам Исламского банка развития заинтересованные люди получают профессиональную подготовку в Малайзии) и обучающе-пропагандистская работа энтузиастов среди широкой общественности, в том числе и среди студентов ВУЗов: религиозных (Российский исламский университет) и светских – МГИМО (У) МИД РФ, Высшая школа экономики. Методами работы энтузиастов являются лекции, создание сайтов в сети Интернет, публикации. Особую активность проявляет Центр исламской экономики и финансов при Российском Исламском университете. Сотрудники проводят семинары с участием бизнес-структур, зарубежных и отечественных специалистов в области ИЭМ, широкой общественности. Центр стремится реализовать две задачи: просветительскую – знакомство потенциальных участников ИЭМ с финансовыми, банковскими, страховыми продуктами, и создание сети профессионалов ИЭМ с последующим продвижением финансовых продуктов. Результаты реализации второй задачи получили свое отражение в ряде документов: Меморандуме о взаимопонимании между Российским исламским университетом и Куала-Лумпурской Бизнес-Школой, Меморандуме о взаимопонимании между Татарстаном, Малайзией и Катаром по созданию исламской финансовой консалтинговой компании, Меморандуме о взаимопонимании между Российским Центром исламской экономики и финансов и ООО страховой компанией «ALLIANZ РОСНО Жизнь» по вопросам обучения исламскому страхованию «Такафул» и др.
Другим явлением становится организация турфирмами и религиозными организациями отдыха для мусульман и паломнических туров по святым местам.29 Операторы мобильной связи рекламируют услуги для мусульман: чтение Аятов, SMS-сообщения о времени Намаза и т.д. Открываются стоматологические клиники для мусульман.Явления исламско-ориентированной экономики в России демонстрируют то, что сегодня «багаж специфических этнических знаний может быть использован как дополнительное преимущество в саморазвитии, карьерном росте или продвижении бизнеса».30
В условиях кризиса очень важным является то, что некоторая часть трудоспособного населения, связанная с производством этнических и религиозных товаров, имеет стабильную работу, а государство получает налоговые поступления. И здесь экономический эффект, получаемый от развития халяль-рынка, не имеет религиозных и этнических ограничений. ИЭМ в России – открытая модель, которая развивается в полиэтничной среде и при участии представителей разных религий и народов. Среди покупателей много русских и других народов, оценивших вкусовые и гигиенические преимущества продуктов.
Тон осмысления развития ИЭМ в России может быть диаметрально противоположным. Отрицать и воспринимать ИЭМ с негативных позиций, наверное, самый простой, но и бесперспективный способ. Для такой интерпретации нет объективных оснований – ИЭМ в России уже существует. Как показал кризис, мировая финансовая система во многом носит спекулятивный и неустойчивый характер. Поэтому наиболее дальновидные национальные и региональные элиты сегодня ищут и вырабатывают комплекс защитных мер, страхующих региональные и финансовые рынки от неуправляемых негативных тенденций в развитии мировой системы. Мировое мусульманское сообщество создает такую альтернативу в виде ИЭМ. По некоторым прогнозам, доли западных и азиатских миров в общих объемах мирового производства к концу 2025 г. будут составлять 25% и 58%.31 Можно также ожидать переток на Восток колоссальных активов исламских стран, размещенных в западной финансовой системе (около $1 триллиона). России очень важно включиться в этот процесс, воспринять для себя ИЭМ, понять потенциальные и перспективные возможности, экономические преимущества внедрения ее финансовых продуктов на российской почве. Взгляд на Восток только как на рынок сбыта сегодня является уже устаревшим, надо думать в более широкой перспективе. Ислам в мире приобретает черты экономического и технологического ресурса. Налаживание сотрудничества с исламскими финансовыми институтами и, прежде всего, с Исламским банком развития, позволило бы открыть реальные перспективы для привлечения в Россию инвестиций и использования в интересах российской экономики финансовых возможностей банка, а также для продвижения – путем участия в проектах – российской экспортной продукции в мусульманских странах.
Помимо геополитических
Развитие ИЭМ ставит на повестку дня вопрос о взаимодействии православия и ислама в России. Государству на экономическом поле перспективным типом взаимодействия представляется сегрегационная модель – когда православие и ислам могут занять «свои ниши», взаимно дополнять друг друга и быть заинтересованными в друг в друге. Православие уделяет большое внимание нравственной жизни верующего. Ислам считается религией действия. «Православная этика труда… дает определенные ориентиры, исполненные высокой духовностью. Они могут помочь нам выработать по-настоящему нравственную мотивацию труда и вдохнуть жизнь в профессиональное творчество».35 Такое взаимодополнение православия и ислама – реальная возможность экономического роста всей страны. ИЭМ не означает сугубо религиозную модель и не предполагает коренных изменений уже сложившихся в России традиционных экономических моделей развития народов. Директор пражского Института диалога цивилизаций Т. Черниченко отметил, что «речь идет не о попытке «скрытой мусульманской экспансии», а лишь об истинном предназначении любой религии, как и любой справедливой системы, – служить людям».36
3.2. Особенности реализации исламской политико-экономической модели в современной России.
В России вполне могут быть
реализованы следующие
1. Исламские банки. При этом совершенно
необязательно, что все исламские банки
в стране будут использовать одни и те
же механизмы по адаптации исламских финансовых
услуг к российским условиям.
2. Исламские страховые компании. В Татарстане
действует накопительная программа страховой
компании "НАСКО", предоставляющая
возможность накопить средства на совершение
хаджа.
6. Исламская ипотека (финансирование жилищного
строительства в соответствии с требованиями
шариата. Если такая
программа станет реализовываться, она
найдёт широкий отклик, причём не только
у мусульман.