Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 05:37, курсовая работа
Актуальностью исследования заключается в том, что малое предпринимательство является важным элементом рыночной системы хозяйствования, который способствует нормальному существованию экономики и общества в целом. Создатели малых предприятий являются наиболее многочисленным слоем частных собственников и поэтому занимают значительное место не только в социально-экономической, но и политической жизни страны. Малый и средний бизнес способствует укреплению рыночных отношений, которые основываются на демократических принципах и институте частной собственности.
Кафедра управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Исследование систем управления»
Студентки 3 курса, группы МО -03
Щанкина Наталия Николаевна
Исследование систем управления малого бизнеса
(на примере ООО «Андреевские колбасы»)
Королев 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальностью исследования заключается в том, что малое предпринимательство является важным элементом рыночной системы хозяйствования, который способствует нормальному существованию экономики и общества в целом. Создатели малых предприятий являются наиболее многочисленным слоем частных собственников и поэтому занимают значительное место не только в социально-экономической, но и политической жизни страны. Малый и средний бизнес способствует укреплению рыночных отношений, которые основываются на демократических принципах и институте частной собственности.
В России малые предприятия пока еще играют второстепенную роль, прежде всего в производственной сфере. Создание их большего количества могло бы привести к значительному росту российской экономики и ее конкурентоспособности на мировом рынке.
В рыночных условиях хозяйствования основным фактором конкурентоспособности малого предприятия, его выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, то есть уровень профессионализма и творчества работников.
Решающее значение персонал имеет и в ситуации нестабильности. Ведь профессионализм, прогностические качества, интуиция работника в условиях зыбкой внешней среды определяют ценность и результативность принимаемых решений.
Специфика ведения малыми предприятиями предпринимательской деятельности (небольшие численность работников, объемы производственных, торговых операций) обусловливает особенности организации системы управления. Поэтому тема работы является актуальной и практически значимой для руководителей малых предприятий различной отраслевой направленности.
Целью настоящего исследования является анализ организации систем управления предприятия малого бизнеса. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
В качестве объекта исследования выступает ООО «Андреевские колбасы», предметом исследования является организация системы управления предприятия малого бизнеса.
Теоретическую основу исследования составили современные научные труды таких видных российских экономистов, как А.И.Антилов, В.М.Афанасьев, Е.В.Лысаковская, В.И.Оноприенко, Л.Н.Никитина и других. Их работы посвящены актуальным проблемам становления и развития малого предпринимательства в национальной экономике, в них также затрагиваются проблемы и перспективы государственной поддержки малого бизнеса в России.
Нормативно-правовую основу курсовой работы составили Конституция Российской Федерации, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объект исследования – ООО «Андреевские колбасы»
Предмет исследования – Исследование систем управления малого бизнеса
(на примере ООО «Андреевские колбасы»)
Глава 1 Теоретические аспекты организации работы предприятия малого бизнеса
В экономической литературе дается множество определений малого предпринимательства, которые отражают различные аспекты данного явления. В мировой практике в основном используется определение малого бизнеса, данное комиссией Боултона, акцентирующее внимание на трех основных признаках малого предприятия, для которого характерны:
Как показывает мировая и отечественная практика, наиболее часто в качестве критериев отнесения хозяйствующих субъектов к сектору малого предпринимательства используются показатели численности персонала, размера уставного капитала, стоимости активов, величины объемов оборота или получаемого дохода. При этом во всех развитых странах мира первым критерием отнесения предприятий к малым выступает показатель численности работающих [2 с.211].
В Европейском сообществе к малым предприятиям относят предприятия, в которых численность занятых работников составляет не более 50 человек, размер годовой выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг не превышает 4 млн. евро., а стоимость активов составляет менее 2 млн. евро.
Предприятия, численность сотрудников в которых составляет от 50 до 250 человек, размер годового оборота – от 4 до 16 млн. евро, а стоимость активов – от 2 до 8 млн. евро, относятся в странах ЕС к средним (таблица 1.1.1) [3 с.10].
Таблица 1.1.1 - Критерии малого предприятия в Европейском сообществе
Показатели /категория |
Малые предприятия |
Средние предприятия |
Численность работников, чел |
До 50 |
От 50 до 250 |
Годовой оборот, млн евро |
Менее 4,0 |
Менее 16,0 |
Сумма баланса, млн евро |
Менее 2,0 |
Менее 8,0 |
При разработке мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в странах ЕС применяются и другие показатели для отнесения предприятий к малым. Так, Комиссия ЕС (КЕС) в качестве критериев отнесения фирм к малым использует следующие показатели: численность работников, не превышающая 100 человек; размер собственного основного капитала не более 75 евро; не более одной трети доли в уставном капитале фирмы принадлежит более крупным компаниям. По критериям КЕС также выделяются микрофирмы с численностью занятых до 10 человек (в основном это индивидуальные и семейные предприятия и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых работников на которых колеблется от 10 до 99 человек [9 с.311].
В отечественной хозяйственной практике критерии отнесения субъектов хозяйствования к категории малого предпринимательства установлены положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Статья 4 Закона № 209-ФЗ закрепляет следующие критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства [33].
Для юридических лиц - в уставном капитале суммарная доля публичных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, иностранных граждан и/или юридических лиц не должна превышать 25%. Такое же процентное ограничение установлено для доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.
В зависимости от средней численности работников за предшествующий календарный год выделяются три категории хозяйствующих субъектов:
В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемый Правительством РФ [32].
Числовые значения предельного размера выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на 2014 год составляют:
В мировой экономике функционирует огромное количество малых предприятий. Например, в Индии их число превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Кроме того, малое предпринимательство оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, что позволяет рыночному механизму регулирования экономики приобрести необходимую гибкость.
Социальная роль малого бизнеса заключается в возможности обеспечения трудоустройства большого количества временно незанятого населения страны, тем самым, снижая уровень безработицы. Так, в США в 2012 году в малом бизнесе было задействовано 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы.
Проведенный анализ позволяет выявить специфические черты и функции малого предпринимательства на рынке труда. Среди них — способность малого предпринимательства создавать большее (по сравнению с крупным предпринимательством) количество рабочих мест при меньших затратах капитала; возможность трудоустройства граждан, мало интересующих крупный бизнес; более низкое техническое и органическое строение капитала, функционирующее в сфере малого бизнеса; придание рынку труда необходимой гибкости; превалирующее развитие в отраслях с быстрой окупаемостью авансированного капитала; легкость образования: снятие проблемы отчуждения собственности от рабочей силы; широкомасштабный характер; развитие самостоятельной занятости; решение проблемы занятости женщин и социально-уязвимых групп населения.
Таким образом, в системе малого предпринимательства есть огромные потенциальные возможности увеличения занятости населения и сокращения безработицы, которые вытекают из самой природы малого бизнеса.
Важное значение, особенно для высокомонополизированной российской экономики, имеет способность малых предприятий усиливать конкурентоспособность в отрасли, что обусловлено высокой мобильностью данных хозяйствующих субъектов и быстротой реагирования на изменение конъюнктуры рынка.
Важная роль малого бизнеса принадлежит в развитии наукоемких отраслей экономики, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики, что особенно важно для России, вставшей на путь инновационного развития [25 с.6].
Все эти и многие другие преимущества малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью развития экономики России.
На современном этапе развития российской экономики отмечается недостаточный уровень развития малого предпринимательств, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.1.2.
Таблица 1.1.2. - Показатели развития малого бизнеса в странах мира 2013 г
№ |
Страны |
Количество МП (тыс.) |
Количество МП на 1000 жителей |
Количество трудоустроенных в МП (млн чел.) |
Доля МП в общей численности занятого населения (%) |
Доля МП в ВВП (%) |
1 |
Великобритания |
2630 |
46 |
13,6 |
49 |
50-53 |
2 |
Германия |
2290 |
37 |
18,5 |
46 |
50-52 |
3 |
Италия |
3920 |
68 |
16,8 |
73 |
57-60 |
4 |
Франция |
1980 |
35 |
15,2 |
54 |
55-62 |
5 |
Страны ЕС |
15770 |
45 |
68 |
72 |
63-67 |
6 |
США |
19300 |
74.2 |
70,2 |
54 |
50-52 |
7 |
Япония |
6450 |
49.6 |
39,5 |
78 |
52-55 |
8 |
Россия |
891 |
5,65 |
8,3 |
13 |
10-11 |