Исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Спрос (в экономике) — это количество товара, которое покупатели желают купить по данной цене. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам. Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса представляет собой готовность купить определённое количество товара при одной конкретной цене, а полный спрос на товар — это совокупность величин спроса при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены.

Содержание работы

Введение
1. Спрос на товары и услуги. Факторы, определяющие спрос.
1.1 Изменение спроса. Сдвиги кривой спроса
1.2 Сдвиг кривой спроса и перемещение по кривой спроса.
1.3. Формирование спроса на отдельный товар
2. Исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения
2.1 Эффект Гиффена
2.2 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу
2.3 Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому
2.4 Потребительское поведение
3. Взаимодействие спроса и предложения
4. Эластичность спроса и предложения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая - микроэкономика.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

 в г. Череповце

 

 

 

факультет Государственной службы и финансов

Направление: Экономика

 

Сокращенный срок обучения (3,5 года обучения)

Заочная форма обучения

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Дисциплина: Микроэкономика

Тема: Исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения.

 

     

 

 

Выполнила студентка 2 курса:

Зайцева Н.М.

 

 

 

 

 

 

Проверил преподаватель:

Кандидат экономических наук З.С. Ахмедов

 

 

___________________________

(оценка)

«_____»_____________________ 2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Череповец, 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Спрос на товары и услуги.  Факторы, определяющие спрос.

1.1  Изменение спроса. Сдвиги  кривой спроса

1.2 Сдвиг кривой спроса и перемещение  по кривой спроса.

1.3. Формирование спроса на отдельный товар

2. Исследование индивидуального  спроса на основе эффектов  дохода и замещения

2.1 Эффект Гиффена

2.2 Эффект замены и эффект  дохода по Хиксу

2.3 Эффект замены и эффект  дохода по Слуцкому

2.4 Потребительское поведение

3. Взаимодействие спроса и предложения

4. Эластичность спроса и предложения

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Спрос (в экономике) — это количество товара, которое покупатели желают купить по данной цене. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам. Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса представляет собой готовность купить определённое количество товара при одной конкретной цене, а полный спрос на товар — это совокупность величин спроса при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены. Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Изменение цены какого-либо товара оказывает влияние на объем спроса на него двумя способами. Во-первых, посредством изменения соотношения цен, что приводит к смещению спроса с одних товаров на другие (с относительно дорогих на относительно дешевые). Во-вторых, посредством изменения покупательной способности или реального дохода потребителя, когда рост или снижение реального дохода индивидуума в результате изменения цены данного товара приводит соответственно к росту или снижению спроса на этот товар, впрочем, как и на другие товары. Изменение объема спроса, достигнутое с помощью первого способа, называется эффектом замены, а с помощью второго способа – эффектом дохода. При этом предполагается, что оба эффекта возникают в условиях стабильности денежного дохода потребителя и цен всех других товаров, кроме рассматриваемого.

1. Спрос на товары и услуги. Факторы, определяющие спрос.

 

Спрос играет большую роль на микроуровне. То количество товара Х, которое потребители желают и могут приобрести для удовлетворения своих потребностей, называется количеством товара, на которое предъявляется спрос

(QD), или величиной, объемом спроса.

Что же определяет величину QD? На желания того или иного потребителя приобрести какое-то количество товара Х оказывают воздействие различные факторы. Из них можно выделить ряд основных, влияющих на желания практически всех покупателей:

  • цена самого товара Х (обозначим ее Рх);
  • цены других товаров, взаимосвязанных с товаром Х (Рi, i=1,2, ...,N, где N – число товаров, взаимосвязанных с товаром Х);
  • вкусы потребителей (Т);
  • средний доход домохозяйств (Y);
  • распределение доходов между домохозяйствами (Y*);
  • количество покупателей (N);
  • ожидание изменений цен товаров (Е).

Всю совокупность значений QD товара Х, соответствующих различным возможным величинам цены товара Рх, при прочих равных условиях называют спросом (D) на товар Х. Спрос можно представить в виде таблицы, функциональной зависимости и графически.

Представим функцию спроса в табличной форме (данные условные).

Таблица 1.

Исследуемая

комбинация

Цена единицы

товара Х (руб.)

Количество товара Х, на которое

предъявлен спрос (тыс. шт.)

A

10

700

B

15

480

C

20

350

D

25

240

E

30

150

F

35

100


 

Данные в табл. 1 отражают очень важную особенность спроса: снижение цены товара Х при прочих равных условиях, как правило, приводит к увеличению количества товара Х, на которое предъявляется спрос. Этот вывод столь важен, что его называют законом спроса.

Исследование спроса удобнее и нагляднее проводить с помощью графиков, отражающих основные закономерности рынка. Впервые графическую зависимость спроса товара от его цены представил английский экономист А. Маршалл в работе «Принципы экономикс», изданной в 1890 г. При этом он пытался ответить на вопрос: при какой цене на рынке отдельного товара установится равновесие? Данное обстоятельство заставило Маршалла считать функцией цену товара Р, а аргументом – QD. Поэтому он отложил величины Р по вертикальной оси, а QD – по горизонтальной. С этих пор в экономической науке используется введенное Маршаллом правило построения кривых, когда ценовые показатели откладываются по вертикальной оси, что с математической точки зрения противоречиво, так как ценовые неизвестные при этом являются аргументом.

Для раскрытия зависимости количества товара Х, на которое предъявляется спрос (QDх), от цены товара (Рх), при прочих равных условиях построим график на основании данных табл. 1.

Соединив точки A, B, C, D, E, F, отложены по данным табл. 1. в одну линию, получим кривую D.

Если под воздействием какого-то фактора произойдет увеличение спроса, то кривая D сместится вправо и займет положение D1. Когда изменение фактора приводит к снижению спроса, то кривая спроса смещается влево до D2.

Полученная кривая D носит название кривой спроса. Каждая точка кривой D показывает конкретное значение QD товара Х при той или иной цене Рх. Вся же кривая D отражает набор возможных соотношений «Рх – QDх» при прочих равных условиях, т.е. является графическим отображением спроса. Как видно из рис. 1, кривая спроса наглядно показывает, что с понижением цены товара Х растет количество товара Х, на которое предъявляется спрос. В этой связи кривая спроса имеет «падающий» характер.

Рис. 1. Кривые спроса

 

Под спросом понимается совокупность значений QDх, соответствующих всем возможным значениям Рх при прочих равных условиях, поэтому когда нас интересует спрос на товар Х при заданных условиях (т.е. ни один из факторов, влияющих на QDх, не меняется), мы должны иметь в виду всю кривую спроса D, весь набор соотношений «Рх – QDх». Отдельная же точка кривой D показывает не спрос, а определенную величину QD – количество товара Х, на которое предъявляется спрос при соответствующей цене Рх (например, при цене 10 руб. покупатели предъявят спрос на 700 тыс. шт. товара Х).

Но в экономике могут происходить процессы, влияющие на изменение спроса без изменения цены товара. Потребители могут проявить готовность купить больше или меньше данного товара по старым ценам. В этом случае меняется весь объем спроса.

Изменения в технологии производства, которые ведут к появлению нового продукта и могут привести к изменению спроса: например, появление арифмометра привело к снижению спроса, а затем и к исчезновению, на счеты, а создание ЭВМ означало отказ от арифмометров и т.п.

Увеличение числа покупателей ведет к увеличению общего объема спроса. И наоборот.

На спрос оказывает воздействие структура населения; например, увеличение рождаемости ведет к увеличению спроса на детские товары, а возрастание доли пенсионеров в составе населения приведет к росту спроса на лекарства.

Изменения в доходах населения. В целом их увеличение ведет к увеличению спроса. Но не всегда. С ростом доходов происходит перемещение спроса с малокалорийных товаров на более качественные продукты; например, с крахмалосодержащей пищи к пище, содержащей белок, т.е. с хлеба и картофеля к мясу, молочным продуктам и т.д.

На спрос влияют цены на сопряженные (взаимосвязанные) товары:

например, рост цен на масло приводит к повышению спроса на маргарин.

Это взаимозаменяемые товары. То же самое можно сказать и о ценах на взаимодополняющие товары (автомобиль и машинное масло). Повышение цены на один из них приводит к снижению спроса на другой товар.

