Исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Спрос (в экономике) — это количество товара, которое покупатели желают купить по данной цене. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам. Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса представляет собой готовность купить определённое количество товара при одной конкретной цене, а полный спрос на товар — это совокупность величин спроса при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены.

Содержание работы

Введение
1. Спрос на товары и услуги. Факторы, определяющие спрос.
1.1 Изменение спроса. Сдвиги кривой спроса
1.2 Сдвиг кривой спроса и перемещение по кривой спроса.
1.3. Формирование спроса на отдельный товар
2. Исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения
2.1 Эффект Гиффена
2.2 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу
2.3 Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому
2.4 Потребительское поведение
3. Взаимодействие спроса и предложения
4. Эластичность спроса и предложения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая - микроэкономика.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

 

в) перекрестная эластичность

Спрос на товар зависит не только от цены на этот товар. Он зависит и от цен на другие товары. Данная зависимость характеризуется перекрестной эластичностью спроса по цене.

Перекрестная эластичность – это степень чувствительности спроса на товар к изменению цены другого товара.

Эта формула нам уже знакома. Отличие лишь в том, что объем спроса относится к одному товару, а цена – к другому. Перекрестная эластичность спроса связана с товарами-субститутами (заменителями) и товарами комплементами (взаимодополняемыми). Так, масло и маргарин являются товарами-субститутами. Повышение цены на масло вызовет рост спроса на маргарин, что приведет к росту спроса на маргарин. В этом случае перекрестная эластичность спроса положительна. Товары-комплементы имеют отрицательную перекрестную эластичность по цене, так как с повышением цены одного товара спрос на другой товар снижается. Например, повышение цены на обувь вызывает уменьшение спроса на нее, что, в свою очередь, сократит спрос на гуталин.

Выделяют три основные формы перекрестной эластичности:

а) положительная, характерна, взаимозаменяемым товарам;

б) отрицательная, характерна взаимодополняемым товарам;

в) нулевая, характерна товарам, которые не являются ни взамимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми.

г) эластичность предложения по цене

Если ценовая эластичность спроса – это реакция покупателя на изменение цены, то ценовая эластичность предложения – это реакция на изменение цены со стороны производителя. Как мы уже знаем, между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость. Эластичность предложения  позволяет определить степень реагирования производителей разной продукции на изменение цены.

Эластичность предложения по цене рассчитывается по формуле:

Эластичность предложения всегда положительна. На нее влияют следующие факторы:

  • способность к длительному хранению; и стоимость хранения; для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет низкой;
  • особенности производственного процесса; если производитель товара может расширять его производство при повышении цены или выпускать другой товар при снижении его цены, предложение данного товара будет эластичным;
  • временной фактор; производитель не в состоянии реагировать на изменение цены, так как требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье, либо уволить рабочих, рассчитаться с банковским кредитом.

Различают пять вариантов эластичности предложения. Ценовая эластичность предложения изменяется от нуля до бесконечности:

  • предложение считается эластичным, если Еs > 1;
  • предложение считается неэластичным, если Еs < 1;
  • эластичность будет единичной, когда она равна единице Еs = 1;
  • если объем предложения не увеличивается вне зависимости от того, насколько возрастет цена, то мы имеем дело с абсолютно неэластичным предложением;
  • если предложение вообще не возникает до тех пор, пока цена не достигнет определенного уровня, а если при данной цене и ниже ее продавцы готовы продавать любое требуемое количество продукции, то тогда говорят о абсолютном эластичном предложении, при котором Еs = ∞.

Мера чувствительности предложения в зависимости от изменения цены различна, исходя из временных периодов.

В коротком периоде предложение по цене мало эластично, так как оно может быть увеличено лишь путем более интенсивного применения производственных мощностей, которое увеличивает предложение на незначительную величину. В длительном периоде предложение по цене более эластично, ибо фирмы могут, расширив свои производственные мощности, и увеличить предложение.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении я подведу некоторые итоги проделанной мною работы по изучению одной из важнейших тем в разделе потребительского выбора.

Спрос (в экономике) — это количество товара, которое покупатели желают купить по данной цене. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам. Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса представляет собой готовность купить определённое количество товара при одной конкретной цене, а полный спрос на товар — это совокупность величин спроса при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены. Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Изменение цены какого-либо товара оказывает влияние на объем спроса на него двумя способами. Во-первых, посредством изменения соотношения цен, что приводит к смещению спроса с одних товаров на другие (с относительно дорогих на относительно дешевые). Во-вторых, посредством изменения покупательной способности или реального дохода потребителя, когда рост или снижение реального дохода индивидуума в результате изменения цены данного товара приводит соответственно к росту или снижению спроса на этот товар,  впрочем,  как и на другие товары. Изменение объема спроса, достигнутое с помощью первого способа, называется эффектом замены, а с помощью второго способа – эффектом дохода. При этом предполагается, что оба эффекта возникают в условиях стабильности денежного дохода потребителя и цен всех других товаров, кроме рассматриваемого.  Существуют два различных подхода к этой проблеме, отличающиеся трактовкой реального дохода: подход Евгения Слуцкого и подход Дж. Хикса.

На основе теорий Хикса и Слуцкого могут быть построены скомпенсированные кривые спроса, которые отразят влияние эффекта замены на объём спроса на товар. Причём кривые спроса на товар будут иметь различный вид в зависимости от того с каким товаром мы имеем дело (качественный, некачественный, товар Гиффена).

И наконец, теория эффекта замены и эффекта дохода достаточно широко применяестя на практике, принимая различные формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. − М.: Республика, 1992.

2. Максимова В.Ф. Микроэкономика. −  М.: Маркет ДС, 2005.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. − М.: Норма-Инфра − М., 2000.

4. Микроэкономика: теория и российская  практика. / Под ред. А.Г. Грязновой  и А.Ю. Юданова − М.: Крокус, 2005.

5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. –  СПб.: СПБУЭФ, 1998.

6. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. − М., 1999.

7. Т. Пиндайк Г., Рубинфельд Д. Микроэкономика. − М.: Экономика, Дело, 1992.

8. Словарь современной экономической  теории. / Под ред. Дэвида У. Пирса.

9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи  Р. Экономика. М.: Дело лтд, 1993.

10. Экономическая теория: задачи, логические схемы, методические материалы. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. − СПб: СПБУФ,1999.

11. Журналы «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Экономические науки», «Экономист», «Деньги», «Эксперт», «Компании и рынки».

12. Газеты «Известия», Приложение  к «Независимой газете» НГ-политэкономия, «Коммерсант», «Экономика и жизнь».

13. Интернет-ресурсы, включая сайты  электронной библиотеки МЭСИ: www.ibc.mesi.ru.

 


Информация о работе Исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения