Исследование взаимосвязей социально-экономических явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Так как образовательная сфера является основополагающим звеном системы воспроизводства человеческих ресурсов, то значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов, как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы статистического изучения образования и культуры.
1.1 Сущность деятельности культуры и образования…………………..6
1.2 Показатели деятельности учреждений образования и культуры…..8
Глава II. Анализ ряда динамики.
2.1 Определение показателкй ряда динамики………………………….18
2.2 Проведение аналитического выравнивания ряда динамики………24
2.3 Расчет показателей колеблемости......................................................27
2.4 Прогнозирование на перспективу………………………………….
Глава III. Исследование взаимосвязей социально-экономических явлений.
3.1 Проведение аналитической группировки…………………………..32
3.2 Индексный анализ……………………………………………............42

Заключение………………………………………………………………….....44
Список использованной литературы………………………………………....

Файлы: 1 файл

стат исследование образования и культуры попытка номер 2.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы статистического изучения образования и культуры.

        1.1 Сущность деятельности культуры и образования…………………..6

        1.2 Показатели деятельности учреждений образования и культуры…..8

Глава II. Анализ ряда динамики.

        2.1 Определение показателкй ряда динамики………………………….18

        2.2 Проведение аналитического выравнивания ряда динамики………24

        2.3 Расчет показателей колеблемости......................................................27

         2.4 Прогнозирование на перспективу………………………………….

Глава III. Исследование взаимосвязей социально-экономических явлений.

        3.1 Проведение аналитической группировки…………………………..32

        3.2 Индексный анализ……………………………………………............42

       

 

Заключение………………………………………………………………….....44

Список использованной литературы………………………………………....45

Приложения……………………………………………………………………46

 

 

 

Введение

Основным источником информации об уровне образования населения является перепись населения. Программа переписи помогает в получении сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.

Так как образовательная сфера является основополагающим звеном системы воспроизводства человеческих ресурсов, то значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов, как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.

Высокие темпы развития современного рынка образовательных услуг и становления его институтов определяют необходимость исследования этих процессов, протекающих на нем процессов, повышения качества образовательных услуг с учетом запросов потребителей, адаптации жизнедеятельности учебных заведений к складывающемуся новому социально-экономическому укладу.

Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений.

 

Статистика культуры и образования неразрывно связаны между собой.

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа. 
Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности. Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей

Целью данной курсовой работы является анализ основных показателей в области образования и культуры. Задачами при написании курсовой работы являются:

1) изучить литературу (учебники, статистические сборники и другое) по рассматриваемой проблеме;

  1. Анализ основных показателей образования и культуры за период 2005-2013;
  2. Анализ ряда динамики образования и культуры;
  3. Прогнозирование на перспективу;
    1. Проведение индексного анализа, проведение аналитической группировки регионов Российской Федерации.

Объектом исследования является образование и культура.

Предметом исследования являются количественные показатели исследования образования и культуры во взаимосвязи с качественными характеристиками.

Методами исследования являются: статистическое наблюдение, статистическая сводка и группировка, метод обобщающих показателей, анализ рядов динамики, выборочный метод, индексный метод.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Во введении обоснована актуальность темы исследования и дана характеристика степени разработанности исследуемой проблемы; определены цель, задачи, объект, предмет и актуальность исследования.

В первой главе раскрыты сущность образования и культуры, изучены методы исследования и статистические показатели образования и культуры.

Вторая глава посвящена анализу динамики, определению показателей и проведению аналитического выравнивания рядов динамики.

Третья глава включает исходные данные для проведения аналитической группировки регионов Российской Федерации за 2013 год; ранжированный ряд распределения регионов по численности основных показателей; интервальный ряд распределения; рабочую таблицу простой аналитической группировки; индексный анализ.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения культуры

 

    1. Сущность деятельности культуры и образования.

       Статистика образования включает в себя количественные и качественные характеристики образовательной деятельности как в рамках учреждений, реализующих определенные образовательные программы и обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся (воспитанников), так и за их пределами, на протяжении всей жизни человека, в том числе обучение в организациях без отрыва от работы на различных курсах повышения квалификации либо путем самообразования. Статистика призвана отражать развитие системы образования на всех ее уровнях, состав и условия функционирования образовательных учреждений, состояние и использование материально-технической базы, кадры воспитателей и преподавателей, контингенты обучающихся, их структуру и динамику, основную и дополнительную деятельность образовательных учреждений и ее результативность.

Статистика образования строится как многоуровневая система, которая базируется на потоках информации от субъектов рынка образовательных услуг: населения, образовательных учреждений и предприятий.

Источником информации об уровне образования населения является перепись. На основе данных переписи население распределяется по уровню образования, находятся обобщающие показатели его уровня. Эти показатели в общем виде характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования.

На практике наиболее распространены следующие обобщающие показатели уровня образования:

  1. Процент грамотных среди населения в возрасте от 9 до 49 лет;
  2. Число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, в расчете на 1000 человек в возрасте старше 15 лет;
  3. Число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее. Среднее     специальное и среднее (полное и неполное) образование, в расчете на 1000 занятого населения;
  4. Число лиц с высшим образованием в расчете на 1000 человек в возрасте старше 15 лет.

Уровень образования населения показывает качество жизни, как и культура.

Любые экономические преобразования неэффективны без полноценного удовлетворения культурных потребностей населения. Сами преобразования невозможны без достаточного культурного уровня осуществляющих их людей. Качество культуры общества, включает такие показатели как развитость структуры культурной сферы, доступность для населения учреждений и мероприятий культуры, содержательное качество культурных мероприятий, качество организации и обслуживания в заведениях культуры, посещаемость населением учреждений культуры, удовлетворенность населения предлагаемыми услугами.

Исследование сферы культуры и отдыха населения требует расчета и анализа количественных показателей, в основе которых лежат статистические данные.

 

 

 

 

 

 

1.2 Показатели и методы исследования образования и культуры.

Для статистического исследования рынка труда используются следующие методы:

1) Метод статистического наблюдения.

2) Выборочный метод.

3) Метод статистических группирований.

4) Метод относительных и средних  величин.

5) Индексный метод.

6) Ряд динамики 

7) КРА

Опишем каждый метод:

Рассмотрим каждый метод в отдельности.

  1. Статистическое наблюдение — это массовое (охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы совокупности. [4]
  2. Выборочный метод. Множество всех единиц совокупности, обладающих определенным признаком и подлежащих изучению, носит в статистике название генеральной совокупности.

На практике по тем или иным причинам не всегда возможно или же нецелесообразно рассматривать всю генеральную совокупность. Тогда ограничиваются изучением лишь некоторой части ее, конечной целью которого является распространение полученных результатов на всю генеральную совокупность, т. е. применяют выборочный метод.

Для этого из генеральной совокупности особым образом отбирается часть элементов, так называемая выборка, и результаты обработки выборочных данных (например, средние арифметические значения) обобщаются на всю совокупность.

Теоретической основой выборочного метода является закон больших чисел. В силу этого закона при ограниченном рассеивании признака в генеральной совокупности и достаточно большой выборке с вероятностью, близкой к полной достоверности, выборочная средняя может быть сколь угодно близка к генеральной средней. Закон этот, включающий в себя группу теорем, доказан строго математически. Таким образом, средняя арифметическая, рассчитанная по выборке, может с достаточным основанием рассматриваться как показатель, характеризующий генеральную совокупность в целом.

Разумеется, не всякая выборка может быть основой для характеристики всей совокупности, к которой она принадлежит. Таким свойством обладают лишь репрезентативные (представительные) выборки, т. е. выборки, которые правильно отражают свойства генеральной совокупности. Существуют способы, позволяющие гарантировать достаточную репрезентативность выборки. Как доказано в ряде теорем математической статистики, таким способом при условии достаточно большой выборки является метод случайного отбора элементов генеральной совокупности, такого отбора, когда каждый элемент генеральной совокупности имеет равный с другими элементами шанс попасть в выборку. Выборки, полученные таким способом, называются случайными выборками. Случайность выборки является, таким образом, существенным условием применения выборочного метода. [5]

    1. Метод статистических группировок.

Группировка — это распределение единиц по группам в

соответствии со следующим принципом: различия между единицами, отнесенными к одной группе, должны быть меньше чем между единицами, отнесенными к разным группам. Группировка лежит в основе дальнейшей работы с собранной информацией. На основе группировки рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения,

анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками. Если рассчитать сводные показатели только в целом по совокупности, то мы не сможем уловить ее структуры, роли отдельных групп, их специфики. [6, С. 172 ]

Таким образом, значение группировки состоит в том, что этот метод обеспечивает обобщение данных, представление их в компактном, обозримом виде. Кроме того, группировка создает основу для последующей сводки и анализа данных.

Для изучения структурных изменений в экономике государственная статистика использует группировку хозяйственных субъектов по формам собственности и организационно-правовым формам.

При анализе рынка труда используются количественные группировки, которые основаны на признаках, то есть показателях, имеющих количественное выражение. Например, группировка по численности занятых, численности безработных, по размеру дохода и т.д. Также имеют место качественные группировки, в основе которых лежат показатели, не имеющие количественного выражения. Это группировка численности трудоспособного населения по возрасту и полу, по социально-профессиональным группам и т.д. [7]

 

4.Метод относительных и средних величин.

Под методом средних понимается не только вычисление и анализ различных средних, но и измерение колеблемости величины вокруг среднего уровня. Большое значение для обработки результатов наблюдения во многих областях имеет использование методов теории вероятности и математической статистики. В частности, эти методы применяются для измерения ошибки выборки, анализа связи между факторами и оценки надежности результатов (корреляционное исчисление, дисперсионный анализ и т. д.). В процессе статистического исследования статистические методы обычно применяются комплексно. Например, в анализе рядов динамики сочетается использование таких приемов, как выравнивание (сглаживание) рядов, исчисление средних и индексов, построение графиков и т. д.   [8, С. 23-24 ]

Информация о работе Исследование взаимосвязей социально-экономических явлений