Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 05:37, курсовая работа
Актуальностью исследования заключается в том, что малое предпринимательство является важным элементом рыночной системы хозяйствования, который способствует нормальному существованию экономики и общества в целом. Создатели малых предприятий являются наиболее многочисленным слоем частных собственников и поэтому занимают значительное место не только в социально-экономической, но и политической жизни страны. Малый и средний бизнес способствует укреплению рыночных отношений, которые основываются на демократических принципах и институте частной собственности.
Опыт развития малого и среднего бизнеса в России показал, что эффективность системы человеческих взаимоотношений в процессе труда является мощным резервом повышения производительности и увеличения общей эффективности производства и сбыта [11 с.238].
Одна из причин кризиса управления связана с пренебрежением к разработке подходов управления персоналом на малых и средних предприятиях. При реализации перемен внутри организации или при создании новой фирмы руководители часто забывают об изменениях в психологии работника, о необходимости создания системы управления персоналом.
Рассмотрим более подробно основные составляющие системы управления персоналом в малом бизнесе.
1. Формирование персонала
Для небольших фирм возможны два основных варианта найма новых работников:
1) Индивидуальный по
2) Массовый по объявлениям с последующим отбором.
В большинстве случаев используется первый вариант.
Поиск работников по личным каналам приводит к ненужности специальных процедур отбора т.к. на работу приглашается тот человек, который уже подходит и о котором уже что-то известно. А вот набор по объявлениям предполагает выбор наиболее подходящего работника из нескольких кандидатов, следовательно, фирмы которые практикуют массовые методы отбора.
При отборе учитываются личные качества, а не квалификация. Так как:
1) Финансовые положения малых
фирм не позволяют им держать
достаточное количество
2) Специфика малого бизнеса с
его динамичной сменой видов
деятельности и частым
Среди критериев отбора персонала можно встретить требование высшего образования вне связи с его спецификой. Наличие высшего образования многие предприятия рассматривают как показатель общего уровня культуры, эрудиции, интеллекта человека. Наличие в/о важно для бухгалтеров, экономистов, юристов, технических специалистов.
В современной России можно встретить и еще один вариант найма - контракт. Заключаются с работниками во многих фирмах. В соответствии с Трудовым кодексом они регулируют права, обязанности и ответственность сторон. Контракт является скорее формальностью, чем документом, имеющим юридическую силу [16 с.311].
В малых фирмах многие рабочие места и специальности единичны, следовательно, в процессе введения в должность участвуют практически все члены коллектива во главе с директором ,а детали работник определяет самостоятельно в процессе работы. Но возможен вариант что введение в должность нового работника – обязательность увольняемого работника ( оговаривается в контракте).
Удерживают людей не специально придуманной системой мер, вложений в них дополнительных затрат, а за счет спекуляции на безработице, давая понять что везде еще хуже и работу найти тяжело. Увольнения по собственному желанию – явление редкое. Сокращения не бывает.
Организация труда имеет некоторые особенности: [17 с.247].
1) Фирма с численностью до 10-15
человек не имеющая внутренней
структуры. Сотрудники равны по
статусу и подчиняются
2)В фирме есть подразделения, соответственно есть система линейного подчинения: Рядовые работники - руководители подразделения - директор.
Общий круг обязанностей обычно предусматривается в контракте. В рамках своей компетенции каждый работник принимает решение самостоятельно.
Для малых фирм характерна функция гибкости, т.к. объем конкретной работы постоянно меняется, иногда возникает потребность заменить отсутствующего работника. Малый коллектив можно сравнить с семьей, где каждому определен только общий круг обязанностей и где каждый должен быть готов делать то, что необходимо в данный момент. Но оценивается коллективный труд индивидуально.
2. Обучение и развитие
Профессиональное образование не всегда соответствует реальной работе. Можно сказать, что современный Российский малый бизнес – дело непрофессионалов. Специалисты слишком много запрашивают за свою квалификацию.
Фактически обучение за приделами фирмы практикуются редко. Причины:
- недооценка необходимости обуче
- неопределенность будущего
- нехватка средств;
- опасения, что обучаемый уйдет;
- отсутствие необходимых курсов
или информации о тех
- низкая оценка существующих курсов, уровня преподавания.
Карьеры в малых фирмах в традиционном понимании нет. Здесь карьера происходит путем расширения обязанностей, роста профессионализма, увеличения заработной платы.
3. Оценка деятельности и вознаграждение за труд
Формальной процедуры оценки деятельности нет. Работник сам видит результаты своего труда и те люди кто принимают работу. Оценка происходит ежемесячно в виде заработной платы. Несмотря на то, что должностная иерархия в малых фирмах не велика и главенствует функциональная гибкость в исполняемых обязанностях, разница в оплате рядовых сотрудников и высших руководителей никак не меньше, а скорее больше, чем на крупных предприятиях [21 с.7].
Чаще всего в фирмах нет фиксированного размера заработной платы, она меняется каждый месяц и зависит от общей доходности фирмы в целом. Процент от дохода фирмы, который идет на оплату определяется директором самостоятельно. Он же распределяет заработную плату между работниками основываясь на своем мнении.
Существует вид расхождения между официально выплачиваемой заработной платы и общим уровнем их материальных доходов от фирмы т.к. работодатели и работники заинтересованы в уменьшении налоговых и других платежей связанных с заработной платой.
Стимулирование труда премиями и вознаграждениями в большинстве случаев отсутствуют. Также отсутствует и моральное поощрение.
4. Коммуникации и отношения с работниками
В малых фирмах прохождение информации происходит в межличностном общении между работниками и по ходу самой работы.
Присутствуют каналы информации «снизу вверх». Определенные сведения должны доводится до руководителя обязательно. Выход информации за приделы фирмы оговариваются в контракте об ответственности работника за разглашение коммерческой тайны.
В отношении разглашения информации можно выделить 2 позиции:
1) Руководитель этого не
2) Опасения есть, и чтобы они
не подтвердились в фирму прини
В целом оценка отношений в коллективе положительна, но конфликты не исключены и причины их в отсутствии четкого распределения обязанностей.
5. Организация управления
Работой персонала в малых фирмах занимаются руководители.
Ведение информации по кадрам фактически сводится к фиксации адресов, паспортных данных и других данных работников. Для России в целом характерно отсутствие управленцев профессионалов.
Специфические черты управления персоналом в малом бизнесе: [35 с.5].
- меньшая степень
- комплексный характер
- относительно более высокая информированность работников;
- повышенные требования к
- отсутствие многоуровневой
- потребность в обучении
Одна из самых важных проблем – социальная незащищенность работников. Их благополучие зависит от руководителя. Здесь нет коллективных договоров, профсоюзов, других органов объединенных сотрудников способных оказать влияние на администрацию. Единственный документ, регулирующий отношения работника и работодателя это Трудовой кодекс, но его исполнение не контролируется [14 с.9].
В целом управление персоналом представляется как мало упорядоченный набор действий, а не как продуманная и последовательная политика. Тем не менее, преимущественно комплексный характер деятельности работников и подчиненность всех функций одному лицу создают предпосылки для возникновения комплексного подхода к управлению персоналом.
Сейчас малый бизнес находится скорее на стадии выживания, чем развития. Преобладает стремление как можно быстрее получить прибыль, а вложение средств работников является долгосрочным. Необходимо создать государственный механизм поддержки и регулирования малого бизнеса, формирование культуры менеджмента, без чего невозможно существование цивилизованных трудовых отношений.
Именно психологические барьеры встают на пути прогрессивных преобразований в организации, порождают текучесть кадров и нездоровую психологическую атмосферу в коллективе, провоцируя конфликты и выполнение обязанностей с низкими показателями качества; власть любого ранга автоматически придает нужный вес и авторитет лицу, занимающему определенный пост, а также наделяет его определенными навыками и способностями к управлению [5 с.7].
Таким образом, управление персоналом на малых предприятиях включает ряд характеристик:
1. Гибкая организация трудовой деятельности. Отсутствие тщательного функционального разделения между производственным и административным персоналом ведет к сокращению дистанции между персоналом, но не устраняет его социальных различий.
2. Отсутствие организационной многоуровневой структуры приводит сотрудников к пониманию карьеры как усложнению и расширению функциональных обязанностей, увеличению заработной платы, роста профессионализма, а не повышению в должности.
3. Более высокая информированность сотрудников. Информированность сотрудников ставит источник, т.е. работодателя, в некоторую зависимость от них, тем самым заставляет набирать работников среди личных знакомых, родственников, либо по рекомендациям проверенных людей.
4. Меньший уровень бюрократичности в работе. На малом предприятии отсутствует большинство правил и документов регламентации работы с сотрудниками, а существует система по неофициальным установкам. Это предполагает индивидуальный подход к каждому работнику и ситуации, но приводит к вспышкам конфликтов, к проявлению личных антипатий и симпатий руководства к сотрудникам.
5. Отсутствие организованного процесса обучения. Это объясняется рядом причин: нехваткой средств, недооценкой нужности обучения руководством предприятия, низкой оценкой существующих курсов, неопределенностью перспектив предприятия.
6. Повышенные требования к качествам сотрудника. Малый коллектив быстрей освободится от того, чьи личные качества не соответствуют принятым ценностям и нормам предприятия.
7. Широкий выбор сотрудников. Существующая безработица дает возможность руководству нанимать работников за невысокую заработную плату, при этом есть возможность экономить на обучении, социальных льготах, условиях труда и т.д.
8. Социальная незащищенность. Благополучие работников зависит от руководства. Прослеживается слабая формализованность отношений труда: часто отдается предпочтение устным трудовым договорам, работник моет остаться без оплаты больничных, ежегодных отпускных, учетных, редко гарантируется охрана труда. Стоит отметить напоследок, что управление персоналом в малом бизнесе часто зависит от специализации предприятия. Например, управление персоналом на автотранспортном предприятии будет существенно отличаться от управленческой системы на торговом предприятии [14 с.9].
Общество с ограниченной ответственностью «Андреевские колбасы» (ООО «Андреевские колбасы») учреждено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в августе 2000 года.
Юридический адрес Общества: Москва, Дорожная ул. 60а.
Приоритетными направлениями деятельности ООО «Андреевские колбасы» являются: