Исследование мирового рынка туристских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Туристическим рынком называют систему мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.
С 50-х годов прошлого века рынок туризма переживает подъем, с которым не сравнится ни один другой сектор мировой экономики. Мировой рынок туризма составляют страны-экспортеры и страны-импортеры туризма. В настоящее время основными районами, из которых выезжают туристы являются: Северная Америка (США и Канада) и Западная Европа (Великобритания).

Содержание работы

Введение
Глава 1 Современное состояние мирового рынка услуг
1.1 Характеристика услуги
1.2 Структура рынка услуги
1.3 Субъекты рынка
1.4 Спрос и предложение на рынке
1.5 Формы, виды и разновидности туризма
Глава 2 Особенности развития мирового рынка
2.1 Ценообразование рынка
2.2 Анализ конкуренции
2.3 Анализ динамики рынка
2.4 Позитивные и негативные характеристики рынка
2.5 Факторы, влияющие на развитие туризма
Глава 3 Перспективные технологии на рынке
3.1 Новые технологии на рынке
3.2 Общие тенденции в развитии
3.3 Туризм в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая мировая эк.3курс.docx

— 2.79 Мб (Скачать файл)

Исходя  из используемых транспортных средств  для передвижения туристов различают  туризм с использованием личного  транспорта туриста и общественного  транспорта, т.е. транспорта, принадлежащего или арендованного туристским хозяйствующим  субъектом. К этим разновидностям туризма  относятся автотуризм, караванный круиз, морской и речной круизы и т.п.

По форме  сотрудничества можно выделить безвалютный  и валютный обмен туристскими  группами. Безвалютный обмен представляет собой взаимные поездки туристских групп на основе равенства предоставляемых  услуг в течение определенного  количества дней. Сотрудничество с  партнерскими туристскими хозяйствующими субъектами на валютной основе предполагает оплату предоставляемых услуг платежами  в валюте, оговоренной партнерами: как правило, в двухсторонних  соглашениях определяется валютная стоимость одного комплексного дня  обслуживания.

 

      Вывод:    Международный туризм  растет так же быстро, как и  изменяется. Туристы не только  много знают о своих возможностях  выбора в зарубежных путешествиях, они стали намного требовательнее  в удовлетворении своих желаний.

    Туристская  организация должна устойчиво  работать в постоянно меняющейся  конкурентной среде, где встречается  несколько рынков, вместе определяющих  конъюнктуру рынка туризма: финансовый  рынок, рынок сырья, рынок инвестиций, рынок туристского продукта, и оказывающих воздействие на экономику туристского предприятия.

 

 

 

 

Глава 2 Особенности развития мирового рынка

2.1 Ценообразование  рынка

 

      Услуги туризма представляют  собой конечный продукт, предназначенный  непосредственно для потребления,  поэтому цены на услуги —  это розничные цены.

Устойчивость  спроса на туристические услуги зависит  от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен  на них следует учитывать следующий  психологический момент: цена не должна вызывать отрицательных эмоций у  потенциальных покупателей.

    Процессы  производства, реализации и потребления  услуг совпадают по времени,  поэтому в сфере услуг применяется  сезонная дифференциация цен  и тарифов; спрос на услуги  туризма носит ярко выраженный  сезонный характер.

    Туристические  услуги реализуются как на  внутреннем, так и на мировом  рынках, поэтому при оценке качества  и стандартизации принимаются  во внимание международные требования, так как цены для иностранных  туристов, как правило, более высокие,  чем для отечественных, и устанавливаются  в свободно конвертируемой валюте.

    Цены  на туристические услуги должны  включать потребительские стоимости,  которые не принимают непосредственно  товарную форму (например, национальные  парки, исторические памятники)  или не являются продуктами  труда, а созданы природой (горы, водопады).

   Наличие  разных методов установления  цен в условиях рынка позволяет  фирме осуществлять ценовые манипуляции.  Зачастую увеличение цены воспринимается  клиентами как рост ценности  предлагаемой услуги. Поэтому иногда  на примерно одинаковые товары  устанавливаются разные цены. Если  разрыв в уровне цен небольшой,  то потребитель покупает более  дорогую услугу, предполагая, что  ее качество выше. Однако этот  путь очень опасен. Можно обмануть  клиента раз или два и получить  при этом высокий доход, но  в будущем — потерять не  только клиентов, но и партнеров.

