Исследование мирового рынка туристских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Туристическим рынком называют систему мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.
С 50-х годов прошлого века рынок туризма переживает подъем, с которым не сравнится ни один другой сектор мировой экономики. Мировой рынок туризма составляют страны-экспортеры и страны-импортеры туризма. В настоящее время основными районами, из которых выезжают туристы являются: Северная Америка (США и Канада) и Западная Европа (Великобритания).

Содержание работы

Введение
Глава 1 Современное состояние мирового рынка услуг
1.1 Характеристика услуги
1.2 Структура рынка услуги
1.3 Субъекты рынка
1.4 Спрос и предложение на рынке
1.5 Формы, виды и разновидности туризма
Глава 2 Особенности развития мирового рынка
2.1 Ценообразование рынка
2.2 Анализ конкуренции
2.3 Анализ динамики рынка
2.4 Позитивные и негативные характеристики рынка
2.5 Факторы, влияющие на развитие туризма
Глава 3 Перспективные технологии на рынке
3.1 Новые технологии на рынке
3.2 Общие тенденции в развитии
3.3 Туризм в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая мировая эк.3курс.docx

— 2.79 Мб (Скачать файл)

         Спрос на  путешествия в определенный туристский  регион (D) - это функция склонности  человека к путешествиям и  соответствующей величины сопротивления  связи между начальным пунктом  путешествия и местом назначения:

 

          D = f (склонность, сопротивление)

 

Склонность  к путешествиям может пониматься как предрасположенность человека к путешествиям и туризму, т. е. насколько  сильно человек желает путешествовать, в какие регионы, а также какие  виды путешествий он предпочитает. Для оценки склонности человека к  путешествиям следует принимать  во внимание психологические и демографические (социально-экономический статус) переменные, касающиеся человека, а также эффективность маркетинга.

        Сопротивление  же порождается экономической  дистанцией, иногда культурной дистанцией, слишком высокой стоимостью туристской  поездки, плохим качеством обслуживания, эффектом сезонности.

        Экономическая  дистанция связана со временем  и денежными расходами на путешествие  от начального пункта до места Значения и обратно. Чем больше экономическая дистанция, тем выше сопротивление (желание человека остаться дома) и ниже спрос. И наоборот, из этого следует, что если время на путешествие между начальным пунктом и пунктом назначения и стоимость этого путешествия уменьшить, то возрастет спрос. Так, всплеск спроса произошел с появлением больших самолетов, предназначенных для трансатлантических полетов. Это снизило стоимость путешествий почти на 50 %. Появление реактивных самолетов в 1959 г. и их усовершенствованных модификаций в конце 60-х значительно сократило время перелета (примерно в 2,5 раза), в результате чего грандиозно вырос спрос.

    Культурная дистанция  - степень различия между культурой  региона, из которого приехал  турист, и культурой принимающего  региона. Общая тенденция такова: чем больше культурные различия, тем больше сопротивление. Но  в некоторых случаях отношение  может быть и обратным, так,  например, в последнее время возрастает  спрос на экзотический туризм.

        Кроме того, относительная привлекательность  данного направления будет зависеть  от времени года, на которое  запланирован отпуск. Для лыжного  курорта, например, спрос будет  на самом высоком уровне в  зимние месяцы. Сопротивление же  в этот сезон минимально.

        На величину  спроса, его структуру и динамику  влияют самые различные факторы:  количество покупателей туристского  продукта, их денежные доходы, оценки  перспектив будущих доходов, бюджет  свободного времени, туристские  вкусы путешественников, реклама  и т. д.

        Рассмотрим 4 основных компонента туристского  предложения, определив взаимосвязь  туристского предложения и туристского  спроса.

         Туристское  предложение - это идеальная готовность  и реальная возможность товаропроизводителя  произвести и поставить на  рынок определенное количество  туристского товара.

        Предложение  туристского продукта зависит  от многих факторов: количества  туристских поставщиков (предприятия  размещения, питания, развлечений  и т. д.); количества фирм-продавцов;  уровня эффективности производства  туристских това-, ров и услуг;  уровня научно-технического прогресса;  системы налогообложения; цен  на факторы производства; оценки  перспектив спроса и будущих  доходов.

        Компоненты  предложения определенного туристского  региона могут быть разбиты  на 4 основные категории:

          1) природные  ресурсы;

2) инфраструктура;

3) материально-техническая  база туризма, которая включает: туроператоров и турагентов, предприятия  размещения, предприятия питания  и торговли, автотранспортные предприятия  и т. п.;

4) культурные  ресурсы гостеприимства.

 

         Целесообразно  рассмотреть каждый из этих  элементов подробнее.

        Природные  ресурсы каждого туристского  региона, доступные для туристского  пользования, составляют основу  предложения. Базовые элементы  этой категории включают воздух  и климат, физические особенности  местности (топографию), флору, фауну,  водные ресурсы, пляжи, памятники  природы и т. п. Качество  природных ресурсов необходимо  сохранять с целью поддержания  спроса. В сущности, туризм очень  чувствителен к качеству использования  природных ресурсов.

     Инфраструктура представляет  собой подземные и надземные  обслуживающие сооружения, включающие: водопровод, канализацию, газопровод, коммуникационную систему, а также  другие средства обслуживания, например  шоссе, аэропорты, автодороги, железнодорожные  пути, автостоянки, парковки, порты,  вокзалы и прочее. Инфраструктура  очень важна для успешного  развития туризма. Эти сооружения должны соответствовать интенсивности использования. Например, взлетные полосы аэропортов следует строить с учетом использования в будущем новейших видов реактивных самолетов для того, чтобы потом не пришлось проводить дорогостоящие реконструкции.

      Материально-техническая  база туризма является основой  развития организованного туризма,  так как она создает все  необходимые условия для предоставления  туристам полного комплекса услуг  (размещение, питание, перевозка,  экскурсии и т. д.) - В состав  материально-технической базы туризма  входят: туроператоры и турагенты,  предприятия размещения, предприятия  питания и торговли, автотранспортные  предприятия, бюро экскурсий и  т. п.

       По экономическим  элементам объекты материально-технической  базы подразделяются на основные  фонды и оборотные производственные  фонды (малоценные и быстроизнашивающиеся  предметы).

       По видам собственности  объекты материально-технической  базы подразделяются на собственные  (принадлежащие данному туристскому  хозяйствующему субъекту), арендованные  этим субъектом у юридических  лиц (например, аренда мест в  муниципальных гостиницах) и арендованные  у физических лиц.

      Одним из основных  и наиболее значимых элементов  материально-технической базы туризма являются средства размещения.

 

    1.  Формы, виды и разновидности туризма

 

Экономическая эффективность функционирования туризма  во многом определяется классификацией его форм.

Под классификацией форм туризма понимается их группировка  по однородным признакам, которые зависят  от конкретных практических целей.

Каждая  форма туризма характеризуется  своеобразием потребностей туристов и  предполагает соответствующий набор  услуг, удовлетворяющих эти потребности.

В производственно-обслуживающем  процессе туризма выделяют:

- форму  туризма;

- вид  туризма;

- разновидности  туризма.

Под формой туризма понимается, то пересекает ли турист государственную границу  своей страны, т.е. в основе деления  туризма на формы лежит страновый  признак.

По этому  признаку выделяют две формы туризма:

- внутренний,

- международный.

Внутренний  туризм - это отечественный туризм внутри своей страны, путешествия  в пределах Российской Федерации  лиц, постоянно проживающих в  РФ.

Международный туризм - это туризм в другую страну, т.е. иностранный туризм. В свою очередь  он разделяется на выездной и въездной. Выездной туризм - это путешествия  лиц, постоянно проживающих в  Российской Федерации, в другую страну. Въездной туризм - это путешествия  в пределах Российской Федерации  лиц, не проживающих постоянно в  Российской Федерации. Международный  туризм развивается под влиянием множества факторов, которые можно  свести в три группы: демографические, экономические, социальные.

Вид туризма  связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два  вида туризма: активный и пассивный.

Приезд  иностранных туристов в страну или  отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза  денег (валюты) в данную страну или  региона.

Путешествие граждан одной страны в другие государства или выезд туристов из данного региона страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валюты) из данной страны или региона.

Формы туризма  по наиболее характерным признакам  делятся на отдельные разновидности. К этим признакам относятся: главная  цель путешествия, характер организации  путешествия, интенсивность туристского  потока, продолжительность тура (путешествия), возрастной признак, используемый транспорт, форма сотрудничества.

В зависимости  от главной цели путешествия выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, научный, деловой.

Рекреационный туризм - это туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения. При этом следует иметь в виду, что пребывание граждан в специальных санаториях (как при наличии больничного  листа, так и при его отсутствии) не относится к туризму, так как  в данном случае санаторий - это разновидность  больницы. Передвижение людей в выходные дни в целях отдыха, развлечения, занятия спортом называется туризмом «конца недели».

Познавательный, или культурный, туризм - это путешествие  в целях ознакомления с историко-культурными  достопримечательностями и уникальными  природными объектами по определенной программе.

В научном  туризме преобладает посещение  конгрессов, симпозиумов и т.п., причем обычно с последующими экскурсионными поездками.

Деловой туризм (поездки бизнесменов с  деловыми целями) представляет собой  наиболее динамичный и доходный вид  туризма.

По характеру  организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный), стационарный и передвижной туризм.

Путешествие одного человека по собственному плану, включающему определение районов  посещения, продолжительность остановок, условий ночлега и т.п., называется индивидуальным, а путешествие группы людей (в том числе и семьи) на тех же условиях или по плану  туристского хозяйствующего субъекта называется групповым туризмом.

Путешествие одного туриста или группы туристов по точному маршруту и регламенту, установленному туристским хозяйствующим  субъектом, называется организованным туризмом. Данные туристы и туристский хозяйствующий субъект связаны  между собой взаимными требованиями и обязательствами.

Организованные  туристы обеспечиваются комплексом туристских услуг по заранее приобретенной  путевке на определенный срок (отдыхающие на турбазах, в санаториях, домах  отдыха, по курсовкам). К организованным туристам также относятся те, кто  на определенный срок приобрел лишь часть  туристских услуг (например, курсовку только на питание).

Путешествие отдельного туриста или группы туристов, не связанных никакими взаимными  обязательствами с туристским хозяйствующим  субъектом, называется самодеятельным (неорганизованным) туризмом. Самодеятельный туризм - это путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно.

Стационарный  туризм связан с постоянным местом размещения туриста на весь период действия туристской путевки. Передвижной  туризм - это туризм, связанный с  путешествием (круизы, туры).

Социальный  туризм - это путешествия, субсидируемые  из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

По интенсивности  туристских путевок различают постоянный и сезонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение  туристских регионов называется постоянным туризмом. Это характерно прежде всего  для наиболее известных центров  цивилизации, культуры, оздоровления: известных городов мира, курортов, мест, располагающих уникальными  минеральными водами и грязями.

Ещё один из видов туризма это сезонный - регионы принимают туристов преимущественно  в определенное время года. Туристские регионы, посещаемые только в определенное время года (например, летом или  зимой), характеризуются как односезонные туристские регионы. Регионы, посещаемые в любое время года (и летом, и зимой), называются двухсезонными. Сезоны в зависимости от степени  интенсивности посещения туристами  делятся на пиковый (т.е. наиболее загруженный), тихий (со средней степенью загрузки) и мертвый (незагруженный, почти  не посещаемый туристами) сезоны.

По продолжительности  пребывания туристов в путешествии  выделяют кратковременный и продолжительный  туризм. Кратковременный туризм - это  туризм, когда продолжительность  путешествия не превышает трех суток.

Продолжительный туризм - это туризм, при котором  срок путешествия более трех суток. В зависимости от сроков пребывания в путешествии существенным образом  изменяются потребности туризма.

Сокращение  времени путешествия на определенном (постоянном) маршруте ведет к увеличению в расходах туриста доли транспортной составляющей (т.е. его затрат на транспорт). В зависимости от возраста туристов выделяют детский, молодежный, зрелый туризм.

Информация о работе Исследование мирового рынка туристских услуг