Исследование систем управления малого бизнеса (на примере ООО «Андреевские колбасы»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 05:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью исследования заключается в том, что малое предпринимательство является важным элементом рыночной системы хозяйствования, который способствует нормальному существованию экономики и общества в целом. Создатели малых предприятий являются наиболее многочисленным слоем частных собственников и поэтому занимают значительное место не только в социально-экономической, но и политической жизни страны. Малый и средний бизнес способствует укреплению рыночных отношений, которые основываются на демократических принципах и институте частной собственности.

Файлы: 1 файл

курсовая щанкина.doc

— 484.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, в то время как в странах ЕС их насчитывается не менее 30. К европейскому уровню (25-30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие).

Также высокий разрыв наблюдается в уровне развития малого бизнеса, измеряемого по другим показателям. В России только 29% общего числа всех предприятий приходится на долю малого бизнеса, а в странах ЕС этот показатель составляет более 90%. Численность работающих на малых предприятиях России составляет только 10% от экономически активного населения страны, в то время как в странах ЕС сектор малого бизнеса обеспечивает трудоустройство порядка 65% экономически активного населения страны.

Причины такого отставания вполне очевидны. Сами предприниматели заявляют в первую очередь о непосильном налоговом бремени, нестабильной налоговой системе и политической ситуации, недоступности финансовых ресурсов [24 с.174].

Кроме числовых показателей, малый бизнес России в сравнении с развитыми странами, обладает рядом отличительных особенностей, которые характеризуют специфику функционирования малых предприятий в нашей стране. К их числу следует отнести наличие:

  • высокого уровня диверсификации малых предприятий, обусловленного нестабильностью российской экономики, что направляет предпринимателей на поиск любых источников доходов, вынуждает их заниматься различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически;
  • стремления к максимальной самостоятельности, отсутствия возможности широкого использования условий субподряда, франчайзинга и т.п.;
  • высокой доли «теневого» сектора, который по разным оценкам составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства;
  • низкого технологического уровня производства и управления[6 с.9].

Развитие малого бизнеса в России нельзя считать равномерным и поступательным с момента его государственного разрешения в 1995 году Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

За годы развития малого бизнеса в России наибольшее их количество наблюдалось в 1996 гг., когда было зарегистрировано 890 тыс. малых предприятий. Финансовый кризис 1998 года привел к сокращению количества малых предприятий, число которых в 2001 году составило 843 тыс. При этом наибольшее сокращение произошло в базовых отраслях экономики. Так, за период с 1996 по 2001 г. число малых предприятий в промышленности сократилось на 7 тыс. (5,5%), в строительстве - на 16 тыс. (13,1%), в кредитно-финансовой и страховой сферах - на 4,2 тыс. (50%) [31 с.12].

К началу 2014 года количество малых предприятий в экономике составило 891 тысяч, вернувшись на начальный уровень. Совокупный прирост числа малых предприятий на 5,8% в 2013 году в сравнении с 1999 годом, позволяет сделать вывод о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса в России.

Численность сотрудников малых предприятий к началу 2014 года составила 8 млн. 582 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях. По сравнению с 1996 годом данный показатель сократился на 23,5%.

В России отмечается неравномерное развитие малого предпринимательства по отраслям экономики, что отражают данные таблицы 3 [10 с.238].

Наиболее привлекательными для малого бизнеса в настоящее время являются отрасли, которые не требуют значительных капитальных и финансовых вложений, к числу которых следует отнести розничную торговлю, общественное питание, гостиничную индустрию, оказание услуг по ремонту бытовой техники и др. Например, в настоящее время почти каждое второе предприятие малого бизнеса (47%) функционирует в сфере розничной торговли, общественного питания и гостиничного бизнеса, на этих предприятиях трудоустроен каждый третий из числа работающих в сфере малого предпринимательства. Тогда как доля промышленных и строительных предприятий в общем количестве малых предприятий составляет 12% и 11,3% соответственно.

 

Таблица 1.1.3. - Распределение общей численности занятых на малых предприятиях по отраслям экономики в России (на 01.01.2014 г.)

Показатели

Всего, тыс. чел.

В % к общему числу

Количество занятых в секторе малого бизнеса - всего

в том числе:

8582,8

100

в сельском и лесном хозяйстве

311,4

6,3

в рыболовстве и рыбоводстве

24,3

0,3

в строительстве

1488,8

17,3

на транспорте и в связи

460,0

5,4

в сфере добычи полезных ископаемых

43,3

0,5

на обрабатывающих производствах

1726,4

20,1

в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды

51,8

0,6

в оптовой и розничной торговле, ремонте бытовых изделий и предметов

2741,8

31,9

в гостиничном и ресторанном бизнесе

170,4

2,0

в финансовой деятельности

1162,0

13,5

в здравоохранении и предоставлении социальных услуг

100,3

1,2

в образовании

10,7

0,1

в предоставлении прочих услуг

218,7

2,5


 

 

В структуре предприятий в 2013 г. произошло снижение доли малых предприятий, занятых в реальном секторе экономики на 2,9% за счет снижения на 3,2% доли предприятий, занятых в сельском хозяйстве и на 1,5% - в транспорте и связи.

Сохраняется также неравномерное распределение малых предприятий по территории России. Около 30% всех действующих малых предприятий сосредоточены на территории Центрального федерального округа. Лидерами по числу малых предприятий среди городов являются Москва и Санкт-Петербург, в которых сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.

Аналогично, почти треть численности постоянно занятых на малых предприятиях работников проживают в центре страны. На долю москвичей приходится пятая часть, на долю жителей Санкт-Петербурга – десятая часть от общей численности постоянно работающих на малых предприятиях. Это позволяет сделать вывод о высокой дифференциации российских регионов по уровню развития предпринимательской среды [26 с.9].

Таким образом, анализ сложившейся в России предпринимательской среды, позволяет выделить причины, которые тормозят поступательное развитие малого предпринимательства в стране. К их числу следует отнести:

  • сложную финансовую и экономическую обстановку, царящую в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
  • низкий уровень образованности предпринимателей в организационно-экономической и, особенно, правовой сфере, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе;
  • слабый механизм государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях [31 с.13].

За последние годы в развитии малого предпринимательства в России можно выделить следующие тенденции: постепенное увеличение количества малых предприятий; крайне неравномерное представительство в регионах; узкий отраслевой охват. Однако в целом, уровень развития сектора малого бизнеса в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики.

 

1.2. Виды предпринимательской  деятельности и основные направления

 

 

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или назначению, формам собственности, числу собственников, организационно-экономическим и организационно-правовым формам. По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). По числу собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, которая принадлежит одновременно нескольким хозяйствующим субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность) [39 с.15].

В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы.

К основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги. По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультационной (консалтинговой) и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

Производственную деятельность можно назвать ведущим видом предпринимательства. Речь идет о производстве продукции, товаров, выполнении строительных и сельскохозяйственных работ, транспортных операций и операций связи. При переходе к рыночной экономике сфера производственной деятельности подверглась наибольшему негативному воздействию вследствие разрушения отлаженных хозяйственных связей, нарушения материально-технического обеспечения, падения сбыта отечественной продукции, резкого ухудшения финансового положения предприятий и организаций. Вследствие этого развитие сферы производственной деятельности требует наибольшего внимания.

Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа — это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи — создать механизм управления свободной конкуренцией и с его помощью, учитывая изменения спроса и предложения, выявить реальные рыночные цены.

Основное содержание коммерческой деятельности составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства в определенной мере аналогична схеме производственно-предпринимательской деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции имеет место получение готового продукта.

Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка. В общем виде маркетинг представляет собой систему организации и управления всеми сторонами хозяйственной деятельности коммерческого предприятия (фирмы). Маркетинг рассчитан на комплексный подход к управлению деятельностью торгового предприятия. Маркетинговые мероприятия осуществляются на всех фазах жизненного цикла товара, и они охватывают исследование рынка, продвижение товара по каналам обращения до конечного потребителя, финансовое обеспечение и получение прибыли. При этом к торговому предприятию предъявляются два взаимосвязанных требования: выживаемость в условиях конкуренции и максимально возможная адаптация к изменяющемуся поведению потребителей.

Важнейшим условием осуществления маркетинга в торговой деятельности является его планирование. План маркетинга служит основанием для установления задания по объему продаж в натуральном и стоимостном выражении. При этом товары различаются по характеристике спроса: к первой группе относятся товары, еще не завоевавшие рынок, а потому требующие повышенного внимания; а ко второй группе - товары традиционные, пользующиеся устойчивым спросом. Структура маркетинга наряду с оперативно-управленческой работой включает и такие функции, как исследование рынка, оценка ситуации, планирование, практическая реализация намеченного и контроль за ходом выполнения каждой из перечисленных функций [33].

Если предварительный анализ рынка и прогноз свидетельствуют в пользу осуществления коммерческой сделки, то предпринимателю необходимо проработать бизнес-план, в котором должны найти отражение программа действий по сделке и расчет требуемых затрат и ожидаемых результатов. В общем виде программа любой коммерческой сделки включает:

  • наем работников для выполнения торгово-посреднических услуг (закупки товаров, продажи, проведения рекламной работы);
  • закупку товара для последующей продажи;
  • приобретение или наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;
  • привлечение кредитов для финансирования сделки и последующий их возврат с процентами;
  • получение или приобретение необходимой информации, требуемой для планирования, оформления и регулирования сделки;
  • получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции;
  • реализацию товаров покупателю и получение выручки;
  • регистрацию сделки, выплату налогов и платежей федеральным и муниципальным финансовым органам.

 

1.3. Особенности системы управления персоналом на малых предприятиях

 

 

Управленческие проблемы в малом бизнесе играют не меньшую, а то и большую роль, чем на крупных предприятиях, поскольку здесь меньше запас устойчивости и острее конкурентная борьба. Успешная реализация целей предприятия непосредственно зависит от оптимального использования человеческих ресурсов. Персонал – это личный состав предприятия, который работает по найму, обладает качественными характеристиками, имеет трудовые отношения с работодателем. Особенности малых предприятия требуют от руководства высокого профессионализма в сфере управления персоналом и минимизации его ограничений целью повышения конкурентоспособности, а также развития предприятия [27 с.10].

Информация о работе Исследование систем управления малого бизнеса (на примере ООО «Андреевские колбасы»)