 

 

 

 

 

2.2Анализ  конкуренции

 

 

   Туристский  рынок запускает важнейший механизм  рыночной экономики - конкуренцию,  определяющий признак рынка, характеризующий  ситуацию, при которой все участники  рынка стремятся достичь своих  целей (продать товар с максимальной  прибылью или купить товар  с минимальными затратами) в  ущерб другим, тоже стремящимся  к подобным целям. На рынке  продавцов выигрывает тот, кто  предлагает туристский продукт  по более низкой цене, чем конкуренты. Товар более высокого качества  создает при этом дополнительные  преимущества. Конкуренция представляет  сложнейший механизм соперничества  между всеми участниками рынка  за выгодные для себя условия  производства, купли и продажи.  Конкуренция на рынке туризма  также означает соперничество  между поставщиками туристского  продукта и туристских услуг  в борьбе за долю рынка, которое  полезно для достижения оптимальности  по Парето.

   Различают  конкуренцию:

• совершенную (немонополистическую);

• несовершенную (олигополию, монополию, смешанные формы). Конкуренция несовершенная - состояние  рыночной системы хозяйствования, при  котором нарушается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции.

Максимально деформируют туристский рынок совершенной  конкуренции глобальные системы  бронирования и резервирования, которые  фактически поделили мир на сферы  влияния и вместе с ведущими ми авиакомпаниями пытаются монополизировать туристский рынок сначала в географическом, а затем и в отраслевом (по видам  туристского продукта) аспектах.

Конкуренция совершенная - идеальное состояние  рыночной системы хозяйствования, когда:

• на рынке  множество покупателей и продавцов, и ни один из этих агентов рынка  не может решающим образом влиять на положение рыночной конъюнктуры;

• для продажи  предлагаются одинаковые, однородные товары и услуги;

• ни один из участников рынка не знает о рынке  больше, чем остальные, так что  все продавцы и все покупатели имеют о рынке одинаковую и  полную информацию;

• покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его.

Несмотря  на большое количество действующих  туроператоров и турагентов, основная тенденция туристского рынка - уход от рынка совершенной конкуренции  в сторону его монополизации.

Как правило, в туризме отсутствует ситуация совершенной конкуренции, поскольку  это область не только протекционистской  деятельности и лоббирования государственных  структур и трансконтинентальных корпораций, но и активной государственной политики многих стран и объединений в  защиту национальных и региональных экономических интересов. Конкуренция  на туристском рынке не только приводит к постоянным колебаниям в ценах, спросе и предложении туристского  продукта, но и проявляется в других функциях рынка.

Конкуренция на рынке туризма означает проявление альтернативной инициативы со стороны  других туристских предприятий в  освоении тех же сегментов рынка. Конкуренция рынка туризма возможна при условии свободы предпринимательства. Она является важнейшим двигателем творчества, новаторства и прогресса, стимулирует развитие туристского рынка. Конкурентами данному туристскому предприятию являются предприятия, производящие:

а) тот же туристский продукт и в тех  же условиях; б) тот же туристский продукт, но в других условиях; в) другую продукцию, способную заменить данный туристский продукт.

Типы конкуренции  на туристском рынке:

• туристский продукт - туристский продукт аналог;

• туристский продукт - туристский продукт заменитель;

 • туристский  продукт - туристская услуга.

Важным условием стабильного развития туристской организации  является ее конкурентоспособность - способность  противостоять на рынке туризма  конкуренции со стороны других туристских предприятий, определяемая положением предприятия, а также производимым туристским продуктом.

 

 

 

 

 

2.3 Анализ  динамики рынка

 

    Как  показало исследование, 81.6% выборки  (531 человек) пользовались услугами  туристических фирм Приморского  края, 18.4% (120 человек) – не пользовались.  Из 120 человек, не пользовавшихся  услугами туристических предприятий, 65,8% составляют мужчины, 34,2% - женщины.  Так как целями исследований  предусмотрено изучение мнения  людей, пользовавшихся услугами  туристических фирм Приморского  края, дальнейший анализ основывается  на выборке в 531 человек.

    Наибольшую  часть выборки (около 60%) представляют  респонденты от 26 до 45 лет. Потребителей  женского пола было опрошено  в каждой возрастной категории  в среднем на 2% больше, чем потребителей  мужского пола.

     Туристические поездки совершаются  чаще служащими и специалистами  коммерческих фирм (52% выборки), на  втором месте стоят руководители  и частные предприниматели (24%).

    Туристические  поездки чаще совершаются людьми  со средним уровнем дохода (47,1% выборки). Из данной группы потребителей  наибольшие доли приходятся на  лица женского пола в возрасте 26 - 35 лет (7,9% выборки), лица мужского (7,72%) и женского (7.34%) пола в возрасте 36 - 45 лет.

    Повторно  услугами одной и той же  фирмы пользуются 56,7% выборки (301 респондент). Остальные респонденты  либо пользовались услугами туристических  фирм единожды, либо обращались  в разные туристические фирмы. 

Важными факторами, оказывающими влияние на повторную  покупку на данном рынке, являются:

 

    1. качественные параметры предоставляемых  услуг – 66,4% (удовлетворительный  сервис, выполнение всех условий  договора при первой поездке,  а отсюда и появление доверия  к фирме);

    2. приемлемый уровень цен. 

 

 Необходимо  заметить, что качество услуг  в данном случае является более  важным параметром, чем цена.

    Одной  из основных задач исследования  было выяснить, что является наиболее  важным для потребителей при  выборе туристической фирмы.

    Наиболее  важным критерием выбора туристической  фирмы является цена. На втором  месте – имидж фирмы (41,6%), что  подтверждает вторичные данные  о важности формирования положительного  образа фирмы в глазах потребителей  для предприятий, работающих на  рынке услуг вообще и туристических,  в частности. К важным критериям  выбора потребители относят так  же культуру обслуживания, полноту  предоставляемых услуг и наличие  скидок (38,2%; 37.1%; и 36,5% соответственно).

  Туристическим  предприятиям необходимо в первую  очередь обращать внимание на  выбор фирм-смежников, так как  от работы каждого из них  зависит и оценка потребителями  работы фирмы – организатора  туризма. Тщательное выполнение  всех пунктов договора является  необходимым (но не достаточным)  условием обеспечения конкурентоспособности  туристического предприятия. Еще  одним важным параметром, влияющим  на конкурентоспособность турфирмы, является квалифицированный персонал. Руководителям турфирм необходимо  уделять особое внимание подбору  и обучению сотрудников, ведь  услуги персонала туристической  фирмы являются одной из составляющих  туристического продукта.

 

2.4 Позитивные  и негативные характеристики  рынка

 

Большинство ученых мира сходится во мнении, что  туризм активно способствует развитию удаленных, малонаселенных и слаборазвитых  регионов. Создание там предприятий  туристско-рекреационной сферы способствует нейтрализации таких негативных последствий, как отток населения  в крупные города, разрушение традиционного  уклада жизни, в основном сельского  населения, благоприятствует созданию новых рабочих мест, возрождению  исконных культурных ценностей, охране и восстановлению культурно-исторических памятников и т.д. Стоит отметить и возможные негативные следствия от ведения туристической деятельности, связанные, например, с обострением социальной обстановки, которой могут появляться  в виде конфликтов между местным населением и туристами. На сегодняшний день одним из ключевых направлений развития туризма, находящихся в фокусе ЮНВТО наряду с политикой обеспечения устойчивого развития туристической отрасли, является борьба с бедностью, главным образом, в развивающихся странах. Для этого организацией была запущена инициатива Техническое сотрудничество и устойчивый туризм – ликвидация бедности, связанная Целями развития тысячелетия ООН. Через данную инициативу ЮНВТО осуществляет помощь развивающимся странам в разработке государственной политики в сфере туризма, обеспечении подготовки управленческих кадров, стратегическом позиционировании страны, как туристического направления и разработке привлекательного турпродукта.

 

2.5 Факторы, влияющие на развитие туризма

 

На развитие туризма сегодня влияют следующие  факторы:

Во-первых, что  так называемый синдром «11 сентября». Эксперты уверенны, что он все еще  оказывает влияние на мировой  туристский рынок, но иногда его влияние  преувеличивается. Фактор террористической угрозы, уже прочно занял свое место  в современном мире, По мнению специалистов ВТО в 2002 г. его влияние на туризм было локальным и ограниченным во времени.

Наибольший  ущерб индустрии туризма, по-видимому, принес теракт на тунисском курорте  Джерба, отразившийся на динамике туристских прибытий всей Северной Африки, поскольку  он был совершен в преддверии высокого сезона. Взрывы в Момбасе, произошедшие поздней осенью, оказали на туристскую индустрию Африки гораздо меньшее  влияние. Не вызвали серьезного кризиса  в туризме и теракты в Индонезии, хотя трагедия на Бали обернулась для  страны падением туристского потока на 2,2%. Все эти факты свидетельствуют  о том, что экономическая ситуация в мире оказывает на международный  туризм намного большее влияние, чем террористическая угроза.

Информация о работе Исследование мирового рынка туристских услуг