Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 12:36, курсовая работа
Спрос (в экономике) — это количество товара, которое покупатели желают купить по данной цене. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам. Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса представляет собой готовность купить определённое количество товара при одной конкретной цене, а полный спрос на товар — это совокупность величин спроса при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены.
Введение
1. Спрос на товары и услуги. Факторы, определяющие спрос.
1.1 Изменение спроса. Сдвиги кривой спроса
1.2 Сдвиг кривой спроса и перемещение по кривой спроса.
1.3. Формирование спроса на отдельный товар
2. Исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения
2.1 Эффект Гиффена
2.2 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу
2.3 Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому
2.4 Потребительское поведение
3. Взаимодействие спроса и предложения
4. Эластичность спроса и предложения
Заключение
Список литературы
2. Исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения
Рассмотрим некоторый товар Х и покупателя А. Пусть при цене товара в Px покупатель А предъявит спрос на Qx единиц товара Х. Предположим, что цена товара Х изменилась, например, снизилась до Px. Что произойдет? Ответ для нас очевиден: количество товара Х, на которое предъявляет спрос покупатель А, возрастет. Но почему? На совокупном рынке товаров и услуг покупатель А может приобретать не только товар Х. Располагая ограниченным бюджетом, он выделяет на приобретение товара Х только часть своих средств, а остальное распределяет на приобретение всех остальных благ. Поэтому, чтобы определить реакцию потребителя на уменьшение цены товара Х, мы мысленно должны положить на одну чашу весов товар Х, а на другую – все остальные товары и услуги и выяснить, каким образом изменятся его приоритеты, т.е. желания в приобретении товара Х и всех остальных товаров (возможности покупателя А не изменятся, так как его бюджет остался таким же), при снижении цены товара Х.
Эффект замещения показывает, что если для удовлетворения своих желаний покупатели вместо товара Х могут использовать другие товары, то при снижении цены Рх товара Х они охотнее будут заменять другие товары, которые стали дороже, более дешевым товаром Х.
Следовательно, при понижении Рх, величины QDх возрастут. Например, маргарин и сливочное масло являются товарами-заменителями. Когда цена маргарина повышается, для домохозяйств сливочное масло становится относительно дешевым и они станут заменять им относительно более дорогой маргарин. Это приведет к увеличению QD масла. Если цена товара Х снижается, то для покупателя А он становится более привлекательным, более доступным, чем все остальные товары, поэтому потребитель охотнее будет приобретать именно этот товар, «замещая» им остальные товары. Отложим на графике по оси ординат QDs всех остальных товаров и услуг (чтобы это сделать, мы должны представить данную величину в денежной форме, поскольку невозможно объединить в QDo, например QD яблок, измеряемое в килограммах, QD книг, измеряемое в штуках, QD электроэнергии, измеряемое в ваттах и т.п.) (рис. 3).
Снижение цены товара Х приводит к увеличению QDx и падению QDо.
Точка а соответствует положению на рынке, когда цена товара X равняется Рx: потребитель предъявляет спрос на Qx' единиц товара Х и Qо' всех остальных товаров. Если цена товара Х снизится, то покупатель А предпочтет увеличить закупки товара Х, «замещая» им остальные товары. Следовательно, QDx возрастет до Qx", а QDо снизится до Qo''.
Дальнейшее падение цены товара Х, например до P"', приведет к увеличению QDx доQx"', а QDo' снизится до Qo"'.
Конкретные величины Px', Px", Px"' и Qx', Qx", Qx"' можно перенести в таблицу и, продолжив исследование зависимости QD товара Х от его цены, получить классическое табличное представление спроса на товар Х.
Если бы реакция потребителя объяснялась только эффектом замещения, то, перенеся эти данные на график (рис. 4), где по осям отложены величины Px и QDx, мы бы построили кривую спроса покупателя А на товар Х, т.е. решили бы поставленную задачу. Степень влияния эффекта замещения можно объяснить наличием заменителей у товара Х. Чем их больше, тем значительней эффект замещения (и более эластичен спрос по цене).
Рис. 3. Реакция QDx и QDs на изменения Рх
Рис. 4. Построение кривой спроса
Кривая D1 описывает спрос на товар Х в том случае, когда на него оказывает влияние только эффект замещения.
Для качественных товаров эффект дохода увеличивает QDx при любой цене, и суммарная кривая спроса принимает вид D2.
Кривая D3 соответствует спросу на товары низкого качества. Когда спрос абсолютно неэластичен, эффект дохода компенсирует эффект замещения и кривая спроса становится вертикальной (кривая D4).
Для гиффеновских товаров (см. ниже) кривая спроса имеет «восходящий» вид (кривая D5).
Однако на изменение приоритетов покупателя А оказывает влияние еще один фактор – эффект дохода.
Суть его состоит в следующем: если цена товара Х снижается, то покупателю А требуется выделять на приобретение того же количества товара Х меньшую часть своего бюджета. Так, например, на приобретение товара Х по цене 20 руб. за 1 кг покупатель А потратил 100 руб., т.е. приобрел 5 кг товара Х. Если цена товара Х понизится до 10 руб. за 1 кг, то на покупку тех же 5 кг данного товара Х покупателю А понадобится только 50 руб. В итоге получается, что при неизменном денежном доходе покупателя А, его реальный доход возрос на 50 руб.
Как же покупатель А распорядится этими 50 руб.? Ответ на это вопрос не однозначен. В зависимости от реакции покупателей на увеличение реального дохода все товары можно подразделить на три категории:
1) нормальные, или качественные, товары;
2) товары низкого качества;
3) так называемые гиффеновские товары.
Сразу отметим, что это деление строго индивидуально для каждого потребителя, иными словами, эффект дохода сказывается по-разному для разных покупателей. Для нормальных товаров характерно следующее: часть возросшего реального дохода покупатель пускает на увеличение потребления этих же товаров, т.е. эффект замещения и эффект дохода действуют в одном направлении; если цена товара Х снизится, то, вследствие увеличения в этой связи реального дохода, покупатель А повысит закупки товара Х. Это приведет к тому, что при каждой цене товара Х он будет предъявлять спрос на большее количество товара Х, чем под влиянием только эффекта замещения. Поэтому в конечном виде кривая спроса покупателя А на товар Х займет положение D2 (см. рис. 4). Нормальные товары, как известно, имеют положительную величину эластичности спроса по доходу. Эффект дохода в наибольшей степени сказывается в отношении таких товаров, как продукты питания, одежда, сигареты и т.п., расходы на которые составляют значительную часть в бюджете покупателя (иначе изменение цены товара слабо скажется на реальном доходе покупателя). Но одновременно с этим, цена единицы товара невелика (покупателю трудно будет увеличить покупки дорогих товаров за счет увеличения реального дохода из-за снижения цены товара). С понижением цены товара его эластичность по цене падает.
Следовательно, мы вправе предполагать, что эффект дохода в большей степени сказывается в неэластичной области низких цен. А так как эластичность по цене, в первую очередь, зависит от наличия товаров-заменителей, то можно сделать вывод о том, что эффект дохода и эффект замещения взаимно исключают друг друга; с ростом эффекта замещения влияние эффекта дохода сказывается все меньше (и наоборот).
В том случае, когда в результате уменьшения цены товара Х высвобождается значительная сумма денег и реальный доход резко возрастает, реакция покупателя А может быть совсем неожиданной. Если товар Х будет некачественным товаром, то денежную прибавку покупатель А может пустить на расширение покупок «иных товаров», а не товара Х. Это характерно для товаров, эластичность спроса которых по доходу отрицательна. Значит, для некачественных товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях и эффект дохода (в этом случае его можно назвать «обратным эффектом дохода») снижает эффект замещения. В результате этого спрос на товар Х становится менее эластичным по цене и кривая спроса перемещается в положение D3 (вспомним, что с увеличением цены товара Х эластичность спроса по цене растет, так как она, в первую очередь, зависит от наличия товаров-заменителей). Чем выше цена, тем выше эластичность по цене и тем сильнее сказывается эффект замещения и, соответственно, меньше – эффект дохода. Поэтому кривая спроса как бы поворачивается по часовой стрелке.
Если при каждой цене обратный эффект дохода будет полностью нейтрализовывать эффект замещения, то кривая спроса станет вертикальной (D4), а спрос – абсолютно неэластичным. В этом случае покупатель А будет приобретать некое Qn количество товара Х при любой цене.
Наконец, может произойти парадоксальный случай: обратный эффект дохода превысит эффект замещения, в результате чего с понижением цены товара Х его QD также понизится (и наоборот, увеличение цены Px будет приводить к росту Qdx).
Представим такую ситуацию: покупатель А всегда хотел покупать для своих детей виноград как высоковитаминный продукт, но на это не хватало средств. Если вдруг резко упадет цена картофеля, на который покупатель А тратил значительные средства, то он будет в состоянии не только покупать на высвободившиеся деньги виноград, но сможет также сократить покупки картофеля, чтобы дети ели побольше винограда.
2.1 Эффект Гиффена.
Подобный эффект впервые наблюдал английский экономист Гиффен. Изучая в конце XIX в. потребление англичан, он обратил внимание на то, что бедняки покупали хлеба в больших количествах тогда, когда цена на него была выше. Это он связывал с тем, что в бюджете бедных семей расходы на хлеб занимали значительную долю. Повышение цен на неэластичный товар (хлеб) приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были отказываться от покупок остальных товаров, увеличивая потребление хлеба, чтобы просто не умереть с голоду. Поэтому кривая спроса английских бедняков на хлеб в конце XIX в. имела «восходящий» вид.
Эффект Гиффена редко наблюдается в развитых странах. Товары, на которых он проявляется, носят название гиффеновских товаров. Для последних кривая спроса имеет «восходящий» характер (см. D5 на рис. 4).
Изменение объема спроса, достигнутое с помощью первого способа, называется эффектом замены, а с помощью второго способа – эффектом дохода. При этом предполагается, что оба эффекта возникают в условиях стабильности денежного дохода потребителя и цен всех других товаров, кроме рассматриваемого.
2.2 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу
Существуют две точки зрения относительно того, как следует делить общий эффект изменения цены (в качестве которого выступает изменение объема спроса) на эффект замены и эффект дохода. Одна из них принадлежит английскому экономисту Дж. Хиксу, а другая – русскому математику и экономисту Е.Слуцкому.
Хикс полагал, что для выполнения этой процедуры необходимо воспользоваться вспомогательной бюджетной линией А'В" (рис. 5). Ее следует провести таким образом, чтобы она, во-первых, была параллельна бюджетной линии АВ' и, во-вторых, являлась касательной к исходной кривой безразличия U1.
Это означает, что с помощью такой вспомогательной бюджетной линии обеспечивается сохранение, с одной стороны, нового соотношения цен, а с другой – первоначального уровня удовлетворения индивидуума.
Полученная точка вспомогательного оптимума E3 позволяет разделить общий прирост спроса на товар X, вызванный снижением его цены, на эффект замены и эффект дохода. Общий прирост спроса соответствует отрезку X1X2. Точка Х3 делит его на эффект замены (отрезок Х1Х3) и эффект дохода (отрезок Х1X3). Формирование эффекта замены происходит при сдвиге оптимума потребителя из точки E1 в точку Е3 вдоль кривой безразличия U1. Это позволяет сделать вывод, что на данном участке реальный доход индивидуума остается неизменным, поскольку здесь сокращение спроса на товар Y (ввиду того, что он относительно товара Х стал дороже) компенсируется увеличением спроса на товар X.
Эффект дохода формируется в процессе сдвига оптимума из точки E3 в точку E2. Особенность этого участка состоит в том, что здесь осуществляется переход с одной кривой безразличия на другую (с U1 на U2). А такой скачок потребитель может совершить лишь в условиях роста его реального дохода, что, естественно, и обеспечивает дополнительное увеличение спроса на товар X, как, впрочем, и на товар Y.
Рис. 5. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Цена товара Х снижается
Цена товара Х повышается. Если, напротив, цена товара Х не снижается, а повышается, то определение эффекта замены и эффекта дохода осуществляется в обратной последовательности (рис. 6). Здесь вспомогательная бюджетная линия А'В" касается в точке E3 кривой безразличия U2, а не U1 как это было в предыдущем примере (см. рис 5).
На рис. 6 эффект замены представлен отрезком Х3Х1 а эффект дохода – отрезком Х2Х3.
Рис. 6. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу.
2.3 Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому
Подход Б. Слуцкого к разделению общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода существенно отличается от подхода Хикса. Слуцкий предложил проводить вспомогательную бюджетную линию А'В" (рис. 7) не как касательную к первоначальной кривой безразличия U2, а как линию, проходящую через первоначальную точку оптимума потребителя E1 и в то же время параллельную бюджетной линии АВ'. В результате такого построения вспомогательной бюджетной линии А'В" она окажется касательной для более высокой кривой безразличия U3. Точка касания E3 характеризует некий вспомогательный оптимум потребителя, которому соответствует новое соотношение цен, сложившееся в результате повышения цены на товар X.
Рис.7. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому. Цена товара Х повышается.
Поскольку все три оптимума (Е1, Е2 и E3) лежат на разных кривых безразличия (соответственно на U2, U1и U3), то, естественно, ни о каком эффекте замены в данной ситуации не может быть и речи. Этот эффект, как известно, возникает лишь при перемещении потребителя в рамках одной и той же кривой безразличия. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что на рис. 7 мы по существу имеем дело лишь с двумя эффектами дохода. Так что подход Слуцкого не позволяет решить поставленную задачу.
2.4 Потребительское поведение
Предположим, что какая-то фирма разработала новый, усовершенствованный вид товара, качество которого, превышает уже производимые, ею изделия. Перед фирмой стоит вопрос, по какой цене продавать этот товар? Насколько выше может быть установлена цена на этот товар по сравнению с ценами на похожие товары? Какая цена окажется приемлемой для потребителей? Какое количество нового товара они приобретут?
Для ответа на поставленные вопросы фирма должна провести анализ спроса на продукцию, изменения цен и доходов покупателей, определить, от каких факторов зависит потребительский выбор.
Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность — понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако даже если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Например, мясо является очень полезным продуктом для большинства людей, однако высокие цены и ограниченные доходы не всем позволяют потреблять его в больших количествах. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции.
Информация о работе Исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения