Исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Спрос (в экономике) — это количество товара, которое покупатели желают купить по данной цене. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам. Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса представляет собой готовность купить определённое количество товара при одной конкретной цене, а полный спрос на товар — это совокупность величин спроса при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены.

Содержание работы

Введение
1. Спрос на товары и услуги. Факторы, определяющие спрос.
1.1 Изменение спроса. Сдвиги кривой спроса
1.2 Сдвиг кривой спроса и перемещение по кривой спроса.
1.3. Формирование спроса на отдельный товар
2. Исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения
2.1 Эффект Гиффена
2.2 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу
2.3 Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому
2.4 Потребительское поведение
3. Взаимодействие спроса и предложения
4. Эластичность спроса и предложения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая - микроэкономика.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Предельной называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции. В сильную жару первый стакан газированной воды будет обладать очень высокой полезностью, второй — меньшей, а пятый может оказаться абсолютно бесполезным. Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления.

Как может быть использован закон убывающей предельной полезности при объяснении потребительского выбора? Предположим, что мы пришли в магазин за покупками, имея 350 руб. Предположим также, что имеется всего два товара: А и Б, цены которых соответственно 50 и 100 руб. Сколько единиц товара А и Б мы купим? Иными словами, как мы распределим наш бюджет на покупку этих товаров, исходя из их полезности.

При снижении цены товара возникают два эффекта. Во-первых, потребитель заменяет подешевевшим товаром некоторые другие товары, и спрос на данный товар увеличивается. Во-вторых, реальный доход покупателя увеличивается, поэтому он увеличивает спрос на некоторые товары, к которым обычно принадлежит и подешевевший товар. Например, снижение цен на куры (или не такой быстрый их рост) заставит нас покупать больше кур по сравнению с говядиной или свининой.

Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цен и сокращение его при повышении последних.

Для низших товаров ситуация зависит от степени воздействия каждого из этих эффектов на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на низший товар будет иметь ту же форму, что и на нормальный. Например, с ростом цен на сливочное масло мы стали больше покупать относительно дешевого маргарина. Если влияние эффекта дохода выше, чем эффекта замещения, наблюдается обратная картина: при увеличении цены растет потребление низшего товара. Например, в течение 1992 г. средняя семья в России увеличила потребление сахара, несмотря на повышение цены на него в 4000 раз, в то время как цены на шоколадные конфеты выросли примерно в 3000 раз. Здесь сработал эффект дохода: общее снижение жизненного уровня населения привело к росту потребления товаров низшей категории (в данном случае сахара).

Реальный доход есть максимальная полезность, которую может получить потребитель, обладающий данным денежным доходом. Таким образом, характер зависимости объема спроса от цены товара определяется эффектом замены и эффектом дохода.

 Рис. 8. Эффект замены и эффект дохода, когда благо Х некачественное (а – цена повышается; б – цена снижается)

 

3. Взаимодействие спроса и предложения

 

а) рыночное равновесие и рыночная цена

Выяснив, что такое спрос и предложение, можно перейти к рассмотрению того, как происходит взаимодействие между ними, и каким образом устанавливаются рыночные цены товаров и достигается рыночное равновесие.

Чтобы нагляднее понять механизм ценообразования, вернемся к нашему условному примеру.

Цена за

1 единицу товара

в у.д.е.

Величина

спроса в

штуках

Величина

предложения в

штуках

Превышение спроса над

предложением + или -

5

10

80

-70

4

20

55

-35

3

35

35

0

2

85

20

+35

1

55

10

+70


Данные, приведенные в таблице, наглядно показывают, что только при цене 3 у.е. за единицу товара, количество продукта, на которое предъявлен спрос, равно количеству предложенного продукта. При цене меньше 3-х налицо нехватка товара, т.е. имеет место превышение спроса над предложением. И, наоборот, при цене выше 3-х на рынке появится излишек данного товара и будет наблюдаться превышение предложения над спросом.

К чему это приводит? После того, как 10 единиц товара по цене, например, 5 у.е. за 1 товар будут реализованы, у продавца останутся нереализованными 70 единиц товара. В этом случае продавец начинает снижать цены, пока спрос и предложение не сравняются друг с другом, и цена не установится на уровне 3-х.

Следовательно, превышение предложения вызывает снижение цены на товар (давит на цену сверху).

Аналогичная картина наблюдается в случае превышения спроса над предложением: цена на товар растет, пока она не установится на уровне 3-х (т.е. происходит давление на цену снизу).

Если же цена равна 3-м, то количество предложенного товара равно объему данного товара, который покупатели желают приобрести. Поэтому изменение цены не происходит. Цена товара, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой. Соответствующий этой цене объем товара называется равновесным количеством товара.

Рис. 9 Взаимодействие спроса и предложения

 

Графически взаимодействие спроса и предложения выглядит следующим образом (рис. 9). В точке (Е) пересечения кривой спроса и кривой предложения достигается рыночное равновесие. Она называется точкой рыночного равновесия и показывает уровень цены рыночного равновесия и равновесный объем производства. При других уровнях цены данного товара равенство спроса и предложения не обеспечивается.

Равновесие спроса и предложения приводит к общему равновесию в экономике.

В условиях свободной конкуренции при прочих равных условиях любое состояние рынка, кроме равновесного, будет нестабильным. Нарушение равновесия в условиях свободной конкуренции восстанавливается, как мы уже видели, автоматически, через конкурентное понижение и повышение цен в случае дефицита или избытка товара на рынке.

Такое свободное движение цены, постоянное ее стремление к равновесному значению является следствием уравновешивающей функции цены.

б) регулирование цен государством

Мы рассмотрели примеры, когда рынок сам является регулятором

экономических процессов. Но в экономике может сложиться такая ситуация, когда государство будет пытаться само отрегулировать цены, устанавливая верхние и нижние пределы.

Верхние границы цен – занижены по сравнению с равновесной ценой.

Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства – «замораживание цен», т. е. фиксирование их на определенном уровне, с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Проблему нехватки товаров, которая возникает как результат искусственного занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса, т.е. введения карточной системы или иных систем нормирования распределения.

Нижние границы цен – устанавливает государство, пытаясь увеличить доходы отдельных производителей. В основном эта мера применима к сельскохозяйственным производителям. Государство на определенный срок устанавливает нижние границы цен на продукцию выше цены равновесия.

Подобная ценовая дотация поддерживает сельское хозяйство, но порождает негативные последствия.

Рыночная система саморегулирования в такой ситуации не действует.

Повышение цены стимулирует предложение, но одновременно снижает прос.

Возникают излишки продукции, которые вынуждено скупать государство, создавая тем самым благоприятные условия для фермеров и нежелательные для потребителей. Излишек продукции нужно сохранить или уничтожить, на что также требуются дополнительные затраты.

В этих условиях государство вынуждено сокращать посевные площади, выплачивая компенсации фермерам, что тяжелым бременем ложится на бюджет.

Итак, вмешательство государства в регулирование цен отрицательно влияет на действие рыночного механизма: происходит рассогласование спроса и предложения, что влечет за собой образование дефицита или излишков.

4. Эластичность спроса и предложения

 

а) эластичность спроса по цене

Существует зависимость между изменением цены и тем количеством товара, на которое люди увеличивают или уменьшают свои покупки. Это очень важная зависимость со множеством полезных приложений. Это понятие обозначается как ценовая эластичность спроса. Эластичность означает интенсивность реакции. Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то спрос эластичен. Если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет объем покупок, то говорят, что спрос неэластичен.

Пример: цена яиц увеличилась на 10%, что привело к сокращению числа продаваемых яиц на 5%. Эластичность спроса в этом случае равняется 0,5/10% = 5% .

Различают пять вариантов эластичности.

1) Эластичный спрос (Еd > 1). Это ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей мере, чем цена (рис. 10).

2) Эластичность единичная (Ed = 1). Она имеет место тогда, когда на каждый процент изменения цены количество спроса изменяется на 1% (рис. 12).

3) Неэластичный спрос (Ed < 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена (рис. 11).

4) Абсолютно эластичный спрос (Ed = ∞). Это ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены.

5) Абсолютно неэластичный спрос (Еd = 0). В этом случае величина спроса не изменяется при любом изменении цены (либо изменяется крайне мало).

О характере эластичности спроса судят и по такому показателю, как «совокупная выручка», которая определяется путем произведения цены единицы товара на число совершенных продаж. Совокупная выручка сопоставляется с изменением цены. Если изменение цены приводит к противоположному изменению совокупной выручки, то спрос считается эластичным. А если изменения однонаправлены, то спрос неэластичный.

От чего зависит эластичность спроса? Она зависит от целого ряда причин.

1. Чем больше у товара заменителей  и чем ближе их полезные  свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар. Например, при повышении цены на пиво одной марки покупатели могут переключить свой спрос на другую марку пива, цена которого равна старой цене данного пива.

2. Чем меньше у товара заменителей, тем ниже эластичность спроса.

Одним из самых неэластичных товаров является соль. Ее нельзя заменить каким-либо другим товаром.

3. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем эластичность спроса на этот товар ниже. Так, спрос на хлеб будет менее эластичным, чем спрос на поход в кинотеатр.

4. Спрос становится более эластичным  с течением времени.

5. В случае неэластичного спроса  производителю выгодно повышать цену товара, так как в этом случае его выручка увеличивается.

6. В случае эластичности спроса  производителю выгодно понижать цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать.

Рис. 10

Эластичный спрос

Рис. 11

Неэластичный спрос

Рис. 12

Единая эластичность

 

б) эластичность спроса по доходам

Ее можно определить аналогично эластичности спроса по цене.

Коэффициент эластичности по доходу выражается формулой:

Численное значение эластичности спроса по доходу связано с понятием качественных товаров и товаров низкого качества. Качественные товары имеют положительную эластичность, так как рост доходов увеличивает спрос на эти товары, т.е. доходы и спрос изменяются в одном и том же направлении.

Наоборот, товары низкого качества имеют отрицательную эластичность, так как рост доходов вызывает сокращение спроса, т.е. доходы и спрос изменяются в противоположных направлениях.

Эластичность спроса по доходам зависит от ряда факторов:

  • от значимости товара для бюджета семьи; чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность;
  • от того, является ли данный товар предметом первой необходимости или предметом роскоши; для товаров первой необходимости эластичность ниже, чем для предметов роскоши;
  • от консерватизма спроса: при росте доходов потребители не сразу переходят на потребление более дорогих товаров.

Выделяют три основные формы эластичности спроса по доходу:

1) положительную, когда объем спроса  растет с увеличением дохода;

2) отрицательную, когда объем спроса  уменьшается с ростом дохода;

3) нулевую, когда объем спроса  не чувствителен к изменению  дохода.

Первая форма эластичности относится к нормальным товарам, вторая – к товарам низкого качества и третья – к товарам, потребление которых не чувствительно к доходам. В первом случае – это предметы роскоши, во втором – некачественные товары, в третьем – это товары первой необходимости.

Информация о работе Исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения