Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 05:37, курсовая работа
Актуальностью исследования заключается в том, что малое предпринимательство является важным элементом рыночной системы хозяйствования, который способствует нормальному существованию экономики и общества в целом. Создатели малых предприятий являются наиболее многочисленным слоем частных собственников и поэтому занимают значительное место не только в социально-экономической, но и политической жизни страны. Малый и средний бизнес способствует укреплению рыночных отношений, которые основываются на демократических принципах и институте частной собственности.
Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, в то время как в странах ЕС их насчитывается не менее 30. К европейскому уровню (25-30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие).
Также высокий разрыв наблюдается в уровне развития малого бизнеса, измеряемого по другим показателям. В России только 29% общего числа всех предприятий приходится на долю малого бизнеса, а в странах ЕС этот показатель составляет более 90%. Численность работающих на малых предприятиях России составляет только 10% от экономически активного населения страны, в то время как в странах ЕС сектор малого бизнеса обеспечивает трудоустройство порядка 65% экономически активного населения страны.
Причины такого отставания вполне очевидны. Сами предприниматели заявляют в первую очередь о непосильном налоговом бремени, нестабильной налоговой системе и политической ситуации, недоступности финансовых ресурсов [24 с.174].
Кроме числовых показателей, малый бизнес России в сравнении с развитыми странами, обладает рядом отличительных особенностей, которые характеризуют специфику функционирования малых предприятий в нашей стране. К их числу следует отнести наличие:
Развитие малого бизнеса в России нельзя считать равномерным и поступательным с момента его государственного разрешения в 1995 году Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
За годы развития малого бизнеса в России наибольшее их количество наблюдалось в 1996 гг., когда было зарегистрировано 890 тыс. малых предприятий. Финансовый кризис 1998 года привел к сокращению количества малых предприятий, число которых в 2001 году составило 843 тыс. При этом наибольшее сокращение произошло в базовых отраслях экономики. Так, за период с 1996 по 2001 г. число малых предприятий в промышленности сократилось на 7 тыс. (5,5%), в строительстве - на 16 тыс. (13,1%), в кредитно-финансовой и страховой сферах - на 4,2 тыс. (50%) [31 с.12].
К началу 2014 года количество малых предприятий в экономике составило 891 тысяч, вернувшись на начальный уровень. Совокупный прирост числа малых предприятий на 5,8% в 2013 году в сравнении с 1999 годом, позволяет сделать вывод о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса в России.
Численность сотрудников малых предприятий к началу 2014 года составила 8 млн. 582 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях. По сравнению с 1996 годом данный показатель сократился на 23,5%.
В России отмечается неравномерное развитие малого предпринимательства по отраслям экономики, что отражают данные таблицы 3 [10 с.238].
Наиболее привлекательными для малого бизнеса в настоящее время являются отрасли, которые не требуют значительных капитальных и финансовых вложений, к числу которых следует отнести розничную торговлю, общественное питание, гостиничную индустрию, оказание услуг по ремонту бытовой техники и др. Например, в настоящее время почти каждое второе предприятие малого бизнеса (47%) функционирует в сфере розничной торговли, общественного питания и гостиничного бизнеса, на этих предприятиях трудоустроен каждый третий из числа работающих в сфере малого предпринимательства. Тогда как доля промышленных и строительных предприятий в общем количестве малых предприятий составляет 12% и 11,3% соответственно.
Таблица 1.1.3. - Распределение общей численности занятых на малых предприятиях по отраслям экономики в России (на 01.01.2014 г.)
Показатели |
Всего, тыс. чел. |
В % к общему числу | |||
Количество занятых в секторе малого бизнеса - всего в том числе: |
8582,8 |
100 | |||
в сельском и лесном хозяйстве |
311,4 |
6,3 | |||
в рыболовстве и рыбоводстве |
24,3 |
0,3 | |||
в строительстве |
1488,8 |
17,3 | |||
на транспорте и в связи |
460,0 |
5,4 | |||
в сфере добычи полезных ископаемых |
43,3 |
0,5 | |||
на обрабатывающих производствах |
1726,4 |
20,1 | |||
в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды |
51,8 |
0,6 | |||
в оптовой и розничной торговле, ремонте бытовых изделий и предметов |
2741,8 |
31,9 | |||
в гостиничном и ресторанном бизнесе |
170,4 |
2,0 | |||
в финансовой деятельности |
1162,0 |
13,5 | |||
в здравоохранении и предоставлении социальных услуг |
100,3 |
1,2 | |||
в образовании |
10,7 |
0,1 | |||
в предоставлении прочих услуг |
218,7 |
2,5 |
В структуре предприятий в 2013 г. произошло снижение доли малых предприятий, занятых в реальном секторе экономики на 2,9% за счет снижения на 3,2% доли предприятий, занятых в сельском хозяйстве и на 1,5% - в транспорте и связи.
Сохраняется также неравномерное распределение малых предприятий по территории России. Около 30% всех действующих малых предприятий сосредоточены на территории Центрального федерального округа. Лидерами по числу малых предприятий среди городов являются Москва и Санкт-Петербург, в которых сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.
Аналогично, почти треть численности постоянно занятых на малых предприятиях работников проживают в центре страны. На долю москвичей приходится пятая часть, на долю жителей Санкт-Петербурга – десятая часть от общей численности постоянно работающих на малых предприятиях. Это позволяет сделать вывод о высокой дифференциации российских регионов по уровню развития предпринимательской среды [26 с.9].
Таким образом, анализ сложившейся в России предпринимательской среды, позволяет выделить причины, которые тормозят поступательное развитие малого предпринимательства в стране. К их числу следует отнести:
За последние годы в развитии малого предпринимательства в России можно выделить следующие тенденции: постепенное увеличение количества малых предприятий; крайне неравномерное представительство в регионах; узкий отраслевой охват. Однако в целом, уровень развития сектора малого бизнеса в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики.
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или назначению, формам собственности, числу собственников, организационно-экономическим и организационно-правовым формам. По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). По числу собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, которая принадлежит одновременно нескольким хозяйствующим субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность) [39 с.15].
В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы.
К основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги. По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультационной (консалтинговой) и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.
Производственную деятельность можно назвать ведущим видом предпринимательства. Речь идет о производстве продукции, товаров, выполнении строительных и сельскохозяйственных работ, транспортных операций и операций связи. При переходе к рыночной экономике сфера производственной деятельности подверглась наибольшему негативному воздействию вследствие разрушения отлаженных хозяйственных связей, нарушения материально-технического обеспечения, падения сбыта отечественной продукции, резкого ухудшения финансового положения предприятий и организаций. Вследствие этого развитие сферы производственной деятельности требует наибольшего внимания.
Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа — это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи — создать механизм управления свободной конкуренцией и с его помощью, учитывая изменения спроса и предложения, выявить реальные рыночные цены.
Основное содержание коммерческой деятельности
составляют операции и сделки по купле-продаже,
другими словами, по перепродаже товаров
и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства в определенной мере
аналогична схеме производственно-
Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка. В общем виде маркетинг представляет собой систему организации и управления всеми сторонами хозяйственной деятельности коммерческого предприятия (фирмы). Маркетинг рассчитан на комплексный подход к управлению деятельностью торгового предприятия. Маркетинговые мероприятия осуществляются на всех фазах жизненного цикла товара, и они охватывают исследование рынка, продвижение товара по каналам обращения до конечного потребителя, финансовое обеспечение и получение прибыли. При этом к торговому предприятию предъявляются два взаимосвязанных требования: выживаемость в условиях конкуренции и максимально возможная адаптация к изменяющемуся поведению потребителей.
Важнейшим условием осуществления маркетинга в торговой деятельности является его планирование. План маркетинга служит основанием для установления задания по объему продаж в натуральном и стоимостном выражении. При этом товары различаются по характеристике спроса: к первой группе относятся товары, еще не завоевавшие рынок, а потому требующие повышенного внимания; а ко второй группе - товары традиционные, пользующиеся устойчивым спросом. Структура маркетинга наряду с оперативно-управленческой работой включает и такие функции, как исследование рынка, оценка ситуации, планирование, практическая реализация намеченного и контроль за ходом выполнения каждой из перечисленных функций [33].
Если предварительный анализ рынка и прогноз свидетельствуют в пользу осуществления коммерческой сделки, то предпринимателю необходимо проработать бизнес-план, в котором должны найти отражение программа действий по сделке и расчет требуемых затрат и ожидаемых результатов. В общем виде программа любой коммерческой сделки включает:
Управленческие проблемы в малом бизнесе играют не меньшую, а то и большую роль, чем на крупных предприятиях, поскольку здесь меньше запас устойчивости и острее конкурентная борьба. Успешная реализация целей предприятия непосредственно зависит от оптимального использования человеческих ресурсов. Персонал – это личный состав предприятия, который работает по найму, обладает качественными характеристиками, имеет трудовые отношения с работодателем. Особенности малых предприятия требуют от руководства высокого профессионализма в сфере управления персоналом и минимизации его ограничений целью повышения конкурентоспособности, а также развития предприятия [27 с.10].