Инфляционные ожидания. Если ожидается повышение цен в будущем, то покупатели увеличивают покупки товаров впрок, чтобы впоследствии не потерять на возросших расходах. Это приводит к скупке продуктов сегодня, в необычно больших количествах.

 

1.1  Изменение спроса. Сдвиги кривой спроса.

 

 Ранее предполагалось, что меняется только цена товара Х и остаются неизменными все остальные факторы (вкусы потребителей, доход домохозяйств, цены на другие товары и т.п.), воздействующие на QDх. Но каждый из этих факторов сказывается на QD товара Х, значит, они должны влиять на спрос.

Особый интерес представляют два случая:

а) когда под влиянием изменения какого-то фактора покупатели начинают предъявлять спрос на большее количество товара при каждой цене;

б) когда при изменении какого-то фактора покупатели при каждой цене начинают предъявлять спрос на меньшее количество товара.

В том случае, когда под влиянием изменения какого-то фактора величины QD меняются при каждой цене и происходит смещение всей кривой спроса (и только в таком случае), экономисты считают, что произошло изменение спроса. Если величины QD при каждой возможной цене возрастают, а вся кривая D смещается вправо, то говорят, что спрос увеличился; если при каждой возможной цене значения QD снижаются, а вся кривая D смещается влево, то говорят, что спрос уменьшился. Так, рост доходов населения, увеличение числа покупателей, ожидаемое повышение цен приводят к расширению спроса, а снижение цен на товары - заменители, повышение цен на взаимодополняющие товары вызывают сокращение спроса.

1.2 Сдвиг кривой спроса и перемещение по кривой спроса.

 

Перемены в спросе могут произойти только в случае изменений факторов, влияющих на спрос (кроме изменений цены самого товара). Если ни один из этих неценовых факторов не изменится, то спрос останется прежним, и кривая спроса не переместится из начального состояния. Когда в результате каких-то изменений в рыночной ситуации меняется QDх, но все факторы, влияющие на QDх, кроме цены Рх, сохраняются неизменными (а значит, кривая спроса на товар Х остается на прежнем месте), спрос на товар Х не меняется. В подобных случаях происходит лишь изменение величины QDх при прочих равных условиях, следовательно, происходит перемещение вдоль той же кривой спроса.

 

1.3. Формирование спроса на отдельный товар

 

Ранее уже отмечалось, что на величину QD товара Х оказывает влияние количество потребителей, которые предъявляют спрос на этот товар. Желания и возможности каждого потребителя сугубо индивидуальны (вспомним, что именно желания и возможности определяют QD любого товара). Поэтому теоретически можно предположить, что каждый покупатель предъявляет спрос на различное количество товара Х. В этом случае общий рыночный спрос на товар Х со стороны всех потенциальных потребителей должен равняться сумме индивидуальных спросов этих потребителей.

Если представить спрос каждого покупателя в виде кривой спроса, то кривая рыночного спроса выступит как графическая сумма всех индивидуальных кривых спроса.

Такой принцип построения кривых носит название горизонтального суммирования. Пример построения кривой рыночного спроса двух потребителей A и B путем горизонтального суммирования приведен на рис. 2.

Линия D1 (см. рис. 2а) – кривая спроса покупателя А, D2 – покупателя В. Абсцисса любой точки суммарной кривой D3 при каждой цене определяется как сумма абсцисс кривых D1 и D2 при этой же цене. Так, при цене товара Х в Р1, абсцисса точки С равна сумме абсцисс точек А и В: Qc = Qa + Qb

Из сказанного выше следует важный вывод. Чтобы определить, как образуется рыночный спрос на товар Х, необходимо ответить на вопрос: каким образом формируется индивидуальный спрос каждого покупателя на товар Х. В современной экономической науке рассматриваются три подхода к изучению индивидуального спроса потребителей:

1) на основе «эффекта дохода»  и «эффекта замещения»;

2) с использованием теории предельной  полезности;

3) при помощи концепции, так называемых «кривых безразличия».

Рис. 2. Построение кривой рыночного спроса двух потребителей методом горизонтального суммирования

Информация о работе Исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения