Исследование мирового рынка туристских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Туристическим рынком называют систему мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.
С 50-х годов прошлого века рынок туризма переживает подъем, с которым не сравнится ни один другой сектор мировой экономики. Мировой рынок туризма составляют страны-экспортеры и страны-импортеры туризма. В настоящее время основными районами, из которых выезжают туристы являются: Северная Америка (США и Канада) и Западная Европа (Великобритания).

Содержание работы

Введение
Глава 1 Современное состояние мирового рынка услуг
1.1 Характеристика услуги
1.2 Структура рынка услуги
1.3 Субъекты рынка
1.4 Спрос и предложение на рынке
1.5 Формы, виды и разновидности туризма
Глава 2 Особенности развития мирового рынка
2.1 Ценообразование рынка
2.2 Анализ конкуренции
2.3 Анализ динамики рынка
2.4 Позитивные и негативные характеристики рынка
2.5 Факторы, влияющие на развитие туризма
Глава 3 Перспективные технологии на рынке
3.1 Новые технологии на рынке
3.2 Общие тенденции в развитии
3.3 Туризм в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая мировая эк.3курс.docx

— 2.79 Мб (Скачать файл)

 

 

На первое полугодие обычно приходится около 45% от общего числа прибытий за год (в  Северном полушарии время высокого спроса (июль и август) припадает  на второе полугодие). Ожидается, что  в 2013 г. темпы роста туризма сохранятся, хотя и будут постепенно замедляться. ЮНВТО прогнозирует, что на конец  года показатель темпов роста составит 4% или несколько выше, превысив, таким  образом, первоначальный прогноз на этот год. Поскольку увеличилось число туристических прибытий, суммарно увеличились и затраты самих туристов на отдых. Так по росту суммы расходов туристов лидирует Китай (+31%), Россия (+22%). Расходы также увеличились в группе других стран: Канада + 3%, Франция +2%. В Японии, Австралии и Италии расходы туристов уменьшились. Не каждая страна одинаково любима туристами. Один из основных показателей, характеризующих страну с точки зрения международного туризма является Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма.

 

 

3.2 Туризм в Российской Федерации

      Туризм в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом  от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристической  деятельности» и рядом других  нормативных документов по вопросам  лицензирования туристической деятельности  и сертификации туристических  услуг. Закон определяет принципы  государственной политики, направленной  на установление правовых основ  единого туристического рынка  в России, и порядок рационального  использования туристических ресурсов, т.е. природных, исторических, социально-культурных  и иных объектов, которые способны  удовлетворять духовные потребности  туристов и содействовать восстановлению  и развитию их физических сил.

     Все важнейшие понятия системы  туризма, которые употребляются  в его российской правовой  базе, соответствуют общепринятым  международным терминам. Закон выделяет  туризм выездной (импорт туристических услуг) и туризм въездной (экспорт туристических услуг), которые в сумме составляют международный туризм в России. Кроме того, выделяют внутренний туризм (путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, по территории страны), а в его составе – туризм социальный и самодеятельный. Закон рассматривает туризм как одну из приоритетных отраслей экономики страны.

    В СССР международный туризм  был жестко монополизирован в  рамках немногих организаций  в соответствии с государственной  монополией на внешнеэкономическую  деятельность. Въездной (иностранный)  туризм был сосредоточен в  государственной организации «Интурист», а выездной – в Центральном  совете по туризму и экскурсиям  при Всесоюзном центральном совете  профсоюзов и Бюро международного  молодежного туризма «Спутник»  при ЦК ВЛКСМ, которые формально  находились в собственности общественных  организаций.

    Быстрый рост международных поездок  граждан произошел во второй  половине 80-х гг. В этот период  основной поток международного  обмена осуществлялся между СССР  и странами Центральной и Восточной  Европы. Максимального объема международный  туризм в России в условиях  СССР достиг в 1989 г. (въезд туристов 2,3 млн. человек, выезд – 2,2 млн). Международный туризм в РФ  в 90-е гг. стал более динамичным, чем в последние годы существования  СССР в целом. Но даже в  лучшие годы поток российских  туристов не составлял и 1% мирового.

    Международный туризм России  на современном этапе можно  охарактеризовать, исходя из слов  В. Стржалковского: «В последние  годы туризм во всем мире  развивается очень успешно и  динамично. Не отстает в этом  плане и Российская Федерация.  Все больше наших граждан имеют  возможность путешествовать как  внутри страны, так и за границей. Внутренний туризм в России  в последние годы развивается  достаточно интенсивно: строятся  новые отели, открываются новые  объекты развлечений, модернизируются  аэропорты, совершенствуются услуги  железной дороги, ремонтируются  и создаются новые автомобильные  дороги - все это непосредственным  образом сказывается на увеличении  количества туристов и на улучшении  качества их отдыха». 

       На сегодняшний день существует  ряд программ по поддержке  туризма. Это федеральные целевые  программы "Юг России", "Дальний  Восток и Забайкалье"; в некоторые  региональные программы включены  туристические объекты. Всего  существует 42 федеральные программы. 

      По словам главы Федерального  агентства по туризму существует  ряд проблем: растут цены на  услуги, и услуги не только  гостиниц, но и питания. Туры  в Российскую Федерацию для  иностранцев становятся все дороже  и дороже, и это не позволяет  существенно увеличить количество  иностранных туристов в РФ.

Наиболее  привлекательные регионы для  иностранцев:

- Санкт-Петербург

- Москва

- города  Золотого кольца.

     Востребованы и интересны Байкал, Камчатка, путешествия по железной  дороге "Транссиб" и речные  круизы Москва - Санкт-Петербург.  Очень популярным стал приграничный  туризм: это Калининградская область,  Ленинградская область (Финляндия)  и Дальний Восток (граница с  Китаем). В ближайшей в перспективе  восстановится интерес иностранных  туристов, в первую очередь туристов  из бывших стран Варшавского договора и Скандинавии, к Краснодарскому краю и к Кавказским Минеральным Водам.

     Глава Ростуризма, не отрицая,  что на рынке остаются недобросовестные  операторы, отметил, что ситуация  исправляется: "Еще несколько  лет назад мы, к сожалению, были  бессильны против плохой, некачественной, непрофессиональной работы туроператоров.  Поправки в закон об основах  туристической деятельности, которые  проходили очень непросто, ввели  финансовую ответственность, финансовые  гарантии туроператора".

    Федерального агентства по туризму  ставит перед собой несколько  основных задач на ближайший  год: это содействие развитию  инфраструктуры туризма в РФ, что осуществляется в основном  через федеральные целевые программы.  Следующая задача - это продвижение  российского туризма и возможности  отдыха, как за рубежом, так  и внутри страны. Еще одна задача - совершенствование подготовки  кадров. В этом году, помимо принятия  поправок в закон "Об основах  туристической деятельности", приняты  правила классификации лыжных  трасс, пляжей. Также проводится  классификация гостиниц. По словам  главы Ростуризма, туризм в Российской  Федерации развивается и имеет  определенные успехи, хотя есть  и проблемы.

    На сегодняшний день Россия  является членом Всемирной туристской  организации (ЮНВТО) – специализированного  учреждения Организации Объединенных  Наций с 1975 года. В ноябре 2006 года  в Москве состоялось 5-е заседание  Совместного комитета сотрудничества  Россия – АСЕАН (Ассоциация  государств Юго-Восточной Азии). В рамках реализации Комплексной  Программы действий по сотрудничеству  между Российской Федерацией  на 2005-2015 гг. Федеральное агентство  по туризму совместно с Российским  государственным университетом  туризма и сервиса разработало  Программу «Обучение туроператоров  из стран АСЕАН и России»  с использованием передовых дистанционных  технологий. Целью данной Программы  является увеличение туристского  обмена со странами АСЕАН и  повышение качества обслуживания  туристов.

     Межправительственный форум «Азиатско-тихоокеанское  экономическое сотрудничество»  (АТЭС) образован в ноябре 1989 г.  В 1998 г. В него вступила Россия. В целом АТЭС рассматривается  Россией как эффективный механизм  взаимодействия по решению острейших  региональных и общемировых проблем.  Участие России в АТЭС используется  для активного вовлечения потенциалов  Сибири и Дальнего Востока  в действующие в рамках Форума  механизмы экономической интеграции.

     ШОС – международная региональная  организация. Ее деятельность  началась с двустороннего формата  отношений между Россией и  Китаем в 1996 г. В настоящее  время в Ростуризме разработана  Программа мероприятий по развитию  сотрудничества в сфере туризма,  связанных с председательством  России в ШОС в 2008-2009 годах. 

 

Вывод: Современные  информационные технологии непосредственным образом затрагивают и рынок  туристских услуг. Такие технологии приводят к появлению новых направлений  сервисного обслуживания населения, развитию инфраструктуры рынка. По сравнению  с традиционными методами применение методов на основе информационных технологий и современных технических средств  их реализующих позволяет гораздо  быстрее и проще:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

    И так, мы выяснили, что туристский рынок -  это экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции. Туристские продукты и услуги одни продают, а другие покупают. Главное положение на рынке туризма занимает покупатель – клиент.

   Международный туризм вносит  сейчас, пожалуй, наибольший вклад  в международную торговлю услугами (около 1/3 мирового экспорта).

           Туризм  как товар реализуется в форме  услуг.

Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который  удовлетворяет, как правило, в момент своего проявления ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может  быть оказана либо вещью, т.е. при  помощи вещи (товара), либо в процессе функционирования самого живого труда.

Указанные два  способа производства услуг обусловливают  и два вида самих услуг. Первый вид услуг - это такие услуги, которые  опосредствуются вещью, имеют дело с потребительскими товарами. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда  в материальном производстве, тождественно ему, поскольку здесь налицо все  пять элементов процесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (т.е. целенаправленная деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого  вида материальными (производственными). Примером этого вида услуг являются услуги по производству продуктов питания  для туриста.

Второй вид  услуг - это услуги, действие которых  направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными  продуктами. Создание этих услуг совпадает  с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными (непроизводительными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, по обслуживанию туристов в гостиницах и на предприятиях питания, по организации концертных выступлений  и т.п. Как и любой товар, нематериальная услуга представляет собой единство потребительской стоимости и  стоимости.

Устойчивость  рынка туризма остается довольно высокой, не смотря на сложные экономические  условия. Однако рост в течение года происходит медленнее, чем это было в 2011 году.  Этому способствует замедление экономики в целом.

Угроза терроризма постоянно существует и не только в на политическом уровне, но и на промышленном и общественном уровнях. Это отразилось и на туризме. Несмотря на все упрощения, использование  электронных документов, на пунктах  досмотра по-прежнему длинные очереди, и досмотр занимает длительное время.

           Таким  образом, отметим, что, несмотря  на ряд трудностей, а также  спад темпов роста всей экономики,  туризм по-прежнему набирает обороты.  По темпам роста он уже опередил  прогнозы на 1%, и это непредел. При этом наиболее интенсивное развитие туризма происходит в развивающихся странах (на 10-12% выше по сравнению с прошлым годом).  Россия, к сожалению, отстает практически по всем показателям, находясь по уровню туризма почти на одной отметке со многими африканскими странами. Причем в 2013 году наша страна опустилась с 59 места в общем рейтинге на 63.  К сожалению, нерешенные проблемы в сфере внешней политики, образования, жкх и т.д. отодвигают на второй план вопросы, связанные с туризмом.  Хотя именно это направление приносит немалые доходы в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

      1. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов ВУЗов – М.: 2009. – 176 с.
      2. Введение в туризмологию:/ Пирожник И.И., Тарасенок А.И. – Мн.: Изд-во БГУ, 2008. – 87 с.
      3. Воскресенский В.Ю. Международный туризм: учеб. Пособие для студ. ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 255 с.
      4. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 368 с.
      5. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие – Мн.:2009. – 644 с.
      6. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 312 с.
      7. Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес: учебно-практическое пособие – М.: Приор, 2011, - 240 с.
      8. Дурович А.П. Маркетинг гостиниц и ресторанов: учеб пособие для студ. вузов. /А.П.Дурович. – 2 издание, стереотип. – М.: Новое знание, 2006. -224 с.
      9. Квартальнов В. А. Туризм. Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2009

 

      1. Уткин Э. А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. — М.: ЭКМОС, 2010

Информация о работе Исследование мирового рынка туристских услуг